Напоминание

"Кейс –технология в практике ДОУ"


Автор: Бекетова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " центр развития ребёнка детский сад №51"
Населённый пункт: ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ЧИТА
Наименование материала: Статья
Тема: "Кейс –технология в практике ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Кейс –технология в практике ДОУ»

Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы

вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии, поэтому на

смену платью пришел деловой костюм. Огромный поток информации захватывает нас

и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь

возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо клатча я держу

в руках объемный кейс, с английского - портфель, чемоданчик т.е. багаж.

По дороге времени, каждый идет со своим багажом.

Какой же он у участников образовательного процесса? У родителей конкретного

ребенка, у самого ребенка и у воспитателя.

У семьи

– это образ жизни, традиции и устои, семейные ценности, история

отношений, эмоционально-нравственный опыт, переживания, ожидания.

У ребенка

– это возрастные и индивидуальные особенности, зоны ближайшего

развития, адаптация, социальный опыт, желания, возможности, представления,

ожидания, эмоциональное состояние.

У педагога – это сплав личностных качеств и профессиональных компетенций, опыт

работы, методическая грамотность, интерес, коммуникативная культура, любовь к

своему делу.

Опираясь на этот сплав, педагог вправе выбирать методы и технологии обучения и

развития ребенка. И сегодня ,мы выбираем метод конкретных ситуаций или кейс-

стади.

Кейс-технология – это современная технология для краткосрочного обучения, на

основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение

знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Кейсы для развития детей могут быть разными – мини-кейс, классический кейс,

макро-кейс - как в данном случае.

Также кейс может быть печатным, видео кейс, мультимедиа – кейс.

Создание кейса, это увлекательный, но трудоемкий процесс.

Кейс не является кейсом если в нем нет определенных составляющих. Составляющая

кейса это и есть структура.

Прежде всего, мы говорим что любые события складываются в определенной

обстановке, складывается ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.

Далее кейс не будет кейсом если в нем не будет участников, потому что проблема

как таковая зарождается при принятии решений, решения принимают не машины, а

люди. Поэтому в кейсе всегда должны быть участники.

Помимо этого в кейсе должна быть заложена проблема, а лучше несколько. Главным

условием является решение кейса.

Воспитанник должен исследовать ситуацию, разобраться в сути

проблемы,

предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основываются на

реальном фактическом материале, или приближенной к реальной ситуации.

Основа Кейса в дошкольном учреждении создается педагогом, дополняется, и

совершенствуется вместе с детьми и их родителями. И в результате такой работы у нас

получается отлично проработанный исследовательский проект.

Печатный кейс может содержать иллюстрации, рисунки, таблицы и др.

Для его понимания, предлагаем заглянуть внутрь вот такого кейса и познакомиться с

содержимым, которое поможет разобраться в содержании кейс-технологии.

Для того, что бы начать работу над кейсом нам необходимо фото или сюжет, который

отражает какую- либо проблему. Где же нам взять эту самую проблему?

Представим, что в ходе работы по тематической недели «Профессии», выясняется, что

дети

называют профессию своих родителей, но не знают, чем они конкретно

занимаются на работе. Возникают вопрос - Что представляют из себя профессии? Это

вопрос в котором отражается наша проблема! Как её решить?

Все мы знаем, что для того, что бы работа была эффективной и получила

эмоциональный отклик, нам нужно в увлекательной форме представить детям

полезную информацию.

И мы предлагаем детям совершить необычное путешествие в «Страну профессий». В

ходе, которого они будут решать различные задания, узнают что-то новое о той или

иной профессии, приобретут опыт в ситуациях приближенных к реальности.

В нашем кейсе путешествие ведут экскурсоводы- Маша и Саша, которые приглашают

нас на ознакомительную экскурсию по интересным местам в страну профессий.

Для начала дети знакомятся с разными учреждениями, которые находятся в этой

стране и выясняют, люди каких профессий здесь работают. Затем детям, на выбор

предлагаются билеты в виде карточки, той профессии, о которой они хотели бы

больше узнать.

Количество выбираемых профессий зависит от возрастной категории и интереса

детей.

Конечно же,для начала, нам необходимо одеть специальную одежду, что берегла и

защищала от опасностей, что бы было удобно и комфортно в ней работать, что бы

другие люди сразу узнавали данную профессию. Так мы оказываемся на станции

«Спецодежда». Ребёнок сам должен выбрать предметы одежды для данной профессии.

Одновременно закрепляются названия частей одежды.

У каждой профессии есть орудия труда, необходимые для выполнения своих

профессиональных обязанностей. И поэтому, далее, их путь лежит через «Бюро

находок». Мы предлагаем к выбранной детьми специальности подобрать предметы –

помощники, которые необходимы для представителя этой профессии.

Наше путешествие продолжается и мы не можем проехать мимо станции рассказов и

стихов. Есть много замечательных произведений для детей о разных специальностях-

это стихи, рассказы в картинках. Можно привлечь и родителей, которые помогут

подобрать произведения.

Для

лучшего

понимания

и

представления,

детям

предоставляются

варианты

различных дидактических игр. Так как, именно они позволяют шире приобщить детей

к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и практической

деятельности. Именно, дидактическая игра обеспечивает благоприятные условия для

решения задач, с учётом возможностей детей.

На этой же станции детям предлагаются игровые ситуации, в виде карточек, с

изображением проблемной ситуации, которые могут исправить

люди разных

профессий. Выбранная ситуация, должна иллюстрировать те проблемы, с которыми

ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше

сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику,

требует от ребёнка активного умственного и эмоционального участия в анализе и

обсуждении взятые из реальной жизни, в которых дети находят решения. И конечно

же информация в карточке должна быть по силам воспитанников и не содержать

подсказок.

Одна из следующих, станций в данном кейсе – это станция «Я -практик». Здесь

создаются ситуации для осуществления своей деятельности в реальных условиях. Они

выполняют практические задания в реальности.

В итоге мы увидим, что дети приобретают опыт с настоящими, реальными предметы

и готовят реальный продукт когда знакомятся с профессией повар. Пробуя себя в

профессии оператор, дети снимают реальным фотоаппаратом и камерой, в результате

у них получается настоящий фильм или мультфильм.

Путешествие завершается на станции «Мой выбор», где ребёнок принимает решение

«Что ему нравится?», «Принимает ребёнок для себя данную профессию или нет?». В

итоге дети запечатлевают образ выбранной профессии.

Путешествие по «Стране профессий» подходит к концу.

Работая над данным кейсом мы можем в будущем помочь детям решить вопрос «Кем

быть?». Ведь важно ещё в детстве поведать ему про разнообразный мир ремёсел.

Получить такие знания, которые формируют навык труда и способствует раннему

проявлению у ребёнка интереса и склонностей к конкретной профессии. А это и есть

ранняя профориентация детей, которая пригодится в будущем.

Кейс может изменяться путём добавления новых профессий, создания разных

проблемных ситуаций и поиска их решения.

Главное предназначение кейс- технологии— развивать способность исследовать

различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с

информацией.



В раздел образования