Автор: Анна Сергеевна Золотова
Должность: методист
Учебное заведение: МБДОУ детского сада
Населённый пункт: г. Вязьма, Смоленская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в современных условиях
Раздел: дошкольное образование
Особенности организации взаимодействия дошкольной
образовательной организации с семьями воспитанников
в современных условиях
Несмотря на хорошо известный и многократно доказанный факт, что
семья и детский сад как первичные социальные воспитательные
институты
способны
обеспечивать
полноту
и
целостность
социально-
педагогической и
культурно-образовательной
среды
для
жизни,
развития
и
самореализации
ребенка,
разногласия
и
конфликты
между
педагогами
ДОО
и
родителями
возникают довольно часто. Проблема взаимодействия общественного и
семейного
институтов
воспитания
на
современном
этапе
стоит
достаточно
остро. Как отмечают В. В. Анисимов, Л. А. Карпенко, А. В. Гуревич,
изменения
в системе образования затрагивают в основном содержание программ,
интенсификацию
образовательного
процесса,
но
не
систему
межличностных
отношений. Реформаторские гуманистические идеи остаются на уровне
деклараций, авторитарно-бюрократический стиль изжить не удается. В
таких
условиях растет недоверие воспитательных институтов, критика в адрес
друг
друга неизбежно ведет к возникновению конфликтных ситуаций в
системе
«педагог – родитель», а страдает наиболее уязвимое звено – ребенок.
В последнее время значительно изменился вектор семейных ценностей:
исчезло почитание родителей, уважение к истории своего рода и своей
страны,
произошел разрыв связи между поколениями. Семья, ее уклад и
традиции, для
большинства молодых людей перестали быть ценностью. У родителей
сформировалась потребительская позиция по отношению к государству,
а по
отношению к своему ребенку – безответственная. У пап и мам
значительно
снизилась потребность в знаниях о детско-родительских отношениях, о
возрастных особенностях своих детей, методах и способах своего
реального
участия в становлении личности ребенка.
Поэтому, в современных условиях необходимо учить родителей быть
родителями. В результате активных действий в этом направлении может
быть
решен
ряд
проблем
общества:
снижение
количества
разводов,
повышение
культурного уровня взрослого и детского населения, формирование
условий
для самостоятельного решения семьей своих социальных функций. В
области
образования просветительская работа с родителями помогает решать
вопросы
государственно-общественного
образовательных услуг, и в целом «повернуть» родителей лицом к
школе,
совместно искать решения возникающих проблем.
Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из
основных
направлений
социальной
закрепленных
в
«Концепции
государственной
семейной
политики
до
2025
года,утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации № 1618-р от 25
августа 2014 года.
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определены приоритеты, цели,
задачи
и
принципы
построения
взаимодействия
между
дошкольной
образовательной организацией и родителями (законными представителями)
детей дошкольного возраста:
– одним из основных принципов дошкольного образования является
«…сотрудничество с семьей»;
– одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является
«…обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»;
–
согласно
требованиям,
к
структуре
основной
образовательной
программы
дошкольного образования, «В содержательном должны быть
представлены…особенности
взаимодействия
педагогического
коллектива
с семьями воспитанников»
Не менее важное место занимают вопросы взаимодействия с семьей в
ряду требований к условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования, а именно:
– создание образовательной среды организации, включающей условия
для
участия родителей в образовательной деятельности
– вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и
поддержка их в вопросах воспитания детей, охране и укреплении их
здоровья;
– создание образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи;
– создание возможности для обсуждения с родителями детей вопросов,
связанных с реализацией Программы
Таким
образом,
основными
направлениями
работы
дошкольной
образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС ДО,
являются:
1 Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2 Повышение компетентности родителей.
3 Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.
4 Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Эффективность деятельности педагогов по этим направлениям, зависит
от нескольких факторов.
Практика работы в ДОО постоянно выявляет низкую психологическую
культуру взрослых (родителей и педагогов), некомпетентность в
общении, как с детьми, так и друг с другом. Многие ученые-психологи
отмечают, что именно ошибки в общении являлись причиной многих
конфликтов
педагогов
и
родителей.
Неумение
взрослых
точно
сформулировать свою просьбу или
пожелание,
непонимание
эмоционального
состояния
оппонента
приводит к
разгоранию конфликта.
Семья - важнейшая среда для развивающейся личности ребенка. Эта
неоспоримая прописная истина знакома любому педагогу - как
опытному, так и начинающему. В семье ребенка должны понимать и
принимать таким, какой
есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной,
любимый, неповторимый. Проблема в том, что так бывает не всегда.
Современные педагоги порой сталкиваются с ситуацией, когда на
определенном этапе приводят свое чадо в детский сад, будучи убежденными
в том, что здесь их роль заканчивается и эстафету необходимо переедать
воспитателям и другим специалистам по дошкольному образованию.
Анализ конфликтных ситуаций педагогов и родителей из практики
работы дошкольных образовательных учреждений выявил следующие
важные
особенности общения педагогов и родителей. Воспитателям хочется,
чтобы
родители:
– уважали мнение воспитателя, присушивались к его рекомендациям;
– проявляли интерес к жизни ребенка в дошкольном учреждении,
оказывали
помощь в организации досуга, участвовали в уборке помещений и
территории;
– больше занимались с детьми дома;
– разбирались в психологии педагогике детей дошкольного возраста, не
забывали, что первичным институтом в воспитании детей является
семья;
– соблюдали режим работы детского сада (не приводили детей с
опозданием, вовремя забирали, больных оставляли дома);
– были внимательны к воспитателю и благодарны за его нелегкий труд,
не
предъявляли
к
нему
невыполнимых
требований
и
критичных
высказываний.
Педагоги ДОО определили следующие причины непонимания между
ними и родителями:
– родители идеализируют своего ребенка, неправильно оценивают его
уровень развития, не хотят видеть недостатков, поэтому болезненно
реагируют на критическую информацию о ребенке.
– считают своего ребенка всегда правым, а других детей виноватыми и
обидчиками.
– родители бывают равнодушны к своим детям, не хотят заниматься
ими,
общаться, поэтому перекладывают всю ответственность за воспитание и
обучение на образовательное учреждение.
– низкий культурный уровень, как педагогов, так и родителей.
– родители не видят в воспитателях профессионалов и не считают, что в
детском саду воспитатель проводит серьезную работу по развитию их детей.
–
родители
не
считают
дошкольное
детство
важным
периодом
становления личности.
– несмотря на то, что педагоги детского сада осознавали наличие
проблем
при взаимодействии с родителями, они не предлагали четких мер по
выходу из кризиса, ожидая помощи от старшего воспитателя, педагога-
психолога, руководителя.
– в то же время они показывают тревогу по поводу того, что им не
удается
найти контакт с родителями, достигнуть взаимопонимания, привлечь
родителей к организации жизни детского сада.
С точки зрения родителей, взаимопониманию мешает тот факт, что
педагоги видят ребенка с одной стороны, по-иному, чем родитель. Родителям
бывает трудно объяснить воспитателю, что их ребенок дома бывает другим,
имеет иные возможности. Родители признают, что:
– идеализируют своих детей, им трудно признать, что в детском саду он
ведет себя по-другому, не так, как им бы хотелось;
– существует отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на
воспитание
ребенка (мама хотела бы сотрудничать, но папа останавливает ее и
наоборот);
– имеет место потеря мужской роли в воспитании детей (утрата
специфических форм и методов мужского воспитания в семье).
– родители обижаются, когда видят невнимание к детям со стороны
воспитателя.
Серьезной
преградой
в
развитии
отношений
диалога
выступает
рационализм общения. Он проявляется в чрезмерном обращении воспитателя
к чувству родительского долга, его рассудку в ущерб прямым обращениям к
чувствам и переживаниям матери или отца. Этот стиль общения «оживает»
всякий раз, когда педагог погружается в роли «информатора», «учителя»,
«наставника», «критика» и т.п. Педагоги привыкли к тому, что родители
традиционно выступают в роли «младших», им назидательно даются
рекомендации и делаются замечания, а не наоборот.
Те педагоги, которые предпочитают оставаться в границах жесткой
роли,
«привыкают» ощущать себя несвободными и не дают свободы другому, беря
на себя функции контролировать, направлять, ограничивать, оценивать,
навязывать.
Особо
следует
отметить,
что
сами
родители,
указывая
пути
сотрудничества, важнейшим условием повышения доверия называли степень
открытости
дошкольного
образовательного
учреждения,
возможность
прийти
туда в любой момент.
Родители ожидают, что их детей в детском саду:
– будут развивать;
– не будут унижать и кричать;
– дадут то, что нельзя дать дома: общение в социуме, участие в
праздниках;
– учтут индивидуальные особенности ребенка;
– обеспечат безопасность:
– не предъявят абсурдных запретов.
Родители ждут от педагогов деликатного общения, без позиции «взгляда
сверху вниз».
В целом анализ конфликтных ситуаций показал, что существует много
сфер непонимания между педагогами и родителями. Часто родители и
педагоги неправильно интерпретируют поведение друг друга. Например,
воспитатели объясняют поздний приход за ребенком в детский сад
нелюбовью к ребенку, а родители обижаются на то, что воспитатели хотят
избавиться от детей до окончания официального рабочего дня. Родители
вменяют в обязанность воспитателям подготовку детей к школе (обучение
чтению, приобретение конкретных знаний, умений, навыков), в то время
воспитатели озабочены социализацией детей через игровую деятельность,
развитием у них психических процессов и формированием личностных
качеств.
Несмотря на все изменения, которые происходят в системе дошкольного
образования, можно констатировать, что на сегодняшний день интересы
ребенка во многих аспектах выпадают из поля зрения родителей и
педагогов.
Взрослые озабочены своими амбициями, доказательствами собственной
правоты и компетентности друг перед другом. Педагоги и родители тратят
больше времени на выстраивание психологической защиты, а не на поиск
конструктивного сотрудничества.
Перейти к диалогу — задача сложная, особенно для педагогов,
привыкших недооценивать родителей как воспитателей и воспринимать себя
как единственных носителей истинного знания о сути детства и взрослости,
семье и родительстве, об образовательном процессе. Непросто слушать и
слышать, интересоваться, понимать другого, прежде чем себя, причинно-
следственные связи. Сложно отказаться от пустословия и критики, принять
правила возвышающего общения и жить, руководствуясь золотой формулой:
«Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь, и
какие от этого будут последствия».
Мысли, возникающие у воспитателей, — «Родителям ничего не нужно»,
«Я ничего не смогу сделать для семьи моего воспитанника» —
разрушающие для отношений с родителями воспитанников. Можно ли
осуждать, не зная обстоятельств жизни семьи? Не осуждение, а познание и
понимание, принятие.
Но прежде чем говорить о направлениях и содержании работы,
необходимо выделить принципиальное положение: эффективно построить
работу в данном направлении возможно только при условии принятия
педагогом семьи как субъекта образовательных отношений, поскольку
термин «работа с родителями» остался в прошлом.
Субъект - это активный участник какой-либо совместной деятельности,
в
процессе которой он самореализуется.
Чаще
всего
современные
учѐные
используют
термины,
«сотрудничество»,
«партнѐрство», «взаимодействие» как правило, отождествляя их, тогда
как каждый из них отражает специфику различных составляющих данной
работы.
Сотрудничество, согласно общепринятому определению, - это
комплекс
взаимовыгодных отношений нескольких субъектов. Педагог нацелен на
решение задач образовательной программы, удовлетворение социального
запроса на образовательные услуги. Родитель стремится обеспечить для
своего ребѐнка для гармоничного, всестороннего развития, повысить свой
воспитатель
потенциал
и
педагогическую
компетентность.
Ребенок
дошкольного
возраста,
взаимодействуя
с
родителем,
педагогом,
сверстниками,
удовлетворяет
свои
потребности:
физиологические,
эмоционально-коммуникативные, духовные, познавательные и др.
Таким образом,
сотрудничество можно определить,
как систему
взаимоотношений педагога и семьи, представленную целями, задачами,
формами и методами работы.
Партнерство - форма организации деятельности сторон, созданная на
основе
взаимных
договоренностей,
включающих
права,
обязанности,
ответственность.
Взаимодействие, согласно общепринятому определению, понимается
как
непосредственная или опосредованная связь нескольких объектов в некий
вид
целостности, зачастую совершенно нового вида. Это на первый взгляд
философское определение раскрывает сущность рассматриваемой нами
проблемы:
взаимосвязь
общественного
и
семейного
воспитания
осуществляется как непосредственно - в ходе повседневного общения, так и
опосредованно
–
через
различные
источники
информирования
(сайт
образовательной организации, наглядные формы, тематическая справочная
литература, предлагаемая семье педагогом для ознакомления, и др.).
Новый вид целостности тоже имеет место - ребенок воспитывался в
семье, а с момента поступления в группу стал вместе со своими родителями
участником новой системы под названием «детский сад и семья». И наконец,
понимая взаимодействие как движение вперед, можно определить форму
существования структуру данного процесса.
Взаимодействие
всегда
характеризуется
согласованностью
и
слаженностью действий.
Исходя из вышесказанного, взаимодействие - это целостная система
«семья-ребенок-педагог»,
в
которой
каждый
участник
является
равноправным
субъектом общения, в которой:
– педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и
развитии дошкольника, иметь четкую установку на то, что семья
каждого
воспитанника уникальна, неповторима и самоценна;
– родители должны четко осознавать роль дошкольной образовательной
организации в развитии личности ребенка; принимать педагога как личность,
уважать его интересы.
Таким образом, на основании всего вышесказанного в отношении
построения
взаимодействия
с
семьями
воспитанников
дошкольная
образовательная
организация
призвана:
обеспечить
психолого-
педагогическую
поддержку
семьи;
содействовать
повышению
компетентности родителей;
помочь семье в воспитании и образовании ребенка; создать условия для
участия родителей в образовательной деятельности ДОО.