Автор: Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Алёнушка"
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Упражнения по дифференциации и автоматизации звуков
Раздел: среднее профессиональное
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ж] И [Ш]
1. Прочитай слова и ответь, какой звук [Ж] или [Ш] слышно в
словах:
Жар, шар, шаль, жаль, шаткий, жатка, жаба, шапка, ежата, мышата,
мешать, лежать, лошадка, вожатый, ложа, лошадь, Луша, лужа, лёжа, Лёша,
кожа, коша.
2. Назови последний слог в словах:
Груша, лужа, Маша, ложа, крыша, кожа, лужа, межа.
3. Прочитать слова, выделяя звуки «Ш» и «Ж»:
Шёпот, жёлоб, жёлудь, шёл, шёлк, жёлтый, лужок, пушок, дружок,
вершок, рожок, горшок, мешок, должок, пирожок, порошок, дружок,
петушок, жонглёр, шофёр.
4. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и прочитай слово.
утю-
дру-
творо-
сапо-
ро-
фла-
бере-
сте-
лу-
пиро-
пры-
дол-
пу-
вер-
арти-
малы-
гор-
коре-
пету-
ме-
реме-
гребе-
5. Измени слова по образцу:
Я жую – ты жуёшь.
Я живу – ты …
Я режу – ты …
Я ожидаю – ты …
Я стригу – ты …
Я провожаю – ты …
Я бегу – ты …
7. Послушай, как звучат слова. Если услышишь в слове звук [Ш]
– хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.
Женя, шея, мишень, сажень, ближе, дальше, ниже, выше, ложечка,
кошечка, бумажечка, букашечка.
Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина,
пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.
8. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и прочитай слова.
У-
лы-
у-
малы-
мор-
мы-
гало-
е-
кры-
ер-
голы-
ланды-
камы-
9. Повтори слова, выделяя голосом звуки [Ж] и [Ш]:
Обожжешься,
поживёшь,
дружишь,
жалеешь,
пожнёшь,
ожидаешь,
бежишь.
10. Составь предложения из данных слов:
Журавль, жить, болото, у.
Лягушка, жить, болото, в.
Швея, желтый, шить, жакет.
Бабушка, на, лежанке, лежать.
Книжки, положить, в, книжный, шкаф.
Бабушка, Женя, варежки, вяжет.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СА», «ША»
1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в словах: [С] или
[Ш]?
Шапка, сайка, шалун, салют, сапёр, шахтёр, шалаш, салат, шалфей,
салфетка, решать, тесать, писать, мешать, лошадка, посадка.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СО», «ШО»
1. Послушай слова, покажи нужные карточки.
Шорох, сорок, мешок, лесок, пушок, кусок, вершок, песок, носок,
ремешок, мышонок, спросонок.
2. Объясни значение слов:
ШОК – СОК
3. Добавь нужный слог «ШОК» или «СОК» и прочитай слово.
пу-
реме-
пе-
ку-
гор-
арти-
но-
коло-
ме-
пету-
ви-
голо-
вер-
гребе-
вы-
поя-
коре-
малы-
ле-
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СУ», «ШУ»
Шутки, сутки, шумно, сумка, суметь, шуметь, пишу, несу, пасу, плясун,
пашу, пляшу.
2. Добавь слоги «СУ» или «ШУ» и прочитай слоги.
Надо писать, и я ПИ-
Надо плясать, и я ПЛЯ-
Надо пахать, и я ПА-
Надо нести, и я НЕ-
Надо пасти, и я ПА-
Надо просить, и я ПРО-
Надо махать, и я МА-
УПРАЖНЕНИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «СЫ», «СИ», «ШЫ»
1. Добавь нужный слог «ШИ» или «СЫ» прочитай слово.
У осла длинные У- (ши)
У мамы красивые БУ- (сы)
Красивые ВОЛО-
У Кати две КО-
Распустились ЛАНДЫ-
В магазине ВЕ-
Малыши-ГОЛЫ-
На доме КРЫ-
В детском саду МАЛЫ-
Вкусные КОЛБА-
На валенках ГАЛО-
У тигра ПОЛО-
В реке плавают ЕР-
Жужжат О-
На берегу реки КАМЫ-
На земле РЕЛЬ-
В магазине КАС-
Две пушистые ЛИ-
Капельки РО-
В подвале КРЫ-
В подвале МЫ-
Прочитай слова и покажи руками звуки [С] или [Ш].
Ваш, вас, нас, наш, басня, башня, красный, каска, кашка, часто, чашка,
паста, пашня, рубашка, колбаска, рос, грош, камыш, кумыс, Яшка, ясно,
клюшка, люстра, пошла, росла, пешки, песни, мести, мешки, мишка, миска,
вишня, виснет, виски, тиски, рис, шляпа, слякоть, смел, шмель, шторы,
шпалы, спали.
3. Игра «Наоборот».
Подними руку ладошкой вверх
– произнеси слог со звуком [Ш]; опусти
ладонь вниз
– произнеси слог со звуком [С]. А теперь все наоборот:
ША – СА
СА –
СЫ –
ШИ –
СЭ –
ШЕ –
ШО –
СО –
ШУ –
СУ –
АС –
АШ –
ОС –
ОШ –
УШ –
УС –
ЭС –
ЭШ –
ЫШ –
ЫС –
ЯС –
ЯШ –
ЕС –
ЕШ –
ЁС –
ЁШ –
ЮШ –
ЮС –
ИШ –
ИС –
4. Игру «Наоборот» продолжи словами:
сутки – шутки
крыса –
шутки – сутки
крыша –
усы –
каша –
уши –
касса –
кашка –
мишка –
каска –
миска –
вас –
нас –
ваш –
наш –
пасу –
шуметь –
пашу –
суметь –
басня –
шок –
башня –
сок –
маска –
Машка –
5. Исправь ошибки в предложении:
На лугу поспела каска,
Каску ест корова Машка.
Машке нравится обед –
Ничего вкуснее нет!
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Я пасу землю.
Я пашу корову.
Вот высокая басня.
Вот поучительная башня.
Мы сварили кассу.
Заплатили деньги в кашу.
Маленький Миска
Ест из мишки.
У кота длинные уши.
У осла длинные усы.
6. Произнести слова:
Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка,
шелест, слушать, слышать, Сашенька, Сашуля, старший, страшно, солнышко,
стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить,
смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый,
пушистый,
послушный,
бесшумный,
сынишка,
трусишка,
старушка,
смышлёный, расшумелась, суша, пастушок, веснушки, скворушка, шустрый,
машинист.
7. Произнеси все слова, не переставляя звуки [С] и [Ш].
СКОРО В ШКОЛУ!
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То, значит, он (вернее я),
То, значит, он (вернее я),
Он в школу собирается!
И. Токмакова
8. Прочитай вслух текст.
У Саши машина.
У Сашеньки босоножки.
Саша шла со старушкой.
Паша-трусишка, страшно ему.
Кошки сидят на окошке и греются на солнышке.
Испугался петушок, упал с крыши на шесток.
Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко.
Шесть котят есть хотят.
Расшумелись на опушке птицы: сойки и кукушки.
По шоссе несутся машины.
Наташа ест сушку.
Мыло душистое и полотенце пушистое.
Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат
камыши.
9. Объясни, как ты понимаешь пословицу:
Поспешишь – людей насмешишь.
Как постелешь, так и поспишь.
Песней поле не выпашешь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Отольются кошке мышкины слёзки.
Не спеши языком, а спеши делом.
10. Прочитай с выражением:
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшины,
Запевают гимн мышиный:
«Тише, тише, тише, тише.
Шаг ровней держите мыши!
Люди сыты, кошки сыты,
Для мышей столы накрыты.
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный.
Ночью пусть пируют мыши.
Тише, тише, тише, тише!»
И. Токмакова
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗА», «ЖА»
1. Прочитай слова и определи, какой звук слышно в каждом слове [З]
или [Ж]?
Жал, зал, пожар, базар, заря, жара, залей, жалей, база, баржа, дерзать,
держать, лужайка, зайка, лизать, лежать, сажать, сказать, вязать, бежать,
закат, жакет, берёза, лёжа.
2. Добавь нужный слог «ЗА» или «ЖА» и прочитай слово.
ва-
берё-
ко-
гла-
ро-
лу-
гро-
ко-
ме-
ли-
дере-
ло-
блу-
ло-
поль-
зано-
ба-
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗО», «ЖО»
1. Внимательно слушай слова. Вместо слова со звуком [З] нарисуй
(губы в улыбке); вместо звука [Ж] – (губы круглые).
Зоя, Жора, узор, лужок, стожок, возок, глазок, флажок, должок, дозор,
прыжок, разок.
2. Добавь нужный слог «ЗОК» или «ЖОК» и прочитай слово.
утю-
сапо-
во-
ро-
сте-
гла-
лу-
сто-
ра-
дру-
дол-
фла-
пиро-
пры-
творо-
бере-
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗУ», «ЖУ»
Жук, зуб, везу, вяжу, гляжу, внизу, в грозу, грожу, грызу, брожу, вижу,
снизу, хожу, ползу.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ «ЗЫ», «ЗИ», «ЖИ»
1. Прочитать слова, выделяя звуки «З» или «Ж»
Тазы, ножи, жидкий, зыбкий, жир, пузырь, ежи, возы, кожа, козы, рыжий,
сизый, ёжики, языки, музыка, рыжики, похаживать, показывать, называть,
наживать, снежинка, корзинка, вези, лежи.
2. Добавь слог «ЗЫ» или «ЖИ» и прочитай новое слово.
ко-
гро-
но-
ло-
ро-
берё-
мор-
ва-
зано-
е-
ли-
ба-
у-
блу-
во-
лу-
зака-
нака-
лы-
отка-
та-
ло-
ме-
3. Определи, чем отличаются слова:
козы – кожи
лозы – ло
́
жи
узы – ужи
Важный, разный, гораздо, каждый, монтажник, проказник, дружный,
грузный, таёжный, слёзный, грозный, тревожный, дождик, гвоздик, поздно,
можно, дорожный, паровозный, пирожное, мороженое, морозное, обождать,
опоздать, полезный, денежный, подожди-ка, гвоздика, книжный, капризный,
нежный, резвый.
5. Прочитай слова.
Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать,
заряжать, заслужить, закружить, зажигалка, завизжал, железный, возможно.
6. Добавь к каждому слову предлог «за» по образцу.
бежать – забежать
держать –
ржать –
служить –
кружить –
7. Повтори фразы:
Жеребёнок забежал во двор.
Захар заряжал ружьё.
Залежи железной руды.
Женя заслужил награду.
Он помог задержать врага.
Пёс лежал и лизал лапу.
Он кричит на весь базар, будто сделался пожар.
Мы поедем на лужок и возьмём с него стожок.
Женя резал хлеб.
Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.
Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.
Дифференциация звуков Ч — Щ
1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча.
АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч.
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи.
ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь.
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу.
УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч.
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо.
ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч.
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща.
АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ.
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи.
ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ.
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу.
УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ.
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ.
2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
ча-ща
чу-щу
че-ще
що-чо
ще-че
чо-що
чи-щи
ща-ча
щу-чу
щи-чи
3. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркни
картинки, в названии которых слышится звук Щ.
Дифференциация звуков Ч — Щ (№2)
1. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
ща-ча-ща
щу-чу-щу
ще-че-ще
чо-що-чо
чи-щи-чи
що-чо-що
щи-чи-щи
ча-ща-ча
чу-щу-чу
че-ще-че
2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.
Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые
лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся.
Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный
щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное
угощение.
3. Четко проговори каждое слово.
Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий.
Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу.
Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.
4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах
5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.
Плащ — химчистка. Пещера — бочки. Чинить — ящик. Встреча — площадь.
Считать — чек. Речка — удилище. Тащить — кирпичи. Черепаха — щенок.
Чебуреки-товарищи. Чулан — вещи. Ящик — ключи. Выключатель — помещение.
Дифференциация звуков Ч — Щ (№3)
1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.
Например:
Мальчик,
который
читает
книгу.
Читающий
мальчик.
Девочка,
которая
скучает.
(Скучающая
девочка.)
Мальчик,
который
отвечает
у
доски.
(Отвечающий
мальчик.)
Девочка,
которая
мечтает.
(Мечтающая
девочка.)
Девочка,
которая
молчит.
(Молчащая
девочка.)
Мальчик,
который
играет.
(Играющий
мальчик.)
Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)
2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.
Щеночек
в
чащу
дощечку
тащит.
У
нашей
Танечки
на
щечках
ямочки.
В
пещере
большущие
мыши
летучие.
Дочку
угощали
щами
и
копчеными
лещами.
Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.
Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.
3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром
темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.
У
нашей
Таечки
в
ящичке
маечки.
У
чудовища
чудовищные
щупальца.
Дюймовочка
на
щепочке,
у
Дюймовочки
щеточка.
Щеткой
я
чешу
щенка,
щекочу
ему
бока.
Тщетно
в
роще
рыщет
хищный
волчище.
Щенок у щучки лизнул чешую.
Дифференциация звуков Ч — Щ (№4)
1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.
Мальчик,
который
плавает.
(Плавающий
мальчик.)
Девочка,
которая
встречает
подругу.
(Встречающая
девочка.)
Девочка,
которая
улыбается.
(Улыбающаяся
девочка.)
Мальчик,
который
танцует.
(Танцующий
мальчик.)
Девочка,
которая
кружится.
(Кружащаяся
девочка.)
Девочка,
которая
смеется.
(Смеющаяся
девочка.)
Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)
2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.
Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом
захотелось
еще
откусить,
потом...
уже
нечего
было
тащить.
Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется!
Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная
новинка!
Мухи!
Подходите!
Паутинка!»
Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок
щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал
хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я
щенок!»
3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром
темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.
Плащ
чищу,
чищу
и
отчищу.
Часовщик,
прищурив
глаз,
чинит
часики
для
вас.
Щенок
на
даче
все
в
ящик
тащит.
У
щенка,
как
у
овечки,
шерстка
в
маленьких
колечках.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
а)
б)
в)
ца – са
цо –со
цу – су
цы – сы
аца – аса
ацо – асо
ацу – асу
ацы – асы
ац – ас
оц – ос
уц – ус
ыц – ыс
яц – яс
иц – ис
ец – ес
са – ца
со – цо
су – цу
сы – цы
аса – аца
асо – ацо
асу – ацу
асы – ацы
ас – ац
ос – оц
ус – уц
ыс – ыц
яс – яц
ис – иц
ес – ец
мельни…
поло…
грани…
кузни…
кури…
терра…
ов…
о…
ули…
тепли…
коль…
кас…
больни…
пятни…
пыль…
яй…
води…
колё…
кони…
пугови…
колба…
актри…
ко…
ро…
кляк…
рукави…
мас…
каши…
умни…
пшени…
ли…
кра…
певи…
Лари…
лукови…
кожи…
III. Четко произносить слова.
Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница,
словцо, письмецо, песец, скворец, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц,
станция, ситец, столица, семнадцать, песцовый, свинцовый, сцепление,
свинец, скиталец, сеянец, писательница, маслице, бессонница, пословица,
косица, спутница, цистерна, семицветик, страница, суворовец, старец,
красавец, гостиница, сердце.
IV. Четко произносить словосочетания.
стальная цепь
степная птица
степная станция
садовый цветок
куцый пёс
сломанная спица
сильный боец
садится солнце
цветной ситец
сломанное дерево
свежая водица
сильные кузнецы
цепная собака
вкусное мясо
синие цветы
целый стакан
ценная посуда
кусты акации
смелые бойцы
снится сон
цыганская песня
пёстрая курица
трусливый заяц
красивая пуговица
V. Четко произносить предложения.
У лисицы лисята.
У Симы платье из ситца.
Соня уронила сахарницу.
Отец написал письмецо.
У Сени русые волосы и светлые ресницы.
Сёма выпил целый стакан сока.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
На акации сидела синица.
Скворец принес гусеницу.
Целый день сияло солнце.
Сентябрь – осенний месяц.
Курица снесла яйцо.
У зайца куцый хвост.
Месяц светил в окно.
В мае зацвела сирень и акация.
Целый месяц дети были в лагере.
Синица схватила гусеницу.
Лисица крадется к зайцу.
Бабушка вяжет спицами.
Поезд останавливается на станции.
Света будет скоро первоклассницей.
Лисица греется на солнце.
Синица сидит на суку.
Синица, скворец и курица – птицы.
Песцы водятся на Севере.
Светит месяц, светит ясный.
Гусеницы питаются листвой.
Сахарница стоит на столе.
У Алисы длинные ресницы.
Солнце спряталось за свинцовую тучу.
Лисица притаилась под сосной.
На ясене скворцы клюют гусениц.
У овец куцые хвосты.
В саду цветет акация.
Сеня пас овец.
На кустах акации зацвели цветы.
Пословица недаром молвится.
Сеня ел хлебец с сальцем, а Соня с маслицем.
Гусеницы объели листья капусты.
На сухой скале расцвел цветок.
Любит лисица сцапать в деревне курицу.
Сова перекликалась со своими птенцами.
На сквере целая клумба нарциссов.
Лисица сцапала цыпленка.
Овца отстала от своего стада.
На рассвете запели скворцы.
У брата есть сестрица.
Улица залита солнцем.
Заяц всех боится.
Цыбик – цепная собака.
В конце села стоит кузница.
В столице много высотных зданий.
Синица свила гнездо на осине.
В году двенадцать месяцев.
Не сидится девице в светлице.
За студёной водицей ходит молодица.
Надень, Настя, сапоги и на улицу беги.
Лиса боится птицу – это небылица.
Цапли танцевали вальс, удивить хотели нас.
Снятся Соне сны о птицах, о цветах и о лисицах.
У всех сплетниц для гостей много всяких новостей.
VI. Четко произносить пословицы. Выучить на выбор.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Весна красна цветами, осень – снопами.
Орёл – царь-птица, а сокола боится.
Пословица вовек не сломится.
Поговорка – цветок, пословица – ягодка.
Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.
Кто смел, тот и цел.
Молодец на овец, а на молодца – сам овца.
VII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.
С к о р о г о в о р к и.
1. Съел молодец тридцать три пирога с творогом.
2. Съел, наконец, кузнец варенец.
3. Лошадка с ленцой, лисица с хитрецой.
4. Цветик-семицветик, семицветик-цветик.
VIII. Выучить.
Зиме конец
Зиме конец!
Летит скворец
И звонко напевает:
«Идёт весна!
Красна, ясна.
Смотрите, как всё тает!»
Цыплятки
Цып-цып-цып, цыплятки!
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся Натки.
Возле кадки блюдце,
Все напьются.
С. Маршак
Цапля
Цапля важная,
Носатая,
Целый день
Стоит, как статуя.
С. Маршак
Испугались зайца
Мы ходили по грибы,
Зайца испугались.
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись –
Зайца испугались!
П. Воронько
Дуб
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Весь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.
И. Токмакова
Недоразумение
Забрели к нам в детский сад
Десять маленьких цыплят,
Привела их с улицы
Пёстренькая курица.
Миленькая курица,
Ты ошиблась улицей:
Это детский сад,
Но не для цыплят!
Метелица
Над кузницей, мельницей
Вьётся метелица,
По лесу танцует,
А по полю стелется.
А зайцы метелицы
Не боятся,
Под снегом танцуют
И веселятся.
И. Лопухина
IX. Пересказывать.
Играли в больницу
– Что вы делали сегодня в детском саду?
– Играли в больницу.
– Кого же вы лечили в своей больнице?
– Разных зверей и птиц: цаплю, медведицу, синицу, лисицу, зайца,
скворца.
– А как вы их лечили?
– Цапле давали капли, синице – водицы, скворцу – гусеницу. Зайцу
залили йодом царапину и перевязали лапку. А медведицу и лисицу полечить
не успели: нас позвали обедать.
Заяц
Заяц к зиме не готовится. Он зимой сидит в снегу под кустом. Заяц
спит, а глаза у зайца не закрываются. Зимой заяц питается корой осины и
зелёной озимью. Лисицы, совы, волки, люди – все охотятся за зайцем. Заяц
всех боится. Зайца спасают его ноги и тонкий слух.
Гусеницы
В огороде гусеницы напали на капусту. Соня принесла цыплят и
пустила их на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Скоро они склевали
всех вредителей.
Вопросы:
Кто напал на капусту?
Кто спас огород?
Кого называют вредителями?
Зимой
Зимой солнце светит мало. Везде снег. На деревьях вместо листьев
хлопья снега. Голодно птицам. Синицы жмутся к домам.
Зимой
Наступила зима. Везде снег. На солнце снег искрится всеми цветами
радуги. Морозно. Но синицы не унывают. Они летят к домам и находят корм.
Дети позаботились о синицах.
Заяц и лиса
Сидит заяц у сосны. Видит – бежит лисица. Заяц – в кусты. А лисица
тут как тут. Цап – и унесла лисица зайца.
Лиса и заяц
Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу – и в
кусты. Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и
лисица. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала.
Молодец заяц!
Лиса и цапля (сказка)
Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и размазала на блюдце.
Поставила блюдце перед цаплей и говорит:
– Ешь, цапля, вкусная кашица!
Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А
лисица языком кашицу лизала и наелась. Обиделась цапля на лисицу. Зовёт
цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит:
– Ешь, лисица, вкусная кашица!
Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица
добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин каши
съела.
Поняла лисица, что на хитрость цапля отплатила хитростью.
Симина сестрица
У Симы есть маленькая сестра. Сима называет её ласково – сестрица.
Сестрица не умеет сама умываться. Сима её умывает. Сестрица не умеет сама
одеваться. Сима её одевает. Сестрица не умеет сама обуваться. Сима обувает
сестрицу. А сестрица радуется и улыбается Симе. А когда Сима с ней играет,
сестрица громко смеётся.