Напоминание

Инновационные приемы в логопедической работе.


Авторы: Смирнова Алёна Анатольевна, Алена Анатольевна Смирнова
Должность: магистр
Учебное заведение: Курганский государственный университет
Населённый пункт: Курган
Наименование материала: Инновационные приемы в логопедической работе
Тема: Инновационные приемы в логопедической работе.
Раздел: начальное образование





Назад




Смирнова А.А.

Инновационные приемы в логопедической работе.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и

сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование

знаковой системы языка в процессе общения. Ребенок, имеющий нарушения

речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и

письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и

восприятия, памяти.

Ни для кого не секрет, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного

возраста

является

важным

условием

успешного

обучения

в

школе.

Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они

отрицательно

влияют

на

все

психические

функции,

отражаются

на

деятельности ребенка, поведении.

Наряду с традиционными коррекционными занятиями современные

логопеды для повышения эффективности применяют новые, нетрадиционные

методы - инновационные приемы.

Инновационные приемы в логопедической работе-

это внедрённые,

новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты,

приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности

педагога.

Однако, необходимо помнить, что любая инновация в логопедической

практике, не меняет базисную организацию логопедической помощи и лишь

является дополнением к ней.

Инновации в логопедии это:

1.

Новые,

современные

методы,

обладающие

высокой

эффективностью;

2.

Новые способы взаимодействия педагога с ребёнком;

3.

Дополнение к общепринятым технологиям;

4.

Новые

стимулы,

которые

способствуют

созданию

благоприятного эмоционального фона.

Основным критерием технологий является повышение эффективности

образовательного процесса за счёт её применения.

Основные виды современных инновационных направлений:

- Арт- терапия:

музыкотерапия,

сказкотерапия,

изо-терапия,

кинезиотерапия,

куклотерапия,

смехотерапия,

песочная

терапия,

аромотерапия, цветотерапия и т.д.

В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку-

ребенок дает выход своим сильным эмоциям, переживаниям, чтобы получить

новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.

- Современные технологии логопедического массажа

Это метод активного механического воздействия, который изменяет

состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического

речевого аппарата.

- Современные технологии сенсорного воспитания

Сенсорное развитие ребёнка- развитие восприятия, формирование

представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвету, размеру,

размещению в помещении, но и запах, вкус и др.

- Телесноориентированные техники

Телесно-ориентированные технологии- это практика, используемая для

работы с проблемами ребенка через процедуры телесного контакта.

В

качестве

основных

инструментов

используются

различные

методы,

основанные на дыхании, физических прикосновениях и движениях. Помимо

основных методов для работы также используется и терапевтическая беседа.

С ее

помощью можно получить более глубокое понимание эмоциональных,

поведенческих состояний ребенка.

- «Су – Джок»- терапия, пальцевый массаж

Пальцевый массаж- массаж ладонных поверхностей каменными,

металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный

массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами;

массаж чётками; массаж травяными мешочками; массаж камнями; массаж

зондами, зондозаменителями; массаж приборами Су-Джок терапии.

- Криотерапия

Криотерапия- одна

из

современных

нетрадиционных

методик

коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает

благотворительными свойствами.

- Информационные технологии обучения

Информационная

технология

обучения-

это

педагогическая

технология,

использующая

специальные

способы,

программные

и

технические

средства

(кино,

аудио-

и

видеосредства,

компьютеры,

телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

На сегодняшний день отмечается резкий рост количества детей

дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, одним из них

является дизартрия.

Дизартрия- расстройство

произносительной

стороны

речи,

обусловленное нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата

со стороны соответствующих структур ЦНС.

Основная

задача

коррекции

произношения

детей-

дизартриков-

добиться дифференцированного произношения.

Поскольку главной причиной недостатков произношения является

полная или частичная неподвижность органов речевого аппарата, основное

внимание логопеда должно быть направлено на развитие подвижности

артикуляционного аппарата. Поэтому совместно с традиционными методами

коррекции применяют логопедический массаж.

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия,

который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей

периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник,

способствующих

нормализации

произносительной

стороны

речи

и

эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж

служит

для

возбуждения

иннервации

речевой

и

лицевой

мускулатуры.

Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление

массируемой мышцы. Массаж проводится теплой рукой; начинается он

обычно с поглаживания, этим же приемом его хорошо и закончить. Другими

приемами будут легкое похлопывание и пощипывание. Более энергичное

проведение их может усиливать гиперкинезы и спастичность.

Массируют мышцы щек, губ, верхней поверхности языка, мягкого нёба (в

зависимости от места поражения).

Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный

отток, а значит, помогает скорейшему заживлению ран и созреванию рубцов.

Массаж мягкого нёба может несколько удлинить его.

Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых

респираторных заболеваниях, повышенной температуре тела.

Выполняется массаж только чистыми, сухими, теплыми руками с коротко

остриженными

длиться

ногтями,

подушечками

пальцев.

Нагрузку

увеличивают постепенно. Массаж может от 2 до 10 минут.

Логопедический массаж осуществляет логопед, который владеет

техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и

знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность.

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие

на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и

мышечной

системах,

играющих

основную

роль

в

речедвигательном

процессе.

Цели логопедического массажа:

1)

нормализация

мышечного

тонуса

общей,

мимической

и

артикуляционной мускулатуры;

2)

уменьшение

проявления

парезов

и

параличей

мышц

артикуляционного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого

аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у

которых имелась недостаточная сократительная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений органов

артикуляции.

Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов

массажа:

1)

дифференцированный

(активизирующий

или

расслабляющий)

массаж, основанный на приемах классического массажа;

2) точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам

(активизирующий или расслабляющий);

3)

массаж

с

применением

специальных

приспособлений

или

«зондовый»

массаж

(логопедические

зонды,

шпатель,

зубная

щетка,

игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);

4) элементы самомассажа.

Приступая к логопедическому массажу, надо иметь в виду, что между

силой воздействия при массаже и обратной реакцией имеется сложная

зависимость.

Как

правило, легкое,

медленное

поглаживание снижает

возбудимость тканей, оказывает успокаивающее воздействие, дает приятное

ощущение тепла, создает эмоциональное состояние покоя и комфорта.

Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном

чистом помещении. Длительность процедур составляет 5-7 минут на

начальном этапе, с постепенным увеличением времени до 20-25 минут.

Частота проведения составляет 2-3 раза в неделю. Курс составляет 10-

20 процедур, регулярность повторения курса — от двух недель до 2 месяцев,

при серьезных поражениях массаж может выполняться в течение года и

более.



В раздел образования