Автор: Никитина Ольга Юрьевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ гимназия № 24 города Ставрополя имени генерал-лейтенанта юстиции М.Г. Ядрова
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Принципы построения системы корпоративного обучения, принятые в теории управления. Форсайт"
Раздел: среднее образование
Принципы построения системы корпоративного обучения,
принятые в теории управления.
Форсайт
1) Целенаправленность.
Ориентированность
всех
проводимых
мероприятий на постановку и реализацию целей развития организации как на
центральный системообразующий фактор;
2) Приоритетность
корпоративных
целей.
Единство
процессов
накопления, выработки и трансляции знаний должны стать приоритетом
организации, частью ее культуры;
3) Сознательность и активность. Ясное понимание целей и задач
предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения, а
собственная
познавательная
активность
обучаемых
является
важным
фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и
прочность овладения учебным материалом;
4) Наглядность. Один из самых известных и интуитивно понятных
принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Научно
обосновано, что информация, поступающая в мозг от органов зрения (по
оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она
запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. Использование
наглядности не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного
источника
знаний
для
создания
проблемных
ситуаций,
позволяет
организовать успешную поисковую и исследовательскую работу обучаемого
персонала;
5) Творчество. Наличие в мероприятиях по обучению и самообучению
компонентов творчества, разработок проектов оптимизации деятельности,
принятия значимых решений;
6) Систематичность и последовательность. Работник только тогда
будет обладать требуемыми профессиональными компетенциями, когда для
него будет ясно его место и роль в общей системе корпоративной
деятельности. Универсальным средством и главным способом формирования
такого понимания является определенным образом организованное обучение.
Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее
и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов,
нарушений последовательности, неуправляемых моментов;
7) Открытость и коммерциализация полученных знаний. Готовность
сотрудников к обмену полезных опытов внутри коллектива, а также к
«отчуждению» и передаче собственного опыта в информационный банк
компании.
Каждый
член
организации
должен
обладать
достаточно
глубокими
знаниями
и
высоким
уровнем
сформированности
профессиональных компетенций и понимать их контекст, для того чтобы
уметь эффективно применить эти знания и умения в процессе принятия
решений и разработки инноваций в корпорации.
Что такое форсайт и как он может быть применён
в системе образования с точки зрения развития профкомпетенций
Для
формирования
корпоративной
системы
повышения
квалификации
педагогов
предлагается
основываться
на
широко
используемом в социальной, экономической, политической сферах методе
стратегического прогнозирования – форсайт.
Форсайт - (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) –
инновационный инструмент моделирования будущего.
Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые
участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих
действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.
Форсайт представляет собой методологию предвидения перспектив
научно-технического и социально-экономического развития и предполагает
стратегическое прогнозирование и системное проектирование на основе
научного анализа данных, контекстной информации, тенденций, условий,
возможностей, рисков, кадрового потенциала, путей взаимодействия частей
целого между собой, их взаимозависимости, особенностей взаимодействия со
средой и других необходимых содержательных компонентов с целью
выбора оптимального пути достижения перспективных результатов.
Основа методики: совместная работа участников на карте времени;
работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного
прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению
к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не
просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных
условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы
усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий
и погасить отрицательные, нежелательные тренды.
Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и
событий, приводящих к избранной цели. Результатом форсайта является
карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть
различные способы и пути достижения желаемого результата.
Использование методологии форсайта и, в частности, формирование
дорожной карты повышения квалификации педагогов образовательной
организации в графическом и текстовом виде на основе системы диагностики
профессиональных компетенций педагогов повышает мотивацию педагогов
к самообразованию, создает целевые ориентиры для развития всего
педагогического коллектива.