Напоминание

Обработка мужской сорочки.


Автор: Горбунова Ольга Рудольфовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП ОУ №117
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка деловой игры с элементами кейс - технологии.
Тема: Обработка мужской сорочки.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 117

ФИЛИАЛ № 2

Методическая разработка

деловой игры с элементами кейс - технологии

по учебной практике

Профессия: «Оператор швейного оборудования»

Тема учебной программы: «Технология изготовления швейных

изделий»

Тема урока: «Технология изготовления мужской сорочки»

Разработала:

мастер производственного обучения

Горбунова Ольга Рудольфовна

2022 - 2023 уч. г.

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков

учебной практики по теме: «Технология изготовления швейных изделий»

по

профессии

«Оператор

швейного

оборудования».

Урок

смоделирован

с

применением

игровых

технологий,

что

помогает

решить

проблемы

профессионального обучения и общего социального развития, путём таких

средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у

человека способности

исследовательского и творчески преобразующего

отношения к окружающей действительности.

Введение

Разрабатывая урок п/о, мало отобрать его содержание из разделов и тем,

предусмотренных в рабочей программе профессионального модуля. Важно

грамотно

использовать

дидактический

инструментарий

для

того,

чтобы

выбранная тема «заиграла», не оставила обучаемых равнодушными и пассивными

на уроке. Для активизации деятельности обучающихся мастер отбирает наиболее

целесообразные подходы к обучению, дидактические принципы, педагогические

технологии, методы, средства обучения, приемы педагогической техники.

Педагогическая практика показывает, что наряду с традиционными уроками

необходимы уроки, которые необычны по замыслу, методике организации и

проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации

и т.д. Все эти составляющие входят в инновационный урок. Инновационные

уроки больше нравятся обучающимся и такие уроки должны быть у каждого

мастера производственного обучения, но они не должны преобладать в общей

структуре обучения.

Данная методическая разработка по теме «Технология изготовления

мужской сорочки» предназначена для проведения урока по выполнению простых

работ комплексного характера. На тот момент обучающиеся уже прошли,

подготовительный период по освоению операционных тем и вторым этапом идёт

закрепление и соединение различных групп операций в комплексе, где

формируются,

закрепляются и совершенствуются умения, характерные для

профессии.

Для активизации деятельности обучающихся мастеру п/о необходимо

остановится на наиболее приемлемой, к данной теме, форме нетрадиционных

уроков. Мастером п/о была выбрана игровая форма обучения

в виде квеста,

по

сценарию

которого

происходит

имитационное

моделирование

отдельных

элементов производственного процесса. На этапе вводного инструктажа, был

включён мини кейс - метод активного проблемно - ситуационного анализа,

основанный на обучении путём решения конкретных задач и ситуаций.

Заранее был разработан: маршрутный лист с намеченными станциями;

мини – кейс «Хорошая рубашка». Весь процесс изготовления мужской сорочки

осуществляются

в

определённой

технологической

последовательности

и

подразделяются на: заготовительные связанные с заготовкой отдельных деталей и

2

узлов; сборочные (монтажные), связанные со сборкой узлов; отделочные, которые

являются окончательным этапом изготовления швейных изделий. Исходя из

реального процесса производства на швейном предприятии, и были выбраны

названия станций и подобраны задания. Для выполнения заданий на станциях

время ограничено.

Урок подчинён соревновательной логике: несколько команд соревнуются,

кто быстрее пройдёт маршрут. Структура инновационного урока такая же, как

традиционного,

включает в себя те же 4 этапа, но процессуальная составляющая

урока изменяется за счет использования новых подходов к обучению.

Методическая разработка

Урок производственного обучения

с элементами кейс - технологии

по профессии «Оператор швейного оборудования»

3

4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Профессия

Оператор швейного оборудования

Вид практики

Учебная практика

Тема урока

Технология изготовления швейных изделий

Технология изготовления мужской сорочки

Цели урока

(для мастера п/о)

обучающие

развивающие

воспитательные

Формировать у обучающихся

общие и образовательные

компетенции.

Организовывать собственную

деятельность.

Принимать решения в

стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них

ответственность.

Организовывать и проводить

работу по выполнению

комплексных операций.

Закрепить знания и умения по

выполнению технологических

операций входящих в

технологическую.

последовательность обработки

мужской сорочки.

Контролировать и оценивать

качество работы.

Организовывать безопасное

ведение работ

Развивать у

обучающихся:

- навыки

самостоятельной

работы;

- технологическую

дисциплину;

- умение

применять

имеющие знания на

практике,

контролировать

проблемные

ситуации;

- координацию

движений;

- высшие

психологические

функции

Воспитывать у

обучающихся:

- трудолюбие;

- бережное

отношение к

оборудованию и

инструментам;

- коллективизм;

- добросовестное

отношение к

делу

Цели урока

(для

обучающихся)

Понимать сущность и

социальную значимость своей

будущей профессии, проявлять к

ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную

деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения

профессиональных задач.

Принимать решения в

стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них

ответственность.

Организовывать и проводить

работу

Развивать:

- навыки

самостоятельной

работы;

- технологическую

дисциплину;

- умение применять

имеющие знания на

практике,

контролировать

проблемные

ситуации;

- координацию

движений;

- внимание,

память,

воображение, речь

Воспитывать:

- трудолюбие;

- бережное

отношение к

оборудованию и

инструментам;

- коллективизм;

- добросовестное

отношение к

делу

Тип урока

Урок по выполнению простых работ комплексного характера

Методы и

формы обучения

Метод тестирования; объяснение; демонстрация; метод учебно-

производственных задач, метод самостоятельной работы, метод наблюдения,

метод проб и ошибок.

Урок – игра (КВЕСТ) с элементами кейс - технологии

Методы

контроля

Текущее наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль, оценка качества

выполнения трудовых приёмов и операций мастером производственного

обучения

Материальное и

дидактическое

обеспечение

урока

Оборудование: швейные универсальные, петельная машина, утюги.

Инструменты для ручных работ. Образцы-эталоны, детали кроя,

инструкционные карты, плакат «Виды машинных швов», «Последовательная

примерная схема обработки и сборки мужских сорочек»

Литература

Основная

Дополнительная

1.

М.А. Силаева Пошив изделий по

индивидуальным заказам М.

1.

Ресурсы Интернета

2.

Першина Л.Ф., Петрова С.В.

План урока

№ этапа

урока

Название этапа

Время в

минутах

1.

Организационный момент:

- перекличка;

- сообщение темы урока и формы его проведения;

- мотивация обучающихся к участию в игре-квест «Специалист»;

- разделение обучающихся на 3 бригады, выбор бригадиров и

вручение им маршрутов прохождения квеста;

- осмотр специальной одежды, внешнего вида обучающихся и

мастера п/о самими обучающимися(это задание станции 1

«Стартовая» по сценарию игры);

- вручение бригадам, успешно прошедшим станцию 1, карточки с

первым словом из кодовой фразы квеста

5

2.

Вводный инструктаж:

2.1 Актуализация знаний и умений:

- Выполнение теоретического задания (станция 2

«Теоретическая»); Примечание: Выполняет каждый участник

вручение бригадам, успешно прошедшим станцию 2, карточки со

вторым словом из кодовой фразы квеста;

- Работа с кейсом «Хорошая рубашка» (станция 3 «Проблемная»);

вручение бригадам, успешно прошедшим станцию 3, карточки со

вторым словом из кодовой фразы квеста;

Примечание: Время на выполнения задания ограничено

- Инструктаж по ТБ (станция 4 «Безопасная»);

вручение бригадам, успешно прошедшим станцию 4, карточки с

четвертым словом из кодовой фразы квеста;

2.2 Сбор подписей студентов в журнале по ТБ.

40

3.

Текущий инструктаж:

- Выполнение обучающимися практического задания на станции

(станция 5 «Заготовительная»)

Примечание: Выполняет каждый участник

- Выполнение обучающимися практического задания по

обработке плечевых срезов на станции (станция 6 «Сборочная»).

- Заполнение схемы (станции 6 «Сборочная»).

Примечание: Часть обучающихся выполняют практическое

задание, вторая часть обучающихся заполняют схему «Сборка

узлов изделия».

- Выполнение обучающимися практического задания по

обмётыванию петель на с/м и пришиванию пуговиц в ручную

(количество 3 петли, 3 пуговицы) (станция 7 «Отделочная»)

- Заполнение обучающимися криптограммы «Окончательная

отделка изделий»

станция 7 «Отделочная»

Примечание: Часть обучающихся выполняют практическое

задание, вторая часть обучающихся заполняют криптограмму

«Окончательная отделка изделий».

190

5

Групповое и индивидуальное консультирование студентов

мастером п/о, показ правильных трудовых приемов, препятствие

формированию нерациональных трудовых приемов и нарушению

правил ТБ и охраны труда.

Объяснение студентам сути заданий на станциях 5, 6, 7 вручение

бригадам карточек с пятым, шестым и седьмым словами из

кодовой фразы квеста «Специалист» после успешного

прохождения ими станций.

Примечание: Время на выполнения заданий ограничено.

Распределение заданий в бригадах делегируется на бригадиров.

4.

Заключительный инструктаж:

4.1 Проверка контроля качества.

Разбор типичных ошибок, допущенных при работе на уроке.

Мастер п/о делегирует свои полномочия бригадирам.

Подведение итогов урока, вручение приза бригаде-

победительнице квеста, первой правильно собравшей кодовую

фразу из карточек с отдельными словами, которые вручались

бригадам на каждой станции.

4.3 Сообщение оценок за урок.

4.4 Домашние задание

35

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Квест - игра по станциям: «Шаг в профессию»

Участники: 3 команды

обучающихся

(бригады).

Каждая

бригада

выбирает

бригадира который регулирует работу в бригаде.

На первой станции собираются три команды. Бригадиры получают маршрутные

листы. По сюжету квеста командам необходимо пройти 7 станций: «Стартовая»,

«Теоретическая», «Проблемная», «Безопасная», «Заготовительная», «Сборочная»,

«Отделочная». Обучающихся

ждут испытания в виде задач, проблемных

ситуаций,

головоломок,

практических

заданий

и

умений

требующих

рационального решения, аналитического и образного мышления.

На каждой

станции у студенческих бригад есть шанс получить карточку с одним словом из

кодовой фразы в случае правильного выполнения задания. Бригаде, первой

сложившей кодовую фразу из карточек, присваивается импровезированный «Знак

качества».

Мастер п/о заранее подготавливает: маршрутную карту; теоретические

задания; датали кроя для выполнения практических заданий; разрабатывает мини-

кейс для решения ряда проблемных ситуаций; инструкционные карты.

Маршрут прохождения квеста

Станция 1 – «Стартовая»

Станция 2 – «Теоретическая»

Станция 3 – «Проблемная»

Станция 4 – «Безопасная»

Станция 5 – «Заготовительная»

Станция 6 – «Сборочная»

6

Станция 7 – «Отделочная»

Задание бригадам на станции 1 «Стартовая»

Присмотритесь друг к другу и к мастеру производственного обучения. Какие

ошибки (огрехи) во внешнем виде друг друга и мастера Вы заметили?

Примечание: мастер п/о может специально допустить огрехи во внешнем

виде (2-3), чтобы студенты это заметили и сказали вслух.

Задание на станции 2 «Теоретическая»

Обучающиеся выполняют письменное задание на заранее подготовленных

контрольных листах.

1.

Со

стороны,

какой

детали

прокладывают

машинную

строчку

при

соединении кокетки с основной деталью?

_______________________________________________________________

2.

Вставьте в предложение пропущенные слова и закончите его:

При обработке застёжки втачными планками планки накладывают на

_________сторону

переда

лицевыми

сторонами

__________срезами

________________________________________________________________

3.

Какие пуговицы пришивают нитками в цвет пуговицы, а какие – в цвет

ткани.

_________________________________________________________________

4.

Проставьте номера операций в соответствии с последовательностью их

выполнения.

5.

Укажите названия покроя рукава и установите соответствие способа

обработки застёжки, виду покроя рукава.

1 - _____________________________ 2 - _______________________________

1 - ___ 2- ___

7

1

2

А

Б

Задание на станции 3 «Проблемная»

Обучающимся предлагается принять участие во фронтальной дискуссии.

В составе бригад решите проблемные ситуации, заложенные в кейсе «Хорошая

рубашка»

Определите причину дефектов и

обсудите,

как не допустить

технологическую ошибку при выполнении той или иной операции. Предложите

способы решения выявленных проблем.

Задание бригадам на станции 4 «Безопасная»

Провести мастером п/о фронтальную беседу по правилам техники

безопасности и охраны труда при выполнении ручных, машинных,

утюжильных работ.

Сделать краткий конспект с этими правилами в рабочей тетради и показать

его мастеру, чтобы бригада могла получить карточку с четвертым словом из

кодовой фразы квеста.

Задание бригадам на станции 5 «Заготовительная»

Обучающие выполняют практическое задание по узловой обработке

деталей изделия. Предварительно приходит жеребьёвка среди бригадиров по виду

выполнения работ бригадами.

Бригада №1 Обработка застёжки цельнокроеными планками

Бригада №2 Обработка воротника с отрезной стойкой

Бригада №3 Обработка и соединение кокетки со спинкой.

8

Задание бригадам на станции 6 «Сборочная»

Обучающие выполняют практическое задание.

«Обработка плечевых срезов и соединение воротника с горловиной» (по2-3

человека из бригады).

Обучающие заполняют схему сборки узлов мужской сорочки с втачными

рукавами (по2-3 человека из бригады).

Схема сборки узлов мужской сорочки с втачными рукавами

полочка

спинка

Задание бригадам на станции 7 «Отделочная»

Практическое задание «Обработка плечевых срезов и соединение воротника

с горловиной (по2-3 человека из бригады)

Решить криптограмму «Окончательная отделка изделий» (по2-3 человека из

бригады)

Криптограмма «Окончательная отделка изделий»

1.

Место приёмки готового изделия (аббревиатура).

2.

Один из процессов ВТО.

3.

Завершающая отделочная операция готовых изделий.

4.

Основной параметр ВТО.

5.

Прикрепление фурнитуры.

6.

Приспособление для предохранения ткани от опаливания.

7.

Изготовление прорезных петель.

8.

Одна из операций входящая в окончательную отделку изделий.

9.

Материал необходимый для окончательной отделки изделий.

10. Оборудование для выполнения ВТО.

11. Окончательный этап изготовления швейных изделий.

Отгадав слова по горизонтали, по вертикали в рамке вы получите слово

обозначающее операцию по обработке изделия паром для удаления лас.

1

2

3

4

9

5

6

7

8

9

10

11

Выполнив все практические задания. Бригадиры обмениваются работами

между участниками, и производят контроль качества работ выполненных на

станциях. Каждый из бригадиров заполняет карточку контроля.

Вывод

Человеческая культура возникла и развивается как игра, поэтому используя

на

уроках

производственного

обучения

игровые

моменты

мастер

производственного

обучения

имитирует

профессиональную

деятельность

обучающихся, в которой технология игры адекватна технологии учебно-трудовых

действий на предприятии. Игровые моменты на уроке осуществляются через

образовательный квест — это учебная игра-путешествие. А также обучающиеся

получают кейс, в виде слайд-презентации, где находят проблемы и

решают способы решения этих проблем.

Основополагающей характеристикой, по которой проводится данный урок,

является то, что за основу взят метод

активной и интерактивной

формы

обучения. В отличие от пассивного обучения, при такой подаче учебного

материала

обучающийся

является

не

пассивным

потребителем

новой

информации, а её активным «добытчиком», приобретает навыки групповой

работы

и

самоорганизации

разного

рода

задания,

учится

работать

с

нормативными документами.

Данная методика проведения урока является наиболее продуктивной для

решения учебных задач, стоящих перед мастером производственного обучения.

10

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

11

Приложение 2

Для станции «Теоретическая»

1.

Со

стороны,

какой

детали

прокладывают

машинную

строчку

при

соединении кокетки с основной деталью?

Ответ. Со стороны кокетки.

2.

Вставьте в предложение пропущенные слова и закончите его:

Ответ. При обработке застёжки втачными планками планки накладывают

на лицевую сторону переда лицевыми сторонами вниз срезами к средней

линии переда.

3.

Какие пуговицы пришивают нитками в цвет пуговицы, а какие – в цвет

ткани.

Ответ. Пуговицы с отверстиями - в цвет пуговицы. Пуговицы на стойке – в

цвет ткани.

4.

Проставьте номера операций в соответствии с последовательностью их

выполнения.

132

12

5.

Укажите названия покроя рукава и установите соответствие способа

обработки застёжки, виду покроя рукава.

Ответ.

1 – Рукав цельнокроеный (одношовный) 2 – Рукав с надставкой (двухшовный)

1 - А 2- Б

1

2

А

Б

Приложение 3

Для станции «Проблемная»

Презентация «Хорошая рубашка»

13

Приложение 4

Для станции «Сборочная»

Инструкционные карты

Инструкционная карта «Обработка застежки в мужской сорочке

цельнокроеными планками»

Название операции

Технологические условия на

выполнение операции

Рисунок

Обработка левой

стороны застёжки

1.

Дублируют

деталь

цельнокроеной

планки по контрольным линиям

2.

Отворачивают

дважды

на

изнаночную сторону припуск для

обработки планки, заутюживают

3.

Настрачивают

строчку

по

заутюженному краю на расстоянию

0.5 см. от сгиба, зафиксировав этой

строчкой внутренний припуск

4.

Отворачивают планку на лицевую

сторону,

расправляют

и

приутюживают

5.

Настрачивают отделочную строчку

14

по

второму

краю

планки

на

расстоянии 0.5 см. от сгиба

Обработка правой

стороны застёжки

1.

Дублируют

деталь

планки

с

изнаночной стороны по намеченной

линии (при необходимости)

2.

Срез

подгибают

на

изнаночную

сторону на ширину 0.7 см.

3.

Отворачивают

планку

на

изнаночную

сторону

полочки

по

рассечкам

и

застрачивают

на

расстоянии 0,1-0,2 от сгиба

Инструкционная карта «Обработка воротника»

Название операции

Технологические условия на выполнение

операции

Рисунок

Детали кроя

1.

Верхний и нижний воротник, верхняя и

нижняя

стойки

воротника,

клеевая

прокладка

для

воротника

и

стойки

воротника

Дублирование

деталей воротника

2.

Дублируют верхний воротник и стойку

таким образом, чтобы прокладка попала под

строчку обтачивания

Обработка

воротника

3.

Детали верхнего и нижнего воротника

складывают лицевыми сторонами внутрь и

обтачивают по концам и отлёту швом

шириной 0,6 см. Воротник вывёртывают на

лицевую

сторону,

выправляют

кант

и

прокладывают отделочную строчку

Обработка верхней

детали

стойки

воротника

4.

Нижним срезом стойки верхнего воротника

огибают

срез

прокладки

в

стойку

и

застрачивают на расстоянии 0,5 см.

15

Соединение

воротника

с

деталями

стойки

воротника

5.

Срезы отлёта воротника вкладывают между

деталями

стойки

и

втачивают

швом

шириной 0,6 см., одновременно обтачивая

концы стойки. Шов втачивания отлёта в

стойку

воротника

расправляют

и

приутюживают

Инструкционная карта «Обработка и соединение кокетки со спинкой»

Название операции

Технологические условия на выполнение

операции

Рисунок

Детали кроя

1.

Деталь спинки, кокетка, подкокетка

Заготовка спинки

2.

Закладывают мягкие складки на детали

спинки по надсечкам согласно модели

Соединение

деталей спинки с

кокеткой и

подкокеткой

3.

Деталь кокетки складывают лицевой

стороной к лицевой стороне спинки,

деталь подкокетки лицевой стороной к

изнаночной стороне спинки (деталь

спинки находится между кокеткой и

подкокеткой).

Уравнивают

срезы

и

стачивают швом шириной 0,5-0,7 см.

Прокладывание

отделочной

строчки

4.

Кокетку отворачивают, направляя шов

притачивания

в

сторону

кокетки,

проутюживают

и

настрачивают

отделочную строчку (по модели)

Окончательная

обработка узла

5.

Подкокетку отворачивают, уравнивают

с кокеткой, совмещая по плечевым

срезам, срезам пройм и горловины.

Узел приутюживают

Приложение 5

Для станции «Сборочная»

Инструкционная карта «Обработка плечевых срезов и соединение воротника

с горловиной

»

Название операции

Технологические условия на

выполнение операции

Рисунок

Обработка плечевых

срезов

1.

Полочку

и

спинку

складывают

лицевыми

сторонами

внутрь,

совмещают срезы и стачивают со

стороны

полочки

на

машине

челночного стежка двумя строчками

(на расстоянии 0.1 – 0.2 см. одна над

другой).

2.

Плечевые

швы

обметывают

и

заутюживают в сторону спинки

16

Соединение воротника с

горловиной

1.

Стойку

нижнего

воротника

втачивают

в

горловину

изделия,

прикладывая

лицевую

сторону

стойки нижнего воротника с лицевой

стороной изделия шириной шва 0.7

см.

2.

Шов

втачивания

направляют

на

воротник.

3.

Сгибом стойки верхнего воротника

перекрывают строчку втачивания и

настрачивают на расстоянии 0.1 - 0.2

см.

от

сгиба,

одновременно

настрачивая строчку по всей стойке

Схема сборки узлов мужской сорочки с втачными рукавами

Полочка

Соединение

плечевых

срезов

Соединение

готового

воротника с

горловиной

изделия

Соединение

рукавов с

проймой

Соединение

боковых

срезов и

срезов

рукавов

Соединени

е готовых

манжет с

рукавами

Спинка

Приложение 6

Для станции «Отделочная»

Инструкционная карта «Обработка прорезных петель. Пришивание пуговиц»

Название операции

Технологические условия на выполнение операции

Обработка прорезных петель

Петли

намечают

тремя

меловыми

линиями

и

обметывают

на

спецмашине.

Длина

петли

равна

диаметру пуговицы плюс 0.3 – 0.4 см.

Пришивание пуговиц

Пуговицы с отверстиями пришивают нитками в цвет

пуговицы на нитяной стойке (ножке), высота которой

равна

толщине

борта.

Нитяную

стойку

пуговицы

обвивают тремя – четырьмя витками и закрепляют 2 – 4

стежками.

Решить криптограмму «Окончательная отделка изделий»

1.

Место приёмки готового изделия (аббревиатура).

17

2.

Один из процессов ВТО.

3.

Завершающая отделочная операция готовых изделий.

4.

Основной параметр ВТО.

5.

Прикрепление фурнитуры.

6.

Приспособление для предохранения ткани от опаливания.

7.

Изготовление прорезных петель.

8.

ВТО изделия на прессе.

9.

Материал необходимый для окончательной отделки изделий.

10.Одна из операций входящая в окончательную отделку изделий.

11.Окончательный этап изготовления швейных изделий.

Отгадав слова по горизонтали, по вертикали в рамке вы получите слово

обозначающее операцию по обработке изделия паром для удаления

Ответы:

1

О

Т

К

2

У

Т

Ю Ж

К

А

3

У

П

А

К

О

В

К

А

4

Т

Е

М

П

Е

Р

А

Т

У

Р

А

5

П

Р

И

Ш И

В

А

Н

И

Е

6

П

Р

О

У

Т

Ю Ж

И

Л

Ь

Н

И

К

7

О

Б

Ъ

М

Ё

Т

Ы

В

А

Н

И

Е

8

П

Р

Е

С

С

О

В

А

Н

И

Е

9

Ф

У

Р

Н

И

Т

У

Р

А

10

Ч

И

С

Т

К

А

11

О

Т

Д

Е

Л

К

А

18



В раздел образования