Напоминание

Я куратор группы, где учится студент с ОВЗ. Слабослышащий студент.


Автор: Симакова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ЧР "ЧПК" Минобразования Чувашии
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Я куратор группы, где учится студент с ОВЗ. Слабослышащий студент.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Я куратор группы, где учится студент с ОВЗ.

Слабослышащий студент.

Основными педагогическими принципами, которые рекомендуется применять, при

обучении глухих и слабослышащих студентов являются: принцип наглядности, принцип

индивидуализации и принцип коммуникативности на основе использования

компьютерных технологий.

Глухие и слабослышащие студенты – особый контингент учащихся, при их

обучении часто возникают специфические трудности, с которыми обычно не

сталкиваются преподаватели традиционных учебных заведений. Для данной категории

студентов необходимо искать такие формы подачи учебного материала, которые

отличались бы наибольшей визуализацией: специальные программы, выполняющие

коррекционную роль, например, словарь понятий; программы информационной

поддержки процесса обучения.

Выделяются следующие пути повышения эффективности обучения лиц с

нарушениями слуха, сочетающие в себе принципы как общего, так и специального

образования:

– формирование навыков учебной деятельности, потребности в самоконтроле и

умения его осуществлять;

– индивидуализация учебной деятельности, постоянный учет преподавателем уровня

знаний, умений, развития мышления и речи каждого;

– использование элементов проблемного обучения;

– обеспечение достаточного уровня наглядности, в частности путем привлечения

информационных технологий;

– обеспечение коммуникативности учебного материала, развитие активной речи

учащихся.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья следует учитывать

особенности психофизиологических, слухоречевых и познавательных возможностей

обучаемых. Это обусловливает особенности преподавания, которые включают в себя

коррекционную направленность обучения.

Каждый урок со слабослышащими учащимися требует от преподавателя тщательной

подготовки, поскольку без подготовки нельзя провести его на достаточно высоком

уровне.

1. Следует тщательно изучить тему, которую предстоит изложить на уроке.

Преподавателю необходимо сформулировать образовательную цель, продумать

его развивающую и воспитательную цели, пути и способы достижения

поставленных целей.

2. Определить содержание материала урока, посмотреть фактический

материал, намеченный к изучению. При подборе материала также следует

учитывать специализацию и особенности учебной группы.

3. Необходимо определить структурные элементы урока, их

последовательность и продолжительность. Больше времени следует уделять

темам, которые в дальнейшем будут использованы учащимися при выполнении

работ, меньше тем темам, которые применимы в ознакомительном порядке.

4. Из всех арсеналов методических приемов выбрать самые приемлемые в

данной группе учащихся, соразмерить выбранные методические приемы со

своими возможностями, способностями, продумать свои действия на каждом

этапе урока.

5. Необходимо выполнить сложные иллюстрации, практические работы,

демонстрационные эксперименты, которыми будет сопровождаться изложение

материала.

6. Подготовить и проверить технические средства обучения и наглядные

пособия, необходимые на уроке.

Методы контроля также могут быть различными:

- входной контроль позволяет определить уровень осведомленности учащихся по

темам и разделам предмета, а также уровень подготовленности к восприятию и усвоению

новых знаний и умений;

- устная проверка фронтальный или индивидуальный опрос учащихся;

- письменная проверка контрольная работа, письменная работа;

- контроль с помощью карточек-заданий;

- тестовый контроль, в том числе с применением персональных компьютеров;

- практическая работа: проверка умений учащихся ориентироваться в выборе

материала, определять по маркировке назначение стали (инструментальная,

конструкционная);

- предметная олимпиада позволяет на соревновательном уровне выделить наиболее

успешных учащихся.

К контролю предъявляют следующие требования:

- своевременность и систематичность. Это особенно важно, так как учащемуся легче

вспомнить тот материал, который он изучил в ближайшее время, чем тот, который

изучался давно;

- учет индивидуальных особенностей учащегося. Не следует перегружать учащегося

при проведении контроля, выдавать задания, заранее зная, что они для него фактически

не выполнимы.

- обоснованность соответствия выявленного уровня знаний учащихся поставленным

целям обучения;

- дифференциация: охват всех сторон учебной деятельности учащихся.

Наиболее часто встречающийся в практике преподавания предмета - тестовый

контроль. Это самый быстрый метод контроля. Тесты бывают нескольких уровней:

- первого уровня содержат задания познавательного характера, т.е. учащемуся

необходимо из трех-четырех приведенных ответов выбрать один правильный.

- второй уровень для более глубокого исследования знаний учащихся. Тест

заставляет анализировать пройденный материал, запоминать основные определения,

понятия, записывать их в нужном пункте теста, заполнять таблицу по предложенному

образцу и т.д.;

Письменная проверка. Это один из самых наглядных методов контроля, который

заставляет учащихся сосредоточиться на выполнении задания. Если при устном ответе

того или иного учащегося при неверном ответе его могут поправить, помочь ему, то при

выполнении письменного задания этот вариант полностью исключается.

Контроль знаний и умений по карточкам-заданиям. Этот метод лучше всего

использовать в том случае, когда тема полностью изучена. В карточке обычно

предлагаются пять вопросов, поскольку для учащихся и преподавателей это количество

вопросов удобно при проверке.

Методика руководства домашней работой учащихся.

Следует соблюдать следующие методические рекомендации.

1.

Указывать и разъяснять требования к выполнению домашних заданий.

2.

Разъяснять и демонстрировать способы выполнения заданий на двух-трех

типичных примерах (желательно, более сложных).

3. Разобрать наиболее трудные моменты предстоящей домашней работы.

4. Обратить внимание или сослаться на способы ранее выполненных аналогичных

заданий.

5. Разъяснить порядок, правила, критерии контроля выполненного домашнего

задания.

Задачи, которые ставят перед собой кураторы:

1. Изучить

потребности,

интересы,

склонности

и

другие

личностные

характеристики членов коллектива группы.

2. Определить уровень его сформированности, состояние в нем деловых и

межличностных отношений.

3. Выявить

воспитательные

возможности

родителей

и

других

взрослых,

вовлеченных в жизнь группы.

При знакомстве обучающихся со мной, как куратором, возникли трудности в

адаптации. И передо мною встал ряд первоочередных задач, которые необходимо было

разрешить. Это задачи, которые связаны:

-с формированием ученического коллектива;

- с поддержанием благоприятного социально-психологического климата в классе;

- изучением личностных особенностей каждого ученика с целью оптимизации отношений

в системе «учитель-ученик», оказания своевременной психолого-педагогической помощи

нуждающимся в ней детям, коррекцией поведения в коллективе.

Цель

программы:

формирование

у

слабослышащих

обучающихся

навыков

активного общения со слышащими сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1. закреплять навыки активного общения на различных уровнях;

2. мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу

собственных поступков;

3. способствовать

формированию

позитивной

позиции

по

отношению

к

слышащим людям и самому себе.

Задачи воспитательной работы с группой:

1.Сплочение

коллектива

через

развитие

индивидуальных

особенностей

обучающихся;

2.Обеспечение успешной адаптации слабослышащих обучающихся;

3.Создание благоприятных условий для развития и нравственного формирования

личности каждого слабослышащего обучающегося, его самоутверждения, сохранения

неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

4.Сохранение

психофизического

здоровья

слабослышащего

обучающегося

посредством создания условий для комфортного пребывания каждого слабослышащего

обучающегося в коллективе;

При работе с слабослышащим обучающимся используются такие методы и формы,

которые, позволяют создать условия взаимодействия с группой:

1. индивидуальные

(беседы,

консультации,

обмен

мнениями,

оказание

индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);

2. групповые (творческие группы, органы самоуправления);

3. коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, поездки и др.).

Функции куратора студенческой группы - развитие мотивационной,

интеллектуальной, эмоционально- волевой и профессиональной сферы личности студента.



В раздел образования