Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста"


Автор: Ляпина Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Материал из опыта работы для педагогов
Тема: "Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти

навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В.А.Сухомлинский.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются

ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности,

основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о

семейном укладе и родной земле. А в нашем современном мире, материальные ценности

доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,

милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно

поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему

духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на

ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития

личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно

здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с

данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к

впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные

напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с

первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым

или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества

разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его

взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

. Поэтому нельзя недооценивать значимость духовно-нравственного воспитания

для разностороннего развития личности.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий

внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не

сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности

проводимой деятельности в детском саду, но не уменьшает значимости нашей работы.

Ведь именно духовно-нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и

формы взаимоотношений человека с миром. А детство – это удивительная страна. Её

впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В

сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную

духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это

совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и

общества, человека и Бога. И мы уже видим времена необратимо изменились: храм

никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить

всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры.

Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства

крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в

православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.

В своей работе мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми,

но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Развитие

духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым

близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с

родным домом и ближайшим окружением. Тематика наших занятий: «Мать и дитя»,

«Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой

ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?»,

«Совесть», «Благодарность», «Вечность», «Зависть», «Милосердие, сочувствие»,

«Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость»,

«Добрые слова и добрые дела», «Книги — наши друзья», «Бедность и богатство»).

Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений на нравственные темы,

таких как: «Чувство жалости сильнее боли» И. Алтынсарина, «Сила не право» К.

Ушинского, «Косточка» Л. Толстого, «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского, «Для

чего руки нужны ?» Е. Пермяк, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского,

«По заслугам» М. Турежанова, «Грубая благодарность», «Добрый и злой» русские

народные сказки , «Кукушка» ненецкая сказка, и многие другие.

2.Постановка сценок: «Яблоко», «Две подружки», «Два жадных медвежонка», «Колосок»

Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка

деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-

занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При

помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для

одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для

другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития

нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и

упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»;

игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу

(маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…»

(закончи фразу).

В своей работе также особое внимание уделяем играм-драматизациям. Выбираем сказки

такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети

старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая

малышей в различные игровые моменты.

Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система

праздников. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко

выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше

воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием.

Например, нашим детям очень нравится отмечать православные праздники , которые

ежегодно проводятся в стенах детского сада. Пасха проходит в форме познавательного

путешествия. Мы рассказываем детям историю праздников, сопровождая рассказ

видеорядом (иллюстрации, презентации).В рождественскую неделю дети рядятся в

костюмы. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.

Очень любим ходить на экскурсии в природу для того, чтобы дети научились видеть её

красоту во все времена года, и беречь её.

6. Экскурсии в музей, на железную дорогу, в кинотеатр, по родному городу для

знакомства с трудом взрослых, и воспитания уважения к любому труду.

7. Экскурсии к памятникам воинам ВОВ и воинам интернационалистам, памятнику

Матери, Бородинскому хлебу, для воспитания патриотических чувств и уважения к

защитникам отечества

Опыт работы убеждает нас в том, что на формирование у детей духовно нравственного

сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат

воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти

воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую

воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-

образовательного процесса. Наличие такой системы позволит создать условия для

организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают

наилучший воспитательный эффект.

Обеспечит ребёнку условия для полноценного

развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнят детскую жизнь полезными

делами и хорошими поступками.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский



В раздел образования