Напоминание

Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори


Автор: Рыбакова Марина Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Авторская статья
Тема: Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори

Понимание детства как периода жизни, значимого самого по себе без всяких условий,

значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период является

периодом подготовки к следующему.

Антропологический принцип

Педагогика Монтессори идет "от ребенка", в центре ее находится ребенок,

образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно

серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека

уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания -

"уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка".

Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с

его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль

развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта,

мыслительных способностей, общего развития в целом. Монтессори выдвигала идею о

том, что человек рождается с уже организованной структурой впитывающего ума,

который формируется опосредованно с помощью особых движущих сил жизни и под

влиянием окружающей ребенка среды.

В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное

развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Через средовое окружение его

разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все оптические,

акустические, тактильные впечатления, язык, движения человека, культуру, религию,

отношения к нему людей (прежде всего, родителей, братьев и сестер). Ребенок делает

максимальное усилие в своем становлении, как уникального неповторимого создания

природы.

В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать активным строителем самого себя.

Малыш хочет трогать предметы, которые он видит, и слышать, как их называют

взрослые. Он хотел бы много и разнообразно двигаться, работать руками. Он неустанно

разговаривает с другими людьми, пополняя свой словарный запас (дети 4-6 лет

способны воспринять в неделю до 250 новых слов материнского языка). Малыш сам

хотел бы выбирать вещи и предмет своей деятельности, сам себя обслуживать,

проявлять независимость от взрослого.

От 6 до 9 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к

окружающему миру. Происходит ориентация на мир посредством собственной

деятельности, создание с помощью воображения его целостной картины. Этот период

активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми,

близкими и далекими. Ребенка интересуют явления окружающего мира, он готов к

решению

проблемных

задач,

способен

интегрировать,

сопоставлять

и

дифференцировать.

Принцип условий свободы развития ребенка

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание

"условий свободы" в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор

деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного

процесса в Монтессори - группах от традиционной классно-урочной системы и

групповых занятий в обычном детском саду.

Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной

личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори "Помоги

мне сделать это самому". "Я сам! " - для педагога это желание ребенка обязательно для

исполнения.

Монтессори

полагала,

что

стремление

маленького

ребенка

к

самостоятельности должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в

процессе воспитания, чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может привести к ложному

представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая

их капризами и сиюминутными желаниями, дети "делают, что хотят". На самом деле в

педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях

других детей и коллектива ("Можно все, что не мешает остальным", "Каждую вещь или

предмет нужно вернуть на место") и, во-вторых, в необходимости дела ("Нельзя ничего

не делать", "Начатое дело нужно обязательно довести до конца"). Только так можно

научиться быть "мастером самого себя", считала Монтессори. В ее системе свобода

означает: свободу передвижения ребенка в подготовленной окружающей среде,

свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического

материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении

продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу

коммуникации и объединения в работе с другими детьми. В условиях свободной

деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в

связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за

принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности,

происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

Принцип концентрации внимания

Свободная

и

самостоятельная

деятельность

невозможна

без

умения

сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца;

внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с

материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно

и контролировать свои ошибки; не мешать другим. Монтессори называла это

"поляризацией внимания". Этот феномен она открыла в работе с детьми раннего

возраста.

Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации

внимания

порождает

активность

рук

под

руководством

ума.

Детское

"экспериментирование" - следствие активного исследовательского обращения с

самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует

внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному

и эффективному объединению - поляризации. Благодаря внутренней концентрации на

предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка.

Помимо этого, воспитываются выносливость, усидчивость и терпение,

необходимые для интеллектуальной деятельности.

Монтессори заметила также, что концентрация внимания по внутреннему

побуждению не так утомительна для ребенка, как принудительное побуждение к

концентрации внимания извне, со стороны педагога.

"Чем дальше развивается способность внутренней концентрации, тем чаще

происходит это спокойное погружение в работу, тем четче становится новый феномен:

дисциплина детей", - писала М. Монтессори. - В дисциплине проявляется улучшение

способности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина

становится "обратной стороной свободы".

Принцип специально подготовленной обучающей среды

При создании окружающей обучающей среды обязательно учитываются

физические возможности ребенка. На легко доступных полках предлагается множество

дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной

возможностью всесторонне развивать обучающегося. Свойства и качества Монтессори

- материала максимально способствуют поляризации внимания в процессе упражнений.

Происходит осмысленное проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.

Монтессори - материал представляет собой конкретное, предметное воплощение

обобщенного

знания,

некоторый

"элемент"

человеческого

бытия,

лишенный

субъективности и несущественных деталей, обобщающий знание многих и многих

поколений

людей

о

способах

овладения

им

(по

выражению

Монтессори

-

"материализованные абстракции").

В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса

синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов,

преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом. Монтессори

поэтому не учит письму - письмом, чтению - чтением, рисованию - рисованием, а

предоставляет ребенку возможность самостоятельно "сложить из элементов" эти

сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступлением у

него соответствующего сенситивного периода. Материал Монтессори является

существенной помощью в "абсорбировании" ребенком окружающей среды.

Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей

предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем

случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно

столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не

вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и

самостоятельно

находить

их,

так

как

функция

контроля

заложена

в

самом

дидактическом материале.

Для ребенка Монтессори-материалы - это "ключ к миру", благодаря которому он

приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их. По словам

Монтессори, "материал должен быть помощником и руководителем внутренней работы

ребенка…"

Принцип сензитивности

Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике

соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделяла шесть

основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет:

Сензитивный принцип развития движений (0-6 лет). Центральным пунктом этой

фазы является момент первого шага, то есть начало прямо хождения, а также момент в

2,5-3 года, когда ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой

моторики пальцев и мускул руки. Ближе к 5 годам наблюдается стремление ребенка к

совершенствованию мускульной системы, овладению своим телом. Ребенок особенно

много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, напрягая мышечную

систему.

Сензитивный принцип порядка

(2-3 года). В этот период жизнь ребенка

подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том,

что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала

ориентируясь по элементам окружения, а в дальнейшем она завоевывает его по мере

надобности. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

Сензитивный принцип развития речи и языка (0-6 лет). Внутри этого периода

несколько наивысших точек:

0-5 месяцев – ребенок ощущает речь, смотрит на рот говорящего, учится

подражать звукам, начинает располагать звуки последовательно;

1-1,5 года – первое сознательное слово, лавинообразное нарастание словаря,

восприятие грамматических норм языка;

2,5-3 года – ребенок говорит фразами, разговаривает сам с собой, чувствует

потребность в языке;

3-4 года – ребенок решает с помощью речи свои проблемы, осваивает буквы как

символ звуков, выстраивает их;

4-4,5 года – время спонтанного письма;

5 лет – ребенок читает без принуждения.

Сензитивный принцип сенсорного развития (0-6 лет). Содержание этого периода

составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка

становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и

он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам

предметов.

Сензитивный принцип интереса к маленьким предметам (1-3 года). Период

весьма

волнительный

для

взрослых,

т.к.

ребенок

манипулирует

пуговицами,

горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. На самом же деле ребенка

интересует проблема целого и части. Разделяя предмет на мелкие части, а их в свою

очередь на еще меньшие, ребенок ощущает, что мир делим и состоит из всё более и

более мелких частей.

Сензитивный принцип социального развития

(2-6 лет). Ребенка интересуют

формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает

манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение

легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится

внутренней потребностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии.

Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно

получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно

выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент,

в переживаемом им сенситивном периоде.

Принцип ограничения и порядка

Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских

действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего

окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его

нарушил. Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и

таинственную сенситивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2-3 лет). В

установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской

потребности в нем.

Кроме порядка важнейшим организационным принципом в подготовленной

дидактической среде является ограничение. Так, каждый материал, пособие, вид

работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать

интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством

материалов.

Единственность

каждого

компонента

дидактического

материала

предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального

поведения детей, когда проблемная ситуация, в которой несколько детей желает

работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками

цивилизованного

решения:

ребенок

учится

уступать,

ждать,

договариваться,

сотрудничать.

Принцип актуального и ближайшего развития

В 20-х годах ХХ века Л.С. Выготский теоретически объяснил процесс

формирования спонтанных понятий у человека. Он видел движение ребенка от зоны

его актуального развития к зоне ближайшего развития, как путь от наглядной ситуации

к абстрагированию. Зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на

что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью

учителя. Вся развивающая среда в Монтессори-школе, каждый дидактический

материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель,

работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время –

косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

Принцип социального воспитания и интеграции

Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными

благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе,

которая по возрасту и опыту является гетерогенной (разновозрастной и разной по

опыту и уровню развития).

Монтессори

считала,

что

объединение

детей

по

возрастному

признаку

неестественно и непродуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах и

школах формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года

(например, группа детей 3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные возрастные группы

способствуют

развитию

ролевой

дистанции,

что

благотворно

сказывается

на

нравственном развитии

детей.

Среди

детей развивается

естественная система

взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей (тем самым не

всегда в затруднительной для ребенка ситуации требуется помощь педагога). Они

подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения. Старшие

дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше

усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других.

В подобных группах, как и в многодетной семье, естественнее формируются и

развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей

становится мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших.

Учитель в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на

возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности. В

психологическом плане важно то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет

оснований для сравнения детей друг с другом, что регулярно происходит в обычной

школе, когда вроде бы одинаковые дети за усвоение одного и того же материала

получают разные оценки. Отсутствует поэтому повод для формирования и развития

комплекса неполноценности ("У меня не получается, потому что я еще маленький,

вырасту

-

научусь").

Оценивание

ребенка

осуществляется

исключительно

в

личностном, а не нормативном плане (т.е. не по сравнению друг с другом и со

школьной программой, а по сравнению с собственными предыдущими достижениями),

что сообразуется с требованиями гуманной педагогики.

Итак, воспитание детей по методу Марии Монтессори базируется на следующих

принципах:

o

Антропология ребенка. Гетерогенность. Возрастная периодизация.

o

Принцип условий свободы развития ребенка.

o

Принцип концентрации внимания.

o

Принцип специально подготовленной обучающей среды.

o

Принцип сенситивности.

o

Принцип ограничения и порядка

o

Принцип актуального и ближайшего развития.

o

Принцип социального воспитания и интеграции.

Метод Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая

среда, педагог.

Ребенок.

В основе педагогики Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со

своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он

находится. Мария Монтессори считала, что ребенок обладает важным свойством –

"абсорбирующим

(впитывающим)

умом",

умением

запечатлевать

увиденное,

запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в

постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Монтессори

выделяла две фазы "впитывающего ума":

от рождения до 3-х лет – бессознательное "впитывание";

от 3-х до 6 лет – осознанное "впитывающее мышление".

Осуществляя влияние на ребенка, взрослый должен учитывать сенситивные

периоды развития (СП), которые характеризуются особой восприимчивостью к тем или

иным сторонам действительности.

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных

условиях и принятии его таким, каков он есть. Основная задача метода Монтессори:

подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метод

Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Ребенок находится в центре

развивающей среды, в которой он "строит" себя сам. Монтессори выделяла три аспекта

построения ребенком себя:

Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, своим темпом

развития.

Развитие осуществляется только в движении: ребенок проявляет активность

внешнюю (движения) и внутреннюю (наблюдение, анализ увиденного).

Внутреннее развитие ребенка связано со средой, которая является стимулом для

его активности.

Окружающая среда.

В Монтессори-группе ребенок учится в основном самостоятельно с помощью

специально разработанной окружающей среды. Чтобы среда оказывала развивающее

влияние на ребенка, она должна соответствовать ряду требований:

Красота помещения и его оборудования.

Состав группы детей должен быть разновозрастным (от 3 до 6-7 лет).

В среде должен быть порядок.

Наличие зон в расположении материала.

Наличие подготовленного педагога (воспитателя).

Разновозрастный подход к комплектованию группы детей позволяет каждому

ребенку чувствовать себя уверенным, происходит передача знаний от старших к

младшим.

Педагог.

Задача Монтессори-педагога - помочь ребенку организовать свою деятельность,

пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере.

Воспитатель, по Монтессори, представляет собой связующий элемент между ребенком

и воспитывающей средой, в которой ребенок самостоятельно действует и развивается с

помощью дидактических материалов.

Требования к монтессори-педагогу:

1. Утверждать неповторимость каждого ребенка.

2. Овладеть психотехническими приемами, необходимыми для практической

реализации принципов гуманистической педагогики Монтессори:

o

эмпатия - без оценочного принятия и прояснение любого чувства ребенка

o

безусловное принятие любого человека

o

соответствие языка слов и языка тела чувствам человека, т.е. человек

говорит именно то, что чувствует и подтверждает это точными жестами.

o

стремление к собственному личностному и профессиональному росту.



В раздел образования