Напоминание

Духовно-нравственные ценности и воспитание


Автор: Осипова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Сергиево-Посадский колледж"
Населённый пункт: г. Краснозаводск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственные ценности и воспитание
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Духовно-нравственные ценности и воспитание

В последние десятилетия в образовательной политике государства заметное

место занимает проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров

молодого поколения России. Совершается это потому что в настоящее время

в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-

нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства,

получения

удовольствия

любыми

средствами.

Причины

многих

бед,

настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла

жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить

нравственные ценности жизни. Без укрепления духовных начал нашей

жизни,

её

нравственных

основ

невозможно

поступательное

развитие

российского общества.

Мы гордимся тем, что было достаточно давно: победой в Великой

Отечественной войне, нашей великой культурой, достижениями прошлых

лет в науке. Мы стыдимся эпохи «девяностых» годов, потому что именно в

тот период мы понесли большие потери в нравственной и духовной области.

Это рост преступности, особенно насильственной и корыстной, сокращение

продолжительности жизни, падение общего уровня культуры и морали,

уменьшение интереса к получению систематического образования.

В своем выступлении с посланием Федеральному Собранию 12.12.2012 г.,

президент Владимир Путин обратил внимание на проблему морали и

духовности в России. “Сейчас в нашей стране мы видим результаты того, что

происходило в органах власти, в СМИ и в головах за прошедшие годы. Были

отброшены все идеологические штампы, но, к сожалению, вместе с ними - и

моральные

принципы“.

Проявление

вышесказанного

проявляется

в

равнодушии к общественным делам и приобретает безобразные, агрессивные

и вызывающие формы создающее угрозу безопасности общества.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.

связывает стратегические цели развития образования со стратегическими

целями развития страны, среди которых – поддержание статуса России как

великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования;

обеспечения

высокого

качества

жизни

для

граждан;

преодоление

экономического и духовного кризиса. Задачи воспитания, нравственности,

помощи учащимся в осмыслении духовных ориентиров жизни стоят перед

каждым педагогом, который решает их в меру своей профессиональной

компетентности и личного мировоззрения.

Российскими

ценностями

всегда

были

патриотизм,

коллективизм,

соборность,

широта

души,

взаимопомощь.

Воспитание

духовности

традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена.

Вопросы нравственности и морали волновали людей не только в наше

время, ими интересовались и занимались ученые, философы, политики,

культовые служители и в прошлую эпоху.

Однако, в настоящее время воспитание, в основном, нацелено на

формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в

нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое

другое. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внутренняя культура,

внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека чаще всего не

воспитываются. Следовательно, в процессе образования следует не только

передавать знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру,

светлые, добрые, нравственные человеческие качества.

Современные

социокультурные

изменения

открывают

возможность

осознания обществом целей и задач развития, определения системы

ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в

сущности,

определяют

направленность

усилий

и

содержание

жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного

здоровья

человека

и

социума.

Успешное

решение

задачи

развития

творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от

определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание

молодежи в учебно-воспитательном процессе.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению

студентов к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным

ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость,

милосердие),

пробуждение

и

развитие

нравственных

чувств

(стыда,

сострадания,

долга

любви

и

веры);

становление

нравственной

воли

(способности к служению добру и противостояние злу, терпения и

терпимости,

готовности

к

преодолению

жизненных

испытаний

и

противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию);

побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).

В современной педагогике, можно сказать, что любой изучаемый предмет,

при

условии

интегрированного

обучения

может,

превратиться

в

развивающуюся систему. Особенно это касается предметов гуманитарно-

эстетического

цикла.

Интегрированный

подход

предполагает

переосмысление общей структуры организации обучения; специальную

подготовку студентов к процессу восприятия, понимания и осмысления

информации (с позиций науки, истории развития культуры, особенностей

разных

искусств,

окружающей

природы);

формирование

у

молодого

поколения

понятий

и

представлений

о

мире

как

едином

целом.

Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что

планируется цикл занятий по одной теме, общей для нескольких педагогов,

работающих с одними и теми же группами.

Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру,

должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на

которых она держалась на протяжении сотен лет.

Отсутствие ориентиров в воспитательном процессе, размывание, а иногда

«переписывание истории» под угоду политикам, может привести к тем

печальным событиям, которые мы сегодня наблюдаем на Украине. Те

ценности - гордость за свою Родину, патриотизм, дружба народов

независимых государств были отброшены, а на их место выдвинуты идеи

ориентации на западные ценности, западную культуру, размыты народные

ценности

-

культура,

обычаи,

нравы,

пропаганда

лжи,

искажение

исторических фактов, сеяние вражды между исторически и духовно

близкими народами - украинским и русским, привели к воспитанию

«ультранационалистов» и фашистов, наблюдаемых сегодня на Украине.

В связи с этим, сегодня как никогда важнейшей целью образования,

общества и государства является воспитание, социально-педагогическая

поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,

творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Именно

поэтому

разумное

реформирование

современной

системы

образования в России, новации в системе образования должны определяться

идеей исторической преемственности поколений. Эта задача обеспечения

исторической преемственности поколений сформулирована среди главных

приоритетов Национальной доктрины образования. В связи с этим цель

освоения традиции является главенствующей по отношению к цели передачи

новым поколением основных знаний, умений и навыков. Освоение традиции

в формах образования предполагает:

-

знание традиции;

-

опыт её освоения;

-

построение личного бытия.

Очень

важно

выполнение

этих

задач

с

переосмыслением

роли

преподавателя.

Труд

педагога

должен

быть

направлен

на

духовно-

нравственное становление личности. Со стороны педагога должна быть

искренняя любовь к студентам, любовь к учительскому труду и особенно

духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности.

Таким

образом,

духовно-нравственное

воспитание

подрастающего

поколения является первостепенной задачей современной образовательной

системы и представляет собой важный компонент социального заказа для

образования.



В раздел образования