Авторы: Шерстнев Андрей Леонидович, Андрей Леонидович Шерстнев
Должность: учитель профессионально-трудового обучения
Учебное заведение: ГОКУ "Специальная коррекционная школа № 6 г. Нижнеудинска"
Населённый пункт: г.Нижнеудинск
Наименование материала: методический материал
Тема: "Исследовательская деятельность педагога – способ повышения профессионального мастерства"
Раздел: среднее образование
Исследовательская
деятельность педагога-
способ повышения
профессионального мастерства.
Шерстнев А. Л.
учитель профессионально-трудового обучения
ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №6
г. Нижнеудинска»
ТРИ ПУТИ ВЕДУТ
К ЗНАНИЮ:
путь размышления
– это путь самый благородный,
путь подражания
– это путь самый легкий,
и путь опыта
– это путь самый горький.
Конфуций
•
Под исследованием в области
педагогики понимается процесс и
результат научной деятельности,
направленный на получение новых
знаний о принципах,
закономерностях образования, его
структуре и механизмах,
содержании и технологиях.
Педагогическое исследование
Структура исследовательских
способностей
•
поисковая активность, характеризует
мотивационную составляющую исследовательских
способностей;
•
дивергентное мышление характеризуется
продуктивностью, гибкостью мышления,
оригинальностью, способностью к разработке идей
в ответ на проблемную ситуацию;
•
конвергентное мышление тесно связано с даром
решать проблему на основе логических алгоритмов,
через способность к анализу и синтезу.
Исследовательская деятельность
учителя является:
•
основным элементом профессиональной
деятельности;
•
ведущим критерием педагогического творчества;
•
источником роста преподавательского статуса;
•
показателем ответственности, способностей и
таланта педагога;
•
условием для развития, социализации и
самоопределения.
Это деятельность, направленная на решение
творческой, исследовательской задачи
(проблемы) с заранее неизвестным решением и
предполагающая соблюдение основных этапов
научного исследования
Цель исследовательской деятельности педагога
состоит в создании условий для развития его
способностей и индивидуально-
личностных качеств в процессе
реализации образования.
Условия организации исследовательской
деятельности педагога:
во-первых, это мотивация на выполнение
исследовательской деятельности через
различные формы-семинары, практикумы и др.
во-вторых, создание и работа педагога по
взаимодействию с коллегами и научными
обществами учащихся.
«Составляющие»
исследовательской деятельности
•
развитые познавательные способности, мотивация к
исследовательской деятельности
•
творчество
•
владение методами и методиками исследовательской
деятельности (в т. ч. психологической диагностики)
•
умение
адекватно
оценить
ход
и
результаты
исследовательской
деятельности,
внести
необходимые
коррективы
в
образовательный
процесс.
Особенности исследовательской
деятельности
•
положительный опыт
•
самореализация и творческое
развитие личности учителя
•
специфические трудности
Исследовательские умения:
•
Умение подбирать и работать с научной литературой для
совершенствования
теоретических
знаний,
обобщать
результаты
изучения
теории
в
виде
аннотации,
реферата
доклада, сообщения.
•
Умение наблюдать, изучать, анализировать опыт учителей с
целью
его
обобщения
и
использования
в
практике
преподавателя.
•
Умение
ставить
исследовательские
задачи,
формулировать
гипотезу,
планировать
и
проводить
опытную
работу
и
эксперимент,
обрабатывать
и
обобщать
результаты
проделанной
работы
в
виде
доклада,
сообщения,
научной
статьи.
Последовательность
исследовательской деятельности :
•
Актуализация проблемы;
•
Определение сферы исследования;
•
Выбор темы исследования;
•
Выработка гипотезы;
•
Выявление и систематизация подходов к решению;
•
Определить последовательность проведения исследования;
•
Сбор и обработка информации;
•
Анализ и обобщение полученных материалов;
•
Подготовка отчета;
•
Доклад.
Направления исследовательской
деятельности:
•
исследовательская деятельность в
рамках работы методического
объединения;
•
исследовательская деятельность в
рамках прохождения педагогом
процедуры аттестации;
•
инициативная исследовательская
деятельность (самообразование).
Исследовательская компетенция
учителя является одной из
составляющей профессиональной
компетенции учителя,
знания + навыки и умения
в превосходной степени =
это опыт и мастерство, т.е.
профессиональная
компетентность.
Научно-исследовательская работа в школе,
проводимая учителем, отличается от истинно научной
работы, целью которой является творение нового
знания.
Если учитель в ходе своей исследовательской
деятельности
сумел внедрить новое содержание,
получить высокие результаты обучения на основе
использования эффективных технологий,
сумел выявить научные закономерности,
обосновать принципы,
обобщить свой опыт и внедрить его в реальную
образовательную практику, то его можно назвать
ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ.
«Не существует сколько-
нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех,
которые проявляются
в результате активного
участия хотя бы в самой
маленькой поисковой
исследовательской
работе».
А.Н. Колмогоров