Автор: Лосева Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок чтения " Чук заболел"
Раздел: начальное образование
План-конспект урока чтение
Класс: 4
Тема урока: По Л. Матвеевой «Чук заболел»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Вид урока: комбинированный урок
Основная цель: создать условия для изучения рассказа По Л. Матвеевой «Чук заболел»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить учащихся с творчеством Л. Матвеевой
- совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность, чтение по ролям);
- обогащать словарный запас учащихся;
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение работать с текстом, аналитико –синтетическую деятельность;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению, прививать желание думать над прочитанным;
- воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу. воспитывать любовь к животным.
Оборудование: экран, проектор, презентация, индивидуальные карточки.
Структура урока:
I. Организационное начало урока
II. Подготовка к основному этапу
III. Основной этап
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль
Здоровьесберегающий аспект: реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов
деятельности, примененение элементов нейрогимнастики, физминутка.
Межпредметные связи: мир природы и человека, речевая практика.
Оборудование: учебник чтение 4 класс (1 часть) под редакцией С.Ю. Ильиной,2019 г., физминутка, таблицы для
упражнения «Читай правильно», листочек с поговоркой.
Ход урока:
Этапы урока, цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Орг.момент
Активизация
обучающихся
Цель: включение
обучающихся в
деятельность на
личностно –
значимом уровне.
Эмоционально – психологический
настрой на урок
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем
и мы.
(учитель тихо кладёт снежинку на парту)
-
Сейчас у нас урок чтения. Я желаю вам
хорошего настроения и интересной
работы на уроке.
Чему мы учимся с вами на уроке чтения?
Приветствуют учителя.
Производят контроль
своей посадкой,
готовности к уроку.
Слайд 1
-
-
На уроке мы будем читать рассказ, работать с
текстом, продолжим учиться читать по ролям,
пополнять словарный запас и развивать свою речь.
II. Подготовка к
основному
Чтобы говорить правильно, чётко,
красиво, чтобы читать выразительно –
этапу
Цель: создать
условия для
возникновения
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность
сделаем речевую разминку и разминку для
мозга.
С этой волшебной снежинкой давайте
проведём гимнастику для языка.
- «Артикуляционная разминка.
Работа над силой голоса.
- Дует легкий ветерок. «У-у-у». (тихо)
- Подул сильный ветер «У-у-у». (громко)
- Заблудились мы в лесу, закричали мы
«Ау!» (сначало громко, потом тихо).
- красивые снежинки на веточках блестят,
красивые снежинки с нами говорят: «А-о-
у-и».
* Упражнения для губ и щек.
- Нам радостно и весело в зимнем лесу,
улыбнемся
друг
другу
и
лесным
обитателям. Улыбнуться (губы и зубы
сомкнуты)
А сейчас разминка для мозга
Выполняем
упражнения
по
нейрогимнастике
с
таблицы
Слайд 3 Выполняют упражнения с султанчиками
Слайд 4
Читают со слайда
Слайд 5
Слайд 6 Выполняют упражнения,
под руководством учителя. ( называют верхнюю
букву в таблице и одновременно поднимают руку, по
Молодцы, язычки размяли, продолжаем
работать.
нижней букве)
Актуализация знаний.
Цель: выявить уровень
знаний и
систематизировать их.
Проверка Д/З
- Какой большой раздел мы
изучаем?
- С какими произведениями уже
познакомились?
- Ребята, какой рассказ мы читали на
прошлом уроке?
Учитель. Откройте учебник на стр. 61,
найдите в тексте и прочитайте ответ на
вопрос: Куда отправился охотник?
-Как собаки помогли охотнику вернуться
домой?
Что могло произойти с охотником, если
бы он не придумал, как ему выйти из
леса?
Ребята, а какая сегодня дата?
А вы знаете, что 30 ноября ежегодно
отмечается Всемирный день домашних
животных. Праздник посвящен всем
братьям нашим меньшим, которые когда-
либо были приручены человеком.
-«В мире животных»
- Слайд
Слайд
Охотник и собаки. По Б. Житкову.
Он запряг их и они его вывезли
Дорогу бы замело, и он замерз
Слайд 8 30 ноября
Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку и узнайте, о ком будем
читать следующий рассказ.
Хозяин двора.
Дом – конура.
Виляет радостно хвостом
Но чужака не впустит в дом.
Сегодня мы познакомимся с
произведением «Чук заболел» Одним из
главных героев в нём будет собака
-Собака- это какое животное?
Какую пользу приносят собаки?
Человек приручил диких животных еще
во времена каменного периода и сразу же
стал использовать их как рабочую силу
при обрабатывании земли, брал с собой на
охоту. Первым из одомашненных
животных стал волк — предок
современной собаки. Как только люди
поняли, что лай собак отпугивает других
более опасных зверей от их жилища, они
стали использовать собак в качестве
охраны от врагов. С тех пор собака —
лучший друг и помощник человека.
Четвероногие друзья неоднократно
спасали жизни людей, в годы войны они
Слайд 1
(Собака)
Слушают тему урока
Слайд 1
Домашнее
Охраняет, пасет скот…
спасали раненых, вытаскивая их с поля
боя. Помогали преодолевать трудности.
Так, важную роль в жизни незрячего
играет собака-поводырь.
Пусть девизом нашего сегодняшнего
урока будут слова: «Ты навсегда в ответе
за тех, кого приручил»
II. Основной этап
Первичное усвоение
новых знаний.
Цель: организовать
осмысленное
восприятие новой
информации
Первичная проверка
понимания.
Написала этот рассказ Л.Г. Матвеева
Рассказ об авторе.
Биография Людмила Григорьевна
Матвеева (род. 26.10.1928) — российская
писательница, автор книг для детей.
Живёт в Москве. Ей сейчас уже 94 года.
По настоящее время регулярно выходят и
переиздаются её сборники рассказов и
повести, посвященные жизни и
приключениям школьников.
Сейчас я вам прочитаю рассказ, вы его
внимательно послушайте.
- После прочтения ответьте на такой
вопрос:
-Как звали главного героя?
-Кто такой Чук?
Слайд 1
Словарная работа
Чтение рассказа учителем.
-Как звали главного героя?
-Кто такой Чук?
-Собака это какое животное
Разберём трудные слова, которые
встретятся в тексте и объясним их
значение.
(Чтение трудных слов хором вслух,
слабые ученики индивидуально).
Объяснение их значений.
Сначала по слогам, потом слитно.
Ве-те-ри-нар, ветеринар– это врач,
который лечит животных.
Ве-те-ри-нар- на -я ле-чеб-ни-ца - это
больница,где лечат животных.
Сквзоз-няк, сквозняк (Сквозняк - это
поток воздуха, двигающийся с большой
скоростью по комнате).
Чтение слов из текста в таблице.
ФИЗМИНУТКА
Щенок
Во дворе щенок играл,
Прыгал, бегал
Считал:
« Раз-прыжок и три кивка,
Учащиеся слушают, отвечают на вопрос.
-Серёжа
-его пёс
-домашнее
Читают хором, читают по одному.
объясняют
значение слов
Читают хором, по одному
Слайд 1
Слайд 1
Слайд 1
Работа по содержанию
текста.
Чтение учениками 1
абзаца рассказа до точки,
ответы на вопросы по
содержанию каждого
абзаца.
Два- направо голова,
Три- налево поворот»-
И помчался до ворот,
А потом вздохнул и сел:
Он устал и присмирел.
После чтения 1 абзаца задать
проблемный вопрос
- Куда мчался Серёжа?
- Как было на душе у Серёжи?
2 абзац
- Где лежал Чук?
-Что случилось Чуком?
-Почему Серёжа сам не мог вылечить
Чука?
3 абзац (чтение- «повторялка»)
Найди и прочитай строчки, в которых
говорится о том, куда повёз Серёжа
собаку?
4 абзац (чтение- «повторялка»)
-Почему Чук заболел? Почитайте, как об
этом сказано в тексте?
-Найди и прочитай строчки, в которых
говорится о том, как надо ухаживать за
щенком, чтобы он не простужался и не
болел?
-Объясни, что значит выражение
«приучать к холодам надо постепенно»
Выборочное чтение ( по абзацам)
Отвечают на вопросы
Слайд 1
Подготовка к чтению
рассказа по ролям.
5 абзац
--Какой диагноз поставил доктор Чуку?
(бронхит)
- Бронхит — заболевание дыхательной
системы, при котором в воспалительный
процесс вовлекаются бронхи.
-Что сказал врач о собаке?
Гимнастика для глаз
Следят за снежинками.
Сегодня мы продолжаем учиться читать
по ролям. Отрывок из текста со слов, где
Сережа вошел в ветеринарную клинику.
Сейчас я раздам вам карточки, на которых
цветом выделены слова. Слова автора-
черным цветом, Сережа- синим, доктора-
красным.
Скажите с какой интонацией мы будем
читать слова доктора?
А слова Серёжи?
Теперь потренируемся хором, я буду
читать слова автора, ……-слова Сережи,
….- слова доктора.
Теперь будем читать по три человека .
Потом следующие
-бронхит
-что пёс хороший
Серьёзно
-взволнованно
Читают по ролям хором.
Читают три человека по карточкам. Затем
следующие.
V. Домашнее
задание.
Информация о
Итог урока (Читаем вопросы на
снежинках, снежинки приклеены на
партах)
Записывают Д/З
домашнем задании,
инструктаж о его
выполнении по
группам обучения.
Цель: организовать
обсуждение и
запись домашнего
задания.
Рефлексия
деятельности.
Цель: организовать
самооценку
собственной
деятельностью
подвести итог
проделанной работы
на уроке.
: Какой рассказ мы читали сегодня
на уроке? Чему вас научил этот рассказ?
Давайте ещё раз прочитаем девиз нашего
урока. Как вы поняли эти слова?
Скажите, как вы заботитесь о животных?
вспомним, какие добрые дела делали?
Объясните, что значит выражение
«приучать к холодам надо постепенно»?
«Чук заболел»
Заботе о своих питомцах.
Слайд
Собирали корм для животных и увозили в приют,
делали кормушки, участвовали в конкурсе «Мой
домашний питомец»
Инструктаж по Д/З
Читаем в учебнике, готовимся к чтению
по ролям
Спасибо за урок.
Оценки
Записывают Д/З