Автор: Ляпина Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Материал из опыта работы для педагогов
Тема: "Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Пусть ребенок чувствует красоту
и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти
навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В.А.Сухомлинский.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются
ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности,
основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о
семейном укладе и родной земле. А в нашем современном мире, материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно
поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему
духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на
ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития
личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно
здорового человека.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с
данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к
впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные
напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с
первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым
или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества
разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его
взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
. Поэтому нельзя недооценивать значимость духовно-нравственного воспитания
для разностороннего развития личности.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий
внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не
сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности
проводимой деятельности в детском саду, но не уменьшает значимости нашей работы.
Ведь именно духовно-нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и
формы взаимоотношений человека с миром. А детство – это удивительная страна. Её
впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В
сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную
духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это
совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и
общества, человека и Бога. И мы уже видим времена необратимо изменились: храм
никогда не бывает пуст, в большие православные праздники он даже не может вместить
всех желающих. Дети идут в Воскресные школы и Духовно-просветительские центры.
Родители освящают дома, многие придерживаются поста. Взрослые принимают таинства
крещения, исповеди, причастия, венчания. Воочию виден интерес и потребность в
православных ценностях. А это и есть показатель духовного возрождения.
В своей работе мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми,
но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Развитие
духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым
близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с
родным домом и ближайшим окружением. Тематика наших занятий: «Мать и дитя»,
«Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой
ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?»,
«Совесть», «Благодарность», «Вечность», «Зависть», «Милосердие, сочувствие»,
«Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость»,
«Добрые слова и добрые дела», «Книги — наши друзья», «Бедность и богатство»).
Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений на нравственные темы,
таких как: «Чувство жалости сильнее боли» И. Алтынсарина, «Сила не право» К.
Ушинского, «Косточка» Л. Толстого, «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского, «Для
чего руки нужны ?» Е. Пермяк, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского,
«По заслугам» М. Турежанова, «Грубая благодарность», «Добрый и злой» русские
народные сказки , «Кукушка» ненецкая сказка, и многие другие.
2.Постановка сценок: «Яблоко», «Две подружки», «Два жадных медвежонка», «Колосок»
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка
деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-
занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При
помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для
одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для
другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития
нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и
упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»;
игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу
(маме…)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…»
(закончи фразу).
В своей работе также особое внимание уделяем играм-драматизациям. Выбираем сказки
такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети
старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая
малышей в различные игровые моменты.
Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система
праздников. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко
выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше
воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием.
Например, нашим детям очень нравится отмечать православные праздники , которые
ежегодно проводятся в стенах детского сада. Пасха проходит в форме познавательного
путешествия. Мы рассказываем детям историю праздников, сопровождая рассказ
видеорядом (иллюстрации, презентации).В рождественскую неделю дети рядятся в
костюмы. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.
Очень любим ходить на экскурсии в природу для того, чтобы дети научились видеть её
красоту во все времена года, и беречь её.
6. Экскурсии в музей, на железную дорогу, в кинотеатр, по родному городу для
знакомства с трудом взрослых, и воспитания уважения к любому труду.
7. Экскурсии к памятникам воинам ВОВ и воинам интернационалистам, памятнику
Матери, Бородинскому хлебу, для воспитания патриотических чувств и уважения к
защитникам отечества
Опыт работы убеждает нас в том, что на формирование у детей духовно нравственного
сознания оказывают влияние самые разнообразные воздействия. Максимальный результат
воспитательно-образовательной работы достигается только при условии, что эти
воздействия осуществляются в системе, где каждое из них выполняет свою особую
воспитательную функцию, являясь необходимым звеном единого воспитательно-
образовательного процесса. Наличие такой системы позволит создать условия для
организации комплексных воздействий, которые взаимодополняют друг друга и дают
наилучший воспитательный эффект.
Обеспечит ребёнку условия для полноценного
развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнят детскую жизнь полезными
делами и хорошими поступками.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский