Автор: Иванова Юлия Владимировна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ лицей №5 Населённый пункт: г. Елец Наименование материала: статья Тема: ИСТОРИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЛЬЦЕ Раздел: высшее образование
ИСТОРИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЛЬЦЕ
В конце XIX века в Ельце в связи с развитием промышленности были
достигнуты определенные успехи в становлении народного образования. В
1869 году для подготовки квалифицированных работников по обслуживанию
железной
дороги
в
Ельце
открыто
первое
в
России
железнодорожное
техническое
училище.
В
1871
году
на
пожертвования
елецких
купцов
и
железнодорожного
предпринимателя
С.С.Полякова
выстроено
здание
мужской гимназии. Позднее были открыты частные гимназии Парамоновой и
Лысенко, женская гимназия.
В 1872-73 учебном году в мужской гимназии обучалось 190 человек.
Детей дворян и чиновников - 73 человека, детей духовного звания 20 человек,
городских сословий - 87 человек, сельских сословий - 9 человек, иностранцев
-
1
человек.
Гимназия
страдала
от
недостатка
преподавателей.
Число
выпускников,
оканчивавших
курсы
Харьковского
университета,
было
невелико, к тому же многие из них имели возможность занять место в
Харькове или в другом губернском городе.
Одновременно с открытием гимназии был принят ее Устав, во многом
упрочивший систему гимназического образования в Ельце.
18 мая 1874 года Орловскую губернию перевели из Харьковского в
Московский
учебный
округ
на
3
года
в
виде
опыта,
что
благотворно
сказалось
на
Елецкой
гимназии
-
она
теперь
имеет
полный
штат
преподавателей (17 учителей).
В 1874-1875 учебном году в ней обучалось уже 252 человека. Детей
дворян и чиновников - 78 человек, духовного звания - 23 человека, детей
городских
сословий
-
136
человек,
сельских
сословий
-
12
человек,
иностранцев - 3 человека.
Обучение было платным. Чтобы поступить в приготовительный класс,
необходимо было держать экзамены по арифметике, русскому языку и закону
божьему. Поступающий должен уметь бегло читать, со смыслом рассказывать
прочитанное, знать четыре арифметических действия над целыми числами,
утренние и вечерние молитвы.
И.А.Бунин в “Жизни Арсеньева” так вспоминает о своих впечатлениях
от
вступительных
экзаменах:
“Три
года
готовили
меня
к
этому
знаменательному дню, а меня только заставили помножить пятьдесят пять на
тридцать,
рассказать,
кто
такие
были
амаликитяне,
попросили
“четко
и
красиво” написать: “Снег бел, но невкусен”, да прочесть наизусть: “Румяной
зарею покрылся восток...”
Некоторые
сведения
о
гимназических
учителях,
учениках,
методах
преподавания мы можем найти и у М.М.Пришвина в “Кащеевой цепи”.
В 80-е годы XIX века в Елецкой гимназии преподавал В.В.Розанов,
учились
И.А.Бунин,
П.П.Пришвин,
С.Н.Булгаков
и
другие
выдающиеся
деятели отечественной культуры.
Елецкая
гимназия
конца
XIX
века
была
носительницей
славных
традиций классицизма, содержание образования основывалось на изучении
древних
языков
и
классической
культуры.
До
17
года
ХХ
столетия
она
успешно выполняла свою задачу, готовя детей разного сословия к усвоению
университетского курса, а затем - к государственной службе. Ниже приведем
учебный план елецкой гимназии на 1874-1875 учебный год.
№
Число уроков в неделю
Классы
п/п
Учебные предметы
Приго
товит
I
II
III
IV
V
VI
VII
1.
Закон Божий
2
2
2
2
2
2
2
2
2.
Русский язык
6
4
4
4
3
3
-
-
3.
Чистописание
6
3
2
-
-
-
-
-
4.
Русская словесность
-
-
-
-
-
-
2
2
5.
Математика
6
5
4
3
3
4
3
3
6.
Физика
-
-
-
-
-
-
3
3
7.
История
-
-
-
2
2
2
2
2
8.
География
-
2
2
2
2
2
2
2
9.
Латинский язык
-
8
7
5
5
6
6
6
10.
Греческий язык
-
-
5
5
6
6
6
7
11.
Немецкий язык
-
-
3
2
3
3
3
3
12.
Французский язык
-
-
3
2
3
3
3
3
13.
Рисование
1
1
1
1
1
1
-
-
14.
Гимнастика
-
2
2
2
2
2
2
2
Всего уроков в неделю
21
27
30
30
32
34
34
35
Как видим, в учебном плане гимназии 1874-1875 учебного года были
заложены 2 цикла дисциплин - гуманитарный (русская словесность, история,
география,
отечественный,
иностранный
и
древние
языки)
и
физико-
математический. Предметы специального цикла, направленные на овладение
определенным кругом профессий, в учебном плане отсутствуют. Это говорит
о том, что Елецкая гимназия середины 70-х годов XIX века не готовила своих
выпускников
к
практической,
предпринимательской
и
общественной
деятельности. Она не давала законченного образования, выполняя функцию
подготовки к продолжению обучения.
Анализ учебного плана Елецкой гимназии 1874-1975 учебного года
приводит к выводу о том, что обучение в гимназии этого периода имело
филологическую направленность. В 5-7 классах более 20 часов в неделю
посвящены
языкам
(русскому,
латинскому,
греческому,
немецкому,
французскому), истории и русской словесности. Гимназисты до 6 класса не
изучали предметов естественнонаучного цикла. И только в 6 и 7 классах 3
часа в неделю отводилось на изучение физики. Такое распределение учебных
занятий
носило
ярко
выраженный
гуманитарный
характер,
что
являлось
существенным отличием от учебных планов реальных училищ.
Общее
руководство
Елецкой
гимназией
о с у щ е с т вл я л о с ь
педагогическим советом. В 1872-73 учебном году состоялось 48 заседаний
Совета, которые были посвящены преимущественно “устройству учебной и
воспитательной части” в гимназии. 16 заседаний Педагогического Совета
посвящено
обсуждению
содержания
образования,
рассмотрению
учебных
планов,
программ,
составленных
каждым
преподавателем
по
своему
предмету на основании
§
75 Устава гимназии.
Педагогическим
Советом
вменено
было
в
обязанность
каждого
преподавателя расположить весь учебный материал таким образом, чтобы к
концу
учебного
года
учеником
каждого
класса
были
достигнуты
те
результаты, какие предполагались государственным учебным планом.
Изменения в содержании образования допускались в учебных планах
по таким предметам, как Закон Божий, русский язык и словесность, история
и немецкий язык, математика.
По
древним
языкам
-
латинскому,
греческому,
а
также
новому
-
французскому
и
географии
отклонения
от
государственного
плана
не
предусматривались.
Значительное
число
педагогических
совещаний
было
посвящено
деятельности классных наставников и их помощников. Гимназический Устав
1871 года поставил преподавателей в более близкие и тесные отношения с
воспитанниками, возложив на преподавателей “обязанности воспитательские
и
распределив
для
этой
цели
между
ними
классы
для
постоянного
наблюдения за развитием характера и наклонностей воспитанников и для
руководства их в деле умственного и нравственного преуспевания”.
Педагогическим
Советом
особенно
тщательно
рассматривались
следующие вопросы:
-
распределение
дежурств
между
классными
наставниками
и
их
помощниками;
-
установление
порядка
надзора
за
воспитанниками
во
время
“промежутков” между уроками, а также и при церковном богослужении;
- установление форм квартирных книг, журналов для записи пропусков
воспитанниками уроков, их пропусков, взысканий за проступки, а также
журнала статистического;
- определение дней в неделе, в которые воспитанникам задается уроков
меньше
по
какому-либо
предмету,
чем
в
другие
дни,
для
более
основательного приготовления по другим предметам;
- название особых занятий для малоуспевающих воспитанников;
- освобождение от платы за обучение беднейших воспитанников и
назначение некоторым их них пособий.
К особым трудам Педагогического Совета следует отнести составление
инструкции классным наставникам и их помощникам, сущность которой
заключается в следующем:
-
в
обязанности
классного
наставника
входит
забота
об
успехах
воспитанников всего учебного заведения как в учебном, так и нравственном
отношениях;
- знание классным наставником только своего класса не составляет всей
задачи его деятельности, ибо только путем совещаний и взаимным обменом
сведений и наблюдений классных наставников как за воспитанниками своего
класса, так и за прочими воспитанниками обусловливается общий учебно-
воспитательный строй заведения;
-
близкое
знакомство
с
воспитанниками,
порученными
надзору
не
только в поведении, но и в домашнем их быту, составляет необходимое
условие для выполнения обязанностей классного наставника; ибо классный
наставник не только лицо, руководящее занятиями класса, и по компетенции
судья о воспитанниках в среде Педагогического Совета;
сношения с родителями, их взгляды и часто справедливые желания
должны
быть
непременно
сообщены
классными
наставниками
Педагогическому Совету;
-
воспитанники
должны
видеть
в
своем
классном
наставнике
не
надзирателя со стороны или исподтишка, но наставника по преимуществу, к
которому
они
могут
обратиться
со
всеми
своими
нуждами,
не
только
учебными, но и нравственными и даже материальными;
- пребывание классного наставника в среде воспитанников должно
быть
не
только
часное,
но
если
не
постоянное,
то
во
всяком
случае
в
определенное и известное воспитанникам время;
-
для
выполнения
своей
задачи
классные
наставники
должны
принимать
деятельное
и
видимое
участие
в
учебно-воспитательном
управлении заведением;
-
из
изложенных
оснований
вытекают
следующие
должностные
обязанности классных наставников:
а)
ведение
кондуитной
книги
успехов
и
поведения
воспитанников
своего класса;
б) дежурство по заведению с целью знакомства с поведением всех
воспитанников, а равно для руководства и необходимой помощи помощникам
классных наставников;
в) посещение квартир воспитанников и ведение книги о состоянии этих
квартир, а также о проявлениях поведения воспитанников вне заведения;
г)
руководство
воспитанниками
своего
класса
в
выборе
книг
для
чтения;
д)
все
свои
наблюдения
и
заметки
классные
наставники
обязаны
представлять
непременно
Педагогическому
Совету
и
совету
классных
наставников, во избежание могущих выходить разногласий в деятельности
классных наставников;
е) классные наставники по возможности должны присутствовать на
уроках других преподавателей в своем классе для слушания как ответов
воспитанников, так равно и требований преподавателя.
Предметом особой заботы педагогического Совета была гимназическая
библиотека. Фундаментальная библиотека Елецкой гимназии досталась ей от
упраздненного училища, и хотя имела значительное количество книг, но по
содержанию, можно сказать, не была богатой. В “Отчете о состоянии и
деятельности Елецкой гимназии за 1874-75 учебный год” говорится о том,
что библиотека этого периода нуждалась во многом, наиболее полным был
отдел
классической
филологии
и
литературы,
а
самым
слабым
-
отдел
истории и русской литературы. Всего в 1874-75 учебном году приобретено
книг и периодических изданий на 520 рублей 19 коп. Фундаментальная
библиотека имеет 1056 названий в 2127 томах.
Ученическая
библиотека
не
имеет
постоянных
источников
для
пополнения и потому состоит из книг, доставшихся гимназии от бывшего
уездного училища и приобретенных гимназией в прежние годы. Ученическая
библиотека состоит из 250 названий в 411 томах.
Большое
внимание
Педагогический
Совет
уделял
содержанию
письменных экзаменов. Ниже мы приводим темы и задачи, предложенные
воспитанникам для письменного испытания в 1873 и 1875 учебных годах.
По русскому языку и словесности.
В первом классе - диктант на одну страницу ученической тетради и
письменный
разбор
простого
распространенного
предложения,
а
также
частей речи с указанием их форм.
Во втором классе - письменное изложение небольшого рассказа до 2-х
страниц тетради и подробный синтаксический разбор сложного предложения.
В третьем классе - письменное изложение прочитанной статьи, а также
синтаксический
разбор
сложного
предложения
с
указанием
правил
управления и согласования слов.
В
четвертом
классе
(1875
г.)
-
сочинение
на
тему
“Определить
главнейшие черты характера Афанасия Ивановича Пульхерии Ивановны”
(“Старосветские помещики” Н.В.Гоголя).
В пятом классе (1875 г.) - сочинение на тему “Определить отношение
автора к обществу в стихотворении Лермонтова “Пророк”.
В шестом классе (1875 г.) - сочинение на тему “Кто были смешные
люди по мнению русских летописцев?”.
В
седьмом
классе
(1875
г.)
-
сочинение
на
тему
“Главнейшие
представители сатирического направления в русской литературе XVIII века”.
Восьмого класса в 1874-75 учебном году еще не было.
По математике.
В первом классе - решение и краткое объяснение условной задачи на
целые числа.
Во втором классе - решение задачи, заключающей в себе 3 действия над
дробями.
В третьем классе - решениt условной задачи на тройное равенство с
письменным изложением способа решения.
В четвертом классе - а) по алгебре была предложена задача, решаемая с
помощью
уравнений
1-ой
степени
со
многими
неизвестными;
б)
по
геометрии
-
решение
задачи
с
приведением
доказательства
теорем,
на
которых основано решение этой задачи, но не более двух.
В пятом классе - а) по алгебре предложена задача на радикальные и
мнимые
величины
или
на
уравнение
2-ой
степени
с
теоретическим
объяснением;
б)
по
геометрии
-
решение
задачи
с
приведением
доказательства трех теорем, применяемых при ее решении.
В шестом классе - а) по алгебре - “Вывести общую формулу для
времени, через которое капитал возрастет в m раз, и применить эту формулу к
капиталу 685 рублей по 8% годовых, который желают увеличить в 12 раз”.
Примечание. В 1875 году на экзаменах и по алгебре, и по геометрии
каждому семикласснику были предложены “Особые задачи соответственно
пройденному курсу”.
По новым языкам (немецкому и французскому).
Во втором классе предлагался перевод с русского языка на немецкий
или французский 10 простых предложений.
В третьем классе - перевод с русского на немецкий и французский
языки до 12 сложных предложений, кроме того, выполнение грамматического
задания.
В
четвертом
классе
-
перевод
с
русского
языка
на
немецкий
и
французский
короткого
рассказа
или
басни,
а
также
этимологический
и
синтаксический разборы.
В
пятом
классе
-
перевод
небольшого
рассказа
на
немецкий
и
французский и с иностранного на русский короткого отрывка из статьи с
этимологическим и синтаксическим разбором, кроме того, спряжение одного
неправильного французского глагола.
В шестом и седьмом классах - перевод с русского на иностранный
статей исторического содержания.
По древним языкам.
В первом классе - перевод с русского на латинский 9-10 простых
предложений.
Во
втором
классе
-
перевод
с
русского
на
латинский
8
сложных
предложений, заключающих в себе главнейшие синтаксические правила.
В
третьем
классе
-
а)
перевод
с
русского
на
латинский
краткого
исторического отрывка от 10 до 15 не читанных ранее строк, и перевод с
латинского на русский нечитаной главы в таком же объеме; б) перевод на
греческий 10-12 простых предложений.
В четвертом классе - а) по латинскому языку - перевод с русского
краткого
рассказа
в
10-12
печатных
строк
и
с
латинского
до
12
строк
нечитаных глав из Юлия Цезаря; б) по греческому языку - перевод с русского
на греческий 10-12 сложных предложений и с греческого на русский язык
отрывок из произведений Ксенофонта (4 век до н.э.).
В пятом - седьмом классах (1975 г.) - перевод на латинский и греческие
языки коротких рассказов исторического содержания.
Итак,
учебные
планы
Елецкой
гимназии
1872-73,
1874-75
учебных
годов, другие документы этого периода, а также литературные источники
свидетельствуют о том, что содержание образования в мужской гимназии
постепенно
ориентируется
на
идею
общечеловеческого
и
национального
начал,
на
создание
условий
для
духовного
развития
учащихся.
Елецкая
гимназия
прошлого
столетия
решала
проблемы,
которые
сходны
с
нынешними: создание базового компонента содержания образования, поиск
оптимального сочетания физико-математического и гуманитарного циклов,
связь образования гимназического с университетским и многие другие.
На какие же средства существовала гимназия?
Такими
средствами
были,
во-первых,
постоянные
средства
и,
во-
вторых,
пожертвования
различных
городских
обществ,
учреждений
и
частных лиц.
Постоянные средства составляли в 1872/73 учебном году:
а) сумма, отпускаемая из городского казначейства - 13400 руб.;
б)
процентные
деньги
с
капитала
известного
в
те
годы
богатого
предпринимателя С.С.Полякова - 10000 руб.;
в) ежегодные сборы с учащихся за право учения - 900 руб.
СУММЫ ПОЖЕРТВОВАНИЙ:
а)
от
Орловского
губернского
земского
собрания
в
пользу
бедных
воспитанников гимназии - 2000 руб.;
б) от Елецкого уездного земского собрания на постройку нового здания
- 10000 руб.;
в) от Елецкого городского общества на наем помещений и устройство
водопровода - 500 руб.;
г)
почетный
попечитель
гимназии
Поляков,
помимо
10000
руб.,
выделенных в постоянные средства, пожертвовал на постройку нового здания
еще 3000 руб.
Кроме того, отдельные граждане Ельца добровольно вносили деньги за
право учения в гимназии одного из нескольких мальчиков из бедных семей.
Кстати, сумма оплаты за ученика составляла от 14 до 21 рубля в год.
Думаем, что все перечисленное служит веским подтверждением того
факта, что школьные нужды в России во все времена были предметом заботы
не
только
государственных
органов.
Следует
заметить,
что
такие
пожертвования
не
оставались
не
замеченными
не
только
педсоветом
и
городскими властями, но и высшими органами народного просвещения, и
даже императором России. Так, например, упомянутый ранее С.С.Поляков
“...удостоился дважды в течение года получить всемилостивейшее Государя
Императора
соизволение
на
принятие
пожалованных
ему
иностранных
наград:
-
от
Его
Величества
Короля
Бельгийского
-
ордена
Леопольда
офицерского Креста;
- от Его Величества шаха Персидского - ордена Льва и Солнца I-й
степени”.
Добросовестный труд преподавателей и других работников народного
образования
оценивался
по
достоинству.
Так,
в
разделе
под
заголовком
“Высочайшие награды” (во втором “Отчете”) указано: “Государь Император
по удостоению комитета Г.Г.Министров в 21 день декабря 1874г. соизволил
пожаловать
за
отличие
по
службе
преподавателя
Елецкой
гимназии
Степановского орденом Св. Анны 3-й степени и письмоводителя гимназии
Лукашова П.С. денежною наградой в количестве 100 рублей, а по удостоению
Святейшего
Синода
в
13-й
день
апреля
1875г.
законоучителя
гимназии
Священника Селихова - камилавкою”.
Открытие в Ельце первой гимназии всколыхнуло все слои населения
города и близлежащих уездов, так как многие родители имели желание дать
своим детям образование, более солидное, чем это могли сделать имевшиеся
до этого в городе несколько училищ и церковно-приходских школ. Поэтому
неудивительно,
что
контингент
учащихся
гимназии
стал
неудержимо
возрастать и в 1874-75 учебном году в гимназии обучалось 252 ученика
разных сословий. Дети из бедных семей получали материальную поддержку
за счет денег, вносимых многочисленными пожертвователями.
Заботы Педагогического Совета и хозяйственного комитета гимназии
во главе с ее директором и, как следствие, ранее перечисленные денежные
средства
городскими
административными
органами,
общественными
организациями
и
отдельными
гражданами
позволили
приступить
к
составлению
сметно-проектной
документации
на
строительство
нового
здания. В феврале 1873г. попечитель Харьковского учебного округа, в чьем
подчинении находилась гимназия, поручает составление такой документации
архитектору округа академику Ткаченко.
Окончательная
смета
и
проект
на
строительство
были
утверждены
орловским губернским правлением на сумму 43750 рублей, а строительство
здания было поручено орловскому I-ой гильдии купцу Агошеву. Наконец, 8
октября 1873 года указом правительственного совета торги были утверждены,
а 12 мая 1874 года “...в присутствии многих почетных жителей Ельца была
произведена
торжественная
закладка
нового
здания
Елецкой
мужской
гимназии,
первый
камень
которой
был
положен
П.И.Ладовским”,
а
24
сентября
1875
года
в
новом
здании
состоялось
первое
заседание
Педагогического Совета.
Подводя итоги 1874-75 учебного года и отмечая особые заслуги тех,
чьи пожертвования оказали решающее значение в сооружении нового здания,
инспектор гимназии С.П.Федюшин свой первый доклад закончил такими
словами:
“Педагогический
Совет
с
чувством
глубочайшей
благодарности
заносит
в
свою
летопись
имена
благородных
пожертвователей,
воздвигнувших
себе
памятник
в
сердцах
отдаленнейшего
потомства,
имеющего
возможность
получить
образование
в
стенах
этого
учебного
заведения”. Он не ошибся. Ибо и сегодня те, кому выпало счастье учиться и
работать
в
стенах
нашей
школы
-
отдаленнейшее
потомство
первых
гимназистов и воспитателей, - вспоминают добрым словом их деятельность,
старания,
добросовестность,
заботу
о
нас
-
будущих
с
несомненным
почтением и великой благодарностью. И есть за что.
С
целью
помочь
читателю
создать
хотя
бы
приблизительное
представление о новом здании гимназии, выстроенном в 1874/75 годах в
нескольких метрах от старого, назовем лишь некоторые его качества. Здание
двухэтажное, размером 45м х 22м; высота классных комнат (их 13) на первом
этаже - 3м 60 см, на втором - 4 м 25 см; высота вестибюля более 8 м; площадь
классов
-
56
м
2
,
физического
и
химического
кабинетов
70
м
2
.
Из
всех
школьных зданий Ельца только в этом здании, где ширина классных комнат
около 8м, парты расставлены в 4 ряда.
Обратим
также
внимание
на
толщину стен в 80 см, на декоративное обрамление оконных проемов, на
карнизы, разделяющие этажи, на пилястры, на сводчатый потолок коридора
первого этажа, на чугунную красавицу-лестницу, на ажурный балкон, на его
“оград узор чугунный”.
В 1879 году открылась женская гимназия. В отличие от мужской она
давала
педагогическое
образование.
В
статье
45
Положения
о
женских
гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения от 1870
года
говорится
о
том,
что
выпускницам
давалось
звание
учительницы
начальных училищ и право заниматься обучением и на дому. Известно, что
для
получения
звания
учителя
после
окончания
7
класса
гимназии
выпускницам,
рашившим
посвятить
себя
педагогической
деятельности,
давалось право учиться еще год. Среди изучаемых предметов в женской
гимназии
были
как
обязательные,
так
и
необязательные.
В
аттестате
выпускницы
7
класса
Елецкой
женской
гимназии
Варвары
Михайловны
Садовниковой указаны следующие обязательные предметы:
1. Закон божий. 2. Русский язык, церковнославянский и словесность. 3.
Сочинение
на
русском
языке.
4.
Математика.
5.
География
всеобщая
и
русская. 6. Естественная история. История всеобщая и русская. 7. Физика. 8.
Математическая география.
Необязательные
предметы:
французский
язык,
немецкий
язык,
педагогика, рисование.
Как
видно
из
аттестата,
педагогика
относилась
к
необязательным
предметам.
По
рассказам
выпускниц
Елецкой
женской
гимназии,
педагогическая
подготовка
будущего
учителя
имела
ярко
выраженную
практическую
направленность
и
сводилась,
в
основном,
к
отработке
практических умений. Считалось, что для подготовки учителя достаточно
было
изучить
только
какой-либо
предмет,
чтобы
стать
педагогом.
Таким
образом,
педагогическая
деятельность
отождествлялась
с
преподаванием.
Часто бывало и такое, когда будущий учитель снабжался педагогической
рецептурой,
набором
практических
правил,
подсказанных
жизненным
опытом.
Из бытовавших в то время точек зрения на педагогическую подготовку
будущего специалиста можно выделить следующие подходы:
- подготовка будущих учителей вовсе не имеет особой важности; если
гимназист за время обучения приобрел прочные знания, то ему ничего не
стоит ознакомиться с лучшими руководствами и методами преподавания;
- чтобы быть настоящим специалистом, необходимо кроме знаний еще
и
умение
приложить
эти
знания
на
практике,
а
значит,
нужно
овладеть
лучшими
методами
преподавания,
знать
возрастные
и
индивидуальные
особенности учеников;
-
специальные
лекции
по
педагогике
необязательны,
с
этими
материалами можно самостоятельно познакомиться по учебным книгам, а
собственные
занятия
на
практике
легко
позволят
усвоить
все
правила
педагогики.
Практическая
направленность
диктовалась
и
самими
учебниками,
например, учебник С.А.Бобровского “Курс практической педагогики”.
Однако нельзя сказать, что вся педагогическая подготовка сводилась
лишь
к
чисто
практической
подготовке
учителя.
По
воспоминаниям
выпускниц
гимназии,
на
специальных
занятиях
по
педагогическим
дисциплинам
они
получали
сведения,
например,
из
области
возрастной
физиологии,
имели
теоретические
знания
о
возрастных
особенностях
развивающегося ребенка.
Те
гимназистки,
которые
оставались
после
7
класса
гимназии
для
специальной педагогической подготовки еще на год, можно сказать в 8 класс,
проходили своеобразную педагогическую практику. Они посещали приюты
для сирот, находившиеся на попечении какого-либо купца, обучали детей
грамоте, вязанию, вышиванию. Кроме этого, практиковали в гимназии и
такое, когда гимназистки проводили уроки под наблюдением преподавателя в
начальных классах гимназии.
За “Благонравие и успехи в науках” лучшие ученицы награждались
золотыми и серебряными медалями. Например, с золотой медалью закончила
женскую гимназию в конце XIX века первая любовь И.А.Бунина - Варвара
Пащенко.
В 1870 году в городе имелось 11 начальных училищ с 1032 учениками.
В это время общественность России стала требовать всеобщего начального
образования, что привело к увеличению числа соответствующих школ: в 1900
году
действовало
25
училищ
с
1824
учениками.
Профессиональную
подготовку давали школа садоводства и школа кружевниц. Перепись 1897
года показала, что грамотой владело 43,2 % ельчан.
Как же сложилась дальнейшая судьба мужской гимназии?
Летом 1918 г. гимназия была переименована в “Елецкую советскую 1-ю
школу 1-ой и 2-ой ступени”. 1-ю ступень составляли 1-е - 4-е классы, 2-ю - 5-
е - 9-е классы. Руководитель школы стал называться заведующим. Первым
заведующим был назначен директор гимназии Герман Семенович Високосов.
С 1923 года школа стала называться “Елецкой советской 1-ой девятилетней
школой 1-й и 2-й ступени”. В 1925 году к этому названию добавили слова “с
педагогическим уклоном”. Здесь учащиеся 8-х классов проходили пассивную
практику
в
1-х
-
4-х
классах.
Будучи
же
в
9-х
классах
они
уже
сами
проводили уроки в начальных классах и по окончании 9-го класса получали
диплом, дающий право преподавать в начальных классах.
В 1930 году школа стала называться “Фабрично-заводской семилеткой”.
Об этом периоде в школе никаких сведений нет, кроме того, что ею заведовал
сначала Т.И.Евгеньев, потом Морозова.
В 1935 году школа получила самое короткое название “Елецкая средняя
школа №1”. С этого времени руководители школы стали снова называться
директорами.
Первым
таким
директором
стал
преподаватель
математики
Василий Иванович Аникин, ставший в послевоенные годы “Заслуженным
учителем РСФСР”.
В 1939 году школе был присвоен №11.
В
1944
году
с
введением
в
школах
раздельного
обучения
школа
получила название “Елецкой женской средней школы №1”. Ее директором
была назначена Хая Артуровна Рахленко.
С 1953 года школа перешла вновь на совместное обучение мальчиков и
девочек и стала называться просто “Елецкая средняя школа №1”.
В
1962/63
учебном
году
школа
перешла
на
11-летнее
обучение
учащихся, сделала 3 выпуска из 11-го класса, а в 1966 году, выпустив 2 класса
11-х и 3 класса 10-х, вновь вернулась на 10-ти летнее обучение.
В 1973 году Елецкой средней школе №1 присвоено имя М.М.Пришвина
(Постановление Совета Министров РСФСР).
В 1992, а затем в 1998 году школа зарегистрирована как муниципальное
общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1
им. М.М.Пришвина (сокращенно МОУСО).
Традиций
школы
со
дня
ее
основания
является
стремление
преподавателей дать воспитанникам гимназии основательные, глубокие и
прочные знания и воспитать у них высокие моральные качества. О том, что
преподаватели
гимназии
имели
достаточно
высокую
профессиональную
подготовку, может служить факт перевода нескольких преподавателей из С.-
Петербурга в Елец и наоборот. Так, например, указом “правительствующего
сената” 25 ноября 1874 года из 6-й С.-Петербургской гимназии в Елецкую
был назначен преподаватель древних языков Кабаткин, а 20 августа 1874 г.
преподаватель истории и географии Красный был “перемещен” на такую же
должность из Елецкой гимназии в 5-ю С.-Петербургскую гимназию. Второй
перевод,
без
сомнения,
говорит
о
том,
что
преподавательский
состав
гимназии уже на 4-м году ее существования имел довольно высокий, как
теперь принято говорить, рейтинг.
А
вот
что
писал
в
своих
воспоминаниях
тому
назад
военврач
А.М.Крачевский, проучившийся в Елецкой гимназии с 1912 года по 1918 год:
“... в общем гимназия была очень грозная, во многом с отрицательными
порядками,
но
знания
давали
обширные,
точные,
общеобразовательные,
которые пригодились мне на всю жизнь. Строжайшая дисциплина и порядок
дали мне для жизни большую закалку, которую чувствую и поныне”.