Напоминание

"Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития"


Авторы: Казымова Екатерина Владимировна, Екатерина Владимировна Казымова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад г.п. Рощино"
Населённый пункт: г.п. Рощино Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

учителя – логопеда

МБДОУ «Детский сад г. п. Рощино»

Казымовой Екатерины Владимировны

«Формирование

элементарных математических

представлений у детей с задержкой

психического развития»

Цель данной работы - рассмотреть особенности использования дидактиче-

ских игр в процессе формирования элементарных математических представ-

лений у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи:

- Изучить методическую литературу по исследованию формирования эле-

ментарных математических представлений

- Провести экспериментальное исследование особенностей использования

дидактических игр в процессе формирования элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос об осо-

бенностях развития мыслительной деятельности детей с задержкой психиче-

ского развития, а также необходимости организации целенаправленной кор-

рекционной работы по формированию математических представлений у до-

школьников данной категории.

Формирование элементарных математических представлений подразумевает

знакомство с геометрическими фигурами и геометрическими телами, с поня-

тием «образование числа», количественным счётом, порядковым счётом.

Умение присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по од-

ному и нескольким признакам, ориентироваться в пространстве и на листе

бумаги, ориентироваться во времени. Устанавливать последовательность со-

бытий. Конструирование: умение составлять предмет из частей, из палочек и

т. д.

Успешное обучение детей зависит от уровня развития мышления

ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески ре-

шать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только

помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружаю-

щем его современном мире, но и способствует его общему умственному раз-

витию.

Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и вос-

питания- сделать занятия по формированию элементарных математических

представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом воз-

растном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём зна-

ний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной

недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных

математических представлений. Математика изучает реальный окружающий

мир, и математические представления опосредованно связаны с этим миром.

Математическая подготовка дает ребенку возможность правильно восприни-

мать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные

арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобрази-

тельной, бытовой деятельности.

У детей с задержкой психического развития в сравнении с нормально разви-

вающимися детьми имеется своеобразие в формировании познавательной де-

ятельности. Практика обучения детей с задержкой психического развития

свидетельствует о том, что математика часто для них является наиболее труд-

ным предметом. Эти трудности объясняются, с одной стороны, спецификой

самого предмета математики, с другой - особенностями познавательной дея-

тельности детей данной категории.

Одной из самых сложных областей знаний, умений и навыков яв-

ляются математические, так как носят достаточно отвлеченный характер. Ма-

тематические знания и умения принадлежат к той категории знаний и уме-

ний, которые обеспечивают ориентировку человека в окружающем мире и

помогают ему самостоятельно в нем функционировать, то есть, несмотря на

их сложность, уже в дошкольном возрасте необходимо детей к ним приоб-

щать.

В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок постоянно встречает-

ся с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарно-

го, но все же математического решения. Для овладения математикой ребенок

уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, ве-

личине, форме предметов. Ребенку надо уметь сравнивать предметы по неко-

торым параметрам: длине, ширине, тяжести.

Дети с задержкой психического развития с трудом справляются с зада-

ниями на порядковый счет, не могут начать и закончить счет на заданном

числе. Обратного счета, как правило, нет. Дети выкладывают количество

предметов на один больше или меньше, чем требовалось. Значительные за-

труднения вызывает состав числа. Дети с задержкой психического развития

называют один вариант, причем только при наличии наглядной опоры в виде

однородных предметов. Они легче ориентируются в пределах первых пяти

чисел.

Дети с задержкой психического развития не всегда понимают взаимно

обратные отношения между смежными числами, поэтому затрудняются в на-

звании предыдущего и последующего числа. Действуя с предметами, они

умеют присчитывать и отсчитывать по одному. Но, если дети с нормальным

развитием, как правило, могут сразу назвать количество, получившееся в ре-

зультате пересчета, то дети с задержкой психического развития в

большинстве случаев еще раз просчитывают результат. Большинство из них

сопровождают счет развернутыми внешними действиями: например, считая

предметы, называя числительные, отодвигая предметы или прикасаясь к ним.

Нормально развивающиеся дети считают предметы, как бы, глазами.

У детей с задержкой психического развития отмечается сниженная по-

знавательная активность, недостаточный уровень сформированности основ-

ных мыслительных процессов. У большей части детей с задержкой психиче-

ского развития имеет место повышенная утомляемость, истощаемость, что

проявляется в понижении работоспособности, быстром выключении из дея-

тельности, колебаниях внимания, вялости, пассивности. У некоторых детей,

напротив, повышенная утомляемость и истощаемость проявляется в возбуди-

мости, неуравновешенности, в двигательном беспокойстве, суетливости. Но,

как бы ни проявлялись астенические состояния, чаще всего они снижают

обучаемость ребенка, задерживают темп его психического развития.

Нарушения в познавательной деятельности, проявляющиеся на ран-

них этапах психического развития ребенка, в значительной мере, ограничи-

вают возможности самостоятельного, спонтанного познания им окружающе-

го мира. При отсутствии нужной медицинской и педагогической помощи эти

дети могут значительно отставать вразвитии от своих сверстников. В связи с

этим в развитии детей с задержкой психического развития особое значение

приобретает специально организованный процесс обучения.

Игра является основным видом деятельности ребенка, во время кото-

рой формируются определенные качества личности, основные физические и

психические процессы.

В содержание подготовительной работы входит:

1.

Формирование количественных представлений: формирование прямого и

обратного счета, выбор заданного количества предметов.

2.

Развитие пространственных ориентировок, представлений о форме,

величине предметов.

3.

Формирование и обогащение словарного запаса, уточнение глаголь-

ной лексики, в том числе, необходимой для решения арифметических

задач.

Для формирования интереса у детей к счету предметов, сравнению групп

предметов необходимо использовать разнообразную наглядность: натураль-

ные предметы, игрушки, картинки, счетный материал. Дидактический мате-

риал должен быть красочным, художественно выполненным, достаточно

устойчивым.

В первоначальном периоде обучения на занятиях по развитию элемен-

тарных математических представлений дети знакомятся с демонстрационным

и раздаточным материалом, усваивают его название и назначение, усваивают

название геометрических фигур. Для упражнений в различении геометриче-

ских форм, дети выполняют инструкции типа: «найди на столе (покажи де-

тям, дай), большой (маленький) треугольник (круг, квадрат); найди синий

круг, зеленый квадрат, желтый треугольник».

Для тренировки в выполнении действий в заданной последовательности

предлагается такое задание: «разложи на столе формы - сначала круг, потом

квадрат, затем треугольник, или вверху положи квадрат, внизу -круг».

Усвоение параметров протяженности происходит в процессе выполнения

следующих заданий: «найди длинную ленту, найди короткую», «найди такую

же длинную, такую же короткую». Большое внимание уделялось формирова-

нию пространственных представлений. Знакомясь с пространственными по-

нятиями, дети выполняют словесные инструкции: вытянуть руки вперед, от-

вести их назад, поднять

руки вверх, опустить вниз, справа положить треугольник, слева - круг.

Для развития пространственных представлений использовались разрезные

картинки из двух, трех, четырех частей, затем игры типа «Склей чайник,

чашку», «Построй домик», геометрическое лото и лото с вырубными деталя-

ми.

Сначала работа со всевозможными разрезными картинками вызывала значи-

тельное затруднение у детей. Однако, целенаправленное, постоянное закреп-

ление необходимых навыков позволило добиться хороших результатов.

В играх со счетными палочками развивается мелкая моторика, количествен-

ный счет, пространственные представления. Сначала взрослый предлагает

повторить рисунок, выполненный из счетных палочек. Затем задание услож-

няется: самостоятельно посчитать, сколько потребуется палочек, чтобы его

выполнить. Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроиз-

водит его самостоятельно.

Большое место в обучении занимают дидактические игры и упражнения. Они

являются ценным средством воспитания умственной активности детей, акти-

визируют психические процессы ( внимание, мышление, воображение), вы-

зывают интерес к процессу познания, облегчают процесс усвоения знаний.

Любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на

совершенствование математических (количественных, временных, про-

странственных) представлений у детей.

В дидактической игре «Наведи порядок» дети учатся классифицировать

предметы или предметные картинка по категориям.

Игра «Угадай». Логопед прячет в руке мелкие предметы (пуговицы, орехи и

т.д.), например, в одной руке - один камешек, в другой -много. Предлагает

угадать, в какой - один, в какой — много. После ответа ребенка логопед рас-

крывает ладонь, показывая предметы и спрашивает: «Сколько?».

Игра «Сбор грибов». Логопед расставляет в разных местах кабинета игру-

шечные грибы. У ребенка в руках - корзинка. Перед тем, как пойти за гриба-

ми, ребенка спрашивают, сколько грибов в корзинке. (Ни одного). Собирая

вместе с ним грибы необходимо называть: «Вот один грибок. Еще один гри-

бок, еще один». Собрав все грибы, посмотреть, сколько грибов в корзине.

(Много).

Игра «К нам пришли гости». Для проведения игры необходимо пригото-

вить кукольный стол, куклы, посуду. Выясняется, что для каждой куклы есть

стул, чашка, блюдце, ложка (столько же, сколько и кукол).

Игра «Найди столько же».В разных концах кабинета расставляются различ-

ные группы игрушек (3 матрешки, 2 зайчика, 4 елочки, 5 машинок). Взрос-

лый держит в руках числовые карточки,предлагая ребенку вытащить любую.

Ребенок, вытащив карточку, находит столько же игрушек, сколько кружков

изображено на карточке.

Игра «Посчитай и отсчитай». Ребенку дают мешочек с мелким счетным ма-

териалом. Логопед отстукивает (молоточком, в бубен, ладонями) то или иное

количество ударов. Ребенок считает удары и отсчитывает столько же игру-

шек из мешочка. Задание можно усложнить: отсчитывает из мешочка игруш-

ки - на одну больше или меньше, чем число услышанных ударов.

Игра «Куда вставить карточку». Логопед раскладывает на столе одну ку-

клу, две чашки, трех зайчиков, четырех уток пять кубиков. Здесь же лежат

перевернутые счетные карточки. Необходимо разложить карточки рядом с

игрушками так, чтобы число кружков на карточке соответствовало числу иг-

рушек.

Игра «Найди свою пару». Перед ребенком лежит комплект карточек. Ему

предлагают карточку из второго комплекта. Ребенку необходимо найти пару

этой карточке из целого ряда, разложенных на столе.

Игра «Сделай поровну». Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху

больше на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребен-

ку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну.

Игры с мячом:

«Продолжай считать». Называя какое-нибудь число, взрослый бросает мяч

ребенку. Ребенок ловит его и продолжает считать до десяти, возвращая мяч

взрослому.

«Скажи последующее число». Взрослый бросает мяч и называет какое-

нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее по порядку число.

«Магазин без продавца». В магазине - разные товары, среди них имеются иг-

рушки и вещи разной формы. Взрослый дает ребенку карточку-чек, на кото-

рой нарисована определенная фигура: круг, квадрат, треугольник, прямо-

угольник. Ребенок-покупатель выбирает предметы соответствующей формы.

Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму товара.

Дети знают много считалок, и чаще всего, с их помощью выбирают ведущего

в играх. Даже дети с задержкой психического развития быстро запоминают

считалки и обучаются прямому и обратному счету в стихотворной форме:

1. Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал.

2.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно все пересчитать

Сосчитать, измерить, взвесить...

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьев,

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в садике скамеек,

Сколько в пятачке копеек.

3.

-Вам куда?

-

До Птицеграда.

-

Сколько Вам билетов надо?

-

Раз, два, три, четыре, пять...

-

Помогите сосчитать.

4.

Плыл у берега пескарик,

Потерял воздушный шарик.

Помоги ему найти,

Сосчитай-ка до пяти.

5.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц.

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет.

6.

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

Десять маковых колечек,

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил

- Про себя не позабыл!

Частое

использование игровых приемов и дидактических игр позволяют малень-

ким детям с ЗПР лучше усваивать эмоционально материал. Чему способ-

ствует и вызванный у детей интерес к игре, желание играть, вызванный раз-

личными приемами: элемент загадочности, использование сюрпризов, счи-

талок, интригующего вопроса, сговора на игру. Для формирования элемен-

тарных математических представлений и использования их в повседневной

практике необходим определённый уровень самостоятельности мышления,

что обеспечивает понимание внутренних связей и зависимостей предметов,

явлений окружающего мира. Представления о множестве, геометрических

фигурах, числе, арифметических действиях составляют основу математиче-

ской подготовки детей.

Как уже отмечалось, процесс формирования элементарных математических

представлений у детей с проблемами в развитии строится на игровой осно-

ве. Игры-занятия - это наилучшая форма совместной деятельности по осво-

ению математического содержания.

В результате коррекционного обучения большинство детей с задерж-

кой психического развития овладевают элементарными математическими

представлениями; воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, разви-

вает познавательный интерес. На базе полученных знаний возможным стано-

вится продолжение коррекционной работы с детьми с задержкой психическо-

го развития.

Литература:

1.

Капустина Г.М. Особенности обучения детей с задержкой психиче-

ского развития решению арифметических задач, Дефектология, 1982,

№5.

2.

Капустина Г.М. Усвоение математических знаний детьми с задержкой

психического развития, Дефектология, 1981, №3.

3.

Метлина Л.С. Математика в детском саду, М, Просвещение, 1984

4.

Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова Математика для до-

школьников, М, Просвещение, 1992

5.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей,

«Гринго», «Лайнер», 1995

6.

Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение детей дошкольного возраста с наруше-

нием интеллекта решению арифметических задач, Санкт-Петербург, 1992

7.

Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика, Ярославль,

«Академия развития», 1997



В раздел образования