Напоминание

"Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические ошибки и способы их устранения"


Автор: Сулейманова Наиля Рафиковна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ ПО "Кузнецкий многопрофильный колледж"
Населённый пункт: г.Кузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические ошибки и способы их устранения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Пензенской области

«Кузнецкий многопрофильный колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

Тема: «

Лексика. Нормативное использование в речи

профессиональной лексики. Лексические ошибки и

способы их устранения»

Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

Продолжительность занятия: 90 минут

Составила: Сулейманова Н.Р.,

преподаватель русского языка

и литературы

высшей квалификационной

категории

2017

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Нормы устной и письменной речи входят в классификацию норм

русского литературного языка. Непосредственно со знанием норм русского

литературного языка связано основополагающее коммуникативное качество

речи – ее правильность. Лексические и лексико-стилистические нормы

русского

литературного

языка

непосредственно

связаны

со

знанием

лексического значения слова, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов

и проч. Без знания лексических и лексико-стилистических норм наша речь не

будет точной, уместной, богатой и выразительной и, соответственно, не

достигнет

цели.

В

связи

с

этим

изучение

лексических

и

лексико-

стилистических норм русского литературного языка является необходимым

для каждого образованного человека.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательная:

расширить лексический запас и кругозор студентов;

отработать умения относить слова к определенному пласту лексики

русского языка;

совершенствовать умение выбирать правильное написание, которое

определяется лексическим значением слова (пре-; при-; мак-; мок-;

равн-; ровн-;).

Развивающая:

развитие речи через обогащение и усложнение словарного запаса;

развитие коммуникативных свойств речи: выразительность,

экспрессивность.

Воспитательная:

воспитать внимательное отношение к слову и интерес к языку;

воздействовать

на

мотивационную

сферу

личности

студентов:

формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;

воспитать творческую активность студентов.

После изучения данной темы студент должен

ЗНАТЬ: основные понятия лексики и слова; пласты лексики русского

языка:

синонимы,

антонимы,

омонимы,

паронимы,

неологизмы

и

устаревшие слова;

классификацию

устной

норм

и

письменной

речи;

основные

типы

лексических

и

лексико-стилистических

норм

русского

литературного языка; причины возникновения лексических и лексико-

стилистических ошибок и способы их устранения;

УМЕТЬ:

относить слова к определенному пласту лексики русского

языка; строить свою речь в соответствии с лексическими и лексико-

стилистическими

нормами

устной

и

письменной

речи

русского

литературного языка;

определять и устранять ошибки и неточности в своей

речи и в речи окружающих, в соответствии с лексическими и лексико-

стилистическими

нормами

устной

и

письменной

речи

русского

литературного

языка;

совершенствовать

умение

выбирать

правильное

написание, которое определяется лексическим значением слова (пре-; при-;

мак-; мок-; равн-; ровн-;); уметь пользоваться словарями.

Внутрипредметные связи: орфоэпия и орфография.

Межпредметные связи: история, литература

Оснащенность занятия: задания для входного и выходного контроля,

словари, учебники, оформленная доска.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть……………………………………………………………………….5 мин.

II. Входной контроль

1) Орфоэпическая разминка ………………………………………………………………………..3

мин.

2) Орфографическая разминка……………………………………………………………

………..5 мин.

3)

Проверка профессиональной лексики …………………………………………………….4 мин.

III. Изучение нового материала

1)

Слово учителя о разделе «Лексика»…………………………………………………………2

мин.

2)

Сообщение студентов «Однозначные и многозначные слова»…………

5 мин.

- Самостоятельная работа………………………………………………………………………5 мин.

3)

Сообщение студентов «Синонимы. Антонимы. Паронимы.

Омонимы»……………………………………………………………………………………………………..

.5 мин.

- Самостоятельная работа.........................................................................7 мин.

4)

Сообщение студентов «Архаизмы и неологизмы»……………………………….. 3

мин.

- Самостоятельная работа по карточкам ..……………………………………………….5 мин.

5) Слово

преподавателя………………………………………………………………………..3 мин.

IV.

Выходной контроль

1) Работа по карточкам……………………………………………………………………………7 мин.

2) Решение кроссворда……………………………………………………………………………10 мин

V. Подведение

итогов

1) Вопросы на обобщение изученного материала......................................3 мин.

2) Выставление

и комментирование оценок.............................................4 мин.

VI. Домашнее задание……………………………………………………………………………..4 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы урока

Деятельность

Деятельность

Методическое

преподавателя

студентов

обоснование

I.

Организационная

часть

1) Приветствие.

2) Преподаватель

оценивает

готовность студентов

к занятию:

- внешний вид;

- оформленность

доски;

- наличие

необходимых

принадлежностей;

- отмечает

отсутствующих.

3) Сообщает тему,

цели урока и

предлагает записать

дату и тему в

тетрадях.

4) Отмечает

необходимость

изучения данной

темы.

Мотивирование.

Студенты

приветствуют

преподавателя

вставанием.

Слушают и

записывают в

рабочих

тетрадях дату и

тему урока.

Создание

психологического

климата занятия,

деловой, рабочей

обстановки.

Формирование

познавательного

интереса к учебной

деятельности,

занятию.

II.

Входной

контроль

1) Орфоэпическая

разминка

(Приложение №1)

2) Орфографическая

разминка.

(Приложение №2)

Разбор ошибок.

3) Проверка

профессиональной

лексики.

Студенты

записывают в

рабочие

тетради. Затем

проверяют

правильность

выполнения

задания,

указывают на

допущенные

ошибки.

Отвечают на

вопросы

преподавателя

Формирование

умения

пользоваться

лексическими

знаниями.

Формирование и

совершенствование

правописных

умений.

Контроль и

актуализация

знаний

(Приложение №3)

Анализ ошибок.

Результаты входного

контроля.

III.

Изучение нового

материала

1) Слово учителя о

разделе «Лексика»

2)

Сообщение

студентов

«Однозначные и

многозначные

слова»

- Самостоятельная

работа.

Преподаватель

предлагает составить

предложения,

употребляя данные

слова в разных

значениях.

3)

Сообщение

студентов

«Синонимы.

Антонимы. Паронимы.

Омонимы».

- Самостоятельная

работа.

Преподаватель

дает рекомендации

по выполнению

заданий.

(Приложение №4)

4) Сообщение

студентов

«Архаизмы и

Студенты

слушают и

отвечают на

вопросы.

Студенты

слушают

сообщение

студентов,

делают записи в

тетрадях.

Составляют

предложения.

Проверяют

правильность

выполнения

задания,

указывают на

допущенные

ошибки.

Студенты

внимательно

слушают,

делают записи в

тетрадях.

Студенты

письменно

выполняют

задания.

Затем проверяют

правильность

выполнения

заданий.

Студенты

внимательно

слушают,

Раскрытие

существенных

признаков

изучаемых явлений.

Восприятие

материала.

Обучение умению

применять на

практике

полученные

знания. Развитие

творческого

мышления.

Контроль и

актуализация

знаний.

Развитие

познавательной

деятельности.

Умение

самостоятельно

анализировать

факты языка,

делать обобщения.

Контроль за

выполнением

задания. Развитие

творческого

мышления.

Восприятие

материала.

неологизмы»

- Самостоятельная

работа.

Преподаватель

дает рекомендации

по выполнению

заданий по карточкам

(Приложение №5)

5) Слово

преподавателя о

лексических и

лексико-

стилистических

нормах.

делают записи в

тетрадях.

Студенты

письменно

выполняют

задания.

Затем проверяют

правильность

выполнения

заданий.

Студенты

внимательно

слушают,

делают записи в

тетрадях.

Развитие

логического

мышления.

Контроль за

выполнением

задания.

Умение

анализировать

факты языка,

делать обобщения.

IV.

Выходной

контроль

1) Самостоятельная

работа.

- Нахождение и

исправление

ошибок,

допущенных в

предложениях.

(Приложение№6)

- Решение

кроссворда на

знание названий

лечебных

учреждений.

Находят и

исправляют

ошибки.

Студенты

письменно

выполняют

задания.

Развитие

логического

мышления,

языковой зоркости.

Систематизация

знаний и умение

применять их на

практике.

Развитие устной

речи.

Развитие

мыслительной

деятельности.

V.

Подведение

итогов

1) Вопросы для

подведения итогов:

- Что узнали нового?

- Чему научились?

- Что повторили?

- Какие качества

речи развили?

2) Выставление и

комментирование

оценок

Студенты

отвечают на

вопросы.

Слушают.

Обращают

внимание на

замечания.

Выяснение

осознанного

усвоения нового

материала.

Осмысление

результатов.

VI.

Домашнее

Преподаватель

подробно объясняет

Студенты

записывают

Воспитание

ответственного,

задание

выполнение

домашнего задания:

- запись;

-стр. 67-95

упр. 1, 2,3(стр.75)

(уч-к «Русский язык

и культура речи»

Н.В.Кузнецова)

домашнее

задание.

Слушают

указания.

добросовестного

отношения к

выполнению

домашнего

задания.

Развитие

мыслительных

процессов.

Отработка навыков

самостоятельной

работы с книгой,

дополнительной

литературой

Приложение №1

Орфоэпическая разминка:

На доске слова: Баловать, газопровод, бензопровод, две пары сапог, носков,

чулок, красивее, августовский, взят – взята, позвонит, мука, орган

Какие слова можно произнести с ударением на разных слогах?

От чего это зависит? (от лексического значения)

Ответ:

Мука – сильное физическое страдание

Мука – размолотые в порошок хлебные зерна

Орган – часть организма

Орган – музыкальный инструмент

Приложение №2

Орфографическая разминка:

Прочитайте следующие слова и вставьте буквы:

I в. II в.

1. Р…внять (дорогу) 1. Выр…внять (грядки)

2. Обм…кнуть (перо) 2. Пром…кать (об обуви)

3. Пром…кнуть (под дождем) 3. Пром…кательная (бумага)

4. Пр…творять (дверь) 4. Пр…творять (в жизнь)

5. Пр…близиться 5. Пр…дать (друга)

6. Пр…открыть 6. Пр…дорожный

7. Пр…образование 7. Пр…горелый

8. Ср…внение 8. Р…внозначный

Ответ:

I в. II в.

1. Ровнять (дорогу) 1. Выровнять (грядки)

2. Обмакнуть (перо) 2. Промокать (об обуви)

3. Промокнуть (под дождем) 3. Промокательная (бумага)

4. Притворять (дверь) 4. Претворять (в жизнь)

5. Приблизиться 5. Предать (друга)

6. Приоткрыть 6. Придорожный

7. Преобразование 7. Пригорелый

8. Сравнение 8. Равнозначный

Приложение №3

Профессиональная лексика

Задание. Узнайте по лексическому значению слово:

- повышенная чувствительность организма к определенному аллергену

(аллергия)

- отсутствие аппетита при наличии физической потребности (анорексия)

- удушье, обусловленное кислородным голоданием организма (асфиксия)

- расстройство пищеварения, сопровождающееся тяжестью в желудке

(диспепсия)

- расстройство глотания; нарушение прохождения пищи по пищеводу из глотки

в желудок (дисфагия)

- хроническое заболевание органов дыхания (астма)

- урежение сердечных сокращений (брадикардия)

- повышение артериального давления (гипертензия)

- пониженное артериальное давление (гипотония)

- защитная реакция организма (иммунитет)

Приложение №4

Задание. Подберите к словам:

Вариант 1 Вариант 2

Синонимы: Антонимы:

большой, живой,

сущность, глубокий,

битва, принести,

слабый, гнев,

объяснить, легкий,

множество, центр,

выйти, мало,

тьма здесь

ОТВЕТ

Вариант 1 Вариант 2

Синонимы: Антонимы:

Большой – крупный,

живой – мертвый

Сущность – существо,

глубокий – мелкий,

битва – бой,

принести – отнести,

слабый – хилый,

гнев – радость,

объяснить – разъяснить,

легкий – тяжелый,

множество – большинство,

центр – окраина,

выйти – удалиться,

мало – много,

тьма – темнота

здесь - там

Задание. Выпишите в два столбика паронимы и омонимы:

Коса, подпись, клуб, роспись, Швеция, Австрия, замок, Австралия, Швейцария,

длинный, желанный, длительный, желательный.

ОТВЕТ

Паронимы:

Омонимы:

Подпись – роспись

Коса

Швеция – Швейцария

клуб

Австрия – Австралия

замок

Длинный – длительный

Желанный – желательный

Приложение №5

Задание. Приведенные слова разделите на три группы: к первой отнесите слова,

которые еще сохраняют оттенок новизны; ко второй – слова, утратившие этот

оттенок и вошедшие в активный запас лексики; к третьей – слова, которые

перешли в фонд устаревших.

Глас, нарком, прилуниться, телевизор, сельсовет, сайт, биофизика, денница,

аэроплан, программирование, байт, компьютер, красноармеец, интернет,

мотодром, десантирование.

ОТВЕТ

1 группа: сайт, байт, Интернет, компьютер, программирование

2 группа: прилуниться, телевизор, биофизика, аэроплан, мотодром,

десантирование

3 группа: глас, нарком, сельсовет, денница, красноармеец

Приложение №6

Задание. Устранить лексические ошибки.

1.

Написав автобиографию, нужно поставить свою роспись.

2.

Олег одел плащ и поспешил на работу.

3.

У девочки были удивительно верные черты лица.

4.

Олег налил в кружку горячий кипяток.

5.

Ничто не может вывести Обломова из баланса.

6.

Таня прибежала в слезах и поведала Вере о своей обиде.

ОТВЕТ:

1.

Написав автобиографию, нужно поставить свою подпись. – смешение

паронимов.

2.

Олег надел плащ и поспешил на работу. – смешение паронимов.

3.

У девочки были правильные верные черты лица. – ошибка в

употреблении синонима.

4.

Олег налил в кружку кипяток. Горячий - лишнее слово.

5.

Ничто не может вывести Обломова из себя. - неуместное использование

иноязычного слова.

6.

Таня прибежала в слезах и рассказала Вере о своей обиде. – неуместное

использование архаизма.



В раздел образования