Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные подходы в работе учителя-логопеда. Сборник дидактических материалов по коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР от 5 до 7 лет по лексической теме: "Птицы"
Раздел: дошкольное образование
Леонова Светлана Сергеевна
учитель-логопед
МБДОУ №9 «Золотой петушок»
города Тихорецка Тихорецкого района
Краснодарского края
Современные подходы в работе учителя-логопеда
Сборник дидактических материалов по коррекционно-
развивающей работе для детей с ТНР от 5 до 7 лет
по лексической теме: «ПТИЦЫ»
Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится
играм.
В
игровой
деятельности
старших
дошкольников
существует
двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается
и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием
развития речи. Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае,
когда ему интересно, когда он увлечён и играет. Именно поэтому я стала
оформлять игры и дидактический речевой материал по лексическим темам в
виде сборников. Один из таких сборников я хочу представить вашему
вниманию.
Сборник дидактических материалов по коррекционно-развивающей
работе для детей с ТНР (от 5 до 7 лет) по лексической теме «Птицы»
направлен на формирование и закрепление представлений детей о птицах.
Содержание сборника позволяет развивать восприятие детей, внимание,
память, мышление и речь; знакомит детей с детей с зимующими и
перелетными птицами. Все материалы соответствуют данной теме и несут в
себе познавательную и развивающую функции.
Цель: Закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах у детей.
Задачи:
-обобщать и систематизировать знания детей о перелетных и зимующих
птицах;
-расширять активный и пассивный словарь и формировать лексико-
грамматические конструкции;
-упражнять детей в составлении
описательных рассказов о птицах с
помощью мнемотаблицы ;
-закреплять знания и умения, направленные на формирование звуко-
слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза;
-закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между
природными явлениями;
-систематизировать знания о взаимодействии живой и неживой природы;
-развивать восприятие, внимание, память, мышление (умение анализировать,
сравнивать, сопоставлять, делать выводы);
-активизировать речевые навыки;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Сборник дидактических материалов включает всевозможные задания,
направленные на обогащение активного и пассивного словарного запаса
ребенка, формирование правильных грамматических конструкций речи,
звуко-слогового анализа и синтеза.
При работе с данным пособием детям необходимо выполнить
определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки,
выучить
стихотворения,
составить
рассказ,
провести
наблюдения
(за
погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе). В
ходе такой работы дошкольники получают новые знания по лексической
теме, расширяют и обогащают экспрессивную и импрессивную речь.
В содержание сборника включены следующие дидактические игры с
детьми:
- Составление рассказа по мнемотаблице "Расскажи по схеме о птице"
- Чтение, заучивание стихов и рассказов о птицах
- Дидактическая игра "Четвертый лишний"
- Лото "Птицы"
- Дидактическая игра "Посчитай слоги"
- Дидактическая игра "Разложи по размеру"
- Дидактическая игра "Путаница"
- Дидактическая игра "Обведи по образцу"
- Дидактическая игра "Выложи слово"
- Дидактическая игра "Соедини одинаковые слоги»
- Отгадывание загадок "Отгадай загадку"
- Дидактическая игра "Зимующие или перелетные?"
- Дидактическая игра "Найди пять отличий"
- Дидактическая игра "Составь рассказ по картинкам"
- Дидактическая игра «Нарисуй дятла по клеточкам»
- Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам "Составь
рассказ".
В ходе работы это пособие:
1. Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая,
что у дошкольников наглядно-образное мышление).
2. Дает возможность повторить пройденный материал в любое удобное время
для ребенка.
3. Хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются
дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.
Предложенное авторское пособие поможет не только педагогам, но и
родителям в доступной увлекательной форме закрепить знания детей по
данной теме.
Методическое пособие имеет практическую значимость и отвечает всем
основным
требованиям,
представленным
к
работе
данного
вида.
Представленное методическое пособие может быть рекомендовано к
использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и
родителям в индивидуальной работе с детьми.
Инструкции для организации работы с содержанием сборника
Сборник дидактических материалов включает всевозможные задания,
игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического
строя
речи,
расширение
словаря
и
формирование
связной
речи
по
лексической теме «Птицы».
В сборнике подобраны стихи и рассказы о птицах и оформлены в
виде книжек-малышек.
Они помогут
обогатить знания детей
о природе,
её
многообразии,
особенностях поведения птиц. Стихи и рассказы развивают познавательный
интерес
к
миру
природы,
эстетические
чувства
(умение
увидеть
и
прочувствовать красоту природы, восхититься ею), обогащают знания детей,
расширяют словарный запас, развивают память.
«Угадай птицу» (или «Кто прилетел?»). Это карточки с изображением
птиц. С их помощью дети запоминают их внешний вид, характерные
признаки.
Загадки.
Загадки направлены на разностороннее развитие устной речи и обогащение
словарного запаса ребенка. Также они формируют умение делать выводы и
выделять основные признаки предметов, развивают предметно-образное
мышление, способность к обобщению и анализу. Зачастую в загадках
присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает
переносные значения некоторых знакомых слов.
Цель: учить детей соотносить описание птицы, особенности ее поведения в
загадках с определенным видом; развивать слуховое внимание;
с помощью поэтического слова показать разнообразие сезонных явлений и
пребывание в них различных видов пернатых.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных
предложений с союзом потому что, активизировать и обогащать словарь
детей.
Ход игры: Перед ребенком выложить карточку с четырьмя картинками, на
которой три птицы соответствуют одному времени года, а одна картинка -
другому. Ребенок должен найти лишнюю, объясняя свой выбор.
Мнемотаблицы
«Строение птицы (большая карточка-схема
для закрепления имеющихся у дошкольников знаний) и «Расскажи-ка».
Игры «Найди пять отличий» и «Сложи картинку»
Цель игры: сложить из фрагментов целое изображение.
Задачи: Обучать составлять сюжет по фрагментам; закреплять у ребенка
понятия «часть» и «целое»; тренировать координацию глаз-рука, развивать
логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность.
Эти игры с обсуждениями полученной картинки тренируют речь ребенка,
умение строить связные предложения, расширяют словарный запас и
кругозор. Яркие картинки стимулируют зрительное восприятие и образное
воображение.
Дидактическая игра «Нарисуй дятла по клеточкам»
Цель:
расширить представления детей о птицах, сезонных явлениях;
развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.
Ребенку
надо
подобрать
картинки
и
найти
слоги,
соответствующие
определенному названию птицы.
Карточки с изображением птиц так же можно использовать при составлении
описательных рассказов с помощью алгоритма «Расскажи-ка».
Беседы по картинке
развивают связную речь, обобщают имеющиеся
знания по теме, активизируют мыслительную деятельность и внимание.
Дидактическая игра «Составь рассказ»
Цель:
развивать
устную
речь,
наблюдательность,
внимание,
память,
расширяя представления детей о птицах в разное время года.
Дидактические игры: «Парочки» (из множества картинок нужно выбрать
пары, изображающие одну и ту же птицу в разных ракурсах), «Чей хвост?»,
«Узнай птицу по силуэту».
Сборник дидактических материалов как средство развития детей
дошкольного возраста помогает организовать совместную деятельность с
детьми, а также самостоятельную деятельность ребенка.
В ходе работы это пособие:
1.Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по
изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Дает возможность повторить пройденный материал в любое удобное время
для ребенка.
3. Хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются
дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.