Напоминание

"Краеведческое образование в детском саду"


Автор: Зуева Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"
Населённый пункт: Республика Мордовия,г.Рузаевка
Наименование материала: статья
Тема: "Краеведческое образование в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Истоки региональной культуры на основе авторской

программы «Келуня»».

Зуева Наталия Викторовна

Воспитатель структурного подразделения « Детский сад№4

комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Дошкольный

период является благоприятным для погружения ребенка в

истоки региональной культуры, для пробуждения в нем потребности в

познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для

интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических

особенностей,

конкретных

традиций,

национальных,

географических,

и

регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой

частью

процесса

образования

и

воспитания,

но

способы

организации

краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Мне

кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой

родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала -

максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и

регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему.

Современное дошкольное образование постоянно нуждается в обновлении. С

этой целью и была разработана настоящая программа, которая предполагает

следующие направления работы по реализации национально – регионального

компонента: художественно – творческое развитии детей по материалам устно

– поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и

композиторов

Мордовии,

мордовского

декоративно

прикладного

и

изобразительного

искусства;

историко

культурное

образование

дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и

флагом

Мордовии;

физическое

развитие

детей

через

использование

национальных подвижных игр.

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста 6-7лет. Занятия

проводится на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида

структурного подразделения «Детский сад №4». Расписание занятий составлена

с учетом санитарно - гигиенических требований. Занятия проводятся 2 раза в

неделю по 30 мин. Детям предлагаются интегрированное учебное занятие

согласно программе.

Обучение проводится по желанию родителей (законных представителей)

В работе с детьми я использую

целый комплекс мер, направленных на

развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и крае.

В своей программе я делаю акцент на приобщение детей к добру, красоте,

любви. Очень важно, чтобы время, проведённое на занятиях кружка «Келуня»

стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к

миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране

окружающей среды.

Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам

культуры своей страны, своего региона, своей семьи. Это знакомство детей с

родным краем формирует такие черты характера, которые помогут им стать

патриотами своей Родины.

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях образовательной

организации с учетом культурных, национальных и природных особенностей

региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями

современного общества.

Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется

интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере

одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным

регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша,

эрзя и шокша), а также представители других национальностей Интерес детей

к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения,

черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены.

Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о

родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой

воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.

В программе уделяется большое внимание произведениям устного

народного творчества, музыке, искусству. Формирование у детей любви к

родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся

от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного

времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи,

обычаи, обряды. Обращение к мордовским традициям, фольклору выступает

как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики.

С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале

именно

народного

искусства,

позволяющие

заложить

эмоционально-

нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме

того,

образный

язык

декоративно-прикладного

искусства

ближе

детям

дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично,

красиво.

Богатые краеведческие сведения несут в себе декаративно-прикладное и

изобразительное искусство они являются одним из важнейших источников

формирование духовной сферы личности. Данный вид искусства несет в себе

типичные черты, присущие и свойственные мордовскому народу, его культуре.

Это

неповтаримая

вышивка

и

национальный

костюм,

многообразие

орнаментальные мотивы и традиционные предметы быта, мордовская керамика

и изделия игрушечных промыслов.

А также большое внимание уделяю работам мордовского скульптора С.Д.

Эрьзя. Восстановить утраченный облик родного края помогают произведения

современных мордовских художников Попкова В.А.,Беднова В.А.и др. Облик

современного города Саранск и

Рузаевкана картинах М.Ямбушева. М.

Свиязова, Ю. Бакаевой, О. Кшняйкиной.

Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний

о родном крае. Национальных традиций, культуре народа. Можно утверждать,

что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений

будет ограниченным, скудным. Поэтому я в своей программе большое

внимание

уделяю

художественной

литературе:

сказки,

рассказы,

стихотварения. Знакомлю с мордовскими писателями Пинясов Я.М., Азрапкин

Ю.Н., Атянин Ф.С.и др. Чтение художественной культуры побуждает детей

наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополнять тем самым словарный

запас ребенка.

Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с

растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады

и парки, участок детского сада и т.п. Мои формы работы в этом направлении

разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения.

Однако

общность

условий

проживания

делает

необходимым

ознакомления детей с географическими, экологическими и историческими

особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция

образования, обеспечивающая становление личности ребенка в контексте

культуры родного края и принцип культуросообразности предполагающий учет

национальных ценностей и традиций народной педагогики в образовании.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия

творчества.

Пробудить

творческую

активность

детей,

стимулировать

воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Базой для реализации программы является осуществление задачи

укреплением физического и психического здоровья ребенка, формирование

основ двигательной и гигиенической культуры.

Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть

для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними.

Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края,

творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у

педагогов любить свой город.

Результаты подобной целенаправленной работы с детьми видны уже

сейчас и мы надеемся, что они пронесут любовь к родному краю через всю

свою жизнь.

Литература:

1.

Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти», 2010.

2.

Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордов. народе

для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей./Саранск:Изд.

Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.

3.

Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное издатель-

ство, 1969.

4.

Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о том,

как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Откры-

тия Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.

5.

Ручин А. «Природа Мордовского края» :Рассказы для самых маленьких

читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ

им. Н.П.Огарева,2007.-48с.

6.

Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев и др. «Мордовия в истории России»:Доро-

гами тысячилетия;Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева.-Саранск,2012.-

596с.:ил.

7.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала:

Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.

8.

Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей;

Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).

9.

Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и раз-

витие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издатель-

ство ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.

10. «Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош.

Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.

11.

Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного

педагогического образования: Материалы межрегиональной научно-

практической

конференции

12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-

Саранск:МГПИ2002-194с.



В раздел образования