Автор: Чистикова Анастасия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС ОВ № 22"
Населённый пункт: город Усинск, республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики, через разные виды продуктивной деятельности из опыта работы"
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики, через разные виды продуктивной деятельности
(из опыта работы)
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц
на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта
моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в
коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого
аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного
мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и
речевых способностей.
В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью
специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются
и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале
появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей.
В группе создан сенсомоторный центр, который периодически обновляется, находится в
свободном доступе для детей, он включает в себя:
-игровые манипуляции с бусами, пуговицами (бусинки, пуговицы разной формы и
величины, которые нанизываются на шнурок или леску, разной толщины;
-игровые манипуляции с нитками разного цвета и толщины; пальчиковый театр «Сказки
на пальчиках»;
-игры шнуровки;
-динамические игрушки;
-различные мозаики;
-природный материал: шишки, жёлуди, фасоль, горох, гречка, семечки и многое другое;
-раскраски, трафареты;
-предметы широкого спектра использования (мячики, счётные палочки, бумага и др.);
-использование продуктов: макароны, рис, горох, фасоль, и т.д.;
-ватные палочки, ватные диски, зубочистки, вата.
-штампы из овощей и фруктов.
Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую гимнастику,
массаж
рук
с
использованием
разнообразных
предметов,
дидактические
игры.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга.
Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания
рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими
словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от
рук.
Для решения этой задачи я создала в группе уголок "Мелкой моторики".
Для содержательного наполнения уголка, необходимо было изучить имеющийся опыт по
этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками.
Уголок был оборудован разными видами конструкторов: магнитный, мягкий, деревянный
(паззлы), "Мелкое лего"; магнитные игры, шнуровки; игры Воскобовича: "Чудо -
крестики", "Чудо - цветик"; дидактические игры.
Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений.
Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того,
подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы,
необходимые для успешного обучения в школе. Так же был разработан стенд для
родителей "Развитие моторики рук" и плакаты с пальчиковой гимнастикой.
Второе направление - работа с бумагой. Я часто использую в работе с детьми такой вид
как оригами. Оригами знакомит детей со способами преобразования геометрических
фигур, развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук,
пространственную
ориентацию,
умение
анализировать,
планировать,
создавать
конструкцию по образцу, воспитывать у детей трудолюбие. Конструирование из бумаги
представляет для детей дошкольного возраста некоторые трудности, так как бумага - это
плоский материал и его надо перевести в объемные формы. Поэтому надо с самого начала
научить детей простейшим приемам работы с бумагой. Воспроизведение действий
показанных взрослым, не является для ребенка просто механической операцией. Ему
приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании
противоположные стороны и углы совпали.
Третье направление - работа с пластилином. Дети очень любят лепить. Лепка является
одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской продуктивной
деятельности. Такая деятельность интересна и разнообразна. Дети с удовольствием
выполняют задания.
При
планировании
работы
по
ручному
труду
всегда
учитываю
возрастно-
психологические, индивидуальные особенности и физические возможности детей.
Примерные занятия, которые проводились мною с детьми:
Занятие «Грибочки» и раскрашивание «Шляпки для грибов».
Для занятия потребовались макароны, гуашь.
Занятие «Одуванчики».
Выцарапывание от контура в центр с помощью зубочисток.
Рисование стебля пальчиками.
Пластилинография «Чаепитие»
Размазывание пластилина не заезжая за контур, используя разноцветный пластилин.
Занятие «Новогодняя елочка»
Использование природного материала – шишки, пластилин, вата.
Занятие «Разноцветные круги»
Использование штампов из овощей (огурцов, картофеля), гуашь.
Занятие «Наряды для мальчиков и девочек»
Использование пластилина, бусин, фасоль, макарон (можно предварительно покрасить).
Систематическая
работа
в
данном
направлении
позволяет
достичь
следующих
положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость,
исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко
овладеть
навыком письма.
Деятельность
педагога
может
стать по-настоящему
результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и
единомышленниками. Поэтому перед собой ставим задачу – заинтересовать родителей
решением проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, вовлечь их в жизнь
группы, сделать их союзниками в работе.