Напоминание

"Исследовательская деятельность педагога – способ повышения профессионального мастерства"


Авторы: Шерстнев Андрей Леонидович, Андрей Леонидович Шерстнев
Должность: учитель профессионально-трудового обучения
Учебное заведение: ГОКУ "Специальная коррекционная школа № 6 г. Нижнеудинска"
Населённый пункт: г.Нижнеудинск
Наименование материала: методический материал
Тема: "Исследовательская деятельность педагога – способ повышения профессионального мастерства"
Раздел: среднее образование





Назад




Исследовательская

деятельность педагога-

способ повышения

профессионального мастерства.

Шерстнев А. Л.

учитель профессионально-трудового обучения

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №6

г. Нижнеудинска»

ТРИ ПУТИ ВЕДУТ

К ЗНАНИЮ:

путь размышления

– это путь самый благородный,

путь подражания

– это путь самый легкий,

и путь опыта

– это путь самый горький.

Конфуций

Под исследованием в области

педагогики понимается процесс и

результат научной деятельности,

направленный на получение новых

знаний о принципах,

закономерностях образования, его

структуре и механизмах,

содержании и технологиях.

Педагогическое исследование

Структура исследовательских

способностей

поисковая активность, характеризует

мотивационную составляющую исследовательских

способностей;

дивергентное мышление характеризуется

продуктивностью, гибкостью мышления,

оригинальностью, способностью к разработке идей

в ответ на проблемную ситуацию;

конвергентное мышление тесно связано с даром

решать проблему на основе логических алгоритмов,

через способность к анализу и синтезу.

Исследовательская деятельность

учителя является:

основным элементом профессиональной

деятельности;

ведущим критерием педагогического творчества;

источником роста преподавательского статуса;

показателем ответственности, способностей и

таланта педагога;

условием для развития, социализации и

самоопределения.

Это деятельность, направленная на решение

творческой, исследовательской задачи

(проблемы) с заранее неизвестным решением и

предполагающая соблюдение основных этапов

научного исследования

Цель исследовательской деятельности педагога

состоит в создании условий для развития его

способностей и индивидуально-

личностных качеств в процессе

реализации образования.

Условия организации исследовательской

деятельности педагога:

во-первых, это мотивация на выполнение

исследовательской деятельности через

различные формы-семинары, практикумы и др.

во-вторых, создание и работа педагога по

взаимодействию с коллегами и научными

обществами учащихся.

«Составляющие»

исследовательской деятельности

развитые познавательные способности, мотивация к

исследовательской деятельности

творчество

владение методами и методиками исследовательской

деятельности (в т. ч. психологической диагностики)

умение

адекватно

оценить

ход

и

результаты

исследовательской

деятельности,

внести

необходимые

коррективы

в

образовательный

процесс.

Особенности исследовательской

деятельности

положительный опыт

самореализация и творческое

развитие личности учителя

специфические трудности

Исследовательские умения:

Умение подбирать и работать с научной литературой для

совершенствования

теоретических

знаний,

обобщать

результаты

изучения

теории

в

виде

аннотации,

реферата

доклада, сообщения.

Умение наблюдать, изучать, анализировать опыт учителей с

целью

его

обобщения

и

использования

в

практике

преподавателя.

Умение

ставить

исследовательские

задачи,

формулировать

гипотезу,

планировать

и

проводить

опытную

работу

и

эксперимент,

обрабатывать

и

обобщать

результаты

проделанной

работы

в

виде

доклада,

сообщения,

научной

статьи.

Последовательность

исследовательской деятельности :

Актуализация проблемы;

Определение сферы исследования;

Выбор темы исследования;

Выработка гипотезы;

Выявление и систематизация подходов к решению;

Определить последовательность проведения исследования;

Сбор и обработка информации;

Анализ и обобщение полученных материалов;

Подготовка отчета;

Доклад.

Направления исследовательской

деятельности:

исследовательская деятельность в

рамках работы методического

объединения;

исследовательская деятельность в

рамках прохождения педагогом

процедуры аттестации;

инициативная исследовательская

деятельность (самообразование).

Исследовательская компетенция

учителя является одной из

составляющей профессиональной

компетенции учителя,

знания + навыки и умения

в превосходной степени =

это опыт и мастерство, т.е.

профессиональная

компетентность.

Научно-исследовательская работа в школе,

проводимая учителем, отличается от истинно научной

работы, целью которой является творение нового

знания.

Если учитель в ходе своей исследовательской

деятельности

сумел внедрить новое содержание,

получить высокие результаты обучения на основе

использования эффективных технологий,

сумел выявить научные закономерности,

обосновать принципы,

обобщить свой опыт и внедрить его в реальную

образовательную практику, то его можно назвать

ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ.

«Не существует сколько-

нибудь достоверных тестов

на одаренность, кроме тех,

которые проявляются

в результате активного

участия хотя бы в самой

маленькой поисковой

исследовательской

работе».

А.Н. Колмогоров



В раздел образования