Авторы: Буглова Марина Валентиновна, Варлашина Светлана Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ПО "Пензенский колледж транспортных технологий"
Населённый пункт: Пензенская область, г. Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация технологии современного взаимодействия студента и преподавателя при освоении профессиональных модулей по профессии "Проводник на железнодорожном транспорте"
Раздел: среднее профессиональное
Реализация технологии современного взаимодействия студента и
преподавателя при освоении профессиональных модулей по профессии
«Проводник на железнодорожном транспорте»
Буглова М.В., Варлашина С.Ю.
В настоящее время весьма значимым является вопрос преподавания
дисциплин
профессиональных
модулей
в
сфере
профессионального
образования. Прежде всего, профессиональное образование должно быть
практико-ориентированным. В связи с этим особую значимость приобретает
формирование у обучающихся не только определенных знаний, навыков и
умений, но и самостоятельности, набора определенных компетенций,
которые обеспечат человеку в будущем полноценную жизнь, будут
способствовать решению ряда жизненно важных проблем, принятию
эффективных решений. Важная роль отводится формированию комплекса
знаний и навыков, необходимых учащимся для грамотной организации своей
профессиональной деятельности, обустройства личной жизни, создания
семьи, умения ориентироваться в социальном, экономическом и правовом
пространстве современного общества. Важная роль в этом отводится
формированию системы экономических знаний.
Технология обучающих фабрик предполагает закупку образовательной
организацией
оборудования
(для
учебного
заведения
оно
является
лабораторным оборудованием), с его помощью организуется лаборатория,
при этом лаборатория становится частью конкретного производственного
цикла из определенной индустрии, отрасли. Оборудование располагается на
территории
образовательной
организации,
при
этом
обучающиеся
непосредственно имеют прямой доступ к данной лаборатории и осваивают в
ней основные технологические процессы.
Сам процесс слияния образования и технологических процессов
предполагает специфику как образовательного процесса, так и специфику
фабрики.
В
связи
с
этим
возникают
определенные
трудности.
Образовательная организация не в состоянии приобрести самостоятельно
дорогостоящее производственное оборудование, которое может обеспечить
полный цикл производства того или иного товара/продукта.
В связи с тем, что изменились подходы к обучению, изменились и
средства, применяемые для развития студентов и достижения поставленных
учебных задач.
Тенденция к поиску наиболее эффективного средства преподавания
дисциплин профессионального модуля до сих пор остается актуальной.
«Проводник
на
железнодорожном
транспорте»
–
довольно
сложная
специальность, требующая специфического подхода к изучению. Это
обусловлено практической значимостью данного предмета.
В настоящее время перед образовательными учреждениями среднего
профессионального
образования,
поставлена
государственная
задача:
подготовить
компетентного
высокообразованного
и
социально
адаптированного специалиста среднего звена, готового учиться в течение
всей жизни, не боящегося конкуренции на рынке труда. К выпускникам
образовательных
учреждений
профессионального
образования
предъявляются высокие требования.
Перед
педагогическим
коллективом
СПО
стоит
очень
важная
актуальная задача – обеспечить эффективность учебно-воспитательной
работы со студентами.
Преподавание
дисциплин
профессиональных
модулей
в
сфере
профессионального образования имеет свою специфику. Прежде всего, оно
направлено на формирование у учащихся ключевых компетенций, и должно
быть
ориентировано
на
эффективное
функционирование
будущего
специалиста в профессиональной среде.
Практико-ориентированное
обучение
–
это
процесс
освоения
обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них
навыков практической деятельности за счёт выполнения ими практических
задач. В отличие от традиционного образования, практико-ориентированное
образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков -
опыта практической деятельности. Результатом практико-ориентированного
подхода является выпускник учебного заведения, способный эффективно
применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности.
Нами был проанализирован учебный план по профессии «Проводник
на железнодорожном транспорте».
Программа данной дисциплины реализуется в течение всего периода
обучения и выполняется обучающимися самостоятельно.
Форма проведения консультаций - групповые, индивидуальные.
Оценка
качества
освоения
включает
промежуточную
и
государственную итоговую аттестацию обучающихся.
Профессиональные модули представлены изучением практической
работы проводника пассажирского вагона.
Студенты
должны
уметь
осуществлять
посадку
пассажиров
с
электронными
билетами,
проверять
подвагонное
оборудование
пассажирского вагона, определять неисправности тормозного оборудования
и колёсных пар в пути следования, выполнять требования пожарной и
транспортной, пользоваться средствами пожаротушения и индивидуальными
средствами защиты, управлять системами жизнеобеспечения вагона в
соответствии с установленными требованиями, определять соответствие
технического состояния оборудования вагона требованиям нормативных
документов.
По результатам проведенного исследования можем сформулировать
следующие практические рекомендации:
-
для
повышения
интереса
к
занятиям
и
обеспечения
практикоориентированности,
для
развития
навыков
самостоятельной
деятельности,
развития
исследовательских
навыков,
рекомендуется
применять для изучения отдельных тем проектную деятельность.
- для организации проектной деятельности, учащихся необходимо
разбить на 5-6 групп, каждой из которых необходимо дать отдельное задание.
- задание необходимо давать заранее: примерно за 2-3 недели до
запланированной даты изучения темы.
- результаты проекта могут быть представлены в любой форме, но
предпочтительнее использовать наглядные методы, поскольку они позволяют
лучше донести информацию до слушателей.
- в день защиты проектов рекомендуется начинать занятие с
актуализации знаний. После чего необходимо плавно подвести учащихся к
тому, чтобы они сами сформулировали проблему, которая будет обсуждаться
на уроке.