Напоминание

Реализация технологии современного взаимодействия студента и преподавателя при освоении профессиональных модулей по профессии "Проводник на железнодорожном транспорте"


Авторы: Буглова Марина Валентиновна, Варлашина Светлана Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ПО "Пензенский колледж транспортных технологий"
Населённый пункт: Пензенская область, г. Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: Реализация технологии современного взаимодействия студента и преподавателя при освоении профессиональных модулей по профессии "Проводник на железнодорожном транспорте"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Реализация технологии современного взаимодействия студента и

преподавателя при освоении профессиональных модулей по профессии

«Проводник на железнодорожном транспорте»

Буглова М.В., Варлашина С.Ю.

В настоящее время весьма значимым является вопрос преподавания

дисциплин

профессиональных

модулей

в

сфере

профессионального

образования. Прежде всего, профессиональное образование должно быть

практико-ориентированным. В связи с этим особую значимость приобретает

формирование у обучающихся не только определенных знаний, навыков и

умений, но и самостоятельности, набора определенных компетенций,

которые обеспечат человеку в будущем полноценную жизнь, будут

способствовать решению ряда жизненно важных проблем, принятию

эффективных решений. Важная роль отводится формированию комплекса

знаний и навыков, необходимых учащимся для грамотной организации своей

профессиональной деятельности, обустройства личной жизни, создания

семьи, умения ориентироваться в социальном, экономическом и правовом

пространстве современного общества. Важная роль в этом отводится

формированию системы экономических знаний.

Технология обучающих фабрик предполагает закупку образовательной

организацией

оборудования

(для

учебного

заведения

оно

является

лабораторным оборудованием), с его помощью организуется лаборатория,

при этом лаборатория становится частью конкретного производственного

цикла из определенной индустрии, отрасли. Оборудование располагается на

территории

образовательной

организации,

при

этом

обучающиеся

непосредственно имеют прямой доступ к данной лаборатории и осваивают в

ней основные технологические процессы.

Сам процесс слияния образования и технологических процессов

предполагает специфику как образовательного процесса, так и специфику

фабрики.

В

связи

с

этим

возникают

определенные

трудности.

Образовательная организация не в состоянии приобрести самостоятельно

дорогостоящее производственное оборудование, которое может обеспечить

полный цикл производства того или иного товара/продукта.

В связи с тем, что изменились подходы к обучению, изменились и

средства, применяемые для развития студентов и достижения поставленных

учебных задач.

Тенденция к поиску наиболее эффективного средства преподавания

дисциплин профессионального модуля до сих пор остается актуальной.

«Проводник

на

железнодорожном

транспорте»

довольно

сложная

специальность, требующая специфического подхода к изучению. Это

обусловлено практической значимостью данного предмета.

В настоящее время перед образовательными учреждениями среднего

профессионального

образования,

поставлена

государственная

задача:

подготовить

компетентного

высокообразованного

и

социально

адаптированного специалиста среднего звена, готового учиться в течение

всей жизни, не боящегося конкуренции на рынке труда. К выпускникам

образовательных

учреждений

профессионального

образования

предъявляются высокие требования.

Перед

педагогическим

коллективом

СПО

стоит

очень

важная

актуальная задача – обеспечить эффективность учебно-воспитательной

работы со студентами.

Преподавание

дисциплин

профессиональных

модулей

в

сфере

профессионального образования имеет свою специфику. Прежде всего, оно

направлено на формирование у учащихся ключевых компетенций, и должно

быть

ориентировано

на

эффективное

функционирование

будущего

специалиста в профессиональной среде.

Практико-ориентированное

обучение

это

процесс

освоения

обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них

навыков практической деятельности за счёт выполнения ими практических

задач. В отличие от традиционного образования, практико-ориентированное

образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков -

опыта практической деятельности. Результатом практико-ориентированного

подхода является выпускник учебного заведения, способный эффективно

применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности.

Нами был проанализирован учебный план по профессии «Проводник

на железнодорожном транспорте».

Программа данной дисциплины реализуется в течение всего периода

обучения и выполняется обучающимися самостоятельно.

Форма проведения консультаций - групповые, индивидуальные.

Оценка

качества

освоения

включает

промежуточную

и

государственную итоговую аттестацию обучающихся.

Профессиональные модули представлены изучением практической

работы проводника пассажирского вагона.

Студенты

должны

уметь

осуществлять

посадку

пассажиров

с

электронными

билетами,

проверять

подвагонное

оборудование

пассажирского вагона, определять неисправности тормозного оборудования

и колёсных пар в пути следования, выполнять требования пожарной и

транспортной, пользоваться средствами пожаротушения и индивидуальными

средствами защиты, управлять системами жизнеобеспечения вагона в

соответствии с установленными требованиями, определять соответствие

технического состояния оборудования вагона требованиям нормативных

документов.

По результатам проведенного исследования можем сформулировать

следующие практические рекомендации:

-

для

повышения

интереса

к

занятиям

и

обеспечения

практикоориентированности,

для

развития

навыков

самостоятельной

деятельности,

развития

исследовательских

навыков,

рекомендуется

применять для изучения отдельных тем проектную деятельность.

- для организации проектной деятельности, учащихся необходимо

разбить на 5-6 групп, каждой из которых необходимо дать отдельное задание.

- задание необходимо давать заранее: примерно за 2-3 недели до

запланированной даты изучения темы.

- результаты проекта могут быть представлены в любой форме, но

предпочтительнее использовать наглядные методы, поскольку они позволяют

лучше донести информацию до слушателей.

- в день защиты проектов рекомендуется начинать занятие с

актуализации знаний. После чего необходимо плавно подвести учащихся к

тому, чтобы они сами сформулировали проблему, которая будет обсуждаться

на уроке.



В раздел образования