Напоминание

Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации гражданской позиции обучающихся при изучении окружающего мира


Автор: Кийко Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей №1"
Населённый пункт: г.Волжский Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации гражданской позиции обучающихся при изучении окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




Тема

«Проектно-исследовательская

деятельность

как

средство

активизации

гражданской

позиции

обучающихся

при

изучении

окружающего мира»

Проектно-исследовательская деятельность – один из важнейших источников

получения ребенком представлений об окружающем мире. Педагог теперь

выступает не как носитель готовых знаний, он превращается в организатора

исследовательской познавательной деятельности своих учеников. Это ведёт к

изменениям в работе с классом, учитель ориентирует работу учащихся на разные

виды

самостоятельной

деятельности

исследовательскую,

поисковую

и

творческую.

Если постоянно использовать на уроках в начальной школе краеведческий

материал с применением проектных технологий, то у учащихся формируется

интерес к познанию окружающего его мира, истории родного края, особенностей

природы, это будет способствовать оптимизации и гуманизации обучения.

Формирование положительной мотивации и увлеченности учением –одна из

важнейших задач педагогической деятельности. При этом из маленького ростка

природной детской любознательности необходимо вырастить желание творить. А для

этого каждое детское открытие должно быть:

o

эмоционально значимо для маленького ученика;

o

услышано окружающими.

История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень, сел,

городов, областей и краев. Использование краеведческого материала в начальной школе,

несомненно, играет большую роль в формировании патриотического сознания учащихся.

Проектно-исследовательская деятельность служит неотъемлемой составляющей

образовательного процесса, позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные

вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в

«исследователей».

Именно

поэтому

подготовка

ребенка

к

проектно-

исследовательской

деятельности,

обучение

его

умениям

и

навыкам

исследовательского

поиска

становится

важнейшей

задачей

образования

современного учителя. Уроки окружающего мира как нельзя лучше подходят для

этого.

Проектная деятельность является формой организации совместной деятельности

обучающихся, целью которой служит решение конкретной проблемы, значимой

для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Формирование

проектной

деятельности

младших

школьников

проходит

в

несколько этапов. Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

Его задачи направлены на обогащение опыта первоклассников. Второй этап

(второй

класс

начальной

школы)

ориентирован:

на

приобретение

новых

представлений об особенностях проектной деятельности; на развитие умений

определять тему проекта, анализировать, сравнивать, формулировать выводы,

оформлять результаты работы; на поддержание инициативы, активности и

самостоятельности школьников. Третий этап соответствует третьему и четвёртому

классам начальной школы. На данном этапе обучения главным должно стать

обогащение опыта школьников через дальнейшее накопление представлений о

проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования

и развитие исследовательских умений. Усложнение деятельности заключается в

увеличении

сложности

учебно-исследовательских

задач,

в

переориентации

процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-

исследовательских

задач,

в

развернутости

и

осознанности

рассуждений,

обобщений и выводов.

Проектная деятельность учащихся при изучении предмета «Окружающий мир»

может быть организована как в урочное, так и во внеурочное время. Проектная

деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Таким

образом, можно сделать вывод о том, что курс «Окружающий мир» обладает

высоким

потенциалом

по

организации

проектной

деятельности

младших

школьников.



В раздел образования