Напоминание

Особенности обучения ребёнка с расстройствами аутистического спектра.


Автор: Квасникова Ольга Владимировна
Должность: олигофренопедагог
Учебное заведение: МКОУ СКШ № 14
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения ребёнка с расстройствами аутистического спектра.
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности обучения ребёнка

с расстройствами аутистического спектра.

Дети

с

РАС

это

целый

спектр

нарушений

развития,

характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной,

волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка»

состояний. Самые легкие из них характеризуются явными трудностями

коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального

контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и

другими проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности,

невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности

реагирования

на

комфорт

и

дискомфорт

монотонно-однообразным

характером

поведения,

наличием

большого

количества

стереотипий

,

аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.

В моём классе обучается два ребёнка с РАС. Описывая поведение таких

детей, можно указывать на «странность», «необычность», «отличие от всех»,

определяющиеся, прежде всего, нарушенным общением. Обращает на себя

внимание рисунок поведения – определенная нелепость - неадекватность,

стереотипность, которая проявляется практически во всем.

С первых дней обучения этих детей мною соблюдалась постепенность,

терпеливость при включении такого ребенка в среду других сверстников.

Эти дети выбирали сами себе места, мы прошлись по школе, поняли где и

что находится – туалет, столовая и т.п. Для более успешной адаптации дети

находились в классе неполный день, постепенно увеличивалась «доза» и

объем их пребывания в школе.

Наблюдая за данной категорией детей, хотелось бы выделить следующие

Особенности учебного поведения:

Такой ребёнок легче себя чувствует в привычной, стереотипной

обстановке. Он «лучше» ведет себя на структурированном уроке, чем на

перемене;

ребенок часто имеет трудности восприятия фронтальных инструкций и

заданий. Затрудняется при необходимости работать самостоятельно;

у ребенка часто наблюдается наличие «своих», не вполне адекватных

«учебных» стереотипов;

нуждается во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности

в процессе обучения. Ребенку необходим четкий порядок действий по

отношению к личным вещам учащегося в начале и конце учебного дня

(например, как разбирать и собирать портфель);

легче адаптируется, имея определенные опоры в виде расписаний, схем

или планов деятельности;

такой ребенок нуждается в частом и позитивном одобрении его

деятельности;

часто ребенок демонстрирует обидчивость и «отличную память» на

ситуации, вызвавшие обиду;

часто у ребенка отмечается недостаточная критичность, адекватность, в

том числе в поведении, трудности анализа собственного поведения;

ребенок лучше понимает материал, если он видит изображение;

такой

ребенок

нуждается

в

введении

специальных

занятий

со

специалистами

психологом,

логопедом,

способствующих

формированию его представлений об окружающем и их связи с личным

опытом ребенка, отработке средств коммуникации, социально-бытовых

навыков.

В обучении и воспитания детей с РАС использую комплекс наглядных

методов обучения – это схемы, четкие плакаты, инструкции, и в

особенности расписания позволяют ребенку с РАС лучше адаптироваться в

окружающем пространстве, лучше ориентироваться как в помещении, так и

в

процессе

учебной

деятельности.

Я

обязательно

проговариваю

последовательность уроков, действий (таких как поход в столовую,

библиотеку, к логопеду). В первую очередь, необходимость проговаривания

связано с тем, что различные явления окружающего мира и события,

происходящие

с

ребенком,

часто

в

его

сознании

не

связаны

с

определенными

временными

рамками.

У

ребенка

с

расстройством

аутистического спектра с трудом формируется структура времени. В

результате, оказывается несформировано понимание последовательности

событий.

Ребенок не

знает, когда и что можно

делать,

не

может

самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к

нарушениям поведения.

Расписание позволяют ребенку успешнее:

следовать распорядку дня. Учащийся знает, к какому уроку нужно

приготовиться, и ему не нужны словесные инструкции или подсказки.

Таким образом повышается самостоятельность ребенка;

справляться с тревогой, устраняют постоянные вопросы о событиях дня,

снижая, таким образом, беспокойство учащегося и придавая ему чувство

уверенности и безопасности;

позволяют усвоить наиболее важные алгоритмы учебных действий;

позволяют учащимся быть готовыми к переменам.

Ввиду того,

что

у

детей с расстройствами аутистического

спектра

недостаточно сформировано понимание речи (или такой ребенок часто

может «не слышать» обращения, я использую карточки с изображением

режимных

моментов,

по

которым

ребенок

сможет

увидеть

чёткую

инструкцию.

Учителю при обучении детей с РАС важно помнить, что весь учебный

материал

должен

подкрепляться визуальным

рядом,

а

также

выполнением практических заданий. Для обучения детей с расстройствами

аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я

слышу,

и

я

забываю,

я

вижу,

и

я

запоминаю,

я

делаю,

и

я

понимаю». Применение наглядности и оправдано при преподнесении

любого учебного материала.

использую наглядное подкрепление при изучении новых слов и понятий;

тексты сопровождаются фотографиями и иллюстрациями;

использую презентации при подаче знаний об окружающем мире;

использую игровую деятельность.

Многие дети с расстройством аутистического спектра испытывают

проблемы с моторикой рук. В моём классе один ученик не может писать

совсем, другой пишет, но испытывает невероятные трудности во. Почерк у

неаккуратный и неразборчивый. Для облегчения процесса использую

следующие приспособления.

Насадка на ручку.

Массажный мячик. Мячик вкладывается в руку ребенка и помогает

удерживать позу руки при письме.

Дополнительная разлиновка тетрадей. Для облегчения процесса письма

можно использовать более четкое выделение строки, очерчивание двух

линеек, проведение дополнительных наклонных линий.

Образец написания букв. Дети затрудняются в перекодировке текста из

печатного в письменный. Для облегчения запоминания образа прописных

букв прикрепила на парту табличку-образец.

Использую прописи для детей с моторными трудностями. Прописи

содержат графические задания на обведение, штриховку, раскрашивание,

дорисовывание

изображений

и

линий,

подготавливающие

к

воспроизведению элементов букв, упражнения на соотнесение печатных

и письменных, строчных и прописных букв, на обведение и списывание с

печатного текста слогов, слов и предложений.

На уроке математике используем:

Визуальный ряд чисел и линейку.

Игровые пособия по закреплению состава числа. Данные пособия

опираются на индивидуальные интересы ребенка. Они помогают на

практике освоить понимание тех или иных математических заданий.

Трудности, с которыми сталкиваюсь на уроках – это прежде всего,

ребенка с РАС очень трудно произвольно сосредоточить на задании. С ним,

как правило, не срабатывают попытки установления эмоционального

контакта, и зачастую создается впечатление, что он просто не хочет

контактировать с учителем. В этой связи не следует торопиться с прямым

обращением к ребенку, особенно при знакомстве или первых контактах,

нужно дать ему время освоиться, проявить собственную инициативу.

Советы педагогам:

1.

Поскольку детям с РАС чрезвычайно сложно дается все, что

касается ориентации в новом пространстве, необходимо терпеливо

заниматься организацией их школьной жизни. Перед началом учебного

года им следует подробно объяснить, что нужно делать во всех местах

школы, где они бывают.

2.

Дети с РАС часто нуждаются в дополнительном времени, которое

им требуется на выполнение учебного задания, сбор материала и

ориентирование

при

переключении

с

одного

занятия

на

другое.

Необходимо давать им это время или менять требования так, чтобы они

могли все успеть сделать. Ни в коем случае нельзя торопить аутичного

ребенка

-

для

него

это

стресс,

который

может

спровоцировать

«отключение» или срыв.

3.

С детьми с РАС всегда нужно быть щедрым на похвалу. В течение

учебного дня лучше находить возможность рассказать аутичному ребенку,

что им сделано, верно. Следует отмечать как его успехи, так и

предпринятые попытки. При похвале нужно быть конкретным, чтобы

ребенок понимал, за что его хвалят.

4.

Учебное пространство должно быть четко зонировано, по видам

деятельности, в частности в классе должна быть учебная зона и зона

отдыха, оборудованные стенды с опорными материалами (правила

поведения

в

школе,

другие

правила,

расписания,

схемы

и

т.п.;

компьютерное оборудование класса (ПК, проектор, экран и т.п.); ширмы;

мягкие маты и модули; стеллажи с книгами; игровой уголок.



В раздел образования