Напоминание

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования


Автор: Дронова Дарья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №171"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №171»

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста

посредством использования метода наглядного моделирования

Нижний Новгород

2022

Актуальность данной темы в том, что наглядное моделирование

облегчает детям младшего возраста, овладение связной речью, таким

образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает

запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую

деятельность детей.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо,

последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основная функция

связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных

формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга

мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее

содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая

речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами

(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Что же такое технология наглядного моделирования и как же она

помогает в развитии связной речи дошкольников?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств

изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод

наглядного

моделирования

помогает

ребенку

зрительно

представить абстрактные понятия - звук, слово, предложение, текст,

научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,

поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью

внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Следовательно,

актуальность

использования

метода

наглядного

моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

-во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для

детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.

Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает

решить эту проблему;

-во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет

процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с

памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь –

записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

-в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,

систематизировать полученные знания.

Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании,

последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях,

мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем,

задаём вопросы "А что, дальше? ", "А как это произошло? ", "Почему это

случилось? " Воспитателям приходится вмешиваться в рассказ, пересказ

ребенка, задавая ему массу вопросов.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об

особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и

отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на

принципе

замещения

реальных

предметов,

предметами,

схематично

изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов,

ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели

наиболее применимы и для занятий с детьми младшего дошкольного

возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить

отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто

принимая участие в их создании. Использование метода наглядного

моделирования дает возможность:

1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;

2.

развития

децентрации

(умения

менять

точку

отсчета,

делать

централизованной) ;

3. развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит

средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования

может

быть

использован

в

работе

над

всеми

видами

связного

монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине

и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут

служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на

картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным

признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих

рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего

связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания,

применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и

позволяет

добиться

значительных

результатов

в

коррекции

речи

дошкольников.

Примерные задания и игры, направленные на развитие связной речи с

использованием наглядного моделирования у дошкольников:

1. Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских

сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «курочка ряба».

Чтобы

дети

научились

рассказывать

данные

короткие

сказки,

для

изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-

заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка

Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и

происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться,

чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно

чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки

необходимо показывать

и выставлять

на доску в

процессе

чтения.

Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей

сказки,

затем

они

заменяются

символами-заместителями

(силуэтные

изображения). Постепенно дети от простого манипулирования элементами

модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием

плана для пересказа.

2. Ребенку предлагаются иллюстрации к одной из сказок, которые разложены

в последовательности, но среди них есть одна или две иллюстрации из

другой сказки. Ребенку нужно найти лишнюю, объяснить и назвать из какой

она сказки.

3. Игра «Детеныш, детеныши, много детенышей».

Цель: упражнять в назывании детенышей животных единственного и

множественного числа, в именительном и родительном падежах.

Инструкция: «Я покажу (или назову) детеныша, а вы скажите про него, про

всех и про многих детенышей («цепочка слов») .

Ход выполнения задания: Речевой образец воспитателя сопровождается

речеобразующими жестами: «Лисенок (указательный жест на кружок слева)

… лисята (указательный жест на кружки слева… много лисят (обобщающий

жест кружков справа) .

В предлагаемой технологии наглядного моделирования систематизированы

речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных коррекционно-

развивающих задач: на расширение предметного словаря, на практическое

овладение навыками словообразования и словоизменения, на расширение

глагольного словаря, на расширение словаря прилагательных.

4. Игра «Кому что нужно? ».

Цель: закреплять названия профессий, упражнять в подборе однородных

членов предложения.

Инструкция воспитателя: «Я раздам вам картинки, а вы назовете профессию

и что нужно для работы человеку этой профессии».

Ход выполнения задания: Предполагаемый ответ: «Врачу для работы нужны:

градусник, лекарства, рецепт, шпатели… ». Кружок слева – это название

профессии, кружки справа – слова – «предметы».

5. Игра «Назови маму».

Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении

предложно - падежных форм существительных родительного падежа с

предлогом «у».

Инструкция воспитателя: «Я назову детенышей животных, а вы найдете их

маму».

Ход выполнения задания: Речевой образец воспитателя и ответы детей

сопровождаются речеобразующим жестом: «Котята у кошки»…. В данном

случае карточка-модель переворачивается.

6. Заучивание стих – й А. Барто при помощи мнемотаблиц.

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший».

Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования

показала:

введение

моделей

облегчает

процесс

овладения

детьми

содержанием, структурой текстов, их связностью. В анализе рассказов

наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей

самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают

различные предметы, явления природы, картины и т. п. При использовании

моделей для развития связной речи детей устанавливаются предпосылки к

обучению

и

определяются

условия

для

организации

планомерного

образовательного процесса.



В раздел образования