Напоминание

"Нравственное воспитание младших школьников в педагогическом наследии К. Д. Ушинского"


Автор: Гарковенко Анна Владимировна
Должность: аспирант
Учебное заведение: Ростовский Государственный экономический институт РИНХ
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание младших школьников в педагогическом наследии К. Д. Ушинского"
Раздел: начальное образование





Назад




Нравственное воспитание младших школьников в педагогическом наследии

К. Д. Ушинского

Гарковенко Анна Владимировна

Аспирант,

Ростовский

Государственный

экономический

институт

(РИНХ),

г. Ростов-на-Дону

История педагогики

Многие поколения педагогических работников в России знают имя «учителя

русских учителей». К его научным подходам, творчеству, его идеям сегодня проявляется

повышенный интерес. В современной России Константина Дмитриевича Ушинского

считают великим русским педагогом, основоположником народной школы, создателем

глубокой и стройной педагогической системы.

Если

поставить

перед

собой

цель

проанализировать

научное

наследие

К.

Д.

Ушинского,

то

нетрудно

заметить,

что

в

его

педагогической

системе

основополагающей идеей стала идея народности – признание творческой силы трудового

народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.

К. Д. Ушинский — автор нескольких статей о нравственности, и мне бы хотелось

заострить на них особое внимание.

Ведь во всех работах К. Д. Ушинского по

нравственному воспитанию четко прослеживается главная цель - развитие личности

подрастающего поколения.

Предложенная

им

система

нравственного

воспитания

молодого

поколения

исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравственного

воздействия учителя, на «разумной деятельности ребенка» и требовала развития активной

любви к человеку, создания атмосферы взаимовыручки и товарищества.

Имя К. Д. Ушинского занимает особое место в истории мировой педагогической

мысли. Разносторонне и высокообразованный педагог, построил педагогическую систему

на основе достижений современной ему науки.

Огромный вклад внес Константин

Дмитриевич

в

разработку

педагогических

проблем

трудового,

нравственного,

патриотического и эстетического воспитания.

Его педагогика проникнута оптимизмом,

верой в творческие силы ребенка, уважением и разумной любовью к нему.

Педагог-новатор подчеркивал важность в воспитании нравственности именно

народного образования. Он писал: «Истинное народное образование сохраняет, открывает

и поддерживает именно те источники, из которых льется народное богатство и льется

само собою, без всяких насильственных мер: время, труд, честность, знание, уменье

владеть собой — физические, нравственные и умственные силы человека — это

единственные творцы всякого богатства» [2, с. 121]. Все, что нас окружает: наши корни,

наша культура, — все это имеет огромную силу. Только познав свои истоки, человек

способен понять и создать себя, сформировать по кусочкам человека достойного,

честного, добродетельного.

Нравственность в младших классах нужно воспитывать через литературу, через

историю, через познание своего народа, этого мира, через свой собственный опыт и

пример. От педагога зависит то, каким вырастет этот маленький человечек, который

только вошел в этот огромный и непознанный им мир. Самое важное, как мне кажется,

научить ребенка читать и читать правильную литературу, которая направлена не на

развлечение, а на постижение знаний о людях, об устройстве жизни, что действительно

поможет ему разобраться, что такое добро и зло, как справляться с жизненными

трудностями, как быть настоящим Человеком, достойным и честным.

Основной целью воспитания К. Д. Ушинский считал формирование активной

творческой личности и подготовку ее к труду, умственному и физическому, как высшей

форме человеческой деятельности. Труд детей в младших классах в школе в различных

его формах К. Д. Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и

образования подрастающего поколения. Рассматривая воспитание как целеустремленный,

сознательный процесс формирования гармонически развитой личности, К. Д. Ушинский

утверждал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно,

гармонически развит. Отсюда следует, что обучение рассматривалось Ушинским как

посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом,

развивающим и укрепляющим волю детей младших классов.

Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы

наглядности, связывая её с проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников)

и в целом развития личности, сознательности, посильности, последовательности,

прочности.

Большое

внимание

Ушинским

уделялось

уроку,

разработке

требований

к

организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить

добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности младшего

школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против

трафарета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает

творческую инициативу учителей.

Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он

пишет, что «чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка

лиц, которые воспитывают и обучают детей. Начальная школа должна закладывать

фундамент общего образования и воспитывать положительные качества личности» [12, с.

379].

В педагогическом наследии Ушинского особое место занимает дидактика, т.е. та

часть педагогики, которая устанавливает принципы и закономерность обучения и отвечает

на вопрос: чему учить и как учить? Дидактические взгляды Ушинского отличаются

большой глубиной и оригинальностью. Он более основательно, в сравнении с другими

своими зарубежными предшественниками, разработал психологические основы обучения

– дал ценные указания по использованию внимания детей в процессе обучения, по

построению учебного процесса с учетом возрастных этапов развития школьников и их

психологических особенностей. Опираясь на такие принципы как сознательность и

прочность усвоения знаний, посильность, последовательность, активность, им были

детально разработаны методика повторения учебного материала, формирования у детей

общих представлений и понятий на основе наглядности, методика одновременного

развития мышления и речи детей младших классов.

К.

Д.

Ушинский

заложил

основы

личностно-деятельностного

подхода

к

воспитанию, деятельность и активность юного поколения он рассматривал как одно из

важнейших условий его воспитания и обучения. Большое значение он придавал режиму

жизни детей, в котором, по его мнению, заложены механизмы приучения их к

организованности,

активности

и

стремление

к

деятельности.

В

своей

системе

нравственного воспитания и обучения подрастающего поколения он всегда подчеркивал

значение упражнений и настаивал, чтобы воспитание превращало положительные

убеждения детей младшего возраста в дела и поступки.

Важную роль в развитии младших школьников классик педагогики отводил

навыку. Навык проявляется во всем, в каждой мелочи нашей жизни. Мы ходим, говорим,

думаем, потому что без этого уже не можем. Вот в чем его суть: нравственные поступки,

нравственное мышление, поведение должны стать чем-то неотъемлемым в жизни каждого

с самых ранних лет. Действовать определенным образом, думать «хорошо» должно стать

привычкой, составлять часть нас самих, без которой мы себя представить не сможем. Если

бы нам каждый раз пришлось прилагать множество усилий, чтобы сделать шаг, то

научились бы мы спокойно ходить и даже бегать? Нет. Так и с нравственностью. Она

должна укорениться в нашем сознании настолько, чтобы школьники младших классов и

подумать не могли о том, чтобы совершить что-то безнравственное. Их воспитание

должно быть свободным, но соединенным с контролем со стороны педагогов. Важнейшим

средством нравственного воспитания я полагаю обучение, которое должно быть плотно

взаимосвязано с воспитанием. В своей педагогической деятельности я также отдаю

предпочтение убеждению, что воспитание должно превращать положительные убеждения

детей в дела и поступки. При этом нужно избегать назойливых наставлений и уговоров,

которые не смогут дойти до сознания школьников, больше показывать разумную

требовательность. А также к средствам воспитания я отношу личный пример учителя,

педагогический такт по отношению к детям, меры предупреждения, меры поощрения и

взыскания.

Изучая особенности воспитания детей в школе, К. Д. Ушинский особо

подчеркивал, что одной из характерных черт воспитания русского народа является

воспитание патриотизма, который, по его мнению, с «истинно львиною силой»

проявляется в народе при защите Родины от внешних врагов. Истинный патриотизм,

требует воспитания гражданского долга. Поскольку лучшим выражением народности, по

его мнению, является родной язык, он должен быть положен в основу обучения русских

детей. К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую

любовь к Родине.

Основанное на народности воспитание должно приучить молодое поколение ребят

младших классов проявлять этот патриотизм всегда, повседневно, при исполнении

гражданами своего общественного долга. Оно призвано развить у детей чувство

национальной гордости, сочетающееся с уважением к другим народам, воспитать у них

чувство долга перед своей родиной, приучать их всегда ставить общие интересы выше

личных.

К. Д. Ушинский считал, то главное место в воспитании нравственного

подрастающего поколения занимает именно воспитание патриотизма беззаветной

деятельной любви к Родине. Любовь к Родине, писал К. Д. Ушинский, это наиболее

сильное чувство человека.

Воспитывая детей младшего школьного возраста, прививая им такие нравственные

качества как любовь к ближнему, природе, Родине, мы не можем забывать об истоках

русского народа, а именно о родном русском языке, ибо это основа обучения русских

детей.

«Когда исчезает народный язык – народа нет более!».

Родной язык появился тогда,

когда не было ни письменности, ни книг.

Слушая мамины колыбельные, напевные,

протяжные, ребенок слышит звуки родного языка, его интонацию. Усваивая родной язык,

ребенок воспринимает не только сочетания и видоизменения звуков, но и бесконечное

множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов. Педагогика Ушинского

проникнута оптимизмом, верой в творческие силы ребенка, уважением и разумной

любовью к нему.

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое».

Проанализировав все выше сказанное, мы определяем цели нравственного воспитания, на

которые нам указал К. Д. Ушинский.

Примечательно, что оригинальная теория воспитания, созданная Ушинским,

воплотила в себе лучшие черты классической русской педагогики — пламенную любовь к

Родине, высокий гуманизм и демократизм, уважение к человеческому достоинству.

Педагогические идеи Ушинского, учебники для начальной школы, методические

руководства для учителей сыграли огромную роль в развитии народного образования в

России. Ушинский сознавал, что многие из его педагогических идей могут быть

осуществлены только в будущем и свято верил, что в будущем обществе воспитанию

будет отведено достойное место.

Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности

на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них

основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на

практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих

инноваций.

В заключение хочу отметить, что развитие нравственности юного поколения без

таких

нравственных

устоев,

как

долг,

совесть,

честь,

честность,

порядочность,

милосердие, достоинство, благородство, добро, не может нормально существовать и

развиваться общество. Человек лишь в том случае достоин своего призвания, когда он не

может бесстрастно, равнодушно внимать добру и злу, когда он добросовестно выполняет

свой долг, надежно делает свое дело. Нравственное воспитание, по мнению Ушинского,

должно развивать в детях младших классов гуманность, правдивость, трудолюбие,

дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства,

сочетаемое со скромностью.

Список использованной литературы

1. Ушинский К. Д. Антология гуманной педагогики. М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили,

2002.

2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / под ред. Е. Н. Медынского,

И. Ф. Свадковского. М., 1945.

3.

Ушинский

К.

Д.

Человек

как

предмет

воспитания:

Опыт

педагогической

антропологии // Избр. пед. соч.: в 2 т. М., 1976. Т. 1.

4. Киселев А. Ф. Выбор // Педагогика. 2008. № 9.

5. Кукушкин В. С. Управление образовательными системами / под ред. В. С. Кукушкина.

М.: ИКЦ «Март», 2003.

6. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1988.



В раздел образования