Напоминание

загадки русских летописей


Автор: Лапкина Анна Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 30
Населённый пункт: г. Пятигорск
Наименование материала: статья
Тема: загадки русских летописей
Раздел: полное образование





Назад





Загадки русских летописей
Лапкина Анна Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 30 ( г. Пятигорск) Летописи - рукотворные памятники русского народа, навсегда сохраненная его память. Начертанные в разные времена пером на пергаменте или на бумаге изо льна, они запечатлели в документальных текстах события минувших веков и имена тех, кто творил историю. На создание летописных свитков уходили многие годы. Летописцы трудились во славу Господа в столицах удельных княжеств, монастырях, выполняя заказы церкви и светских лиц, порою сокращая или переделывая написанное до них. Каждый летописец не только копировал своих предшественников, создавая новый свод, но и вносил авторскую лепту. Вот почему летописи, описывая одни и те же события, разнятся между собой. Ответы на многие животрепещущие и не потерявшие по сей день актуальности вопросы можно отыскать в русских летописях. Еще больше в них не разгаданных тайн. То, что мы знаем об истории своего Отечества, в сравнении с тем, чего не знаем, - это капля в океане. Записи летописцев – всего лишь опорные вехи, позволяющие вести исторический поиск в заданном направлении, но неизбежно оставляющие многие вопросы без ответов. Официальное летописание на Руси началось в 15 веке, и вели его приказные дьяки. Это означает то, что мы не имеем надежных материалов по государственной истории России для более ранних времен. И в летописях приказных дьяков никаких упоминаний о « древних рукописях» нет. Изучение истории и систематизация летописных данных начались еще позже. Основными составителями русской истории стали: основоположник норманнской теории происхождения Русского государства Готлиб Зигфрид Байер( 1694-1738) и ярый враг норманизма М.В.Ломоносов (1711-1765), В.Н. Татищев (1686-1750) и Герард Фридрих Миллер(1705-1783), и князь М.М. Щербатов (1733-1790), написавший» Историю России с древнейших времен» в семи томах. Таким образом, люди жившие в 17 и 18 веках составляли Древнюю историю России. Первая связная « История государства Российского» появилась в 19 веке. Составил ее Н.М. Карамзин, который в 1816-1825 годах выпустил при субсидии правительства одиннадцать ее томов, а двенадцатый вышел в 1826 году после его смерти. История создания и появления летописей оставляет много вопросов. Как известно написание букв, которые мы знаем, получило широкое распространение при Петре Первом. До этого пользовались церковно-славянским письмом, и книжным был не русский язык, а церковно-славянское литературное наречие, родственное словацкому. Значит, все памятники русской литературы, созданные до 1647 года, должны обнаруживать
признаки влияния юго-западных славян. Поэтому неудивительно, что русская летопись, раньше называемая Нестеровой, а теперь « Начальная русская летопись», несет следы западнославянского влияния. Это летопись дошла до нас в нескольких копиях, из которых в 19 веке были знамениты следующие. 1) « Летописец, содержащий в себе Российскую историю от 862 по 1598 год. Москва 1781», называемый Архангельским списком. 2) « Повесть временных лет Нестора черноризца Феодосиевого монастыря Печерского». Этот список с именем Нестора принадлежал сначала собирателю рукописей П.К. Хлебникову, затем С.Д. Полторацкому. Но неизвестно откуда он появился у Хлебникова. Документ написан на бумаге в малый лист полууставом, повествование доведено до 1098 года. 3) « Русский временник, сиречь Летописец, содержащий Российскую Историю от 862 по 1681 год. 2 части. Москва. 1790». Самый интересный из списков - это Радзивилловская летопись. Написана, полууставом конца 15 века и украшена 604 рисунками. На листе, приклеенном к переплету, находятся три записи на белорусском наречии с юмористическим содержанием, пародирующие летописца. В конце рукописи есть приписка, что подарена она Станиславом Зеновичем князю Янушу Радзивиллу. А позже она поступила в Кенигсбергскую библиотеку. Петр Великий в 1716 приказал снять с нее копию. А в 1760 году во время Семилетней войны сам оригинал был приобретен для Академии наук. И в 1767 году он был напечатан в Петербурге весь, в издании « Библиотека Российская Историческая. Древние летописи.» С этого и началось летописание. Книга произвела сильное впечатление на читателей, вызвала сильное желание пополнить сведения и продолжить их за 1206 год, которым оканчивается повествование. Начались ее переписки с продолжениями, важнейшими из которых являются Лаврентьевский список и « Рукопись Московской Духовной Академии». Лаврентьевский список, называемый также Суздальским или Мусин-Пушкинским, имеет заголовок « Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть.» Под заголовком надпись: « Книга Рожественского монастыря Володимирского». Это произведение, переписанное с мелкими поправками с Радзивилловского списка, доводит рассказ до 1305 года, но заканчивается припиской 1377 года, через 72 года после окончания летописи. Год появления списка датируется началом 19 столетия, когда коллекционер Мусин-Пушкин преподнес его Александру 1.
Другая копия Радзивилловского списка – « Рукопись Московской Духовной Академии», написанная полууставом на 261листе. На первом листе помечено: « Живоначальные Троицы»,а на последнем написано: « Сергиева монастыря». До 1206 года идет копия Радзивилловского оригинала. Дальше идет продолжение, но в другом тоне, чем Лаврентьевская за те же годы, и доводит свой рассказ до 1419 года. Итак, все три рукописи в начальных частях идентичны, но дальше не повторяют друг друга. Возможно, они скопированы с более древнего оригинала, принадлежащего допечатным временам, который был распространен от Кенигсберга до Владимирской губернии. Но остается фактом, то, что дальнейшие продолжения их не повторяются между собой. Все сводится к тому, что троицо-сергиевский летописец и суздальский монах пользовались уже широко разошедшимся изданием 1767 года. Написаны они в конце 18 века, незадолго до того, как их нашли усердные искатели. Текст, считаемый самым старым куском летописи, был сделан из какого-то общего прототипа и внесен в различные летописи не первым, а одним из последних. Исследования древних документов предполагает анализ текста, исследование бумаги, чернил, красок, написание букв. Так Радзивилловская летопись пронумерована и церковно-славянскими буквами-цифрами, и арабскими цифрами, и латинскими буквами. Исследователи, проанализировав эту нумерацию, пришли к выводу о редактировании текста. Нумерация листов рукописи идет сначала латинскими буквами, а с третьего листа весь текст,- арабскими цифрами. Эта нумерация проставлена в правом верхнем углу каждого листа. Так нумеровали рукописи в 18 веке, а для Руси 15 века это было неестественно, так как пользовались исключительно церковно-славянской. Было установлено, что нумерация церковно-славянскими цифрами была сделана после утраты из летописи двух листов. Она производилась и после того, как листы в конце рукописи были перепутаны. В соответствии с текстом после листа 236 должны следовать листы 239-243,237,238,244 и далее. В итоге обе нумерации проставлены после того, как рукопись была переплетена. Сам же переплет датируется историками по филиграням 18 веком. Листы рукописи являются парными, составляют один разворот тетради- это единый кусок бумаги. несколько вложенных друг в друга разворотов составляют тетрадь. А стопка тетрадей составляет книгу. Рукопись состоит из 32 тетрадей, из которых 28 по 8листов, две по 6, одна 10 листов и одна 4 листа. Академик А.А.Шахматов, изучив структуру тетрадей Радзивилловской летописи, выяснил, что в тетради было по 8 листов. Но из-за ошибки сшивания рукописи некоторые развороты попали из одной тетради в другую. Получились тетради и по 4, и по 6, и по 10
листов. Первая тетрадь рукописи стоит особняком. Она состоит из 6,не из 8 листов, но рядом с ней нет увеличенных тетрадей. После этой 6-листовой тетради идут стандартные 8-листовые. Внимательно изучив церковно-славянские цифры первых двух тетрадей, видно, что номера трех листов: 10,11,12 по церковно-славянской нумерации, кем- то исправлены. Номера увеличены на единицу. Прежние их номера были 9,10 и 11. Это хорошо видно по листу с номером 12. Чтобы изобразить по церковно-славянски « двенадцать», нужно написать « вi». Но на соответствующем листе рукописи сначала было написано « аi», « одиннадцать». Были приписаны две черточки к церковно-славянскому «а», после чего оно стало похоже на «в». Номер «десять», то есть «i «, был исправлен из номера « девять»=» фита». У фиты подтерли правый бок. С исправлением номера «десять» на « одиннадцать» трудностей не было. Дописали букву-цифру «а». В итоге церковно-славянские номера были сдвинуты вперед на единицу, освобождая для церковно-славянского номера « девять». На этом месте был вставлен лист. При таком сдвиге номеров должно было получиться два листа с номером 12- « родным» и переправленным из 11. Но в рукописи остался только лист с переправленным номером. « Лишний» лист с « родным» номером 12 был удален. На его месте возник смысловой разрыв. Лист с номером « тринадцать» начинается с красной буквы нового предложения. А на предыдущем листе предложение оборвано. Разрыв заметен, и исследователи указывают на это странное место и пишут, что в начале тринадцатого листа красная буква вписана по ошибке. Из исследований стало ясно, что было освобождено место для листа с номером 9, ведь номер на настоящем листе 9 был переправлен на 10. Добавленный лист имеет церковно- славянский номер « девять» и арабский номер 8. На этом листе изложение истории о призвании варягов на Русь. То есть основа норманнской теории. Вокруг этого листа западники и славянофилы вели споры в 19 веке. Если убрать этот лист, то Рюрик станет просто русским князем. Только здесь упоминается Ладога, указывающая на местоположение первой столицы Рюрика, на современных Новгородских болотах. Тот, кто вставил этот лист, обосновал два фундаментальных события. Первое: призвание князей с северо-запада. То есть из современной Скандинавии. Что идет в угоду Романовской династии, у которой северо -западноое, псковское, литовское происхождение.
Второе: на вклеенном листе с номером « девять», к одному из его ободранных углов приклеена записка. Написана она почерком то ли 18, то ли 19, то ли 20 века. Написано в ней следующее: «… Перед сим недостает целого листа.» Далее дается ссылка на издание 1767 года. В тексте идет новая мысль, которую можно считать продолжением предыдущей. Написано же на потерянном листе вся глобальная хронология древней русской истории и ее связь с мировой хронологией. Если убрать этот лист, то русская хронология « Повести временных лет» повисает в воздухе и лишается привязки ко всемирной скалигеровской истории. И приведенные даты можно интерпретировать по- своему. В итоге получается, что самый древний из всех списков « Повести временных лет» - Радзивилловский- был изготовлен в начале 18 века. Русская история привязывалась по датам к хронологии всемирной истории, утвердившейся в западноевропейской науке. Русские летописи на данный момент изучения истории несут в себе две загадки: это сам летописный текст, освобожденный от позднейшей идеологической « правки», он предстает в совершенно ином свете. И вторая загадка – предшествовавшее им знание о далекой истории, ибо начало русской хронологии с двух дат – 852 и 862 – отнюдь не означает, что до этого события русской истории никак не фиксировались, - даже если это были в основном и устные предания. Следовательно, требуется сопоставить писаную историю с устной традицией и установить основные вехи той, реальной истории, которая предшествовала летописной. Литература.
1. Кузьмин А.Г. Русские летописи как источник по истории Древней Руси. Рязань, 1969. 2. Насонов А.Н. История русского летописания 11- начала 18.М., 1969. 3. Солодкин Я.Г. История позднего русского летописания. М., 1997. 4. Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979.


В раздел образования