Автор: Зуева Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия,г.Рузаевка
Наименование материала: статья
Тема: "Краеведческое образование в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Истоки региональной культуры на основе авторской
программы «Келуня»».
Зуева Наталия Викторовна
Воспитатель структурного подразделения « Детский сад№4
комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Дошкольный
период является благоприятным для погружения ребенка в
истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в
познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для
интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических
особенностей,
конкретных
традиций,
национальных,
географических,
и
регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой
частью
процесса
образования
и
воспитания,
но
способы
организации
краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Мне
кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой
родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала -
максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и
регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему.
Современное дошкольное образование постоянно нуждается в обновлении. С
этой целью и была разработана настоящая программа, которая предполагает
следующие направления работы по реализации национально – регионального
компонента: художественно – творческое развитии детей по материалам устно
– поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и
композиторов
Мордовии,
мордовского
декоративно
–
прикладного
и
изобразительного
искусства;
историко
–
культурное
образование
дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и
флагом
Мордовии;
физическое
развитие
детей
через
использование
национальных подвижных игр.
Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 6-7лет. Занятия
проводится на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида
структурного подразделения «Детский сад №4». Расписание занятий составлена
с учетом санитарно - гигиенических требований. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 30 мин. Детям предлагаются интегрированное учебное занятие
согласно программе.
Обучение проводится по желанию родителей (законных представителей)
В работе с детьми я использую
целый комплекс мер, направленных на
развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и крае.
В своей программе я делаю акцент на приобщение детей к добру, красоте,
любви. Очень важно, чтобы время, проведённое на занятиях кружка «Келуня»
стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к
миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране
окружающей среды.
Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам
культуры своей страны, своего региона, своей семьи. Это знакомство детей с
родным краем формирует такие черты характера, которые помогут им стать
патриотами своей Родины.
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях образовательной
организации с учетом культурных, национальных и природных особенностей
региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями
современного общества.
Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется
интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере
одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным
регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша,
эрзя и шокша), а также представители других национальностей Интерес детей
к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения,
черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены.
Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о
родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой
воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
В программе уделяется большое внимание произведениям устного
народного творчества, музыке, искусству. Формирование у детей любви к
родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.
Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся
от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного
времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи,
обычаи, обряды. Обращение к мордовским традициям, фольклору выступает
как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики.
С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале
именно
народного
искусства,
позволяющие
заложить
эмоционально-
нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме
того,
образный
язык
декоративно-прикладного
искусства
ближе
детям
дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично,
красиво.
Богатые краеведческие сведения несут в себе декаративно-прикладное и
изобразительное искусство они являются одним из важнейших источников
формирование духовной сферы личности. Данный вид искусства несет в себе
типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.
Это
неповтаримая
вышивка
и
национальный
костюм,
многообразие
орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта, мордовская керамика
и изделия игрушечных промыслов.
А также большое внимание уделяю работам мордовского скульптора С.Д.
Эрьзя. Восстановить утраченный облик родного края помогают произведения
современных мордовских художников Попкова В.А.,Беднова В.А.и др. Облик
современного города Саранск и
Рузаевкана картинах М.Ямбушева. М.
Свиязова, Ю. Бакаевой, О. Кшняйкиной.
Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний
о родном крае. Национальных традиций, культуре народа. Можно утверждать,
что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений
будет ограниченным, скудным. Поэтому я в своей программе большое
внимание
уделяю
художественной
литературе:
сказки,
рассказы,
стихотварения. Знакомлю с мордовскими писателями Пинясов Я.М., Азрапкин
Ю.Н., Атянин Ф.С.и др. Чтение художественной культуры побуждает детей
наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный
запас ребенка.
Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с
растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады
и парки, участок детского сада и т.п. Мои формы работы в этом направлении
разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.
Однако
общность
условий
проживания
делает
необходимым
ознакомления детей с географическими, экологическими и историческими
особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребенка в контексте
культуры родного края и принцип культуросообразности предполагающий учет
национальных ценностей и традиций народной педагогики в образовании.
В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия
творчества.
Пробудить
творческую
активность
детей,
стимулировать
воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Базой для реализации программы является осуществление задачи
укреплением физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ двигательной и гигиенической культуры.
Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть
для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними.
Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края,
творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у
педагогов любить свой город.
Результаты подобной целенаправленной работы с детьми видны уже
сейчас и мы надеемся, что они пронесут любовь к родному краю через всю
свою жизнь.
Литература:
1.
Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.
2.
Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордов. народе
для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей./Саранск:Изд.
Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
3.
Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное издатель-
ство, 1969.
4.
Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о том,
как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Откры-
тия Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.
5.
Ручин А. «Природа Мордовского края» :Рассказы для самых маленьких
читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ
им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
6.
Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев и др. «Мордовия в истории России»:Доро-
гами тысячилетия;Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева.-Саранск,2012.-
596с.:ил.
7.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала:
Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.
8.
Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей;
Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).
9.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и раз-
витие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издатель-
ство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
10. «Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош.
Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.
11.
Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного
педагогического образования: Материалы межрегиональной научно-
практической
конференции
12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-
Саранск:МГПИ2002-194с.