Автор: Мурадян Ирма Акоповна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ школа № 7 имени Героя Российской Федерации С.Н. Мельникова
Населённый пункт: Московская область, г. Жуковский
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные образовательные технологии в обучении иностранному языку".
Раздел: среднее образование
Эффективные образовательные технологии в обучении иностранному
языку.
Современный
урок
английского
языка
невозможно
представить
и
эффективно
реализовать
без
применения
современных
образовательных
технологий.
Педагогическая технология- это научно обоснованный выбор характера воздействия,
в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях
максимального
развития
личности
как
субъекта
окружающей
действительности.
Педагогическая технология - это некоторая проекция теории и методики обучения на
практическую реализацию.
Наиболее продуктивными технологиями, на мой взгляд, являются информационно-
коммуникационные, проектная технология, технология критического мышления и
кейс-технология.
Информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные
педагогические
технологии
помогают
реализовать
личностно-ориентированный
подход
в
обучении,
обеспечивают
индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей подростков,
их уровня обученности.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет
создаёт
условия
для
получения
любой
необходимой
обучающимся
и
педагогам
информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал,
новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
На занятиях английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд
дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы
глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять
словарный запас обучающихся; формировать у студентов мотивацию к изучению
английского
языка.
Кроме
того,
работа
направлена
на
изучение
возможностей
Интернет-технологий
для
расширения
кругозора
студентов,
налаживать
и
поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных
странах.
Формы
работы
с
компьютерными
обучающими
программами
на
занятиях
иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение
диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических
явлений.
Проектная технология.
Метод
проектов–
это
комплексный
обучающий
метод,
который
позволяет
индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающемуся проявлять
самостоятельность
в
планировании,
организации
и
контроле
своей
деятельности.
Метод проектов позволяет обучающимся проявить самостоятельность в выборе темы,
источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика
позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший
интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную
мотивированную активность обучающегося. Он сам выбирает объект исследования,
сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто
выполнив
очередное
упражнение),
или
почитать
другую
литературу.
Однако,
зачастую
ребята
обращаются
к
дополнительным
источникам
информации,
анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на
обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, студенты осваивают
простые предложения.
Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и
“Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является
ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление
результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.
В
обучении
английскому
языку
метод
проектов
предоставляет
возможность
обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что,
несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного
языка. Проекты бывают разные: по продолжительности, по содержанию.
Цель
обучения
иностранному
языку
–
это
коммуникативная
деятельность
обучающихся,
т.е.
практическое
владение
иностранным
языком.
Задача
педагога
активизировать
деятельность
каждого
обучающегося,
создать
ситуации
для
их
творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных
технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает
большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в
себе
огромный
мотивационный
потенциал
и
способствует
принципам
индивидуализации
обучения.
Проектная
деятельность
позволяет
обучающимся
выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет
не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Применение
проектной
методики
на
занятиях
английского
языка
показало,
что
обучающиеся:
•
достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
•
имеют практическую возможность применить навыки, полученные на занятиях по
информатике,
•
понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод
проектов
обладает
рядом
преимуществ
перед
традиционными
методами
обучения. Основными преимуществами являются:
•
повышение мотивации обучающихся при изучении английского языка,
•
наглядная интеграция знаний по различным предметам учебной программы,
•
простор для творческой и созидательной деятельности.
Технология критического мышления.
Что
понимается
под
критическим
мышлением?Критическое
мышление–
тот
тип
мышления,
который
помогает
критически
относится
к
любым
утверждениям,
не
принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым
идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора,
качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление,
таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления.
Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных
проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем
приводить
ниже.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая
модель трех стадий организации учебного процесса:
•
на этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и
представления
об
изучаемом,
формируется
личный
интерес,
определяются
цели
рассмотрения той или иной темы.
•
на стадии осмысления(или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает
в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает
возможность
задуматься
о
при
роде
изучаемого
объекта,
учится
формулировать
вопросы
по
мере
соотнесения
старой
и
новой
информации.
Происходит
формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью
ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.
•
этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые
знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы
включить в них новые понятия.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами
интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления
различного
опыта,
идей
и
представлений,
строят
умозаключения
и
логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим.
Кейс – технология.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов,
и ситуативный анализ.
Кейс
технологии
противопоставлены
таким
видам
работы,
как
повторение
за
учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от
обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один
правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и
множество
альтернативных
путей,
приводящих
к
нему).В
кейс-технологии
производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой
одновременно
отражает
не
только
какую-либо
практическую
проблему,
но
и
актуализирует
определенный
комплекс
знаний,
который
необходимо
усвоить
при
разрешении данной проблемы
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи,
не
ответ
на
вопрос
преподавателя,
это
анализ
конкретной
ситуации,
который
заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету,
развивает
у
школьников
такие
качества,
как
социальная
активность,
коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит:
·Развитие навыков анализа и критического мышления
·Соединение теории и практики
·Представление примеров принимаемых решений
·Демонстрация различных позиций и точек зрения
·Формирование
навыков
оценки
альтернативных
вариантов
в
условиях
неопределенности
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе
группы:
· анализировать информацию,
· сортировать ее для решения заданной задачи,
· выявлять ключевые проблемы,
·генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
· выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Кроме того, обучающиеся:
·получают коммуникативные навыки
·развивают презентационные умения
·формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и
принимать коллективные решения
·приобретают экспертные умения и навыки
·учатся
учиться,
самостоятельно
отыскивая
необходимые
знания
для
решения
ситуационной проблемы
·изменяют мотивацию к обучению при активном ситуационном обучении участникам
анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее
состоянию на определенный момент времени . Задачей учащихся является принятие
рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных
решений, т.е. игрового взаимодействия.
К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:
·метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные
задачи и упражнения; кейс-стадии)
·метод инцидента;
·метод ситуационно-ролевых игр;
·метод разбора деловой корреспонденции;
·игровое проектирование;
· метод дискуссии.
Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных
или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на
формирование у учащихся новых качеств и умений.
Таким
образом,
применение
современных
образовательных
технологий
позволяет
организовать
образовательный
процесс
более
продуктивным,
эффективным,
интересным,
информационно
насыщенным.
Применяя
новые
педагогические
технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно
рассматривать
с
новой
точки
зрения
и
осваивать
психологические
механизмы
формирования личности, добиваясь более качественных результатов.