Автор: Дронова Дарья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №171"
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад №171»
Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
посредством использования метода наглядного моделирования
Нижний Новгород
2022
Актуальность данной темы в том, что наглядное моделирование
облегчает детям младшего возраста, овладение связной речью, таким
образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает
запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую
деятельность детей.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо,
последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основная функция
связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных
формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга
мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее
содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая
речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами
(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Что же такое технология наглядного моделирования и как же она
помогает в развитии связной речи дошкольников?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств
изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод
наглядного
моделирования
помогает
ребенку
зрительно
представить абстрактные понятия - звук, слово, предложение, текст,
научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников,
поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью
внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Следовательно,
актуальность
использования
метода
наглядного
моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
-во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для
детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию.
Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает
решить эту проблему;
-во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет
процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с
памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь –
записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
-в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное,
систематизировать полученные знания.
Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании,
последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях,
мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем,
задаём вопросы "А что, дальше? ", "А как это произошло? ", "Почему это
случилось? " Воспитателям приходится вмешиваться в рассказ, пересказ
ребенка, задавая ему массу вопросов.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об
особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и
отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на
принципе
замещения
реальных
предметов,
предметами,
схематично
изображенными или знаками.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов,
ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели
наиболее применимы и для занятий с детьми младшего дошкольного
возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить
отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто
принимая участие в их создании. Использование метода наглядного
моделирования дает возможность:
1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;
2.
развития
децентрации
(умения
менять
точку
отсчета,
делать
централизованной) ;
3. развития замыслов-идей будущего продукта.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит
средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования
может
быть
использован
в
работе
над
всеми
видами
связного
монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине
и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут
служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на
картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным
признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих
рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего
связность и последовательность рассказов ребенка.
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания,
применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и
позволяет
добиться
значительных
результатов
в
коррекции
речи
дошкольников.
Примерные задания и игры, направленные на развитие связной речи с
использованием наглядного моделирования у дошкольников:
1. Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских
сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «курочка ряба».
Чтобы
дети
научились
рассказывать
данные
короткие
сказки,
для
изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-
заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка
Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и
происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться,
чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно
чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки
необходимо показывать
и выставлять
на доску в
процессе
чтения.
Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей
сказки,
затем
они
заменяются
символами-заместителями
(силуэтные
изображения). Постепенно дети от простого манипулирования элементами
модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием
плана для пересказа.
2. Ребенку предлагаются иллюстрации к одной из сказок, которые разложены
в последовательности, но среди них есть одна или две иллюстрации из
другой сказки. Ребенку нужно найти лишнюю, объяснить и назвать из какой
она сказки.
3. Игра «Детеныш, детеныши, много детенышей».
Цель: упражнять в назывании детенышей животных единственного и
множественного числа, в именительном и родительном падежах.
Инструкция: «Я покажу (или назову) детеныша, а вы скажите про него, про
всех и про многих детенышей («цепочка слов») .
Ход выполнения задания: Речевой образец воспитателя сопровождается
речеобразующими жестами: «Лисенок (указательный жест на кружок слева)
… лисята (указательный жест на кружки слева… много лисят (обобщающий
жест кружков справа) .
В предлагаемой технологии наглядного моделирования систематизированы
речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных коррекционно-
развивающих задач: на расширение предметного словаря, на практическое
овладение навыками словообразования и словоизменения, на расширение
глагольного словаря, на расширение словаря прилагательных.
4. Игра «Кому что нужно? ».
Цель: закреплять названия профессий, упражнять в подборе однородных
членов предложения.
Инструкция воспитателя: «Я раздам вам картинки, а вы назовете профессию
и что нужно для работы человеку этой профессии».
Ход выполнения задания: Предполагаемый ответ: «Врачу для работы нужны:
градусник, лекарства, рецепт, шпатели… ». Кружок слева – это название
профессии, кружки справа – слова – «предметы».
5. Игра «Назови маму».
Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении
предложно - падежных форм существительных родительного падежа с
предлогом «у».
Инструкция воспитателя: «Я назову детенышей животных, а вы найдете их
маму».
Ход выполнения задания: Речевой образец воспитателя и ответы детей
сопровождаются речеобразующим жестом: «Котята у кошки»…. В данном
случае карточка-модель переворачивается.
6. Заучивание стих – й А. Барто при помощи мнемотаблиц.
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший».
Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования
показала:
введение
моделей
облегчает
процесс
овладения
детьми
содержанием, структурой текстов, их связностью. В анализе рассказов
наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей
самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают
различные предметы, явления природы, картины и т. п. При использовании
моделей для развития связной речи детей устанавливаются предпосылки к
обучению
и
определяются
условия
для
организации
планомерного
образовательного процесса.