Напоминание

"Эффективные образовательные технологии в обучении иностранному языку".


Автор: Мурадян Ирма Акоповна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ школа № 7 имени Героя Российской Федерации С.Н. Мельникова
Населённый пункт: Московская область, г. Жуковский
Наименование материала: статья
Тема: "Эффективные образовательные технологии в обучении иностранному языку".
Раздел: среднее образование





Назад




Эффективные образовательные технологии в обучении иностранному

языку.

Современный

урок

английского

языка

невозможно

представить

и

эффективно

реализовать

без

применения

современных

образовательных

технологий.

Педагогическая технология- это научно обоснованный выбор характера воздействия,

в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях

максимального

развития

личности

как

субъекта

окружающей

действительности.

Педагогическая технология - это некоторая проекция теории и методики обучения на

практическую реализацию.

Наиболее продуктивными технологиями, на мой взгляд, являются информационно-

коммуникационные, проектная технология, технология критического мышления и

кейс-технология.

Информационно-коммуникационные технологии.

Информационно-коммуникационные

педагогические

технологии

помогают

реализовать

личностно-ориентированный

подход

в

обучении,

обеспечивают

индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей подростков,

их уровня обученности.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет

создаёт

условия

для

получения

любой

необходимой

обучающимся

и

педагогам

информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал,

новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

На занятиях английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд

дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы

глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять

словарный запас обучающихся; формировать у студентов мотивацию к изучению

английского

языка.

Кроме

того,

работа

направлена

на

изучение

возможностей

Интернет-технологий

для

расширения

кругозора

студентов,

налаживать

и

поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных

странах.

Формы

работы

с

компьютерными

обучающими

программами

на

занятиях

иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение

диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических

явлений.

Проектная технология.

Метод

проектов–

это

комплексный

обучающий

метод,

который

позволяет

индивидуализировать учебный процесс, дает возможность обучающемуся проявлять

самостоятельность

в

планировании,

организации

и

контроле

своей

деятельности.

Метод проектов позволяет обучающимся проявить самостоятельность в выборе темы,

источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика

позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший

интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную

мотивированную активность обучающегося. Он сам выбирает объект исследования,

сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто

выполнив

очередное

упражнение),

или

почитать

другую

литературу.

Однако,

зачастую

ребята

обращаются

к

дополнительным

источникам

информации,

анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на

обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, студенты осваивают

простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии “Закрепления материала” и

“Повторение” и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является

ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление

результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

В

обучении

английскому

языку

метод

проектов

предоставляет

возможность

обучающимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что,

несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного

языка. Проекты бывают разные: по продолжительности, по содержанию.

Цель

обучения

иностранному

языку

это

коммуникативная

деятельность

обучающихся,

т.е.

практическое

владение

иностранным

языком.

Задача

педагога

активизировать

деятельность

каждого

обучающегося,

создать

ситуации

для

их

творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных

технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает

большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в

себе

огромный

мотивационный

потенциал

и

способствует

принципам

индивидуализации

обучения.

Проектная

деятельность

позволяет

обучающимся

выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет

не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Применение

проектной

методики

на

занятиях

английского

языка

показало,

что

обучающиеся:

достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

имеют практическую возможность применить навыки, полученные на занятиях по

информатике,

понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод

проектов

обладает

рядом

преимуществ

перед

традиционными

методами

обучения. Основными преимуществами являются:

повышение мотивации обучающихся при изучении английского языка,

наглядная интеграция знаний по различным предметам учебной программы,

простор для творческой и созидательной деятельности.

Технология критического мышления.

Что

понимается

под

критическим

мышлением?Критическое

мышление–

тот

тип

мышления,

который

помогает

критически

относится

к

любым

утверждениям,

не

принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым

идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора,

качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление,

таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления.

Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных

проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем

приводить

ниже.

Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая

модель трех стадий организации учебного процесса:

на этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и

представления

об

изучаемом,

формируется

личный

интерес,

определяются

цели

рассмотрения той или иной темы.

на стадии осмысления(или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает

в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает

возможность

задуматься

о

при

роде

изучаемого

объекта,

учится

формулировать

вопросы

по

мере

соотнесения

старой

и

новой

информации.

Происходит

формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью

ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые

знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы

включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами

интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе

осмысления

различного

опыта,

идей

и

представлений,

строят

умозаключения

и

логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по

отношению к окружающим.

Кейс – технология.

Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов,

и ситуативный анализ.

Кейс

технологии

противопоставлены

таким

видам

работы,

как

повторение

за

учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от

обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один

правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и

множество

альтернативных

путей,

приводящих

к

нему).В

кейс-технологии

производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой

одновременно

отражает

не

только

какую-либо

практическую

проблему,

но

и

актуализирует

определенный

комплекс

знаний,

который

необходимо

усвоить

при

разрешении данной проблемы

Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи,

не

ответ

на

вопрос

преподавателя,

это

анализ

конкретной

ситуации,

который

заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету,

развивает

у

школьников

такие

качества,

как

социальная

активность,

коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит:

·Развитие навыков анализа и критического мышления

·Соединение теории и практики

·Представление примеров принимаемых решений

·Демонстрация различных позиций и точек зрения

·Формирование

навыков

оценки

альтернативных

вариантов

в

условиях

неопределенности

Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе

группы:

· анализировать информацию,

· сортировать ее для решения заданной задачи,

· выявлять ключевые проблемы,

·генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

· выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кроме того, обучающиеся:

·получают коммуникативные навыки

·развивают презентационные умения

·формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и

принимать коллективные решения

·приобретают экспертные умения и навыки

·учатся

учиться,

самостоятельно

отыскивая

необходимые

знания

для

решения

ситуационной проблемы

·изменяют мотивацию к обучению при активном ситуационном обучении участникам

анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее

состоянию на определенный момент времени . Задачей учащихся является принятие

рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных

решений, т.е. игрового взаимодействия.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

·метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные

задачи и упражнения; кейс-стадии)

·метод инцидента;

·метод ситуационно-ролевых игр;

·метод разбора деловой корреспонденции;

·игровое проектирование;

· метод дискуссии.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных

или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на

формирование у учащихся новых качеств и умений.

Таким

образом,

применение

современных

образовательных

технологий

позволяет

организовать

образовательный

процесс

более

продуктивным,

эффективным,

интересным,

информационно

насыщенным.

Применяя

новые

педагогические

технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно

рассматривать

с

новой

точки

зрения

и

осваивать

психологические

механизмы

формирования личности, добиваясь более качественных результатов.



В раздел образования