Авторы: Смирнова Алёна Анатольевна, Алена Анатольевна Смирнова
Должность: магистр
Учебное заведение: Курганский государственный университет
Населённый пункт: Курган
Наименование материала: Инновационные приемы в логопедической работе
Тема: Инновационные приемы в логопедической работе.
Раздел: начальное образование
Смирнова А.А.
Инновационные приемы в логопедической работе.
Речь является одной из важнейших психических функций человека и
сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование
знаковой системы языка в процессе общения. Ребенок, имеющий нарушения
речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и
письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и
восприятия, памяти.
Ни для кого не секрет, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного
возраста
является
важным
условием
успешного
обучения
в
школе.
Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они
отрицательно
влияют
на
все
психические
функции,
отражаются
на
деятельности ребенка, поведении.
Наряду с традиционными коррекционными занятиями современные
логопеды для повышения эффективности применяют новые, нетрадиционные
методы - инновационные приемы.
Инновационные приемы в логопедической работе-
это внедрённые,
новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты,
приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности
педагога.
Однако, необходимо помнить, что любая инновация в логопедической
практике, не меняет базисную организацию логопедической помощи и лишь
является дополнением к ней.
Инновации в логопедии это:
1.
Новые,
современные
методы,
обладающие
высокой
эффективностью;
2.
Новые способы взаимодействия педагога с ребёнком;
3.
Дополнение к общепринятым технологиям;
4.
Новые
стимулы,
которые
способствуют
созданию
благоприятного эмоционального фона.
Основным критерием технологий является повышение эффективности
образовательного процесса за счёт её применения.
Основные виды современных инновационных направлений:
- Арт- терапия:
музыкотерапия,
сказкотерапия,
изо-терапия,
кинезиотерапия,
куклотерапия,
смехотерапия,
песочная
терапия,
аромотерапия, цветотерапия и т.д.
В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку-
ребенок дает выход своим сильным эмоциям, переживаниям, чтобы получить
новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
- Современные технологии логопедического массажа
Это метод активного механического воздействия, который изменяет
состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического
речевого аппарата.
- Современные технологии сенсорного воспитания
Сенсорное развитие ребёнка- развитие восприятия, формирование
представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвету, размеру,
размещению в помещении, но и запах, вкус и др.
- Телесноориентированные техники
Телесно-ориентированные технологии- это практика, используемая для
работы с проблемами ребенка через процедуры телесного контакта.
В
качестве
основных
инструментов
используются
различные
методы,
основанные на дыхании, физических прикосновениях и движениях. Помимо
основных методов для работы также используется и терапевтическая беседа.
С ее
помощью можно получить более глубокое понимание эмоциональных,
поведенческих состояний ребенка.
- «Су – Джок»- терапия, пальцевый массаж
Пальцевый массаж- массаж ладонных поверхностей каменными,
металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный
массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами;
массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж камнями; массаж
зондами, зондозаменителями; массаж приборами Су-Джок терапии.
- Криотерапия
Криотерапия- одна
из
современных
нетрадиционных
методик
коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает
благотворительными свойствами.
- Информационные технологии обучения
Информационная
технология
обучения-
это
педагогическая
технология,
использующая
специальные
способы,
программные
и
технические
средства
(кино,
аудио-
и
видеосредства,
компьютеры,
телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
На сегодняшний день отмечается резкий рост количества детей
дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, одним из них
является дизартрия.
Дизартрия- расстройство
произносительной
стороны
речи,
обусловленное нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата
со стороны соответствующих структур ЦНС.
Основная
задача
коррекции
произношения
детей-
дизартриков-
добиться дифференцированного произношения.
Поскольку главной причиной недостатков произношения является
полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, основное
внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности
артикуляционного аппарата. Поэтому совместно с традиционными методами
коррекции применяют логопедический массаж.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия,
который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей
периферического речевого аппарата.
Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник,
способствующих
нормализации
произносительной
стороны
речи
и
эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Массаж
служит
для
возбуждения
иннервации
речевой
и
лицевой
мускулатуры.
Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление
массируемой мышцы. Массаж проводится теплой рукой; начинается он
обычно с поглаживания, этим же приемом его хорошо и закончить. Другими
приемами будут легкое похлопывание и пощипывание. Более энергичное
проведение их может усиливать гиперкинезы и спастичность.
Массируют мышцы щек, губ, верхней поверхности языка, мягкого нёба (в
зависимости от места поражения).
Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный
отток, а значит, помогает скорейшему заживлению ран и созреванию рубцов.
Массаж мягкого нёба может несколько удлинить его.
Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых
респираторных заболеваниях, повышенной температуре тела.
Выполняется массаж только чистыми, сухими, теплыми руками с коротко
остриженными
длиться
ногтями,
подушечками
пальцев.
Нагрузку
увеличивают постепенно. Массаж может от 2 до 10 минут.
Логопедический массаж осуществляет логопед, который владеет
техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и
знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность.
Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие
на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и
мышечной
системах,
играющих
основную
роль
в
речедвигательном
процессе.
Цели логопедического массажа:
1)
нормализация
мышечного
тонуса
общей,
мимической
и
артикуляционной мускулатуры;
2)
уменьшение
проявления
парезов
и
параличей
мышц
артикуляционного аппарата;
3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого
аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
4) стимуляция проприоцептивных ощущений;
5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у
которых имелась недостаточная сократительная активность;
7) формирование произвольных, координированных движений органов
артикуляции.
Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике
В логопедической практике могут быть использованы несколько видов
массажа:
1)
дифференцированный
(активизирующий
или
расслабляющий)
массаж, основанный на приемах классического массажа;
2) точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам
(активизирующий или расслабляющий);
3)
массаж
с
применением
специальных
приспособлений
или
«зондовый»
массаж
(логопедические
зонды,
шпатель,
зубная
щетка,
игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);
4) элементы самомассажа.
Приступая к логопедическому массажу, надо иметь в виду, что между
силой воздействия при массаже и обратной реакцией имеется сложная
зависимость.
Как
правило, легкое,
медленное
поглаживание снижает
возбудимость тканей, оказывает успокаивающее воздействие, дает приятное
ощущение тепла, создает эмоциональное состояние покоя и комфорта.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном
чистом помещении. Длительность процедур составляет 5-7 минут на
начальном этапе, с постепенным увеличением времени до 20-25 минут.
Частота проведения составляет 2-3 раза в неделю. Курс составляет 10-
20 процедур, регулярность повторения курса — от двух недель до 2 месяцев,
при серьезных поражениях массаж может выполняться в течение года и
более.