Напоминание

"Развитие связной речи посредством пальчиковых игр и упражнений - как один из показателей готовности дошкольника к обучению в школе"


Автор: Банку Джамиля Габдульхаковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Снегурочка"
Населённый пункт: Ямало - Ненецкий автономный округ, г. Салехард
Наименование материала: Проект
Тема: "Развитие связной речи посредством пальчиковых игр и упражнений - как один из показателей готовности дошкольника к обучению в школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снегурочка»

Проект

«Развитие связной речи посредством пальчиковых игр и

упражнений - как один из показателей готовности

дошкольника к обучению в школе»

Составитель: Банку Джамиля Габдульхаковна

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

г. Салехард 2020г.

Проект составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской

Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования;

Нормативно-методические

документы

Минобрнауки

Российской

Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного

образования», № 08-249 от 28.02.2014 г;

СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных

образовательных организаций»;

Адаптированная

основная

образовательная

программа

дошкольного

образования для детей с ТНР на основе ООП;

Методические рекомендации.

«Рука – это щупальца мозга»

И.М. Сеченов

Актуальность

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения

пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи

совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. «Рука – это

вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок

управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие, поэтому одним

из навыков, который должен быть сформирован к школьному обучению – это

развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Почему так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с

моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику

пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но

на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук

ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на

интеллектуальные

способности.

Наряду

с

развитием

мелкой

моторики

развиваются память, внимание, а также словарный запас. В дошкольном

возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки

должна стать важной частью развития детской речи.

Тема «Развитие связной речи посредством пальчиковых игр и упражнений -

как один из показателей готовности дошкольника к обучению в школе» очень

актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников, так как нарушения

мелкой моторики может создать трудности в овладении письменной и устной

речи,

привести

к

возникновению

негативного

отношения

к

учебе,

к

осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Работа по

развитию связной речи предполагает тесное общение с детьми и родителями.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная

речь

Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна, так как все

способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на

речевое развитие ребенка.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем

строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой

моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию

ребенка.

Цель данного проекта является:

Повышение

уровня

развития

связной

речи

посредством

использования

пальчиковых игр и упражнений.

Задачи:

Развить речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание,

фантазию,

улучшать

координацию

движений,

глазомер,

логическое

мышление,

воображение,

творческие

способности,

зрительную

и

слуховую память;

Повышать гибкость и ловкость детских рук с помощью разнообразных

методов, приемов, форм;

Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения,

практические задания, настольные игры, подготовить дидактический

материал;

Укреплять физическое и психическое здоровье детей;

Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду;

Создать

благоприятную

эмоциональную

обстановку

в

группе

для

плодотворного сотрудничества педагога, родителя и ребенка.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: обучающий;

По

содержанию:

творческий,

продуктивный,

познавательно-

речевой;

По

числу

участников

проекта:

воспитатель

Банку

Д.Г.,

воспитанники

подготовительной

группы

компенсирующей

направленности с ТНР, родители;

По времени проведения: долгосрочный (с 01 сентября по 31 мая);

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ;

По профилю знаний многопредметный;

По характеру учебной работы в проекте: участник от зарождения

идеи до получения результата.

Основные принципы работы педагога при реализации проекта:

Принцип

доступности-

обучение

и

воспитание

ребенка

осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей

его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание

иллюстраций, продуктивной деятельности;

Принцип

гуманности

предполагает

индивидуально-

ориентированный подход и всестороннее развитие личности

ребенка;

Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется

через различные виды детской деятельности;

Принцип

интеграции-

необходимость

взаимодействия

всех

субъектов педагогического процесса в данном направлении;

Принцип системности- решение задач в системе всего учебно-

воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках

МДОУ, города и семьи.

Методы и приемы:

Организовала свою работу с детьми старшего дошкольного возраста с

ТНР из следующих методов:

Пальчиковый игротренинг:

массаж кистей, пальцев рук (Су-Джок терапия)

пальчиковая гимнастика, физкультминутки

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

пальчиковый и настольный театр;

Использование элементов ТРИЗ:

лепка из пластилина и соленого теста с использованием

природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем,

зубной щеткой, свечкой и т. д.

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с

конструктором ЛЕГО

различные виды аппликаций

различные виды работы с использованием бросового

материала через нетрадиционные технику исполнения;

Развитие графической моторики:

рисование по трафаретам

штриховка

дорисовка

лабиринты

графические диктанты;

Дидактические игры:

шнуровка

игры с мелкими предметами

паззлы, мозаика.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость заключается в том, что изученный опыт может быть

использован в повседневной деятельности педагога, в разработке рекомендаций

по развития речи и мелкой моторики.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Положительная динамика в развитии мелкой моторики;

Повышение уровня развития речи, координации внимания, памяти;

Овладение приемами работы с разными инструментами;

Овладение разными видами трудовой деятельности;

Умение создавать художественный образ своего изделия;

Подготовленность руки ребёнка к овладению письмом;

Обогащение

эмоциональной

сферы

ребенка,

накопление

двигательного опыта;

Формирование коммуникативных способностей;

Привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Этапы реализации:

В соответствии с целью проекта и решаемыми задачами предлагается план

реализации проекта, который будет выполняться поэтапно:

1 этап – организационно-практический:

Изучение литературы по проблеме;

Определение темы;

Постановка целей и задач;

Изготовление пособий для развития речи, мелкой моторики;

Пополнение и расширение в группе разнообразных уголков для

развития речевой, познавательной, творческой деятельности;

Знакомство родителей с проектом: Развитие связной речи

посредством пальчиковых игр и упражнений - как один из

показателей готовности дошкольника к обучению в школе»;

Подбор методик для диагностики уровня развития моторной

деятельности у дошкольников;

Диагностика детей.

2 этап – практический:

Разработка плана мероприятий с детьми;

План работы с родителями;

План работы с педагогами.

Работа с родителями: выставки игр и атрибутов по развитию речи, мелкой и

общей моторики рук детей; консультации индивидуальные и групповые,

семинар – практикум, мастер-класс, беседы, родительские собрания.

Реализация проекта.

Работа с детьми организована с учетом требований ФГОС, где четко

прослеживаются пять образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие

Образовательная область

Формы работы с детьми

1

Социально-коммуникативное

развитие

Игровая деятельность:

С/ролевые,

настольно-печатные,

дидактические игры.

Трудовая деятельность:

Самообслуживание, хозяйственно-бытовой

труд, труд в природе, на прогулке.

2

Познавательное развитие

ФЦКМ (ознакомление с окружающим):

Беседы,

наблюдения,

экспериментальная

деятельность: познание свойств.

Конструктивная

деятельность:

конструирование из мелкого и крупного

конструктора, счетных палочек, мозаики,

геометрических фигур, спичек, бумаги по

образцу и по памяти

ФЭМП:

использование

графических

упражнений

(графический диктант), игры: «Дорожка»,

«По точкам», «Узоры крестиком» и др.,

выкладывание предметов по цвету, форме,

нахождение фигур по описанию, работа с

карточками,

шнуровкой,

мелкими

деталями,

наборным

полотном,

математическим набором .и т.д.

3

Речевое развитие

Театрализация

(пальчиковый,

теневой,

настольный

театр),

игры-драматизации,

пальчиковые упражнения в сочетании с

самомассажем

кистей

и

пальцев

рук,

звуковой гимнастикой, показ при помощи

рук

различных

изображений

(«очки»,

«стул», «колокольчик», «зайка» и т.д.),

которые сопровождаются чтением потешек

или сказок; пальчиковые игры,

4

Художественно-эстетическое

развитие

Продуктивная

деятельность

с

использование

нетрадиционных

и

традиционных форм работы: поделки из

рваной бумаги, выполнение аппликаций из

природного и бросового материала (семян,

орех, яичной скорлупы и т.д.), создание на

бархатной бумаге изображений и узоров из

цветных нитей – ниткопись, игры с песком

(погружение рук, просеивание его между

ладонями, рисование по мокрому песку

пальцами),

лепка

из

соленого

теста,

рисование

различными

материалами

(карандашом, мелом, цветными мелками,

акварелью, гуашью и т.д.), плетение из

бумаги, тесьмы, нити ковриков, косичек,

полосок,

симметричное

вырезание,

вырезание ножницами различных фигурок

из старых картинок. Изготовление поделок,

рисунков, оформление плакатов на темы:

«Осень в тундре», «Все краски жизни для

тебя», «День матери», «Береги природу»,

«Новогодняя

игрушка»,

«Мой

папа

самый-самый», «Подарок маме», «Пасха»,

«Книжка-малышка»,

музыкальные

развлечения.

5

Физическое развитие

Утренняя гимнастика, гимнастика после

сна, закаливающие процедуры, прогулки,

подвижные,

малоподвижные

игры,

спортивные игры (футбол, перетягивание

палки,

каната,

нанизывание

аркана,

перепрыгни через препятствия и т.д.)

План работы с родителями

Месяц

Форма

работы

с

родителями

Цель

Октябрь

Родительские собрания.

Конкурс

«Осень

в

тундре»

(изготовление

поделок к конкурсу).

Заинтересовать

родителей актуальностью

данной темы, сделав их

единомышленниками

в

осуществлении

данного

проекта.

Привлечь

родителей

к

совместной

деятельности.

Ноябрь

Семинар-практикум

«Чтобы чётко говорить –

надо

с

пальцами

дружить».

Мастер-класс

для

родителей: «Волшебные

пальчики».

.

Обучить

родителей

правильному

проведению пальчиковых

игр

в

домашних

условиях.

Декабрь

Конкурс

«Новогодняя

игрушка»

(изготовление

поделок

к

конкурсу)

совместно с детьми

Привлечь

родителей

к

совместной

деятельности, вызвать у

родителей

Украшение

группы

к

новогоднему празднику.

положительные эмоции.

Январь

Консультация «Что такое

мелкая

моторика

и

почему

важно

её

развивать»,

«Развитие

графомоторных навыков

у детей

подготовительной

к

школе группы».

Папка-передвижка

«Игры и упражнения для

развития речи и мелкой

моторики».

Рассказать родителям о

системе работы, ответить

на все интересующие их

вопросы.

Март - Апрель

Акция

«Чистая

площадка» (уборка снега

на

территории

д/с.

совместно с родителями)

Вызвать

желание

родителей

помочь

в

уборке территории.

Май

Выставка для родителей

дидактических

игр

и

пособий

по

развитию

мелкой

моторики

рук

детей.

Анализ

проделанной

работы по проекту.

Акцентировать внимание

родителей на значимости

их

помощи.

Отметить

успехи детей.

Диагностика

и

результаты

диагностики

развития

мелкой

моторики».

План работы с педагогами

Месяц

Формы работы с педагогами

Октябрь - ноябрь

Сообщение темы и сроков

Декабрь

Интегрированное занятие по развитию

речи

Январь - апрель

Консультации

Папки-передвижки

Май

Анализ проделанной работы

Презентация

3 этап – заключительный:

Диагностика развития речи и мелкой моторики на конец проекта;

Анализ результатов;

Создание собственных наработок;

Выставка

творческих

работ,

тематических

буклетов,

подготовленных воспитанниками и их родителями;

Обобщение и распространение опыта работы среди родителей и

педагогов (презентация), публикации.

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

Перспективный план работы по развитию речи и мелкой моторики;

Разработка

тетради

по

развитию

графомоторных

навыков

и

методических рекомендаций по работе с тетрадью;

методических

пособий (карточки со схемами пальчиковых упражнений, картотека

пальчиковых игр, артикуляционных, логоритмических упражнений,

нестандартное

оборудование

для

дыхательной

гимнастики,

закаливания, нетрадиционный материал для выполнения творческих

работ);

Разработка

дидактических

игр

(игры

«Чудо-коврик»,

«Логопедические бусы»);

Консультации для родителей;

Участие детей и родителей в творческих конкурсах;

Выставка детских творческих работ.

Вывод

Создавая

в

группе

необходимую

развивающую

среду,

способствующую

развитию речи, мелкой и общей моторики, учитывая возрастные особенности

детей, получив поддержку и помощь родителей,

я пришла к выводу, что

целенаправленная,

систематическая

и

планомерная

работа

с

детьми

и

родителями способствует формированию интеллектуальных способностей,

положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное –

способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все

это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

Библиографический список литературы

1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры» – М. : «Карапуз»,

2007.

2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения»

– М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» – СПб: Изд. дом

«Литера», 2006.

4. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие

мелкой моторики» – СПб: Корона-Век, 2007.

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП

«Хардфорд», 1996.



В раздел образования