Автор: Петрова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №113"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: проект
Тема: "Конструирование - мир фантазий и идей"
Раздел: дошкольное образование
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
Старший воспитатель Заведующий МДОУ «Центр развития
_________Кирпиленко М.В. ребенка – детский сад №113»
Приказ № ____ от ____________
ПРОЕКТ
«КОНСТРУИРОВАНИЕ –
МИР ФОНТАЗИЙ И ИДЕЙ»
в подготовительной группе «Ромашка»
на 2022 – 2023 учебный год
Воспитатели: Петрова Г.Н., Жигунова Т.В
Учитель – логопед: Котельникова Т.Н.
Саратов 2022 г.
ПРОЕКТ
«
КОНСТРУИРОВАНИЕ – МИР ФАНТАЗИЙ И ИДЕЙ
»
Схема реализации проекта
Вид проекта – групповой, долгосрочный
Тип проекта – познавательно – продуктивный (конструктивный) творческий.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта – с 15сентября 2022 г. - 30 апреля 2023г.
Проблема:
дети создают однотипные постройки (заборчик, ворота), не умеют
работать коллективно, объединять свои поделки и постройки в соответствии с
общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять,
затрудняются подбирать материал с учетом конструктивных свойств
(устойчивость, форма, величина).
Проблема оказалось в том, что
конструированию - моделированию уделяется недостаточно внимания и времени
в группе.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного
возраста занимает значимое место в дошкольном образовании.
В связи с этим,
мы решили создать проект по конструированию(моделированию)
Актуальность проекта
Ребенок — прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные
природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в
конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность
придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом
любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Деревянный конструктор на первый взгляд, простой игровой материал, но он
таит в себе огромные возможности и даёт для развития ребёнку то, что не может
дать ни одна другая игра. Строительные игры способствуют развитию
мышления, пространственного воображения, лежащие в основе конструкторской
деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н.Поддъякова,
Л.А.Парамоновой и др. Конструирование из деревянного строителя - это вид
деятельности, в котором дошкольнику гарантирован успех; вариативность
материала (кубики, кирпичики, призмы, и др., сочетаются разнообразно друг с
другом) создают возможность творчески его использовать: постройка может
быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро.
Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить
самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с
ним планировать свою деятельность. Ребенок должен получать представление о
начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического
творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования
должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же,
как и изучение формы, цвета и размера.
Цель проекта: Формировать у детей интерес к конструктивной
деятельности, развивать технические и конструктивные навыки и умения,
используя практический материал.
Конструктивно – модельная деятельность, как средство всестороннего развития
дошкольника. (Развитие интереса и научно – технического творчества детей
посредством конструктивно – модельной деятельности.)
Задачи:
1.Развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные
особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между
их назначением и строением.
2.Развивать умение планировать процесс возведения постройки,
преобразовывать готовую конструкцию через изменения или дополнения
определенных элементов
.
3.Закреплять навыки коллективной работы: умение договариваться,
распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
5
.
Развивать фантазию, воображение творчески использовать приобретённые
навыки в создании игровой ситуации.
6.Повысить педагогическую грамотность родителей в области конструирования
для обогащения игровой деятельности дошкольников в домашних условиях.
Ожидаемый результат.
- Формируются представления о строительных деталях,
их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения,
крепления).
- Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют детали, сочетают по
форме, по-разному соединяют, накладывая, приставляя, экспериментируя с
ними).
- Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели,
рисунки, образцы, словесная инструкция
).
- Дети создают постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют
с ними.
- Развивается творчество, изобретательство.
Этапы реализации проекта
Этап подготовительный:
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
- беседа с детьми и родителями;
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта;
Итоговый этап:
- презентация проекта
.
План мероприятий по проекту
Этап подготовительный
* Подборка элементарных рисунков, фотографий, схем, чертежей, моделей.
*Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтение
художественной литературы, рассматривание картин и беседы.
*Рассматривание картин: «Как Мишка строил дом», «Мы строители», «Разве так
играют».
Подбор мультфильмов, презентаций по теме.
Разработка конспектов ООД.
Подбор дидактического материала, загадок и стихов по теме
Составление картотеки
схем и образцов конструкций
Основной этап:
Просмотр электронных презентаций:
«Кто построил новый дом».
«Стройка. Профессии на стройке»( строитель, инженер, архитектор).
«Детям об истории жилища ».
Беседы:
«Что можно построить из кубиков?»
«Транспорт»
«Как ребята построили дом»
Чтение художественной литературы
Стихи: К.Лукаш «Мне конструктор папа подарил», Т.Шатских «Про
конструктор», В.Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
Сказки: «Три поросенка»
Рассказы: Н.Калинина «Как ребята построили дом».
Рассматривание картин: «Как Мишка строил дом», «Мы строители», «Разве так
играют».
НОД
Ознакомление с окружающим миром
«Путешествие на стройку»
«Мастерская по изготовлению модели»
ФЭМП
«Часть и целое»
«Учимся измерять»
«Раздели правильно»
«Разложи по полочкам»
Эксперимент: «Почему все падает на землю».
Рисование «Я рисую что построил» «Паспорта для жителей страны»
«Красивый замок»
Сюжетно-ролевые игры:
«Строители» сюжет «Строим космодром»
«Инженеры – проектировщики»
Конструктивные игры:
Из деревянного конструктора
«Забор для непоседливого Колобка», «Город будущего», «Как полка
превратилась в книжный шкаф»,
«Мебель для Снегурочки», «Мы с тобою
мастера»
Дидактические игры и упражнения:
«Найди такую же деталь»;
«Запомни расположение»;
«Что изменилось?»;
«Выложи вторую половину»;
«Чья команда быстрее построит».
«Фотоателье»
Игра – фантазия «Что было бы, если …..»
Работа с родителями
Консультация для родителей
«Роль строительной игры в развитии ребенка
».
Создание альбома совместного детско-родительского творчества «Строить из
конструктора вместе веселей».
Фотовыставка поделок из конструктора, выполненных детьми дома
Итоговый этап
Семинар - практикум «Строительная мастерская».
Презентация «Детский ростовой конструктор – Бабашки»
1. Куцакова Л. В Конструирование и художественный труд в детском саду:
Программа и конспекты занятий. -М.:ТЦ Сфера,2010.-240с. -(Программа
развития).
2.Лыкова И. А Конструирование в детском саду. Средняя группа. Учебно –
методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики».М:НД
«Цветной мир»,2015.-144с, 152 фотографии с вариантами построек.
3. Лиштван З.В. Конструирование Москва, 2009 г.
4. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников
Москва 2012 г.