Автор: Бекетова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " центр развития ребёнка детский сад №51"
Населённый пункт: ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ, ЧИТА
Наименование материала: Статья
Тема: "Кейс –технология в практике ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Статья «Кейс –технология в практике ДОУ»
Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы
вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии, поэтому на
смену платью пришел деловой костюм. Огромный поток информации захватывает нас
и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь
возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо клатча я держу
в руках объемный кейс, с английского - портфель, чемоданчик т.е. багаж.
По дороге времени, каждый идет со своим багажом.
Какой же он у участников образовательного процесса? У родителей конкретного
ребенка, у самого ребенка и у воспитателя.
У семьи
– это образ жизни, традиции и устои, семейные ценности, история
отношений, эмоционально-нравственный опыт, переживания, ожидания.
У ребенка
– это возрастные и индивидуальные особенности, зоны ближайшего
развития, адаптация, социальный опыт, желания, возможности, представления,
ожидания, эмоциональное состояние.
У педагога – это сплав личностных качеств и профессиональных компетенций, опыт
работы, методическая грамотность, интерес, коммуникативная культура, любовь к
своему делу.
Опираясь на этот сплав, педагог вправе выбирать методы и технологии обучения и
развития ребенка. И сегодня ,мы выбираем метод конкретных ситуаций или кейс-
стади.
Кейс-технология – это современная технология для краткосрочного обучения, на
основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение
знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.
Кейсы для развития детей могут быть разными – мини-кейс, классический кейс,
макро-кейс - как в данном случае.
Также кейс может быть печатным, видео кейс, мультимедиа – кейс.
Создание кейса, это увлекательный, но трудоемкий процесс.
Кейс не является кейсом если в нем нет определенных составляющих. Составляющая
кейса это и есть структура.
Прежде всего, мы говорим что любые события складываются в определенной
обстановке, складывается ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни.
Далее кейс не будет кейсом если в нем не будет участников, потому что проблема
как таковая зарождается при принятии решений, решения принимают не машины, а
люди. Поэтому в кейсе всегда должны быть участники.
Помимо этого в кейсе должна быть заложена проблема, а лучше несколько. Главным
условием является решение кейса.
Воспитанник должен исследовать ситуацию, разобраться в сути
проблемы,
предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основываются на
реальном фактическом материале, или приближенной к реальной ситуации.
Основа Кейса в дошкольном учреждении создается педагогом, дополняется, и
совершенствуется вместе с детьми и их родителями. И в результате такой работы у нас
получается отлично проработанный исследовательский проект.
Печатный кейс может содержать иллюстрации, рисунки, таблицы и др.
Для его понимания, предлагаем заглянуть внутрь вот такого кейса и познакомиться с
содержимым, которое поможет разобраться в содержании кейс-технологии.
Для того, что бы начать работу над кейсом нам необходимо фото или сюжет, который
отражает какую- либо проблему. Где же нам взять эту самую проблему?
Представим, что в ходе работы по тематической недели «Профессии», выясняется, что
дети
называют профессию своих родителей, но не знают, чем они конкретно
занимаются на работе. Возникают вопрос - Что представляют из себя профессии? Это
вопрос в котором отражается наша проблема! Как её решить?
Все мы знаем, что для того, что бы работа была эффективной и получила
эмоциональный отклик, нам нужно в увлекательной форме представить детям
полезную информацию.
И мы предлагаем детям совершить необычное путешествие в «Страну профессий». В
ходе, которого они будут решать различные задания, узнают что-то новое о той или
иной профессии, приобретут опыт в ситуациях приближенных к реальности.
В нашем кейсе путешествие ведут экскурсоводы- Маша и Саша, которые приглашают
нас на ознакомительную экскурсию по интересным местам в страну профессий.
Для начала дети знакомятся с разными учреждениями, которые находятся в этой
стране и выясняют, люди каких профессий здесь работают. Затем детям, на выбор
предлагаются билеты в виде карточки, той профессии, о которой они хотели бы
больше узнать.
Количество выбираемых профессий зависит от возрастной категории и интереса
детей.
Конечно же,для начала, нам необходимо одеть специальную одежду, что берегла и
защищала от опасностей, что бы было удобно и комфортно в ней работать, что бы
другие люди сразу узнавали данную профессию. Так мы оказываемся на станции
«Спецодежда». Ребёнок сам должен выбрать предметы одежды для данной профессии.
Одновременно закрепляются названия частей одежды.
У каждой профессии есть орудия труда, необходимые для выполнения своих
профессиональных обязанностей. И поэтому, далее, их путь лежит через «Бюро
находок». Мы предлагаем к выбранной детьми специальности подобрать предметы –
помощники, которые необходимы для представителя этой профессии.
Наше путешествие продолжается и мы не можем проехать мимо станции рассказов и
стихов. Есть много замечательных произведений для детей о разных специальностях-
это стихи, рассказы в картинках. Можно привлечь и родителей, которые помогут
подобрать произведения.
Для
лучшего
понимания
и
представления,
детям
предоставляются
варианты
различных дидактических игр. Так как, именно они позволяют шире приобщить детей
к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и практической
деятельности. Именно, дидактическая игра обеспечивает благоприятные условия для
решения задач, с учётом возможностей детей.
На этой же станции детям предлагаются игровые ситуации, в виде карточек, с
изображением проблемной ситуации, которые могут исправить
люди разных
профессий. Выбранная ситуация, должна иллюстрировать те проблемы, с которыми
ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше
сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику,
требует от ребёнка активного умственного и эмоционального участия в анализе и
обсуждении взятые из реальной жизни, в которых дети находят решения. И конечно
же информация в карточке должна быть по силам воспитанников и не содержать
подсказок.
Одна из следующих, станций в данном кейсе – это станция «Я -практик». Здесь
создаются ситуации для осуществления своей деятельности в реальных условиях. Они
выполняют практические задания в реальности.
В итоге мы увидим, что дети приобретают опыт с настоящими, реальными предметы
и готовят реальный продукт когда знакомятся с профессией повар. Пробуя себя в
профессии оператор, дети снимают реальным фотоаппаратом и камерой, в результате
у них получается настоящий фильм или мультфильм.
Путешествие завершается на станции «Мой выбор», где ребёнок принимает решение
«Что ему нравится?», «Принимает ребёнок для себя данную профессию или нет?». В
итоге дети запечатлевают образ выбранной профессии.
Путешествие по «Стране профессий» подходит к концу.
Работая над данным кейсом мы можем в будущем помочь детям решить вопрос «Кем
быть?». Ведь важно ещё в детстве поведать ему про разнообразный мир ремёсел.
Получить такие знания, которые формируют навык труда и способствует раннему
проявлению у ребёнка интереса и склонностей к конкретной профессии. А это и есть
ранняя профориентация детей, которая пригодится в будущем.
Кейс может изменяться путём добавления новых профессий, создания разных
проблемных ситуаций и поиска их решения.
Главное предназначение кейс- технологии— развивать способность исследовать
различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с
информацией.