Напоминание

урок чтения " Чук заболел"


Автор: Лосева Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа №5"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок чтения " Чук заболел"
Раздел: начальное образование





Назад




План-конспект урока чтение

Класс: 4

Тема урока: По Л. Матвеевой «Чук заболел»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Вид урока: комбинированный урок

Основная цель: создать условия для изучения рассказа По Л. Матвеевой «Чук заболел»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством Л. Матвеевой

- совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность, чтение по ролям);

- обогащать словарный запас учащихся;

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение работать с текстом, аналитико –синтетическую деятельность;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к чтению, прививать желание думать над прочитанным;

- воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу. воспитывать любовь к животным.

Оборудование: экран, проектор, презентация, индивидуальные карточки.

Структура урока:

I. Организационное начало урока

II. Подготовка к основному этапу

III. Основной этап

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль

Здоровьесберегающий аспект: реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов

деятельности, примененение элементов нейрогимнастики, физминутка.

Межпредметные связи: мир природы и человека, речевая практика.

Оборудование: учебник чтение 4 класс (1 часть) под редакцией С.Ю. Ильиной,2019 г., физминутка, таблицы для

упражнения «Читай правильно», листочек с поговоркой.

Ход урока:

Этапы урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг.момент

Активизация

обучающихся

Цель: включение

обучающихся в

деятельность на

личностно –

значимом уровне.

Эмоционально – психологический

настрой на урок

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем

и мы.

(учитель тихо кладёт снежинку на парту)

-

Сейчас у нас урок чтения. Я желаю вам

хорошего настроения и интересной

работы на уроке.

Чему мы учимся с вами на уроке чтения?

Приветствуют учителя.

Производят контроль

своей посадкой,

готовности к уроку.

Слайд 1

-

-

На уроке мы будем читать рассказ, работать с

текстом, продолжим учиться читать по ролям,

пополнять словарный запас и развивать свою речь.

II. Подготовка к

основному

Чтобы говорить правильно, чётко,

красиво, чтобы читать выразительно –

этапу

Цель: создать

условия для

возникновения

внутренней

потребности

включения в

учебную

деятельность

сделаем речевую разминку и разминку для

мозга.

С этой волшебной снежинкой давайте

проведём гимнастику для языка.

- «Артикуляционная разминка.

Работа над силой голоса.

- Дует легкий ветерок. «У-у-у». (тихо)

- Подул сильный ветер «У-у-у». (громко)

- Заблудились мы в лесу, закричали мы

«Ау!» (сначало громко, потом тихо).

- красивые снежинки на веточках блестят,

красивые снежинки с нами говорят: «А-о-

у-и».

* Упражнения для губ и щек.

- Нам радостно и весело в зимнем лесу,

улыбнемся

друг

другу

и

лесным

обитателям. Улыбнуться (губы и зубы

сомкнуты)

А сейчас разминка для мозга

Выполняем

упражнения

по

нейрогимнастике

с

таблицы

Слайд 3 Выполняют упражнения с султанчиками

Слайд 4

Читают со слайда

Слайд 5

Слайд 6 Выполняют упражнения,

под руководством учителя. ( называют верхнюю

букву в таблице и одновременно поднимают руку, по

Молодцы, язычки размяли, продолжаем

работать.

нижней букве)

Актуализация знаний.

Цель: выявить уровень

знаний и

систематизировать их.

Проверка Д/З

- Какой большой раздел мы

изучаем?

- С какими произведениями уже

познакомились?

- Ребята, какой рассказ мы читали на

прошлом уроке?

Учитель. Откройте учебник на стр. 61,

найдите в тексте и прочитайте ответ на

вопрос: Куда отправился охотник?

-Как собаки помогли охотнику вернуться

домой?

Что могло произойти с охотником, если

бы он не придумал, как ему выйти из

леса?

Ребята, а какая сегодня дата?

А вы знаете, что 30 ноября ежегодно

отмечается Всемирный день домашних

животных. Праздник посвящен всем

братьям нашим меньшим, которые когда-

либо были приручены человеком.

-«В мире животных»

- Слайд

Слайд

Охотник и собаки. По Б. Житкову.

Он запряг их и они его вывезли

Дорогу бы замело, и он замерз

Слайд 8 30 ноября

Сообщение темы урока.

Отгадайте загадку и узнайте, о ком будем

читать следующий рассказ.

Хозяин двора.

Дом – конура.

Виляет радостно хвостом

Но чужака не впустит в дом.

Сегодня мы познакомимся с

произведением «Чук заболел» Одним из

главных героев в нём будет собака

-Собака- это какое животное?

Какую пользу приносят собаки?

Человек приручил диких животных еще

во времена каменного периода и сразу же

стал использовать их как рабочую силу

при обрабатывании земли, брал с собой на

охоту. Первым из одомашненных

животных стал волк — предок

современной собаки. Как только люди

поняли, что лай собак отпугивает других

более опасных зверей от их жилища, они

стали использовать собак в качестве

охраны от врагов. С тех пор собака —

лучший друг и помощник человека.

Четвероногие друзья неоднократно

спасали жизни людей, в годы войны они

Слайд 1

(Собака)

Слушают тему урока

Слайд 1

Домашнее

Охраняет, пасет скот…

спасали раненых, вытаскивая их с поля

боя. Помогали преодолевать трудности.

Так, важную роль в жизни незрячего

играет собака-поводырь.

Пусть девизом нашего сегодняшнего

урока будут слова: «Ты навсегда в ответе

за тех, кого приручил»

II. Основной этап

Первичное усвоение

новых знаний.

Цель: организовать

осмысленное

восприятие новой

информации

Первичная проверка

понимания.

Написала этот рассказ Л.Г. Матвеева

Рассказ об авторе.

Биография Людмила Григорьевна

Матвеева (род. 26.10.1928) — российская

писательница, автор книг для детей.

Живёт в Москве. Ей сейчас уже 94 года.

По настоящее время регулярно выходят и

переиздаются её сборники рассказов и

повести, посвященные жизни и

приключениям школьников.

Сейчас я вам прочитаю рассказ, вы его

внимательно послушайте.

- После прочтения ответьте на такой

вопрос:

-Как звали главного героя?

-Кто такой Чук?

Слайд 1

Словарная работа

Чтение рассказа учителем.

-Как звали главного героя?

-Кто такой Чук?

-Собака это какое животное

Разберём трудные слова, которые

встретятся в тексте и объясним их

значение.

(Чтение трудных слов хором вслух,

слабые ученики индивидуально).

Объяснение их значений.

Сначала по слогам, потом слитно.

Ве-те-ри-нар, ветеринар– это врач,

который лечит животных.

Ве-те-ри-нар- на -я ле-чеб-ни-ца - это

больница,где лечат животных.

Сквзоз-няк, сквозняк (Сквозняк - это

поток воздуха, двигающийся с большой

скоростью по комнате).

Чтение слов из текста в таблице.

ФИЗМИНУТКА

Щенок

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал

Считал:

« Раз-прыжок и три кивка,

Учащиеся слушают, отвечают на вопрос.

-Серёжа

-его пёс

-домашнее

Читают хором, читают по одному.

объясняют

значение слов

Читают хором, по одному

Слайд 1

Слайд 1

Слайд 1

Работа по содержанию

текста.

Чтение учениками 1

абзаца рассказа до точки,

ответы на вопросы по

содержанию каждого

абзаца.

Два- направо голова,

Три- налево поворот»-

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

После чтения 1 абзаца задать

проблемный вопрос

- Куда мчался Серёжа?

- Как было на душе у Серёжи?

2 абзац

- Где лежал Чук?

-Что случилось Чуком?

-Почему Серёжа сам не мог вылечить

Чука?

3 абзац (чтение- «повторялка»)

Найди и прочитай строчки, в которых

говорится о том, куда повёз Серёжа

собаку?

4 абзац (чтение- «повторялка»)

-Почему Чук заболел? Почитайте, как об

этом сказано в тексте?

-Найди и прочитай строчки, в которых

говорится о том, как надо ухаживать за

щенком, чтобы он не простужался и не

болел?

-Объясни, что значит выражение

«приучать к холодам надо постепенно»

Выборочное чтение ( по абзацам)

Отвечают на вопросы

Слайд 1

Подготовка к чтению

рассказа по ролям.

5 абзац

--Какой диагноз поставил доктор Чуку?

(бронхит)

- Бронхит — заболевание дыхательной

системы, при котором в воспалительный

процесс вовлекаются бронхи.

-Что сказал врач о собаке?

Гимнастика для глаз

Следят за снежинками.

Сегодня мы продолжаем учиться читать

по ролям. Отрывок из текста со слов, где

Сережа вошел в ветеринарную клинику.

Сейчас я раздам вам карточки, на которых

цветом выделены слова. Слова автора-

черным цветом, Сережа- синим, доктора-

красным.

Скажите с какой интонацией мы будем

читать слова доктора?

А слова Серёжи?

Теперь потренируемся хором, я буду

читать слова автора, ……-слова Сережи,

….- слова доктора.

Теперь будем читать по три человека .

Потом следующие

-бронхит

-что пёс хороший

Серьёзно

-взволнованно

Читают по ролям хором.

Читают три человека по карточкам. Затем

следующие.

V. Домашнее

задание.

Информация о

Итог урока (Читаем вопросы на

снежинках, снежинки приклеены на

партах)

Записывают Д/З

домашнем задании,

инструктаж о его

выполнении по

группам обучения.

Цель: организовать

обсуждение и

запись домашнего

задания.

Рефлексия

деятельности.

Цель: организовать

самооценку

собственной

деятельностью

подвести итог

проделанной работы

на уроке.

: Какой рассказ мы читали сегодня

на уроке? Чему вас научил этот рассказ?

Давайте ещё раз прочитаем девиз нашего

урока. Как вы поняли эти слова?

Скажите, как вы заботитесь о животных?

вспомним, какие добрые дела делали?

Объясните, что значит выражение

«приучать к холодам надо постепенно»?

«Чук заболел»

Заботе о своих питомцах.

Слайд

Собирали корм для животных и увозили в приют,

делали кормушки, участвовали в конкурсе «Мой

домашний питомец»

Инструктаж по Д/З

Читаем в учебнике, готовимся к чтению

по ролям

Спасибо за урок.

Оценки

Записывают Д/З



В раздел образования