Напоминание

"Современные подходы в работе учителя-логопеда. Сборник дидактических материалов по коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР от 5 до 7 лет по лексической теме: "Птицы"


Автор: Леонова Светлана Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тихорецк, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные подходы в работе учителя-логопеда. Сборник дидактических материалов по коррекционно-развивающей работе для детей с ТНР от 5 до 7 лет по лексической теме: "Птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Леонова Светлана Сергеевна

учитель-логопед

МБДОУ №9 «Золотой петушок»

города Тихорецка Тихорецкого района

Краснодарского края

Современные подходы в работе учителя-логопеда

Сборник дидактических материалов по коррекционно-

развивающей работе для детей с ТНР от 5 до 7 лет

по лексической теме: «ПТИЦЫ»

Большое значение в развитии связной речи дошкольников отводится

играм.

В

игровой

деятельности

старших

дошкольников

существует

двусторонняя связь между речью и игрой. С одной стороны, речь развивается

и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием

развития речи. Вовлечь ребёнка в деятельность возможно лишь в том случае,

когда ему интересно, когда он увлечён и играет. Именно поэтому я стала

оформлять игры и дидактический речевой материал по лексическим темам в

виде сборников. Один из таких сборников я хочу представить вашему

вниманию.

Сборник дидактических материалов по коррекционно-развивающей

работе для детей с ТНР (от 5 до 7 лет) по лексической теме «Птицы»

направлен на формирование и закрепление представлений детей о птицах.

Содержание сборника позволяет развивать восприятие детей, внимание,

память, мышление и речь; знакомит детей с детей с зимующими и

перелетными птицами. Все материалы соответствуют данной теме и несут в

себе познавательную и развивающую функции.

Цель: Закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах у детей.

Задачи:

-обобщать и систематизировать знания детей о перелетных и зимующих

птицах;

-расширять активный и пассивный словарь и формировать лексико-

грамматические конструкции;

-упражнять детей в составлении

описательных рассказов о птицах с

помощью мнемотаблицы ;

-закреплять знания и умения, направленные на формирование звуко-

слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза;

-закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между

природными явлениями;

-систематизировать знания о взаимодействии живой и неживой природы;

-развивать восприятие, внимание, память, мышление (умение анализировать,

сравнивать, сопоставлять, делать выводы);

-активизировать речевые навыки;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Сборник дидактических материалов включает всевозможные задания,

направленные на обогащение активного и пассивного словарного запаса

ребенка, формирование правильных грамматических конструкций речи,

звуко-слогового анализа и синтеза.

При работе с данным пособием детям необходимо выполнить

определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки,

выучить

стихотворения,

составить

рассказ,

провести

наблюдения

(за

погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе). В

ходе такой работы дошкольники получают новые знания по лексической

теме, расширяют и обогащают экспрессивную и импрессивную речь.

В содержание сборника включены следующие дидактические игры с

детьми:

- Составление рассказа по мнемотаблице "Расскажи по схеме о птице"

- Чтение, заучивание стихов и рассказов о птицах

- Дидактическая игра "Четвертый лишний"

- Лото "Птицы"

- Дидактическая игра "Посчитай слоги"

- Дидактическая игра "Разложи по размеру"

- Дидактическая игра "Путаница"

- Дидактическая игра "Обведи по образцу"

- Дидактическая игра "Выложи слово"

- Дидактическая игра "Соедини одинаковые слоги»

- Отгадывание загадок "Отгадай загадку"

- Дидактическая игра "Зимующие или перелетные?"

- Дидактическая игра "Найди пять отличий"

- Дидактическая игра "Составь рассказ по картинкам"

- Дидактическая игра «Нарисуй дятла по клеточкам»

- Составление описательных рассказов по сюжетным картинкам "Составь

рассказ".

В ходе работы это пособие:

1. Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по

изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая,

что у дошкольников наглядно-образное мышление).

2. Дает возможность повторить пройденный материал в любое удобное время

для ребенка.

3. Хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются

дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.

Предложенное авторское пособие поможет не только педагогам, но и

родителям в доступной увлекательной форме закрепить знания детей по

данной теме.

Методическое пособие имеет практическую значимость и отвечает всем

основным

требованиям,

представленным

к

работе

данного

вида.

Представленное методическое пособие может быть рекомендовано к

использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и

родителям в индивидуальной работе с детьми.

Инструкции для организации работы с содержанием сборника

Сборник дидактических материалов включает всевозможные задания,

игры и упражнения, направленные на совершенствование грамматического

строя

речи,

расширение

словаря

и

формирование

связной

речи

по

лексической теме «Птицы».

В сборнике подобраны стихи и рассказы о птицах и оформлены в

виде книжек-малышек.

Они помогут

обогатить знания детей

о природе,

её

многообразии,

особенностях поведения птиц. Стихи и рассказы развивают познавательный

интерес

к

миру

природы,

эстетические

чувства

(умение

увидеть

и

прочувствовать красоту природы, восхититься ею), обогащают знания детей,

расширяют словарный запас, развивают память.

«Угадай птицу» (или «Кто прилетел?»). Это карточки с изображением

птиц. С их помощью дети запоминают их внешний вид, характерные

признаки.

Загадки.

Загадки направлены на разностороннее развитие устной речи и обогащение

словарного запаса ребенка. Также они формируют умение делать выводы и

выделять основные признаки предметов, развивают предметно-образное

мышление, способность к обобщению и анализу. Зачастую в загадках

присутствуют многозначные слова, с помощью которых ребенок познает

переносные значения некоторых знакомых слов.

Цель: учить детей соотносить описание птицы, особенности ее поведения в

загадках с определенным видом; развивать слуховое внимание;

с помощью поэтического слова показать разнообразие сезонных явлений и

пребывание в них различных видов пернатых.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных

предложений с союзом потому что, активизировать и обогащать словарь

детей.

Ход игры: Перед ребенком выложить карточку с четырьмя картинками, на

которой три птицы соответствуют одному времени года, а одна картинка -

другому. Ребенок должен найти лишнюю, объясняя свой выбор.

Мнемотаблицы

«Строение птицы (большая карточка-схема

для закрепления имеющихся у дошкольников знаний) и «Расскажи-ка».

Игры «Найди пять отличий» и «Сложи картинку»

Цель игры: сложить из фрагментов целое изображение.

Задачи: Обучать составлять сюжет по фрагментам; закреплять у ребенка

понятия «часть» и «целое»; тренировать координацию глаз-рука, развивать

логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность.

Эти игры с обсуждениями полученной картинки тренируют речь ребенка,

умение строить связные предложения, расширяют словарный запас и

кругозор. Яркие картинки стимулируют зрительное восприятие и образное

воображение.

Дидактическая игра «Нарисуй дятла по клеточкам»

Цель:

расширить представления детей о птицах, сезонных явлениях;

развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Ребенку

надо

подобрать

картинки

и

найти

слоги,

соответствующие

определенному названию птицы.

Карточки с изображением птиц так же можно использовать при составлении

описательных рассказов с помощью алгоритма «Расскажи-ка».

Беседы по картинке

развивают связную речь, обобщают имеющиеся

знания по теме, активизируют мыслительную деятельность и внимание.

Дидактическая игра «Составь рассказ»

Цель:

развивать

устную

речь,

наблюдательность,

внимание,

память,

расширяя представления детей о птицах в разное время года.

Дидактические игры: «Парочки» (из множества картинок нужно выбрать

пары, изображающие одну и ту же птицу в разных ракурсах), «Чей хвост?»,

«Узнай птицу по силуэту».

Сборник дидактических материалов как средство развития детей

дошкольного возраста помогает организовать совместную деятельность с

детьми, а также самостоятельную деятельность ребенка.

В ходе работы это пособие:

1.Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по

изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Дает возможность повторить пройденный материал в любое удобное время

для ребенка.

3. Хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются

дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.



В раздел образования