Разговор с детьми как метод развития диалогической речи, методика их проведения.
Автор: Павлова Рина Рафиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: нвгу Населённый пункт: Нижневартовск Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Разговор с детьми как метод развития диалогической речи, методика их проведения. Раздел: дошкольное образование
Одним из условий развития диалогической речи является организация
речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, друг
с другом. Основным методом формирования диалогической речи в
повседневном общении является разговор воспитателя с детьми
(неподготовленный диалог).
Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся
на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует
правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого
развития.
Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее
влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспеченно их
эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная
модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в
общении является понимание, признание, принятие личности ребенка. Ребенок
охотно вступает в контакт со взрослыми, если чувствует внимание, интерес,
доброжелательность, комфортность, свою защищенность. Важно помнить, что
воспитатель занимает важное место в жизни ребенка. А.Н. Леонтьев причислял
воспитателя к малому, интимному кругу общения ребенка. При доверительных
отношениях с воспитателем дети чаще, чем родители, рассказывают ему о
своих переживаниях.
Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать
влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать правильный
образец общения, развивать
навыки диалогической и монологической речи.
Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными.
В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на
отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны
детской речи, выявить ее недостатки, определить в чем можно поупражнять
ребенка, узнать его интересы, стремления настроение.
В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.
Самое лучшее время для коллективных разговоров - прогулка. Для
индивидуальных разговоров лучше подходят утренние и вечерние часы.
В младшем возрасте преобладают индивидуальные разговоры. Очень
важно расположить к себе ребенка, заинтересовать его. Следует использовать
привлекательные игрушки, яркие картинки. Воспитатель вовлекает в коллектив
и переходит к разговорам по подгруппам, приучая слушать взрослых и друг
друга, говорить громче - тише, смотреть на собеседника.
В средней и особенно в старших группах начинают преобладать
коллективные разговоры. Разговоры детей более длительны, а интересы шире.
Большое внимание воспитатель обращает на содержание детской речи, ее
правильность. Повышаются требования к поведению во время разговоров: они
не могут прерывать разговор и уходить; должны говорить спокойно, четко,
неторопливо, поочередно.
В непосредственном общении с воспитателем дети задают много вопросов.
При ответах на вопросы следует опираться на опыт детей, на наглядность. При
нежелательных вопросах о вульгарных словах целесообразно, кратко объяснив,
что это слово нехорошее, переключить внимание детей на что-нибудь другое.
Бывают такие вопросы, на которые воспитатель не знает ответа. В подобных
случаях следует говорить, что он почитает об этом и расскажет в следующий
раз. Нужно обращать внимание на правильность построения детьми вопросов.
До 4-х лет дети находятся на уровне деловой формы общения. Во многих
случаях обходятся неречевыми средствами общения (жестом, действием). Их
пересказ - отрывочные действия или события (например: девочка, клоун там).
Дети, находящиеся на уровне познавательной формы общения, на первый
план ставят новые знания о предметах окружающего мира, им необходимы
новые речевые средства. У них расширяется словарный запас, речь богаче,
разнообразнее.
Дети, находящиеся на уровне личностной формы общения используют в
речи оценочные прилагательные, наречия образа действия, сложны
предложения. Чаще употребляется «прошлое» и «будущее» время.
Среди индивидуальных занятий выделяют опережающую инициативу
взрослого. Иными словами, воспитатель дает ребенку образы того общения,
которыми последний еще не владеет.
Во время подвижных игр с правилами воспитатель выполняет роль
организатора и сам включается в игру. Ценность совместных игр в том, что дети
учатся ориентироваться на партнера, не обижаться если проиграли. Основная
педагогическая задача предварительных игр - создание свободного, активно-
положительного отношения к воспитателю, снятие всяких барьеров. Это
необходимое условие формирование более сложных видов речевого общения.
Постепенно в ходе игр или после них, дети вовлекаются в разговор на
познавательную тему: им рассказывают о жизни и паводках животных, о
машинах, о явлениях природы. Педагог старается сделать детей равноправными
участниками разговора. Чаще спрашивает, наводит на правильный ответ, задает
наводящие вопросы, т.е. поддерживает познавательную активность.
Познавательная беседа продолжительностью от 5 до 15 минут лучше проводить
индивидуально или с небольшой группой детей. Обсуждается тема постоянная.
Поэтому воспитатель предварительно подбирает несколько тем, близких и
понятных. Постепенно беседа переводится от конкретной какой-либо общей
истории, темы, касающейся ребенка, его жизни и окружающих его людей (кто из
друзей похож на героя?). При этом взрослый - активный участник: рассказывает о
себе, о своих знакомых. Продолжительность личностной беседы определяет сам
ребенок. Формируя личностное общение, важно избежать одной опасности,
чтобы оно не превратилось в формальный, поверхностный разговор. Поэтому
полезны не только специально организованные занятия. В самой разной ситуации
(в ходе игр, на прогулке) воспитатель обращает внимание ребенка на самого себя,
на окружающих его детей (как ты думаешь, не скучно ли Коле, не обиделся ли он
на тебя?).
МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ
РАЗГОВОРОВ.
В младшей группе - игровой разговор.
Берем игрушку, подходим к ребенку и говорим: «Здравствуй, Оля, я зайчик -
побегайчик. Посмотри, какие у меня красивые ушки. Длинные, пушистые. Ой, а у
тебя какие длинные ушки (косички)...Нет, - отвечает ребенок - не уши».
Или беседа игрушки с игрушкой.
В средней группе воспитатель с элементом костюма старик - лесовик говорит:
«Я старик - лесовик, живу в лесу, детей в лес не пускаю, а звери проходите».
Ребенок: Я белочка.
Старик: Мне надо убедиться, что ты белочка. Сколько у тебя ног, а шубка как
у совы? А хвост какой?
Сюжетно - ролевые игры - метод формирования диалогической речи. В них
решаются речевые задачи, которые записываем в плане воспитательно -
образовательной работы в средней, старшей, подготовительной группах.
Ролевой диалог:
- Что вы хотели?
Подстричься.
Как вы хотели подстричься?
Игра - драматизация учит диалогической речи на готовых литературных
формах.
Выделяют три вида игр: инсценировки, театрализованные представления
кукольный театр.
Инсценировка - творческая игра, сюжеты могут быть из нескольких сказок
(нужны элементы костюмов) театрализованные представления - спектакли
(нужны элементы декораций и костюмов, роли заучиваются) кукольный театр
организовывается как под руководством воспитателя: игра - инсценировка ,
театрализованное представление - все это режиссерские игры, так и в свободной
деятельности, где ребенок режиссер, сценарист, актер.
Словесно - дидактические игры.
Пример:
Почему ты черен?
Лазил ночью в дымоход Почему ты побелел?
Я сейчас сметану ел Почему ты серым стал?
Пес в пыли меня валял Так кого же ты цвета?
Я и сам не знаю это.
Пример: народные игры (неадоптированные)
Игра «Садовник».
Я садовником родился, не на шутку рассердился; все цветы мне надоели,
кроме тюльпана.
Ой!
Что с тобой?
Влюблена.
В кого?
В розу и т.д.
Игра «Черное и белое», «Да и нет не говорить, р - н е выговаривать, не
улыбаться».
Подвижные игры. Здесь ставится задача: правильно произносить
вопросительную и
повествовательную интонацию.
Дидактическая игра с куклой, где диалог конкретный, содержательно
наполнен. «Кукла
Катя заболела».
Беседа - один из сложных методов. Беседа - организованный разговор
воспитателя с детьми, ведется на определенную тему. В отличии от разговора,
который проходит в свободной форме, в беседе от темы не отклоняются. К беседе
готовятся и дети и воспитатель.
К разговору готовится только воспитатель.
К видам бесед и приемам относят:
A) предварительную беседу;
Б) заключительную беседу;
B) воспроизводящую беседу.
Обобщающие беседы относятся к методам работы по развитию
диалогической речи. Предварительная и заключительная беседы
кратковременны.
Перед просмотром, чтением.
Итог наблюдений, после занятий.
Основной прием - вопрос. Задачи: уточнить, активизировать знания
детей. Воспроизводящая беседа может быть объемной и краткой.
(при рассматривании картины, что понял ребенок в картине, что нет, привлечь
внимание ребенка: насколько ребенок понял поступки героев).
Обобщающие беседы направлены на обобщение систематизацию, уточнение,
расширение знаний детей.
Сюда входит метод эвристической беседы, т.е. ребенок сам делает для себя
открытие.
Тематика бесед может быть:
Общественная жизнь.
Родина.
Родной город.
Защитники отечества и т.д.
Социальная тематика:
Мама или моя семья.
О честности.
О правдивости и т.д.
Познавательная тематика.
Времена года.
Животные.
Растения и т.д.
Литература.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку
дошкольников М. 1998.
Арушанова А. сверстники: обучение диалогу. Д\в № 11.1999.
Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство Д\в № 3. 2000.
Смирнова Е. Развитие речи ребенка - важнейшая задача воспитателя Д\в № 5,
1988, стр. 44.