Автор: Шитова Лариса Владимировна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 39"
Населённый пункт: г.Ижевск, Удмуртская республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как написать рабочую программу воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Семинар-практикум для старших воспитателей
«Как написать рабочую программу педагога ДОУ»
Разработал:
Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ
«Детский сад № 39», г. Ижевск, Удмуртская республика
Шитова Лариса Владимировна
Ход семинара:
1.
Определение цели и задач семинара
Ведущий: Добрый день, дорогие коллеги! Мы рады приветствовать вас, тех, кто
каждый день стоит лицом к детству.
Признание дошкольного образования
первым уровнем общего образования, и вслед за этим процесс приведения
образовательной деятельности дошкольных организаций в соответствии с ФГОС,
существенным образом меняет отношение к дошкольному образованию, как
ключевому уровню развития. Я очень надеюсь, что наш разговор сегодня с вами
сложится эффективно, и мы сможем сегодня многое понять и во многом
разобраться. Сейчас я предлагаю вам игровое упражнение, которое поможет нам
определить количество участников в группе. Игра называется «Колечки»
«Колечки» (5 минут) Все участники выходят в центр зала. Условие: сколько раз
ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по
столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!» - участники
образуют «тесное» колечко. Например, после трёх хлопков, все разбиваются в колечки
по тройкам – кто быстрее! После первого разбиения на колечки ведущий напоминает
обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть
другим. После серии хлопков: то четыре, то три – ведущий хлопает так, чтобы число
участников в колечках соответствовало бы групповой работе. Каждое колечко – рабочая
группа, которая готовит общее рабочее место (можно сдвигать столы и стулья).
(4 группы).
Ведущий: Благодарю вас за игру, распределитесь, пожалуйста, по творческим
группам, и я вновь предлагаю вернуться к теме, и сейчас каждый из вас выразит
отношение к нашей теме, для этого для вас приготовлены картинки со знаками: слайд
! – отношусь положительно, знаю о теме
? – ничего не знаю
… - знаю, но не подробно.
Спасибо всем кто принимает участие сегодня в семинаре, знаки показали, что тема
актуальна, сегодня с ней связано много вопросов, давайте мы обратимся к нормативно-
правовой базе, предлагаю рассмотреть данный вопрос.
Слайд 1
Уважаемые коллеги, что сегодняшняя тема нашего мероприятия актуальна,
поскольку в законодательстве и в нормативно - правовой базе по прежнему не
сформированы единые позиции относительно того, требуется ли разработка РП В ДОУ.
Между тем, различные контролирующие органы, в частности Обрнадзор, приходя с
различными проверками, в том числе и документарными, требуют предъявить им
рабочие программы.
Так вот, давайте мы с вами попробуем разобраться, на каком основании от нас
требуют разработки рабочих программ, не смотря на то, что у нас есть основная
образовательная программа, Программа развития ДОО. И нужны ли эти рабочие
программы в образовательной организации?
В «Законе об Образовании в Российской Федерации», во второй статье, которая
определяет основные понятия, дано так же определение образовательной программы,
как комплекса основных характеристик образования, который в том числе представлен
в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Я хочу обратить ваше внимание на то, уважаемые коллеги, что в Законе об
образовании слово рабочая программа употребляется исключительно в совокупности с
другими словами учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей).
Те. рабочая
программа, вырванная из контекста, не применяете нигде в Законе. И когда
представители Обрнадзора требуют предъявить рабочую программу, то уместно их
спросить рабочую программу какого предмета, или какого курса, дисциплины или
модуля вы требуете показать?
Некоторые методологи, руководствуясь вот этой характеристикой, и применяя так
же положения Федерального государственного образовательного стандарта ДО, в
котором говориться, что содержание дошкольного образования носит модульный
характер, и в качестве модулей можно рассматривать пять образовательных областей,
рекомендуют воспитателям написать рабочие программы образовательных областей.
Но у этой позиции есть очень много критиков, но единого мнения здесь не
существует, а основное направление критики заключается в следующем: если каждый
воспитатель будет писать по отдельности рабочую программу по каждой из пяти
образовательных областей, то мы потеряем то важное качество содержания ДО, которое
так же обозначено в стандарте. А ФГОС ДО как раз говорит о том, что обязательная
часть
любой
ОП
предполагает
комплексность
подхода
в
реализации
пяти
взаимодополняемых ОО. Вот это дополнение мы сейчас называем интеграция
образовательных областей. И если писать отдельно рабочие программы по каждой
образовательной области, мы это важное качество дошкольного образования можем
потерять. Кроме того, если каждый педагог должен писать рабочую программу каждой
ОО, то воспитатель напишет одну РП по физической культуре, а инструктор по физ-
ре или по плаванию, которые работают в этом же саду, напишут свои РП по физ-ре, и
нестыковка этих программ может нанести большой ущерб качеству физического
развития ребенка в ДОО. Поэтому такой позиции придерживаться не стоит, и не стоит
стараться писать РП отдельно по каждой образовательной области.
Вот это положение Закона как бы ограждает нас, работников дошкольного
образования, от написания РП. Здесь встает вопрос: РП чего мы должны написать?
Слайд 2
Кроме того в Законе есть еще одна статья которая поддерживает эту позицию в том
что не нужно разрабатывать, писать РП всем нашим педагогам: воспитателям, другим
специалистам, которые работают в дошкольной организации. А именно, эта статья 12,
которая называется образовательные программы, и в п. 6
указывается, что ОП
разрабатываются в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соотвествующих примерных
ОП ДО.
Здесь ключевые слова – в соответствии с ФГОС ДО.
Слайд 3
И если мы обратимся к Стандарту, то в нем мы ни разу не встретим упоминание
РП. Говоря о структуре ООП, Стандарт не указывает, что в структуру входят какие –
либо рабочие программы.
Т.е. вот она логически обоснованная позиция, которая говорит о том, что РП в
детском саду не предусматриваются и не разрабатываются.
Слайд 4
Но
в
Законе
существует
некоторые
противоречия,
именно
в
части
дошкольного образования, которые делают актуальным написание РП. Обратите
внимание коллеги, мы идем дальше по Закону и в статье 48, часть первая
«Обязанности и ответственность педагогических работников» в самом первом
пункте написано о том, что педагогические работники обязаны осуществлять свою
деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой. Но, как видите,
здесь РП идет по прежнему в совокупности со словами учебных предметов, курса,
дисциплины (модуля).
Слайд 5
А дальше это положение ФЗ подтверждается Профессиональным стандартом
«Педагога дошкольного образования». Профстандарт,
не разделяя две должности
воспитатель и учитель, указывает, что любые педагоги, вне зависимости от того на
каком
уровне
образования
они
работают,
должны
разрабатывать
РП.
К
общепедагогическим
функциям
всех
педагогов:
и
воспитателей
и
учителей,
Профстандарт относит функцию разработки программ учебных дисциплин в рамках
общеобразовательной программы.
Слайд 6
И вот именно это положение Профстандарта в совокупности с положениями ст. 28
ФЗ «Об образовании в РФ» делает актуальной так же позицию о том, что рабочие
программы в детском саду присутствовать должны.
Вот две взаимоисключающие позиции. Именно поэтому происходит разделение
в отношении к этому вопросу о наличии или об отсутствии Рабочих программ. Поэтому
Обрнадзор требует, чтобы были РП и в детском саду тоже, так как Дошкольное
образование - полноценный уровень образования.
Многие ученые говорят о том, что когда – нибудь рабочие программы всё же будут
требоваться, но здесь встает вопрос о содержании РП.
Обращаю ваше внимание на то, что ни в каких нормативных документах
федерального уровня, нет никаких указаний на то, какой должна быть структура РП. А
следовательно, каждое ДОУ и каждый педагог вправе самостоятельно решить
какой же будет его РП.
Слайд 7
Таким образом:
1. Рабочая программа для педагога есть обязательный к разработке и исполнению
нормативный документ.
Рабочие программы необходимо иметь педагогам всех
возрастных групп и специалистам.
2. Структура рабочей программы воспитателя не нормируется документами
Федерального уровня, следовательно, для её разработки могут быть созданы свои
внутренние нормативные акты в большей степени методического и рекомендательного
характера.
Ведущий:
Возникает следующий вопрос: Кто же разрабатывает и утверждает
рабочие программы?
Проектирование содержания рабочей программы должно
осуществляться каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального
мастерства и авторским видением содержания образовательных областей.
Для упорядочения процесса и содержания педагогического проектирования по
разработке рабочих программ, придания данному виду деятельности официального
статуса и нормативно установленного вида в ДОО должно быть разработано Положение
о рабочей программе, закреплённое локальным актом. В положении указываются
требования
к
программам,
их
структура,
сроки
утверждения,
ответственные
исполнители и процедура разработки. Решение о коллективном создании рабочих
программ, а также о конкретном составе рабочих групп и их объёме должно быть
принято коллегиально на педагогическом совете и также закреплено в Положении.
Рабочие программы утверждаются ежегодно в начале учебного года приказом
руководителя ДОО. Утверждение предполагает следующие процедуры: Обсуждение
и принятие (рассмотрение) на заседании педагогического совета; Утверждение
программ руководителем ДОО;
Ведущий: На сегодня существуют различные подходы к составлению рабочей
программы, давайте обратимся к опыту написания рабочей программы педагогов
города Ижевска.
…Мы изучили опыт 4
районов нашего города по написанию Рабочей
Программы, и увидели, что каждый район имеет собственную точку зрения и опирается
на какого-то автора. Давайте подробно остановимся на опыте работы районов.
Рабочая
программа
Первомайского
района
состоит
из
Целевого,
Содержательного, Организационного раздела и Приложений. Наполнение каждого
раздела представлено на слайде.
В Рабочей программе Ленинского района
нет разделов, она прописана по
пунктам, представленным на экране. Обратите внимание: имеется Пояснительная
записка, прописаны цели и задачи Рабочей программы, есть Описание образовательной
деятельности в соответствии с направлениями развития детей в пяти образовательных
областях, взаимодействие с родителями, комплексно-тематическое планирование.
Октябрьский район составил Рабочую программу по 3 разделам. Наполнение
перед вами. И снова мы видим пункты, которые встречаются и в Первомайском и в
Ленинском районе. В Содержательном разделе данного района прописано содержание
каждой
образовательной
области
отдельно,
а
вот
комплексно-тематического
планирования мы не видим.
Рабочая программа в Устиновском
районе
также состоит из 3 разделов.
Наполняемость разделов вы видите на экране. В Целевом разделе представлен
социальный паспорт группы, в Организационном – календарный график, циклограмма
образовательной деятельности, чего не было в других районах.
Таким образом, проведя анализ структуры рабочих программ воспитателей, мы
пришли к выводу, что в городе имеется данный опыт, у каждого района он свой, своя
структура Рабочей программы и свой подход к её написанию.
Мы не говорим, что это неверная структура. И мы не предлагаем Вам свою
структуру.
Наша задача сегодня – познакомить вас с разными авторами и их подходами, их
взглядами. И мы с вами рассмотрим структуру Рабочей программы воспитателей,
которую предлагает Оксана Алексеевна Скоролупова.
Более
подробно остановимся на оформлении титульного листа и написания
пояснительной записки.
…Итак, образовательная организация сама разрабатывает рабочую программу, но
чтобы она не расходилась с содержанием образовательной программы дошкольной
организации. Как ни странно это звучит, но рабочая программа должна быть
РАБОЧЕЙ, а не тем документом, который будет написан в очередной раз для отписки
или проверяющих органов.
Рабочая программа обязательно опирается на законодательство, форма написания
рабочей программы закрепляется на педсовете, в дальнейшем она будет прописана в
положении.
Подходы написания рабочей программы существуют разные, но единым остается
написание титульного листа программы, остановимся на этом.
Я предлагаю вам примерный образец (раздаю на каждый стол).
Титульный лист содержит:
полное наименование дошкольной образовательной организации;
сведения о принятии и утверждении документа руководителем ДОУ(грифы
«Принято» (дата, № протокола педагогического совета) и «Утверждаю»);
название программы;
(возрастная группа, возраст детей);
срок реализации программы;
фамилия, имя и отчество разработчика (разработчиков) программы;
должность;
название города;
год написания рабочей программы.
Предлагаю примерный образец (раздатка)
Мы переходим к наполнению разделов, которые будут в нашей программе.
Начнем мы с пояснительной записки.
Я предлагаю вам определения, а вы попробуйте выбрать те тезисы, которые, по вашему
мнению, могли бы быть в пояснительной записке. (1 минута)
При изучении опыта в разных районах и у разных авторов, мы пришли к выводу, что у
многих пояснительная записка схожа. Давайте посмотрим, что получилось у вас
(ответы педагогов).
Спасибо за ответы.
Слайд.
Пояснительная записка
Раскрывает:
•
актуальность реализации содержания рабочей программы,
•
цели,
•
задачи,
•
основные принципы,
•
особенности организации образовательного процесса.
1.
В разных источниках содержание разное, но есть что-то общее. К примеру Майер
определяет пояснительную записку и туда предлагает внести: назначение
программы, мотивы и истоки ее создания, основания разработки, направления
реализации.(Слайд)
2.
Следуя Методическим рекомендациям (Скоролупова и другие авторы) в
программе первый раздел Целевой, куда одним из пунктов входит пояснительная
записка (выбор за вами). Я подробнее расскажу о той, которую мы писали в своем
детском саду.
Содержит:
I. Целевой раздел Программы
1.
Пояснительная записка (Законодательная база)
2.
Цели и задачи обязательной части Программы
3.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
4.
Возрастные психофизические особенности детей
5.
Планируемые результаты освоения Программы
На целях и задачах мы подробно останавливаться не будем: каждая возрастная
группа прописывает цели и задачи на свой возраст.
Обратимся к Принципам.
Принципы сформулированы на основе ФГОС ДО.
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация
дошкольного образования).
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности.
8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований,
методов возрасту и особенностям развития).
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Сейчас рассмотрим Планируемые результаты освоения программы, а к
возрастным особенностям детей вернемся позже.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования.
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной
деятельности МБДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении
управленческих задач, включая:
1.
аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования;
2.
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в
рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием
методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения
результативности детей);
3.
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их
включения в показатели качества выполнения задания;
4.
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского
развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы
развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов,
лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности
и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою
деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно
для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции
особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать
диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и
скорректировать свои действия.
Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию
индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам
готовятся к печати в издательстве «Мозаика – Синтез».
Я предлагаю примерное оформление данного раздела.
Целевые
ориентиры
Образователь
ная область
Задачи ОО
Результаты
освоения ОО
(показатели)
Оценочные
материалы
Ребенок
обладает
установкой
положит.отноше
Познаватель-
ное развитие
• Формирование
нравственных
качеств
дошкольн,
• Сформирован
ность
представлений о
национальностя
Диагностичес
кая карта
уровня
эколого-
ния к миру, к
разным видам
труда, другим
людям и самому
себе, обладает
чувством
собственного
достоинства;
активно
взаимодействуе
т со сверстн. и
взросл,
участвует в
совместных
играх. Обладает
начальными
знаниями о себе,
о прир. и
социал. мире,
обладает
элементарными
представлениям
и из области
живой природы,
естествознания
повышение
нравственной
культуры,
осмысление
духовных и
нравственных
ценностей.
• Развитие
толерантности,
эмпатии,
межличн.отноше
ний и
повышение
самооценки
дошкольников.
• Воспитание
гражданственнос
ти, патриотизма,
ценност
отношение к
России, к своей
малой родине,
народн.традиция
м, к старшему
поколени
х и традициях
народов
Среднего
Поволжья,
особенностях
быта, культуры,
народных
художественны
х промыслах
•Сформированн
ость
представлений о
родном городе и
его
достопримечате
ль- ностях
•Сформированн
ость
представлений о
природе
родного края,
животном и
растительном
мире, реке
Волге
краеведческо
го
образования
детей кн.
«Волжская
земля –
Родина моя»
авт. О.В.
Каспарова,
В.Н. Гандина,
О.В.
Щеповских
• Ребенок
овладевает
основными
культурными
способами
деятельности,
проявляет
инициативу и
самостоятельно
сть в разных
видах
деятельности;
• Ребенок
обладает
развитым
воображением,
Художествен
но-
эстетическое
развитие
(музыкальная
деятельность)
• формировать
эмоциональную
отзывчивость и
осознанность
восприятия,
(эмоциионально-
оценочного
отношения к
музыке) на
высоко-
художественные
произведения
музыкального
искусства;
• развивать
творч. слушание
накоплен опыт
восприятия
произведений
мировой муз.
культуры
разных эпох и
стилей и
народной
музыки;
• развито
музыкаль- ное
мышление детей
(осознание
эмоционального
содержания
музыки,
«Диагностика
основ
музыкальной
культуры у
детей
дошкольного
возраста»
О.П.
Радынова
которое
реализуется в
разных видах
деятельности.
музыки детьми,
которое
предполагает
побуждение
детей к
проявлениям
различных форм
творческой
активности —
муз, муз-
двигательной,
художественной.
• формировать
основы
музыкально-
эстетического
сознания и
музыкальной
культуры в
целом
выразительного
значения
музыкальной
формы, жанра и
др.)
• дети
выражают свои
музыкальные
впечатления в
исполнительско
й, творческой
деятельности (в
образном слове,
рисунках,
пластике,
инсценировках);
• развиты муз-
эстет
потребности,
признание
ценности
музыки.
Спасибо за внимание, удачного написания пояснительной записки
Далее, работая по структуре, раскроем вопрос об общих и возрастных задачах по
образовательным областям
Основные задачи образовательных областей
( из ФГОС ДО)
В
ФГОС
ДО
все
направления
развития
и
образования
дошкольников
представлены в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и
физическое развитие. Основные задачи образовательных областей можно посмотреть
в
раздаточном материале.
После того, как мы сформировали и прописали возрастные и индивидуальные
особенности детей, мы будем говорить об общих и возрастных задачах по
образовательным областям.
Что здесь имеется в виду?
Перед вами таблица. Давайте рассмотрим.
Общие задачи (по ФГОС)
Задачи по возрасту
В первом столбике мы пропишем общие задачи, которые нам определил Стандарт.
Обратите внимание на раздаточный материал, там есть данные задачи. Они
одинаковы в каждой возрастной группе.
А во втором столбике мы укажем конкретные задачи для определенной возрастной
группы.
Ну, например, рассмотрим общие задачи по социально-коммуникативному развитию.
Вы видите их на слайде.
Общие задачи (по ФГОС)
Задачи по возрасту
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности;
Развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками;
Формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых;
Формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества;
Формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Для подробного рассмотрения
давайте возьмем
общую задачу по социально-
коммуникативному развитию Формирование основ безопасного поведения в быту,
социуме, природе.
Она присутствует во всех возрастах, но содержание её будет изменяться, и мы сейчас
рассмотрим динамику. Для примера взята средняя группа, и задачи данного возраста
будут звучать так:
Общие задачи (по ФГОС)
Задачи по возрасту
Формирование основ
безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
(средняя группа)
1.Развивать навыки безопасного поведения у детей при:
- обращении с огнем (профилактика возникновения
пожара и правила поведения в пожароопасной
ситуации), включая вызов и телефонный диалог с
пожарной службой ( № телефона 01)
- обращении с электричеством и электроприборами
(электрочайник, утюг, микроволновая печь, стиральная
машина и др)
- при использовании острых и колюще-режущих
предметов (ножка, вилка, ножницы, иголка, стекло,
зеркало и т.д)
В подготовительной группе содержание работы по ОБЖ расширяется, поэтому
возрастные задачи усложняются, и звучат следующим образом:
Общие задачи (по ФГОС)
Задачи по возрасту
Формирование основ
безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
(подготовительная группа)
Развивать у детей навыки безопасного поведения в
экстремальных ситуациях, в том числе:
- создающих угрозу жизни и здоровью (застрял в
лифте,
потерялся,
остался
без
электричества,
порезался, ощутил запах газа и т.д);
- связанных с оказанием элементарной помощи себе и
другому человеку (использование дезинфицирующих
и перевязочных средств аптечки);
- на природе;
- в совместной деятельности со сверстниками: не
участвовать
в
играх
и
действиях,
которые
предполагают
нарушение
правил
безопасности,
рассказать взрослым о ситуации, когда на твоих
глазах нарушают правила безопасности и др;
- требующих вызова скорой помощи, службы газа и
службы спасения ( в ом числе освоение норм
телефонного
диалога
с
диспетчером
экстренных
служб)
Таким образом, мы видим, что общие задачи по ФГОС у нас одни и те же в каждом
возрасте, а возрастные задачи конкретизируются в соответствии с той программой, по
которой мы работаем.
Ведущий: Мы понимаем, что вопросов больше чем ответов, сегодня мы с вами говорим
о наполнении рабочей программы, об авторах которые дают рекомендации к
написанию, об опыте других педагогов, и о том что документ обязательный!
Ведущий: Переходим к следующему разделу – Модели работы с детьми
Комплексно-тематическое планирование
№ недели
Тема недели
Формы организации образовательного процесса
Особенности организации
НОД
Реализация проектов
(краткосрочные и
длительные)
Мастерская
Беседа
Игра
Коллекционирование
Решение ситуативных
задач
Другие формы
организации
образовательного
После того как разработаны все модели образовательного процесса в рабочей
программе можно указать КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, т.е.
наш план воспитательно - образовательной работы.
Оксана Алексеевна его представила в виде таблицы. Эта таблица будет заполняться
гораздо быстрее и легче, чем наш обычный план воспитательно - образовательной
работы, почему?
Потому что уже будут выстроены модели образовательного процесса на день, неделю и
год. И здесь указываются только номер недели, ее тему, название основных занятий и
другие формы образовательного процесса.
Здесь можно давать только ссылку, откуда взят материал для подготовки проведения
образовательной деятельности (конспект, методическое пособие, и др.)
Таким образом, каждую неделю будет заполняться этот раздел рабочей программы.
В комплексно-тематическом планировании указываются все формы организации
образовательного процесса
Модель дня
В рабочей программе должно быть отражено, каким образом выстроить
образовательный процесс с детьми на короткую и более длительную перспективу.
Воспитатель должен знать последовательность своих ежедневных действий. Он
должен видеть перспективу своей работы на неделю и год в соответствии с
образовательной программой или с вариативной образовательной программой. Т. е
начиная с пошаговых действий в течение дня, продолжая моделью работы на неделю и
заканчивая моделью работы на учебный год. Это очень важно иметь в рабочей
программе.
Модель дня будет привязана к режиму дня.
Можно сказать, что это сам режим дня, в котором отмечено:
-Режимные моменты,
- Формы организации образовательного процесса
- Виды деятельности
-Время в режиме дня
-Длительность ( тех или иных форм деятельности и форм организации
образовательного процесса)
Это важно.
В конце этой таблицы проводиться общий подсчет времени.
Здесь учитывается время на самостоятельную деятельность, время на прогулку, сон,
игру, на занятия.
Этот подсчет времени поможет удовлетворить всех проверяющих и самим убедиться в
том, что по мимо образовательной программы, выполняются и требования Сан Пина
Модель на неделю.
Эта модель тесно привязана к расписанию непосредственно образовательной
деятельности.
Начинается построения этой модели с построения расписания непосредственно
образовательной деятельности, с учетом рекомендаций вариативных программ
«Истоки» «Радуга» «Детство» «От рождения до школы» и др.
Скоролупова Оксана Алексеевна дает пример модели образовательного процесса для
средней группы.
Но от расписания модель отличается тем, что организация образовательного процесса
предусматривается в течение всего дня и в этом образовательном процессе помимо
НОД есть другие формы организации образовательного процесса, такие как игра,
чтение художественной и познавательной литературы, коллекционирование, решение
ситуативных задач, беседы и другие формы работы
Модель на год.
Модель на год пишется на весь календарный год.
Здесь расписываются все темы которые воспитатель в течение года скажем так изучает
с детьми и которые предусмотрены вариативной образовательной программой
определенного детского сада («Радуга» «Успех» «Детство» и др)
Оксана Алексеевна предлагает разложить год на тематические недели (ТН) и
тематические образовательные проекты (ТОП)
Чем они отличаются друг от друга эти две формы.?
Организационно, структурно - главное отличие это наличие или отсутствие НОД.
ТН это прежде всего образовательная деятельность (НОД), а потом уже все
другие формы организации образовательного процесса.
В любой тематической неделе (ТН) присутствует и НОД и другие организационные
формы образовательного процесса
ТОП структурно от ТН отличается тем, что ТОП реализует содержание в
любых формах образовательного процесса( игра, чтение, экспериментирование, и др)
за исключением НОД.
На примере средней группы мы видим, что в основе модели лежат ТН, ТОП в основном
в летний период.
Оксана Алексеевна Скоролупова говорит о том, что модель образовательного
процесса на год можно назвать КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Модели на неделю, можно дать название УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Спасибо, вопросы?
Ведущий: Следующий раздел – Взаимодействие с семьями воспитанников
Уважаемые коллеги, хочу заметить, что проблема взаимодействия ДОУ и семьи в
последнее время попала в разряд самых актуальных.
Семья и сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего
будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы
услышать и понять друг друга. Педагоги понимают, что без согласования с семьей
педагогические воздействия теряют всякую силу.
С введением ФГОС большое внимание уделяется взаимодействию с семьями
воспитанников. Детский сад находится в режиме развития, представляет собой
мобильную систему, которая быстро реагирует на образовательные потребности и
воспитательные запросы родителей.
Напомню, что одним из принципов современного дошкольного образования
является
сотрудничество
Организации
с
семьёй,
личностно-развивающий
и
гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогов и детей. П.1.4
Нам
важно
построить
с
семьями
воспитанников
взаимоотношения
сотрудничества, взаимодействия, доверительности.
Сотрудничество
мы понимаем, как общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Сотрудничество
педагога с родителями предполагает субъект субъектные отношения.
Что это значит?
Это значит, что обе стороны проявляют активность, инициативу, владеют
средствами и способами воспитания детей, четко представляют общие цели и вместе
добиваются образовательных результатов. Можно сказать, что это партнерские
отношения.
Такие
отношения
предлагают
равноправие
участников
образовательного
процесса, родители имеют право не только знать о том, как ребенок проводит день в
детском саду, но и активно участвовать и принимать различные решения наравне с
педагогами, специалистами ДОУ.
Мы с вами знаем, что родители не владеют в полной мере знанием возрастных и
индивидуальных особенностей развития ребенка, осуществляют воспитание ребенка
интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.
Поэтому нам, педагогам, нужно организовать такие виды мероприятий с
родителями, чтобы они были важней и интересней повседневных дел родителей. Наша
задача: «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь
семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Так в каких же направлениях нужно выстраивать взаимодействие с семьями
воспитанников, чтобы выстроить такие отношения?
Обратимся к ФГОС ДО, где сформулированы требования по взаимодействию
ДОУ с родителями воспитанников:
1)
Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития –
п.1.7.
2)
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития
и образования, укрепления и охраны здоровья детей п. 1.6.
3)
Повышение компетентности родителей п. 1.6.
А также нам необходимо создать условия для:
4)
Вовлечения родителей в образовательный процесс п.3.2.
Значит, в плане взаимодействия с семьями воспитанников мы прописываем
мероприятия по данным 4 направлениям.
Подводя
итог
вышесказанному,
важно
помнить,
что
какие
бы
формы
взаимодействия вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада
важно и необходимо.
Спасибо.
Ведущий: Итак, у вас у каждого сложена структура, подумайте, может кто
нибудь из вас изменит свое решение.
Таким образом, проектирование рабочих программ – достаточно сложное,
регламентированное и в то же время творческое направление профессиональной
деятельности педагога ДОО. Оно предполагает практическое применение педагогами
аналитико-прогностических умений, владение основами проектирующей деятельности,
реализацию
педагогами
собственных
представлений
о
системе
организации
педагогической
деятельности
с
дошкольниками.
Сегодня
наша
задача
была
познакомить вас с подходами различных авторов, дать рекомендации по составлению и
написанию рабочей программы.
Вернемся к нашим знакам, поменялось ли у вас отношение к данной теме?
Спасибо.
Желаем удачи в написании рабочей программы.