Напоминание

Использование программы SKYPE для дистанционного обучения детей с ОВЗ


Автор: Мурадян Ирма Акоповна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ школа №7
Населённый пункт: Московская область, г.Жуковский
Наименование материала: статья
Тема: Использование программы SKYPE для дистанционного обучения детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Использование программы SKYPE для дистанционного

обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди,

имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть

глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями

речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети,

состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных

программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа

школьников с ОВЗ так же чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с

разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-

двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами

эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями

развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими

детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики

психофизического здоровья каждого ребенка.

Психофизическое развитие это понятие содержащее в себе 2 важные ,

равноценные составляющие - психическое развитие и физическое развитие.

В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая

ребенку полноценное психофизическое развитие мы создаем прочный

фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так,

психическое и физическое развитие - это две взаимосвязанные и

взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.

С каждым годом число детей с ограниченными возможностями здоровья

становится всё больше. Долгое время проблемы детей с ОВЗ оставались за

границами жизни здорового человека. Сейчас «оживилась» наука, практика и

общественное сознание в отношении детей с ОВЗ.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в

Российской Федерации», в статье 2 даётся следующее определение детей с

ОВЗ: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья –

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)

психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-

педагогический комиссией и препятствующие получению образования без

создания специальных условий» [8, с. 5].

Современные условия информационного общества, развитие

телекоммуникаций требуют иных подходов, методов и технологий в

образовании. Одной из важнейших сторон этих перемен является акцент на

создание научно-методической системы непрерывного образования (как

учителя, так и учащегося) в рамках единого образовательного пространства.

Такую систему непрерывного образования можно организовать с помощью

дистанционных форм обучения.

Дистанционное обучение является перспективным способом получения

образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основные достоинства дистанционного обучения:

технологичность – обучение с использованием современных программных и

технических средств делает образование более эффективным. Новые

технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и

динамичной.

доступность и открытость обучения – возможность удалённого обучения.

Это делает процесс обучения более доступным для всех категорий

обучающихся. Обучение в любое время, в любом месте позволяет учащимся

выработать индивидуальный график обучения.

индивидуальность систем дистанционного обучения. Обучающийся сам

определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к

отдельным темам.

Дистанционное обучение позволяет:

выбирать удобное время, место и темп обучения каждому учащемуся;

дополнительно и самостоятельно изучать темы, входящие в программу

предмета, а также выходящие за рамки, т.е. развиваться и

совершенствоваться;

глубже изучать предмет, приобрести навыки в решении задач, как

стандартных, так и повышенной сложности.

Программа дистанционного обучения, разработанная для учащихся

находящихся на домашнем обучении, преследует следующие цели:

формирование у учащихся потребности непрерывного овладевания

знаниями, самостоятельный и творческий подход к ним в течение жизни;

оказание помощи учащимся с ОВЗ или учащимся по болезни вынужденым

пропускать уроки;

развитие коммуникативных способностей детей в процессе общения с

учителем и другими учащимися через средства удаленной связи;

развитие у учащихся умений и навыков пользования сетевыми технологиями.

В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии

разнотемпного обучения, самостоятельность в самообразовании школьников

по различным образовательным областям, сочетание различных форм и

методов взаимодействия учителя и ученика.

Дистанционное обучение может проходить различными способами, с

помощью тьютеров и самообразования: обмен печатными материалами с

помощью почты; рассылка видеозаписей и компакт-дисков с помощью

почты; аудиоконференция; видеоконференция; видеоурок; сервисы

Интернет.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ с помощью интернет-технологий

формирует новое образовательное окружение, в котором дети смогут

реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Эта среда

обучения открывает им возможности практиковать свои навыки работы с

Интернетом и компьютерными технологиями, что оказывает влияние на их

развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию.

Телекоммуникационные возможности Интернета можно использовать для

организации дистанционного обучения и для организации общения с

помощью форумов, чатов и видеоконференций. Дистанционное обучение –

одна из форм обучения, в которой информационные технологии являются

ведущим средством.

Дистанционное обучение строится на использовании следующих основных

элементов

- среды передачи информации (почта, телевидение, радио,

информационные коммуникационные сети);

- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

Дистанционное обучение позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на

аренду помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и

преподавателей и т.п.);

- провести обучение большого числа человек;

- повысить качество обучения за счёт применения современных

средств, объемных электронных библиотек и т.д.

- создать единую образовательную среду.

При дистанционном обучении общение между учащимся и

преподавателем происходит посредством телекоммуникаций. В практике

применения дистанционного обучения используются специфические

методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного

дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и

преподавателя в режиме реального времени – on-lineобщение. Методика

асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно

общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так

называемое off-lineобщение.

Эти методики отличаются характером взаимодействия учителя и

ученика. Синхронная методика дистанционного обучения предполагает

активное взаимодействие преподавателя и учащегося и большую нагрузку и

на учащегося, и на преподавателя (тьютора). На первом плане учитель,

вовлекающий и ведущий за собой учащихся. При асинхронной методике

дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения

возлагается на учащегося, на его самостоятельность. На первом плане

самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа

обучения. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике

дистанционного обучения выступает в роли консультанта.

В процессе обучения с помощью дистанционных методов происходит

формирование компетентности учащегося как универсального учебного

действия, которое остаётся со школьником на всю жизнь. Именно этого

добиваются стандарты. Учителям строится функциональная, семантическая,

процедурная и операционная модель обучаемого, учитывающая все

индивидуальные особенности и запросы конкретного учащегося.

Дистанционные методы обучения способствуют обновлению

содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса и

напрямую реализуют ФГОС.

Для занятий с обучающимися, находящимися на домашнем обучении,

используется программа Skype/ Наличие веб-камер помогает учителю и

ученику видеть и слышать друг друга – осуществляется непосредственное

общение на расстоянии через технические средства. Это очень важный

момент для ребёнка, оторванного от коллектива, - возможность ощущать

себя частью коллектива и субъектом активного общения.

Возможности программы Skypeдля учащихся с ОВЗ, находящимися на

домашнем обучении, заключается в следующем:

- голосовое и видео общение;

- обмен текстовыми сообщениями;

- пересылка файлов;

- использование видеоконференций для группы учащихся.

Skypeв обучении можно использовать для общении с учителем,

получения помощи от одноклассников, также при возможности можно

удаленно присутствовать на уроках.

Приём Skype-презентация позволяет учителю использовать цифровые

образовательные ресурсы, разработанные для урока. Данные презентации

могут быть интерактивными, с ними может работать класс в кабинете или

ребёнок, находящийся на домашнем обучении, используя компьютер.

Благодаря этой же функции программы Skypeцелесообразно

применение приёма Skype–совместная деятельность, когда группа учащихся

выполняет одновременно предложенное им мультимедийное задание.

Достоинством программы Skypeявляется возможность общения в

групповом чате. Это очень удобно, когда идёт коллективная работа,

обсуждение какой-либо проблемы.

Использование программы Skypeявляется эффективным

инновационным методом обучения детей с ОВЗ.

Нужно отметить и трудности при работе с программой Skype:

- недостаточно систематизирован опыт работы с дистанционным

обучением для выработки единой линии учебного процесса с другими

учителями-предметниками;

- не хватает полноценной методической и технической поддержки;

- нехватка оборудованных помещений для проведения дистанционных

уроков «класс – ученик на дистанционном обучении».

Дистанционное обучение при помощи сети Интернет направлено на

индивидуализацию обучения в целях оказания помощи в становлении

личности, выявления всех её неиспользованных ресурсов, упрочения

положения в социуме. Ученик с особыми образовательными потребностями

чувствует себя частью коллектива, принимает участие в обсуждении, задаёт

вопросы и отвечает на вопросы класса и учителя. На уроках используется

мультимедийное оборудование, программное обеспечение, камера,

позволяющая видеть, как весь класс, так и отдельный объект, микрофон.

Технический арсенал связан серверами для обработки звука и видео.

В нашей школе дистанционные занятия английским языком

проводятся посредством онлайн-уроков. С помощью

компьютерных

программ и технологий школьники получают возможность изучать

иностранный язык, выполнять творческие работы, в режиме реального

времени с помощью программы «Скайп» дистанционно общаться с

учителями, которые помогают осваивать учебный материал в качественно

новой образовательной среде.

В условиях сокращения учебных часов по всем предметам для учащихся

надомного обучения, программа дистанционного образования

представляется особенно актуальной. Для изучения английского языка на

надомном отделении нашей школы отводится всего лишь один учебный час в

неделю. Согласитесь, что это катастрофически мало. Онлайн-уроки дают

детям-инвалидам и детям с различными видами заболеваний полноценную

возможность прохождения учебной программы.

Цель уроков английского языка с использованием дистанционных

технологий - развитие ребёнка через создание оптимальных условий его

деятельности, практическая подготовка детей к самостоятельной жизни,

труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной

адаптации. На уроках английского языка осуществляется коррекция

внимания путём выполнения различных видов упражнений, коррекция и

развитие связной устной речи посредством работы с текстом (чтение,

аудирование), коррекция и развитие связной письменной речи при работе над

письменными упражнениями, коррекция и развитие памяти, различных

мыслительных операций.

Все эти задания для формирования и развития речевых умений в

говорении на уроке являются коммуникативными, т. е. в их выполнении есть

коммуникативный смысл, формируется социокультурная компетенция, а

значит, впоследствии будет выход в реальное общение и постепенная

социализация в иноязычной культуре. И добавим, что в нашей работе с

особыми детьми мы используем принцип 3 «с»: соучастие, сопереживание

и содействие.

При работе с детьми с ОВЗ особенно важно создать ситуацию успеха,

поощрять каждый успешный ответ ребенка. Планируя урок, необходимо

переходить от простых упражнений к более сложным. Если учащийся

затрудняется в выполнении какого-либо упражнения, то его интерес быстро

угасает. На уроке важно постоянно менять виды деятельности и подбирать

упражнения, соответствующие уровню ребенка.

Ф рагмент урока

1. Упражнение № 1 «Расскажи, что есть в твоем портфеле!»

Новые слова вводятся понятными и эффективными способами. Развитие

речевой и языковой компетенции подразумевает соотношение новых слов с

предметами на картинках, а затем распознавание и употребление в речи

изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и

даже грамматических явлений. Используя модель «I havegot a...», учитель

называет школьные принадлежности по-английски, показывает картинки или

предметы, а ученик повторяет. Затем можно предложить ребенку показать

предметы, которые называет учитель. Использование моделей предложений

очень важно для постепенного развития мышления, внимания, памяти,

восприятия и воображения «особенного» ребенка:

I have got a bag.

I have got a textbook.

2. Выполнение упражнения № 2.

«Помоги обезьянке собрать портфель в школу».

Скажи, что ему нужно взять собой:

‒Chuckles, take a pen, please!

‒ Chuckles, take a pencil, please!

В этом упражнении ребенок учится высказывать пожелания, отдавать

распоряжения или давать совет, закрепляя лексические умения по теме

«Школа».

3. Повторяем буквы английского алфавита. На экране – таблица

«ABC»

Выполнение упражнения № 3. Назови буквы английского алфавита.

При выполнении такого задания идет развитие языковых, интеллектуальных

и творческих способностей учащихся.

Если ребенку трудно сделать это упражнение, тогда можно поработать с

яркими карточками алфавита.

Учитель говорит:

‒ «Take the letter «B», please! Show me the letter!»

Так как внимание особенного ребенка не может долго концентрироваться на

выполнении однообразных и утомительных упражнений, для переключения

внимания можно использовать игровые ситуации и занимательные сюжеты,

применив обучающие программы на компьютере, ‒ СD «Алик. Моя первая

английская азбука» (издательство «Руссобит», г. Москва), «Алиса:

английский в стране чудес» или «Клиффорд учится читать по-

английски» (издательство «Новый диск», г. Москва).

4. В конце урока можно предложить ребенку вспомнить цвета,

показывая цветные карандаши или картинки с ними «Соlours». Попросить

ребенка показать ручки и карандаши

определенного цвета.

Несмотря на ряд трудностей и проблем, с которыми сталкивается и

учитель, и ученик при организации дистанционно обучения, такая форма

обучения востребована обществом и успешно обеспечивает социализацию

детей с ОВЗ, даёт возможность получить полноценное образование и

выбрать дальнейший путь в жизни.

Таким образом, дистанционное образование помогает детям с

ограниченными возможностями здоровья не только осваивать традиционные

образовательные программы, но и двигаться значительно дальше своих

сверстников, если возможности организма это позволяют. Система

дистанционных образовательных технологий играет огромную роль в

приобретении знаний и даже выборе будущей профессии.



В раздел образования