Авторы: Тепелина Ольга Александровна, Ольга Александровна Тепелина
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: НГО МАДОУ детский сад "Росинка" детский сад № 6 "Дельфин"
Населённый пункт: город Новоуральск
Наименование материала: статья из опыта работы по экологическому воспитанию старших дошкольников
Тема: ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
О.А. Тепелина, воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ детский сад «Росинка»,
обособленной структурное подразделение детский сад № 6 «Дельфин»,
г. Новоуральск
ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
(из опыта работы)
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные
акции, в которых могут принимать участие не только взрослые, но дети. Значение
акций в экологическом воспитании чрезвычайно велико. Их роль в экологическом
воспитании подрастающего поколения трудно переоценить!
Природоохранные акции - это общественно-значимые, длительные по
времени мероприятия, включающие цикл наблюдений, бесед, труд, конкурсы,
игры, продуктивные виды деятельности.
Детский сад является звеном муниципальной системы образования в
систему работы которого входит экологическое воспитание дошкольников. В
образовательный
процесс
данного
направления
мы
включили
акции
—
«Покормите птиц зимой» и «Голубая лента».
Министерство Образования и Молодёжной политики Свердловской
области
организовало
проведение
Всероссийской
акции
с
целью
информированности населения России в вопросах эффективного использования
водных ресурсов, где в одной из задач звучало – Выявление и обобщение
положительного опыта работы образовательных учреждений в исследовании
водных ресурсов.
Цель нашей работы в этом направлении – развивая интерес к природе,
формировать у детей положительное эмоциональное отношение к ней, желание
беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
При этом
решаются
задачи в разных областях: познавательные,
нравственные, этические, направленные на формирование активной жизненной
положительной позиции по
отношению к природе. Мы
помогаем понять ребенку, что
от него зависит состояние
окружающей
нас
среды.
Примеры
заботливого
отношения
к
природе
со
стороны взрослых служат для
ребёнка
образцом
и
побуждают
стремиться
к
созиданию, желанию беречь
её и заботиться о ней.
Открывая Акцию
«Голубая лента», для своих
воспитанников, хотелось придать ей большей значимости и серьёзности. Для
этого мы подготовили для них голубые ленточки-браслеты. И работа началась!
22 марта в детском саду состоялось торжественное мероприятие
«Всемирный день воды». Используя интерактивную доску, дети познакомились с
водными ресурсами нашей планеты. Что они из себя представляют и как их
используют.
Что такое вода? В
каких
состояниях
она
может
находиться?
Где
встречается в природе и
откуда поступает в дом?
На эти и ещё много
других
вопросов
мы
вместе с воспитанниками
группы находили ответы.
Для повышения и
устойчивости интереса к
данной теме, в группе мы
создали
«Музей
воды»,
привлекли
родителей
к
данному
мероприятию:
подобрали
детскую
литературу,
интересный
инвентарь для опытов и экспериментов.
Беседовали о том для чего и кому необходима вода. А через опыты,
эксперименты наши воспитанники узнали о свойствах, формах и видах воды, о
круговороте воды в природе.
Учились делать элементарные выводы и
умозаключения.
В ходе акции дошкольники получили природоведческие знания, азы
экологической культуры. Нашим воспитанникам мы дали возможность увидеть
самим правильное отношение к природе, чтобы в будущем наше поколение могло
исправить послед- ствия экологически неграмотных действий людей. Беседа о
загрязнении пресной воды на нашей планете оказалась для них очень
животрепещущей темой. Ребята очень эмоционально реагировали и были
возмущены таким отношением людей к водным ресурсам Земли, к животным
обитающим в них.
Что мы можем сделать? Как помочь? Эти вопросы мы обсуждали вместе с
воспитанниками.
Вместе с детьми мы думали: «что нужно сделать, чтобы как можно больше
людей знали об этом?» «Нужно просто рассказать!» Дети взяли карандаши и
рисовали напоминалки тех простых правил, которые придумали сами, которые
посчитали очень важными.
Акции служат хорошей
экологической пропагандой среди
родительской
общественности.
Дети видят отношение родителей
к организации мероприятия, их
заинтересованное
отношение
и
участие.
Своим родным и близким,
наши воспитанники проговорили
простые
правила
бережного
отношения к воде, тем самым приобщая их к общему совместному мероприятию.
Дети чувствовали свою важную миссию в этом деле.
Разнообразие продуктивных видов деятельности всегда интересно для
детей. Так как наша акция связана с водой, то мы решили открыть мастерскую
«АкваИнженеринг»,
где
каждый
из
воспитанников
мог
найти
наиболее
интересное занятие для себя и самореализоваться.
Занимаясь тикоконструктруированием, дети выбирали схемы водных объектов и
морских обитателей. Работали в парах и по отдельности. Было интересно,
собирали не по одной схеме, а выражали желание дополнительно собирать ещё,
проявляя интерес и свои возможности. Батискафы, подводные лодки, морские
звёзды, рыбы и многое другое – всё это многообразие тикоподелок было
представлено на нашей выставке по тикоконструированию для родителей.
Не менее интересна была работа с природным материалом. Выкладывали
по схеме и придумывали сами! – в ход шло всё, родители и дети активно несли
разный материал: фасоль, горох, разнообразные семечки, скорлупа фисташек и
грецких орехов и многое другое.
Выкладывание по схеме из счётных палочек морских обитателей и водного
транспорта
оказалось, не таким уж и простым занятием. Математические навыки очень в
этом пригодились!
Конструирование из бумаги стало для детей очень занятным делом.
Сконструировали кораблики, раскрасили их.
И в продолжении занятия – обыграли наши поделки, запустив их по реке.
В каждом мероприятии в рамках данной акции, мы проговаривали с
детьми, что вода – одно из главных богатств на Земле. От загрязненной воды
страдает все живое, существует угроза для животных, живущих в ней. Беседовали
о экологической катастрофе морских обитателей. В технике оригами мы с
воспитанниками
группы
сконструировали
тюленей,
разбирая
пошагово
инструкцию.
По инициативе детей поделки решили подарить детям средней группы и
рассказали о животных и их среде обитания.
Одно из мероприятий, организованных в рамках Всероссийской
природоохранной
акции
«Голубая
лента», был конкурс на лучший
рисунок – пейзаж «Я рисую речку!»
воспитанники
группы
приняли
участие в этом конкурсе. Дети знают
названия
водоёмов
нашей
окрестностей.
Решили
нарисовать
реку
Бунарка,
которую
видят
с
детства и часто прогуливаются возле
неё с родителями.
Беседуя с детьми об охране
водных ресурсов, для чего нужно это
делать,
воспитанники
группы
решили: «Речку нашу, мы хотим
видеть всегда чистой и красивой» -
так
решили
ребята.
Когда
мы
подрастём – будем ухаживать за ней- убирать мусор и говорить всем людям
правила, которые нельзя нарушать!
Природоохранные акции являются эффективной формой работы с детьми
по экологическому воспитанию: формируют у воспитанников представления о
взаимосвязи
человека
с
природой,
позволяют
развивать
положительное
эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Привлечение
родительской общественности является наглядным
положительным примером для подрастающего поколения.
Акции позволяют добиться не механического запоминания правил
поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в
отношение.
С
этих
позиций
большое
внимание
уделяется
посильной
практической деятельности. Ребёнок как бы самостоятельно для себя раскрывает
«Тайны природы», творчески демонстрирует своё отношение к ней, через
интеграцию в разных видах образовательной деятельности.
Акции формируют активную жизненную позицию, они помогают убедить
ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние
окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую
сторону свое окружение.