Напоминание

"Развитие мелкой моторики, через разные виды продуктивной деятельности из опыта работы"


Автор: Чистикова Анастасия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС ОВ № 22"
Населённый пункт: город Усинск, республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики, через разные виды продуктивной деятельности из опыта работы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики, через разные виды продуктивной деятельности

(из опыта работы)

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц

на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта

моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в

коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого

аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного

мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и

речевых способностей.

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью

специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются

и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале

появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей.

В группе создан сенсомоторный центр, который периодически обновляется, находится в

свободном доступе для детей, он включает в себя:

-игровые манипуляции с бусами, пуговицами (бусинки, пуговицы разной формы и

величины, которые нанизываются на шнурок или леску, разной толщины;

-игровые манипуляции с нитками разного цвета и толщины; пальчиковый театр «Сказки

на пальчиках»;

-игры шнуровки;

-динамические игрушки;

-различные мозаики;

-природный материал: шишки, жёлуди, фасоль, горох, гречка, семечки и многое другое;

-раскраски, трафареты;

-предметы широкого спектра использования (мячики, счётные палочки, бумага и др.);

-использование продуктов: макароны, рис, горох, фасоль, и т.д.;

-ватные палочки, ватные диски, зубочистки, вата.

-штампы из овощей и фруктов.

Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику,

массаж

рук

с

использованием

разнообразных

предметов,

дидактические

игры.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга.

Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания

рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими

словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от

рук.

Для решения этой задачи я создала в группе уголок "Мелкой моторики".

Для содержательного наполнения уголка, необходимо было изучить имеющийся опыт по

этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками.

Уголок был оборудован разными видами конструкторов: магнитный, мягкий, деревянный

(паззлы), "Мелкое лего"; магнитные игры, шнуровки; игры Воскобовича: "Чудо -

крестики", "Чудо - цветик"; дидактические игры.

Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений.

Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того,

подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы,

необходимые для успешного обучения в школе. Так же был разработан стенд для

родителей "Развитие моторики рук" и плакаты с пальчиковой гимнастикой.

Второе направление - работа с бумагой. Я часто использую в работе с детьми такой вид

как оригами. Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических

фигур, развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук,

пространственную

ориентацию,

умение

анализировать,

планировать,

создавать

конструкцию по образцу, воспитывать у детей трудолюбие. Конструирование из бумаги

представляет для детей дошкольного возраста некоторые трудности, так как бумага - это

плоский материал и его надо перевести в объемные формы. Поэтому надо с самого начала

научить детей простейшим приемам работы с бумагой. Воспроизведение действий

показанных взрослым, не является для ребенка просто механической операцией. Ему

приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании

противоположные стороны и углы совпали.

Третье направление - работа с пластилином. Дети очень любят лепить. Лепка является

одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской продуктивной

деятельности. Такая деятельность интересна и разнообразна. Дети с удовольствием

выполняют задания.

При

планировании

работы

по

ручному

труду

всегда

учитываю

возрастно-

психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей.

Примерные занятия, которые проводились мною с детьми:

Занятие «Грибочки» и раскрашивание «Шляпки для грибов».

Для занятия потребовались макароны, гуашь.

Занятие «Одуванчики».

Выцарапывание от контура в центр с помощью зубочисток.

Рисование стебля пальчиками.

Пластилинография «Чаепитие»

Размазывание пластилина не заезжая за контур, используя разноцветный пластилин.

Занятие «Новогодняя елочка»

Использование природного материала – шишки, пластилин, вата.

Занятие «Разноцветные круги»

Использование штампов из овощей (огурцов, картофеля), гуашь.

Занятие «Наряды для мальчиков и девочек»

Использование пластилина, бусин, фасоль, макарон (можно предварительно покрасить).

Систематическая

работа

в

данном

направлении

позволяет

достичь

следующих

положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость,

исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко

овладеть

навыком письма.

Деятельность

педагога

может

стать по-настоящему

результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и

единомышленниками. Поэтому перед собой ставим задачу – заинтересовать родителей

решением проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, вовлечь их в жизнь

группы, сделать их союзниками в работе.



В раздел образования