Автор: Осипова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Сергиево-Посадский колледж"
Населённый пункт: г. Краснозаводск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственные ценности и воспитание
Раздел: среднее профессиональное
Духовно-нравственные ценности и воспитание
В последние десятилетия в образовательной политике государства заметное
место занимает проблема нравственного воспитания и духовных ориентиров
молодого поколения России. Совершается это потому что в настоящее время
в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-
нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства,
получения
удовольствия
любыми
средствами.
Причины
многих
бед,
настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла
жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить
нравственные ценности жизни. Без укрепления духовных начал нашей
жизни,
её
нравственных
основ
невозможно
поступательное
развитие
российского общества.
Мы гордимся тем, что было достаточно давно: победой в Великой
Отечественной войне, нашей великой культурой, достижениями прошлых
лет в науке. Мы стыдимся эпохи «девяностых» годов, потому что именно в
тот период мы понесли большие потери в нравственной и духовной области.
Это рост преступности, особенно насильственной и корыстной, сокращение
продолжительности жизни, падение общего уровня культуры и морали,
уменьшение интереса к получению систематического образования.
В своем выступлении с посланием Федеральному Собранию 12.12.2012 г.,
президент Владимир Путин обратил внимание на проблему морали и
духовности в России. “Сейчас в нашей стране мы видим результаты того, что
происходило в органах власти, в СМИ и в головах за прошедшие годы. Были
отброшены все идеологические штампы, но, к сожалению, вместе с ними - и
моральные
принципы“.
Проявление
вышесказанного
проявляется
в
равнодушии к общественным делам и приобретает безобразные, агрессивные
и вызывающие формы создающее угрозу безопасности общества.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.
связывает стратегические цели развития образования со стратегическими
целями развития страны, среди которых – поддержание статуса России как
великой державы в сфере науки, культуры, технологий, образования;
обеспечения
высокого
качества
жизни
для
граждан;
преодоление
экономического и духовного кризиса. Задачи воспитания, нравственности,
помощи учащимся в осмыслении духовных ориентиров жизни стоят перед
каждым педагогом, который решает их в меру своей профессиональной
компетентности и личного мировоззрения.
Российскими
ценностями
всегда
были
патриотизм,
коллективизм,
соборность,
широта
души,
взаимопомощь.
Воспитание
духовности
традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена.
Вопросы нравственности и морали волновали людей не только в наше
время, ими интересовались и занимались ученые, философы, политики,
культовые служители и в прошлую эпоху.
Однако, в настоящее время воспитание, в основном, нацелено на
формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в
нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое
другое. Конечно, это необходимо для каждого. А вот внутренняя культура,
внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека чаще всего не
воспитываются. Следовательно, в процессе образования следует не только
передавать знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру,
светлые, добрые, нравственные человеческие качества.
Современные
социокультурные
изменения
открывают
возможность
осознания обществом целей и задач развития, определения системы
ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в
сущности,
определяют
направленность
усилий
и
содержание
жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного
здоровья
человека
и
социума.
Успешное
решение
задачи
развития
творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от
определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание
молодежи в учебно-воспитательном процессе.
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению
студентов к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным
ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, отзывчивость,
милосердие),
пробуждение
и
развитие
нравственных
чувств
(стыда,
сострадания,
долга
любви
и
веры);
становление
нравственной
воли
(способности к служению добру и противостояние злу, терпения и
терпимости,
готовности
к
преодолению
жизненных
испытаний
и
противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию);
побуждение к нравственному поведению (послушание, служение Отечеству).
В современной педагогике, можно сказать, что любой изучаемый предмет,
при
условии
интегрированного
обучения
может,
превратиться
в
развивающуюся систему. Особенно это касается предметов гуманитарно-
эстетического
цикла.
Интегрированный
подход
предполагает
переосмысление общей структуры организации обучения; специальную
подготовку студентов к процессу восприятия, понимания и осмысления
информации (с позиций науки, истории развития культуры, особенностей
разных
искусств,
окружающей
природы);
формирование
у
молодого
поколения
понятий
и
представлений
о
мире
как
едином
целом.
Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что
планируется цикл занятий по одной теме, общей для нескольких педагогов,
работающих с одними и теми же группами.
Для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру,
должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на
которых она держалась на протяжении сотен лет.
Отсутствие ориентиров в воспитательном процессе, размывание, а иногда
«переписывание истории» под угоду политикам, может привести к тем
печальным событиям, которые мы сегодня наблюдаем на Украине. Те
ценности - гордость за свою Родину, патриотизм, дружба народов
независимых государств были отброшены, а на их место выдвинуты идеи
ориентации на западные ценности, западную культуру, размыты народные
ценности
-
культура,
обычаи,
нравы,
пропаганда
лжи,
искажение
исторических фактов, сеяние вражды между исторически и духовно
близкими народами - украинским и русским, привели к воспитанию
«ультранационалистов» и фашистов, наблюдаемых сегодня на Украине.
В связи с этим, сегодня как никогда важнейшей целью образования,
общества и государства является воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,
творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Именно
поэтому
разумное
реформирование
современной
системы
образования в России, новации в системе образования должны определяться
идеей исторической преемственности поколений. Эта задача обеспечения
исторической преемственности поколений сформулирована среди главных
приоритетов Национальной доктрины образования. В связи с этим цель
освоения традиции является главенствующей по отношению к цели передачи
новым поколением основных знаний, умений и навыков. Освоение традиции
в формах образования предполагает:
-
знание традиции;
-
опыт её освоения;
-
построение личного бытия.
Очень
важно
выполнение
этих
задач
с
переосмыслением
роли
преподавателя.
Труд
педагога
должен
быть
направлен
на
духовно-
нравственное становление личности. Со стороны педагога должна быть
искренняя любовь к студентам, любовь к учительскому труду и особенно
духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности.
Таким
образом,
духовно-нравственное
воспитание
подрастающего
поколения является первостепенной задачей современной образовательной
системы и представляет собой важный компонент социального заказа для
образования.