Напоминание

ИСТОРИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЛЬЦЕ


Автор: Иванова Юлия Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ лицей №5
Населённый пункт: г. Елец
Наименование материала: статья
Тема: ИСТОРИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЛЬЦЕ
Раздел: высшее образование





Назад




ИСТОРИЯ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЛЬЦЕ В конце XIX века в Ельце в связи с развитием промышленности были достигнуты определенные успехи в становлении народного образования. В 1869 году для подготовки квалифицированных работников по обслуживанию железной дороги в Ельце открыто первое в России железнодорожное техническое училище. В 1871 году на пожертвования елецких купцов и железнодорожного предпринимателя С.С.Полякова выстроено здание мужской гимназии. Позднее были открыты частные гимназии Парамоновой и Лысенко, женская гимназия. В 1872-73 учебном году в мужской гимназии обучалось 190 человек. Детей дворян и чиновников - 73 человека, детей духовного звания 20 человек, городских сословий - 87 человек, сельских сословий - 9 человек, иностранцев - 1 человек. Гимназия страдала от недостатка преподавателей. Число выпускников, оканчивавших курсы Харьковского университета, было невелико, к тому же многие из них имели возможность занять место в Харькове или в другом губернском городе. Одновременно с открытием гимназии был принят ее Устав, во многом упрочивший систему гимназического образования в Ельце. 18 мая 1874 года Орловскую губернию перевели из Харьковского в Московский учебный округ на 3 года в виде опыта, что благотворно сказалось на Елецкой гимназии - она теперь имеет полный штат преподавателей (17 учителей). В 1874-1875 учебном году в ней обучалось уже 252 человека. Детей дворян и чиновников - 78 человек, духовного звания - 23 человека, детей городских сословий - 136 человек, сельских сословий - 12 человек, иностранцев - 3 человека. Обучение было платным. Чтобы поступить в приготовительный класс, необходимо было держать экзамены по арифметике, русскому языку и закону божьему. Поступающий должен уметь бегло читать, со смыслом рассказывать прочитанное, знать четыре арифметических действия над целыми числами, утренние и вечерние молитвы. И.А.Бунин в “Жизни Арсеньева” так вспоминает о своих впечатлениях от вступительных экзаменах: “Три года готовили меня к этому знаменательному дню, а меня только заставили помножить пятьдесят пять на тридцать, рассказать, кто такие были амаликитяне, попросили “четко и красиво” написать: “Снег бел, но невкусен”, да прочесть наизусть: “Румяной зарею покрылся восток...” Некоторые сведения о гимназических учителях, учениках, методах преподавания мы можем найти и у М.М.Пришвина в “Кащеевой цепи”. В 80-е годы XIX века в Елецкой гимназии преподавал В.В.Розанов, учились И.А.Бунин, П.П.Пришвин, С.Н.Булгаков и другие выдающиеся деятели отечественной культуры. Елецкая гимназия конца XIX века была носительницей славных традиций классицизма, содержание образования основывалось на изучении
древних языков и классической культуры. До 17 года ХХ столетия она успешно выполняла свою задачу, готовя детей разного сословия к усвоению университетского курса, а затем - к государственной службе. Ниже приведем учебный план елецкой гимназии на 1874-1875 учебный год. № Число уроков в неделю Классы п/п Учебные предметы Приго товит I II III IV V VI VII 1. Закон Божий 2 2 2 2 2 2 2 2 2. Русский язык 6 4 4 4 3 3 - - 3. Чистописание 6 3 2 - - - - - 4. Русская словесность - - - - - - 2 2 5. Математика 6 5 4 3 3 4 3 3 6. Физика - - - - - - 3 3 7. История - - - 2 2 2 2 2 8. География - 2 2 2 2 2 2 2 9. Латинский язык - 8 7 5 5 6 6 6 10. Греческий язык - - 5 5 6 6 6 7 11. Немецкий язык - - 3 2 3 3 3 3 12. Французский язык - - 3 2 3 3 3 3 13. Рисование 1 1 1 1 1 1 - - 14. Гимнастика - 2 2 2 2 2 2 2 Всего уроков в неделю 21 27 30 30 32 34 34 35 Как видим, в учебном плане гимназии 1874-1875 учебного года были заложены 2 цикла дисциплин - гуманитарный (русская словесность, история, география, отечественный, иностранный и древние языки) и физико- математический. Предметы специального цикла, направленные на овладение определенным кругом профессий, в учебном плане отсутствуют. Это говорит о том, что Елецкая гимназия середины 70-х годов XIX века не готовила своих выпускников к практической, предпринимательской и общественной деятельности. Она не давала законченного образования, выполняя функцию подготовки к продолжению обучения. Анализ учебного плана Елецкой гимназии 1874-1975 учебного года приводит к выводу о том, что обучение в гимназии этого периода имело филологическую направленность. В 5-7 классах более 20 часов в неделю посвящены языкам (русскому, латинскому, греческому, немецкому, французскому), истории и русской словесности. Гимназисты до 6 класса не изучали предметов естественнонаучного цикла. И только в 6 и 7 классах 3 часа в неделю отводилось на изучение физики. Такое распределение учебных занятий носило ярко выраженный гуманитарный характер, что являлось существенным отличием от учебных планов реальных училищ. Общее руководство Елецкой гимназией о с у щ е с т вл я л о с ь педагогическим советом. В 1872-73 учебном году состоялось 48 заседаний Совета, которые были посвящены преимущественно “устройству учебной и
воспитательной части” в гимназии. 16 заседаний Педагогического Совета посвящено обсуждению содержания образования, рассмотрению учебных планов, программ, составленных каждым преподавателем по своему предмету на основании § 75 Устава гимназии. Педагогическим Советом вменено было в обязанность каждого преподавателя расположить весь учебный материал таким образом, чтобы к концу учебного года учеником каждого класса были достигнуты те результаты, какие предполагались государственным учебным планом. Изменения в содержании образования допускались в учебных планах по таким предметам, как Закон Божий, русский язык и словесность, история и немецкий язык, математика. По древним языкам - латинскому, греческому, а также новому - французскому и географии отклонения от государственного плана не предусматривались. Значительное число педагогических совещаний было посвящено деятельности классных наставников и их помощников. Гимназический Устав 1871 года поставил преподавателей в более близкие и тесные отношения с воспитанниками, возложив на преподавателей “обязанности воспитательские и распределив для этой цели между ними классы для постоянного наблюдения за развитием характера и наклонностей воспитанников и для руководства их в деле умственного и нравственного преуспевания”. Педагогическим Советом особенно тщательно рассматривались следующие вопросы: - распределение дежурств между классными наставниками и их помощниками; - установление порядка надзора за воспитанниками во время “промежутков” между уроками, а также и при церковном богослужении; - установление форм квартирных книг, журналов для записи пропусков воспитанниками уроков, их пропусков, взысканий за проступки, а также журнала статистического; - определение дней в неделе, в которые воспитанникам задается уроков меньше по какому-либо предмету, чем в другие дни, для более основательного приготовления по другим предметам; - название особых занятий для малоуспевающих воспитанников; - освобождение от платы за обучение беднейших воспитанников и назначение некоторым их них пособий. К особым трудам Педагогического Совета следует отнести составление инструкции классным наставникам и их помощникам, сущность которой заключается в следующем: - в обязанности классного наставника входит забота об успехах воспитанников всего учебного заведения как в учебном, так и нравственном отношениях; - знание классным наставником только своего класса не составляет всей задачи его деятельности, ибо только путем совещаний и взаимным обменом сведений и наблюдений классных наставников как за воспитанниками своего
класса, так и за прочими воспитанниками обусловливается общий учебно- воспитательный строй заведения; - близкое знакомство с воспитанниками, порученными надзору не только в поведении, но и в домашнем их быту, составляет необходимое условие для выполнения обязанностей классного наставника; ибо классный наставник не только лицо, руководящее занятиями класса, и по компетенции судья о воспитанниках в среде Педагогического Совета; сношения с родителями, их взгляды и часто справедливые желания должны быть непременно сообщены классными наставниками Педагогическому Совету; - воспитанники должны видеть в своем классном наставнике не надзирателя со стороны или исподтишка, но наставника по преимуществу, к которому они могут обратиться со всеми своими нуждами, не только учебными, но и нравственными и даже материальными; - пребывание классного наставника в среде воспитанников должно быть не только часное, но если не постоянное, то во всяком случае в определенное и известное воспитанникам время; - для выполнения своей задачи классные наставники должны принимать деятельное и видимое участие в учебно-воспитательном управлении заведением; - из изложенных оснований вытекают следующие должностные обязанности классных наставников: а) ведение кондуитной книги успехов и поведения воспитанников своего класса; б) дежурство по заведению с целью знакомства с поведением всех воспитанников, а равно для руководства и необходимой помощи помощникам классных наставников; в) посещение квартир воспитанников и ведение книги о состоянии этих квартир, а также о проявлениях поведения воспитанников вне заведения; г) руководство воспитанниками своего класса в выборе книг для чтения; д) все свои наблюдения и заметки классные наставники обязаны представлять непременно Педагогическому Совету и совету классных наставников, во избежание могущих выходить разногласий в деятельности классных наставников; е) классные наставники по возможности должны присутствовать на уроках других преподавателей в своем классе для слушания как ответов воспитанников, так равно и требований преподавателя. Предметом особой заботы педагогического Совета была гимназическая библиотека. Фундаментальная библиотека Елецкой гимназии досталась ей от упраздненного училища, и хотя имела значительное количество книг, но по содержанию, можно сказать, не была богатой. В “Отчете о состоянии и деятельности Елецкой гимназии за 1874-75 учебный год” говорится о том, что библиотека этого периода нуждалась во многом, наиболее полным был отдел классической филологии и литературы, а самым слабым - отдел
истории и русской литературы. Всего в 1874-75 учебном году приобретено книг и периодических изданий на 520 рублей 19 коп. Фундаментальная библиотека имеет 1056 названий в 2127 томах. Ученическая библиотека не имеет постоянных источников для пополнения и потому состоит из книг, доставшихся гимназии от бывшего уездного училища и приобретенных гимназией в прежние годы. Ученическая библиотека состоит из 250 названий в 411 томах. Большое внимание Педагогический Совет уделял содержанию письменных экзаменов. Ниже мы приводим темы и задачи, предложенные воспитанникам для письменного испытания в 1873 и 1875 учебных годах. По русскому языку и словесности. В первом классе - диктант на одну страницу ученической тетради и письменный разбор простого распространенного предложения, а также частей речи с указанием их форм. Во втором классе - письменное изложение небольшого рассказа до 2-х страниц тетради и подробный синтаксический разбор сложного предложения. В третьем классе - письменное изложение прочитанной статьи, а также синтаксический разбор сложного предложения с указанием правил управления и согласования слов. В четвертом классе (1875 г.) - сочинение на тему “Определить главнейшие черты характера Афанасия Ивановича Пульхерии Ивановны” (“Старосветские помещики” Н.В.Гоголя). В пятом классе (1875 г.) - сочинение на тему “Определить отношение автора к обществу в стихотворении Лермонтова “Пророк”. В шестом классе (1875 г.) - сочинение на тему “Кто были смешные люди по мнению русских летописцев?”. В седьмом классе (1875 г.) - сочинение на тему “Главнейшие представители сатирического направления в русской литературе XVIII века”. Восьмого класса в 1874-75 учебном году еще не было. По математике. В первом классе - решение и краткое объяснение условной задачи на целые числа. Во втором классе - решение задачи, заключающей в себе 3 действия над дробями. В третьем классе - решениt условной задачи на тройное равенство с письменным изложением способа решения. В четвертом классе - а) по алгебре была предложена задача, решаемая с помощью уравнений 1-ой степени со многими неизвестными; б) по геометрии - решение задачи с приведением доказательства теорем, на которых основано решение этой задачи, но не более двух. В пятом классе - а) по алгебре предложена задача на радикальные и мнимые величины или на уравнение 2-ой степени с теоретическим объяснением; б) по геометрии - решение задачи с приведением доказательства трех теорем, применяемых при ее решении.
В шестом классе - а) по алгебре - “Вывести общую формулу для времени, через которое капитал возрастет в m раз, и применить эту формулу к капиталу 685 рублей по 8% годовых, который желают увеличить в 12 раз”. Примечание. В 1875 году на экзаменах и по алгебре, и по геометрии каждому семикласснику были предложены “Особые задачи соответственно пройденному курсу”. По новым языкам (немецкому и французскому). Во втором классе предлагался перевод с русского языка на немецкий или французский 10 простых предложений. В третьем классе - перевод с русского на немецкий и французский языки до 12 сложных предложений, кроме того, выполнение грамматического задания. В четвертом классе - перевод с русского языка на немецкий и французский короткого рассказа или басни, а также этимологический и синтаксический разборы. В пятом классе - перевод небольшого рассказа на немецкий и французский и с иностранного на русский короткого отрывка из статьи с этимологическим и синтаксическим разбором, кроме того, спряжение одного неправильного французского глагола. В шестом и седьмом классах - перевод с русского на иностранный статей исторического содержания. По древним языкам. В первом классе - перевод с русского на латинский 9-10 простых предложений. Во втором классе - перевод с русского на латинский 8 сложных предложений, заключающих в себе главнейшие синтаксические правила. В третьем классе - а) перевод с русского на латинский краткого исторического отрывка от 10 до 15 не читанных ранее строк, и перевод с латинского на русский нечитаной главы в таком же объеме; б) перевод на греческий 10-12 простых предложений. В четвертом классе - а) по латинскому языку - перевод с русского краткого рассказа в 10-12 печатных строк и с латинского до 12 строк нечитаных глав из Юлия Цезаря; б) по греческому языку - перевод с русского на греческий 10-12 сложных предложений и с греческого на русский язык отрывок из произведений Ксенофонта (4 век до н.э.). В пятом - седьмом классах (1975 г.) - перевод на латинский и греческие языки коротких рассказов исторического содержания. Итак, учебные планы Елецкой гимназии 1872-73, 1874-75 учебных годов, другие документы этого периода, а также литературные источники свидетельствуют о том, что содержание образования в мужской гимназии постепенно ориентируется на идею общечеловеческого и национального начал, на создание условий для духовного развития учащихся. Елецкая гимназия прошлого столетия решала проблемы, которые сходны с
нынешними: создание базового компонента содержания образования, поиск оптимального сочетания физико-математического и гуманитарного циклов, связь образования гимназического с университетским и многие другие. На какие же средства существовала гимназия? Такими средствами были, во-первых, постоянные средства и, во- вторых, пожертвования различных городских обществ, учреждений и частных лиц. Постоянные средства составляли в 1872/73 учебном году: а) сумма, отпускаемая из городского казначейства - 13400 руб.; б) процентные деньги с капитала известного в те годы богатого предпринимателя С.С.Полякова - 10000 руб.; в) ежегодные сборы с учащихся за право учения - 900 руб. СУММЫ ПОЖЕРТВОВАНИЙ: а) от Орловского губернского земского собрания в пользу бедных воспитанников гимназии - 2000 руб.; б) от Елецкого уездного земского собрания на постройку нового здания - 10000 руб.; в) от Елецкого городского общества на наем помещений и устройство водопровода - 500 руб.; г) почетный попечитель гимназии Поляков, помимо 10000 руб., выделенных в постоянные средства, пожертвовал на постройку нового здания еще 3000 руб. Кроме того, отдельные граждане Ельца добровольно вносили деньги за право учения в гимназии одного из нескольких мальчиков из бедных семей. Кстати, сумма оплаты за ученика составляла от 14 до 21 рубля в год. Думаем, что все перечисленное служит веским подтверждением того факта, что школьные нужды в России во все времена были предметом заботы не только государственных органов. Следует заметить, что такие пожертвования не оставались не замеченными не только педсоветом и городскими властями, но и высшими органами народного просвещения, и даже императором России. Так, например, упомянутый ранее С.С.Поляков “...удостоился дважды в течение года получить всемилостивейшее Государя Императора соизволение на принятие пожалованных ему иностранных наград: - от Его Величества Короля Бельгийского - ордена Леопольда офицерского Креста; - от Его Величества шаха Персидского - ордена Льва и Солнца I-й степени”. Добросовестный труд преподавателей и других работников народного образования оценивался по достоинству. Так, в разделе под заголовком “Высочайшие награды” (во втором “Отчете”) указано: “Государь Император по удостоению комитета Г.Г.Министров в 21 день декабря 1874г. соизволил пожаловать за отличие по службе преподавателя Елецкой гимназии Степановского орденом Св. Анны 3-й степени и письмоводителя гимназии
Лукашова П.С. денежною наградой в количестве 100 рублей, а по удостоению Святейшего Синода в 13-й день апреля 1875г. законоучителя гимназии Священника Селихова - камилавкою”. Открытие в Ельце первой гимназии всколыхнуло все слои населения города и близлежащих уездов, так как многие родители имели желание дать своим детям образование, более солидное, чем это могли сделать имевшиеся до этого в городе несколько училищ и церковно-приходских школ. Поэтому неудивительно, что контингент учащихся гимназии стал неудержимо возрастать и в 1874-75 учебном году в гимназии обучалось 252 ученика разных сословий. Дети из бедных семей получали материальную поддержку за счет денег, вносимых многочисленными пожертвователями. Заботы Педагогического Совета и хозяйственного комитета гимназии во главе с ее директором и, как следствие, ранее перечисленные денежные средства городскими административными органами, общественными организациями и отдельными гражданами позволили приступить к составлению сметно-проектной документации на строительство нового здания. В феврале 1873г. попечитель Харьковского учебного округа, в чьем подчинении находилась гимназия, поручает составление такой документации архитектору округа академику Ткаченко. Окончательная смета и проект на строительство были утверждены орловским губернским правлением на сумму 43750 рублей, а строительство здания было поручено орловскому I-ой гильдии купцу Агошеву. Наконец, 8 октября 1873 года указом правительственного совета торги были утверждены, а 12 мая 1874 года “...в присутствии многих почетных жителей Ельца была произведена торжественная закладка нового здания Елецкой мужской гимназии, первый камень которой был положен П.И.Ладовским”, а 24 сентября 1875 года в новом здании состоялось первое заседание Педагогического Совета. Подводя итоги 1874-75 учебного года и отмечая особые заслуги тех, чьи пожертвования оказали решающее значение в сооружении нового здания, инспектор гимназии С.П.Федюшин свой первый доклад закончил такими словами: “Педагогический Совет с чувством глубочайшей благодарности заносит в свою летопись имена благородных пожертвователей, воздвигнувших себе памятник в сердцах отдаленнейшего потомства, имеющего возможность получить образование в стенах этого учебного заведения”. Он не ошибся. Ибо и сегодня те, кому выпало счастье учиться и работать в стенах нашей школы - отдаленнейшее потомство первых гимназистов и воспитателей, - вспоминают добрым словом их деятельность, старания, добросовестность, заботу о нас - будущих с несомненным почтением и великой благодарностью. И есть за что. С целью помочь читателю создать хотя бы приблизительное представление о новом здании гимназии, выстроенном в 1874/75 годах в нескольких метрах от старого, назовем лишь некоторые его качества. Здание двухэтажное, размером 45м х 22м; высота классных комнат (их 13) на первом этаже - 3м 60 см, на втором - 4 м 25 см; высота вестибюля более 8 м; площадь
классов - 56 м 2 , физического и химического кабинетов 70 м 2 . Из всех школьных зданий Ельца только в этом здании, где ширина классных комнат около 8м, парты расставлены в 4 ряда. Обратим также внимание на толщину стен в 80 см, на декоративное обрамление оконных проемов, на карнизы, разделяющие этажи, на пилястры, на сводчатый потолок коридора первого этажа, на чугунную красавицу-лестницу, на ажурный балкон, на его “оград узор чугунный”. В 1879 году открылась женская гимназия. В отличие от мужской она давала педагогическое образование. В статье 45 Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения от 1870 года говорится о том, что выпускницам давалось звание учительницы начальных училищ и право заниматься обучением и на дому. Известно, что для получения звания учителя после окончания 7 класса гимназии выпускницам, рашившим посвятить себя педагогической деятельности, давалось право учиться еще год. Среди изучаемых предметов в женской гимназии были как обязательные, так и необязательные. В аттестате выпускницы 7 класса Елецкой женской гимназии Варвары Михайловны Садовниковой указаны следующие обязательные предметы: 1. Закон божий. 2. Русский язык, церковнославянский и словесность. 3. Сочинение на русском языке. 4. Математика. 5. География всеобщая и русская. 6. Естественная история. История всеобщая и русская. 7. Физика. 8. Математическая география. Необязательные предметы: французский язык, немецкий язык, педагогика, рисование. Как видно из аттестата, педагогика относилась к необязательным предметам. По рассказам выпускниц Елецкой женской гимназии, педагогическая подготовка будущего учителя имела ярко выраженную практическую направленность и сводилась, в основном, к отработке практических умений. Считалось, что для подготовки учителя достаточно было изучить только какой-либо предмет, чтобы стать педагогом. Таким образом, педагогическая деятельность отождествлялась с преподаванием. Часто бывало и такое, когда будущий учитель снабжался педагогической рецептурой, набором практических правил, подсказанных жизненным опытом. Из бытовавших в то время точек зрения на педагогическую подготовку будущего специалиста можно выделить следующие подходы: - подготовка будущих учителей вовсе не имеет особой важности; если гимназист за время обучения приобрел прочные знания, то ему ничего не стоит ознакомиться с лучшими руководствами и методами преподавания; - чтобы быть настоящим специалистом, необходимо кроме знаний еще и умение приложить эти знания на практике, а значит, нужно овладеть лучшими методами преподавания, знать возрастные и индивидуальные особенности учеников; - специальные лекции по педагогике необязательны, с этими материалами можно самостоятельно познакомиться по учебным книгам, а
собственные занятия на практике легко позволят усвоить все правила педагогики. Практическая направленность диктовалась и самими учебниками, например, учебник С.А.Бобровского “Курс практической педагогики”. Однако нельзя сказать, что вся педагогическая подготовка сводилась лишь к чисто практической подготовке учителя. По воспоминаниям выпускниц гимназии, на специальных занятиях по педагогическим дисциплинам они получали сведения, например, из области возрастной физиологии, имели теоретические знания о возрастных особенностях развивающегося ребенка. Те гимназистки, которые оставались после 7 класса гимназии для специальной педагогической подготовки еще на год, можно сказать в 8 класс, проходили своеобразную педагогическую практику. Они посещали приюты для сирот, находившиеся на попечении какого-либо купца, обучали детей грамоте, вязанию, вышиванию. Кроме этого, практиковали в гимназии и такое, когда гимназистки проводили уроки под наблюдением преподавателя в начальных классах гимназии. За “Благонравие и успехи в науках” лучшие ученицы награждались золотыми и серебряными медалями. Например, с золотой медалью закончила женскую гимназию в конце XIX века первая любовь И.А.Бунина - Варвара Пащенко. В 1870 году в городе имелось 11 начальных училищ с 1032 учениками. В это время общественность России стала требовать всеобщего начального образования, что привело к увеличению числа соответствующих школ: в 1900 году действовало 25 училищ с 1824 учениками. Профессиональную подготовку давали школа садоводства и школа кружевниц. Перепись 1897 года показала, что грамотой владело 43,2 % ельчан. Как же сложилась дальнейшая судьба мужской гимназии? Летом 1918 г. гимназия была переименована в “Елецкую советскую 1-ю школу 1-ой и 2-ой ступени”. 1-ю ступень составляли 1-е - 4-е классы, 2-ю - 5- е - 9-е классы. Руководитель школы стал называться заведующим. Первым заведующим был назначен директор гимназии Герман Семенович Високосов. С 1923 года школа стала называться “Елецкой советской 1-ой девятилетней школой 1-й и 2-й ступени”. В 1925 году к этому названию добавили слова “с педагогическим уклоном”. Здесь учащиеся 8-х классов проходили пассивную практику в 1-х - 4-х классах. Будучи же в 9-х классах они уже сами проводили уроки в начальных классах и по окончании 9-го класса получали диплом, дающий право преподавать в начальных классах. В 1930 году школа стала называться “Фабрично-заводской семилеткой”. Об этом периоде в школе никаких сведений нет, кроме того, что ею заведовал сначала Т.И.Евгеньев, потом Морозова. В 1935 году школа получила самое короткое название “Елецкая средняя школа №1”. С этого времени руководители школы стали снова называться директорами. Первым таким директором стал преподаватель математики
Василий Иванович Аникин, ставший в послевоенные годы “Заслуженным учителем РСФСР”. В 1939 году школе был присвоен №11. В 1944 году с введением в школах раздельного обучения школа получила название “Елецкой женской средней школы №1”. Ее директором была назначена Хая Артуровна Рахленко. С 1953 года школа перешла вновь на совместное обучение мальчиков и девочек и стала называться просто “Елецкая средняя школа №1”. В 1962/63 учебном году школа перешла на 11-летнее обучение учащихся, сделала 3 выпуска из 11-го класса, а в 1966 году, выпустив 2 класса 11-х и 3 класса 10-х, вновь вернулась на 10-ти летнее обучение. В 1973 году Елецкой средней школе №1 присвоено имя М.М.Пришвина (Постановление Совета Министров РСФСР). В 1992, а затем в 1998 году школа зарегистрирована как муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1 им. М.М.Пришвина (сокращенно МОУСО). Традиций школы со дня ее основания является стремление преподавателей дать воспитанникам гимназии основательные, глубокие и прочные знания и воспитать у них высокие моральные качества. О том, что преподаватели гимназии имели достаточно высокую профессиональную подготовку, может служить факт перевода нескольких преподавателей из С.- Петербурга в Елец и наоборот. Так, например, указом “правительствующего сената” 25 ноября 1874 года из 6-й С.-Петербургской гимназии в Елецкую был назначен преподаватель древних языков Кабаткин, а 20 августа 1874 г. преподаватель истории и географии Красный был “перемещен” на такую же должность из Елецкой гимназии в 5-ю С.-Петербургскую гимназию. Второй перевод, без сомнения, говорит о том, что преподавательский состав гимназии уже на 4-м году ее существования имел довольно высокий, как теперь принято говорить, рейтинг. А вот что писал в своих воспоминаниях тому назад военврач А.М.Крачевский, проучившийся в Елецкой гимназии с 1912 года по 1918 год: “... в общем гимназия была очень грозная, во многом с отрицательными порядками, но знания давали обширные, точные, общеобразовательные, которые пригодились мне на всю жизнь. Строжайшая дисциплина и порядок дали мне для жизни большую закалку, которую чувствую и поныне”.


В раздел образования