Автор: Калашникова Мария Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 403" г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Проект
Тема: "Золотая осень"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 403» городского округа
Самара
Проект познавательной направленности
«Ходит осень по дорожкам»
Калашникова Мария Михайловна, воспитатель
Самара
2022
Паспорт проекта
Направление
Содержание
Творческое название
проекта
Ходит осень по дорожкам
Вид проекта
Познавательный
Краткосрочный (4 недели) с 14 сентября 2020 по 16 октября 2020
Разработчик проекта
Калашникова Мария Михайловна
Участники проекта
Воспитатели, дети 2 младшей группы №10 и их родители
Проблема
Дети младшего возраста только начинают познавать мир,
явления природы, изменения, которые происходят в природе в
разные времена года. Они не знакомы еще с процессами,
происходящими в природе, не могут ответить: «Почему осенью
опадают листья?», «Куда прячутся насекомые?» и т.д
Видя горящие глаза детей, которым об этом интересно узнать,
мы решили провести проект, помочь детям разобраться в этом
красочном и загадочном времени года –осень.
Цель проекта
Ознакомление с понятием времени года «осень» и сезонными
изменениями в природе
Основные
задачи
проекта
Образовательные:
1.
познакомить детей с понятием «время года – осень», с
сезонными изменениями в природе происходящими
осенью;
2.
расширить представление о дарах природы осенью,
многообразии и пользе овощей, фруктов, ягод, грибов;
3.
дать первичную классификацию растений: овощи,
фрукты, ягоды, цветы, кусты, деревья
4.
расширять и активизировать словарный запас детей;
5.
формировать у детей умение вести наблюдения за
объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
1.
развивать интерес у детей к наблюдениям, умение
замечать изменения, происходящие в природе;
2.
развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в
разговор во время рассматривания картин;
3.
развивать умение рассказывать наизусть небольшие
стихотворения;
4.
формировать навыки художественного исполнения
различных образов при пении;
5.
развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр;
6.
формировать эмоциональную отзывчивость к восприятию
произведений искусства.
Воспитательные:
1.
воспитывать у детей эмоциональное, положительное
отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное
время года;
2.
воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать,
отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
3.
воспитывать бережное отношение к природе.
Планирование
детьми деятельности
Вместе с детьми будет искать ответы на вопросы:
Что такое осень? Как называются осенние месяцы?
Какие изменения в природе, в мире животных, в жизни людей
происходят осенью?
Почему опадают листья? Куда прячутся насекомые? Куда
улетают птицы?
Какие фрукты, овощи, ягоды и грибы дарит нам осень, где
растут и чем они полезны?
Как готовятся растительный и животный мир, люди к холодному
периоду?
Ожидаемые
результаты
реализации проекта
В результате проекта воспитанники узнают о времени года –
осень, об изменениях, происходящих осенью в природе, будут
более внимательны к окружающему миру, будут замечать
красоту природы осенью. У детей появится желание наблюдать,
изучать и беречь природу.
Технологии
и
методики,
используемые
в
работе
Проектная технология дошкольников (Веракса Н.Е., Веракса
А.Н.)
Личностно-ориентированная технология (И.С.Якиманская)
Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов)
Развитие игровой деятельности (Губанова Н.Ф.)
Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском саду (Ушакова О.Д.)
Характер контактов
Детское образовательное учреждение, 2 младшая группа № 10, в
контакте с семьей
Результат,
продукт
проектной
деятельности
Создание фотоколлажа «Овощной переполох»
Создание «Осенней сенсорной коробки»
Создание «Дерева»
Организация выставки творческих работ с использованием
листьев «Осенний вальс»
Украшение группы на осеннюю тематику
Итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие в осенний
лес»
Видеофильм, созданный родителями «Осенний праздник»
Анализ
и
оценка
результата
проекта
Участие детей в этом проекте позволило ознакомить их с
особенностями осени — как времени года, её характерных
признаках, способствовало развитию творческих способностей,
познавательного интереса, активизации словарного запаса на эту
тему.
Перспективы
развития проекта
В старшей группе продолжить наблюдать за изменениями в
природе
осенью.
Обогатить
демонстрационный
материал
произведениями художников и осенними пейзажами города
Самары и Самарского края. Изготовить кейс «Времена года»
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Определение темы, целей и задач, содержание проекта, ожидаемых результатов от
реализации проекта.
Подбор методической литературы, иллюстраций, дидактических игр, художественной
литературы,
раскрасок,
создание
презентации,
поиск
презентаций
в
Интернете,
мультфильмов, поиск песен.
Подготовка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, бесед.
Подбор стихов, пальчиковых игр, загадок.
Подбор подвижных игр.
Составление консультаций для родителей.
Основной
Познавательное развитие
Образовательная деятельность:
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Дары осени-овощи»
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Дары осени- фрукты»
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Дары осени -ягоды, грибы»
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как звери готовятся к зиме»
Развлечение «Путешествие в осенний лес»
Режимные моменты:
Беседа «Расскажи, мой дорогой, ходил ли в магазин ты овощной?»
Беседа «Что выросло у нас в саду»
Беседа «Осень в гости к нам пришла»
Беседа «Какое сейчас время года
Беседа «Какая сегодня погода»
Беседа «Осенние месяца»
Беседа «Что нам осень подарила?»
Беседа «Зачем людям нужна одежда»
Самостоятельная деятельность детей:
дидактические игра «Времена года»
дидактическая игра Какое время года»,
дидактическая игра «Дерево и его лист»,
дидактическая игра «Найди такой же листик»,
дидактическая игра «Чудесный мешочек»,
дидактическая игра «Что растет на грядке»
дидактическая игра «Хорошо-плохо»
дидактическая игра «Сравни»
дидактическая игра «Собери овощи (фрукты, ягоды) в корзинку»
дидактическая игра «Узнай по описанию»
дидактическая игра «Назови одним словом»
дидактическая игра «Найди, что я опишу»
дидактическая игра «Что лишнее»
дидактическая игра «Парные картинки»
дидактическая игра «Собери картинку «Овощи, фрукты» (пазлы)
лото «Овощи и фрукты»
Речевое развитие
Образовательная деятельность:
НОД по развитию речи «Лексическая тема «Овощи»
НОД по развитию речи «Лексическая тема «Фрукты»
НОД по развитию речи Составление рассказа по картине: «Осень в лесу»
НОД по развитию речи «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень
наступила…»
Речевые игры:
«Назови ласково»
«Один - много»
«Что происходит в природе»
«Подбери признак»
«Из какой ягоды»
«Овощи -фрукты»
«Играем в слова»
«Кто где живет»
Режимные моменты:
Беседа
«Правила поведения на участке во время прогулки»
Беседа «Небо осенью»
Беседа «У цветочной клумбы»
Беседа «Птицы осенью»
Беседа «Как люди готовятся к зиме»
Чтение и заучивание стихотворения «Осень золотая» А.Яранова,
Чтение и заучивание стихотворения «Наступила осень» А.Ерикеев,
Чтение и заучивание стихотворения «Осень добрая пришла» Волина В.
Отгадывание загадок о природных явлениях, фруктах, овощах, ягодах
Чтение стихотворения «В огороде» (по Е.И.Тихеевой)
Чтение стихотворения А. Барто «Морковный сок».
Чтение стихотворения М. Каминская «Вкусный забор».
Чтение стихотворения В. Мирясова «Яблоко»
Потешки «Бежала лесочком», «Пошел котик на торжок»
Русская народная сказка «Репка»
Русская народная сказка «Колобок»
Белорусская сказка «Пых»
Самостоятельная деятельность детей:
Художественно – эстетическое развитие
Образовательная деятельность:
Рисование:
Зонтик для Аленки (раскрашивание цветными карандашами)
Морковь для зайчика (раскрашивание цветными карандашами)
Гриб-боровичок (раскрашивание цветными карандашами)
Ягода-малина (раскрашивание цветными карандашами)
Волшебный дождь (рисование пальчиковыми красками)
Листья для дерева (рисование восковыми мелками)
Осеннее дерево (рисование ватными палочками)
Мишка в берлоге (рисование гуашью)
Ежик (рисование восковыми мелками)
Лепка:
Тыква-золотая голова (пластилиновые заплатки)
Яблоко-чудо-мячик (пластилиновые заплатки)
Осеннее дерево (пластилинография)
Лепка «Яблочко для ежика»
Лепка «Гриб в лукошке»
Лепка «Колобок-румяный бок»
Аппликация:
Русская березка (поделка с использованием сухих листьев березы)
Осеннее дерево (обрывная аппликация)
Запасы ежика (аппликация из готовых деталей на выбор)
Витаминная корзинка (фон – рисование гуашью, корзинка – пластилинография,
фрукты- аппликация из готовых деталей)
Самостоятельная деятельность детей:
рассматривание иллюстраций овощей, фруктов, ягод, осенних пейзажов
раскрашивание раскрасок на тему
использование детьми трафаретов овощей, фруктов, ягод, грибов
лепка «Заплатки» (тыква, яблоки), по своему замыслу
Социально – коммуникативное развитие
сюжетно-ролевая игра «Собираем урожай».
сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей»
сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей»
сюжетно-ролевая игра «Оденем Аленку на улицу»
сюжетно-ролевая игра «Аленка идет в гости к подружке»
просмотр мультфильмов «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Гриб-теремок»
драматизация сказки «Колобок»
хороводная «Огородная -хороводная»
песня-игра «Дождик»
прослушивание песен на осеннюю тему
Коммуникативные игры
«Ласковое имя»
«Вежливые слова»
«Дружба начинается с улыбки»
Режимные моменты:
Прослушивание художественных произведений: «Репка», «Пых», «Колобок»
Самостоятельная деятельность детей:
рассматривание иллюстраций осени, фруктов, овощей, ягод, грибов,
Физическое развитие
Образовательная деятельность:
Подвижная игры: «Солнышко и дождик», «Листопад», «У медведя во бору»,
«Огуречик, огуречик не ходи на тот конечек…», «Овощи и мышь», «Воробушки и
автомобиль», «Поможем зайчику собрать морковки», «Поможем ежику собрать
грибы», «Лисонька, где ты»
Хороводная игра «Огородная -хороводная»
Физминутки: «Солнышко лучистое», «Петушок», «Мы листики осенние», «Дождик
скачет по тропинке»
Пальчиковые игры: «Здравствуй, солнце золотое!», «Мы капусту рубим», «Грибы»,
«Компот», «Фрукты», «Овощи», «Ветер по лесу летал», «Ягоды»
Самостоятельная деятельность детей:
подвижные,
спортивные
игры
и
упражнения
детей
с
оборудованием
физкультурного уголка.
Взаимодействие с родителями:
консультации «Осенняя одежда на прогулке», «Чем занять ребенка дома в
дождливую погоду»
выкладывание в чате для родителей информации «Как закалить ребенка осенью»
сбор природного материала для сенсорной осенней коробки и для поделок из
природного материала
организация родителей для создания фотоколлажа «Овощной переполох»
сбор родителями в парке желудей, шишек, каштанов и покупка орехов, семечек для
создания «Осенней сенсорной коробки»
организация создания «Дерева»
организация родителей в украшении группы на осеннюю тематику
создание видеофильма «Осенний праздник»
Итоговый
1.
Подготовка и проведение праздника «Путешествие в осенний лес»
2.
Организация выставки творческих работ с использованием листьев «Осенний
вальс»
3.
Создание видеофильма «Осенний праздник»
Осенняя сенсорная коробка
Осеннее дерево
Овощной переполох
Выставка «Осенний вальс»
(поделки из листьев)
Праздник «Путешествие в
осенний лес»
Уборка листьев
на участке