Напоминание

"Технология проблемного обучения при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"


Автор: Битимирова Мария Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Беслан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технология проблемного обучения при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект урока русского языка в 11 классе МБОУ СОШ №7 г. Беслана ,РСО-Алания.

Предмет: русский язык

Класс: 11 класс

Дата:17 апреля 2021 год

Ф.И.О. Битимирова Мария Николаевна

Образовательное учреждение : МБОУ СОШ №7 г. Беслана

Тип урока: урок – практикум с использованием средств современных информационных технологий.

Тема

«Технология проблемного обучения при подготовке к написанию сочинения-

рассуждения в формате ЕГЭ»

Цели

познакомить учащихся с особенностями задания ЕГЭ по русскому языку: объем

сочинения, алгоритм выполнения задания, структура создаваемого текста, возможные

варианты выполнения задания, развитие логического и творческого мышления,

письменной речи, коммуникативной компетентности; воспитание уважительного

отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно

обосновывать свою точку зрения

Задачи

Образовательные: сформировать представление о структуре сочинения, особенностях

определения проблемы, видах комментария.

Развивающие: развивать умение работать с текстами разных стилей, анализировать

тексты, используя технологии проблемного обучения ;

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, интерес и уважение к

родному языку.

Обоснование

технологии

проблемного

обучения.

Организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их

разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками,

умениями и развитие мыслительных способностей.

-это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной

Проблемные

методы

Технологическая

схема проблемного

обучения:

деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих

актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует

поиск решения. Возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от

преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального

подхода.

Методические

приемы создания

проблемных

ситуаций

учитель подводит школьников к проблеме и предлагает им самим найти способ его

разрешения;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику

рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например:

исследовательские);

Преимущества

технологии:

-способствует развитию у учащихся логического мышления;

-реализуются принципы личностно ориентированного обучения, когда каждый ученик

может проявить свои возможности;

- формируется коммуникативная компетенция;

- происходит процесс подготовки к самостоятельному написанию эссе;

- решается задача возвращения читательской культуры.

Формирование

УУД

ЛичностныеУУД:

положительные нравственные качества;

действия нравственно-этического оценивания.

Регулятивные УУД:

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению

ошибок.

Коммуникативные УУД:

строить монологическое высказывание;

вести диалог, слушать собеседника.

Познавательные УУД:

самостоятельно формулировать цель урока, определять задачи;

составлять алгоритм действий и пользоваться им;

использовать метод предложенный материал для извлечения информации и

структурирования.

Планируемые

результаты

Формирование языковой компетенции:

Расширение представлений учащихся о лексической системе языка.

Закрепление навыков анализа текста.

Формирование коммуникативной компетенции:

формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё

высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать

проблему, определять позицию автора,

высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать;

Обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной

форме

Предметные:

Знать понятие «проблема», «комментарий проблемы», «обоснование»

Личностные:

Сформированность способности к саморазвитию;

Мотивация к учению и познанию.

Метапредметные:

Использование

технологии проблемного обучения как универсального учебного

действия.

Основные

понятия

Проблема текста, тип проблемы, комментарий проблемы, типовые конструкции (клише)

Межпредметные

связи

Литература

Ресурсы:

1) раздаточный материал (текст по К.Паустовскому);

2) алгоритм написания сочинения-рассуждения;

3) памятка «Клише для создания сочинения»;

4) мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА. Эпиграф

«Кто владеет информацией, тот владеет миром»

.

Натан Майер Ротшильд

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

этап.

Цель этапа:

включение учащихся

в деятельность.

Создание

доброжелательной

атмосферы.

Создаѐт эмоциональный настрой. Приветствует, проверяет готовность к уроку. Желает

успеха.

Готовятся к уроку.

2.Мотивация к

учебной

деятельности.

Цель этапа:

сосредоточение

внимания,

возбуждение

интереса к уроку,

поиск решения

На этой стадии вызова создать проблемную ситуацию, вызвав у учеников

воспоминания по данной теме, обращаясь к их собственному опыту

.Включает в

деловой ритм

Учитель:

. « Кто владеет информацией, тот владеет миром». Очень многие из

нас слышали эту фразу. Но, наверное, не все знают, откуда она взялась. А между

тем её история очень интересна. Натан Ротшильд, основатель огромной банковской

династии Ротшильдов, как то сказал эту фразу, которая сразу стала крылатой.

Своим высказыванием автор хотел затронуть проблему значимости информации в

бизнесе. Он считал, что тот человек, кто первым овладеет информацией, будет

Слушают учителя, делают

выводы, отвечают на вопросы.

иметь огромное преимущество перед другими людьми, может использовать ее в

своих целях для решения даже самых больших задач. Высказывание Ротшильда

актуально и для нас с вами. Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 27-

ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста. Это задание

повышенной сложности, но самое дорогое по количеству баллов. Чтобы хорошо

написать сочинение и получить хороший результат, вам нужно знать, что от вас

хотят. Не секрет, что мало кто сейчас любит писать сочинение, а тем более умеет

это делать. При этом сочинение, которое нужно написать, имеет свои

специфические особенности, соблюдение которых приносит ученику столь

необходимые баллы, а несоблюдение – лишает их.

3. Актуализация

знаний и создание

проблемной

ситуации.

Цель этапа:

подготовка

мышления учащихся

к восприятию

материала,

подготовленного

сверстниками, и

организация

осознания ими

внутренней

потребности к

построению нового

способа действий.

Сегодня я приглашаю вас к участию в проведении урока в режиме технологии.

Тема нашего сегодняшнего занятия звучит следующим образом: «Технология

проблемного обучения при подготовке к написанию сочинения-рассуждения в

формате ЕГЭ» В нашем случае имеется в виду самостоятельное

исследование проблемы, ее комментарий, выявление авторской позиции и личного

мнения.

.

Вспомним структуру сочинения. Композиция сочинения

Ключевые понятия

• Проблема

• Комментарий (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи

между примерами)

• Позиция автора

• Своё отношение к позиции автора

• Обоснование своего отношения к позиции автора

Назовите, пожалуйста темы, над которыми мы уже работали при написании

сочинений.

Хочу напомнить вам основные категории проблем и возможные формулировки :

Человек и общество. Проблема несправедливости социального устройства

общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что

влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой

Готовясь к сочинению –

рассуждению, мы столкнулись

с текстами как взятыми из

классической литературы, так

и написанными современными

авторами на различные темы,

например: о патриотизме, о

сохранении памяти; о любви и

ревности; о настоящей

доброте; о смысле жизни; о

дружбе; о взаимоотношениях

подростков; о счастье; о

современной молодежи,о

настоящей красоте и др.

личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть

хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека. Какое влияние

оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и

ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека

можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое истинный и ложный

патриотизм? Проблема выбора профессии.

Человек и природа. Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру

природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и

гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не

каждый человек воспринимает красоту природы? Взаимоотношения человека и

природы;

Человек и человек. Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное

отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека,

нравственная ответственность человека перед другими людьми) Проблема

взаимоотношения отцов и детей. Можно ли избежать конфликта поколений? В чем

проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема

любви / ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношения подростков.

Человек и культура/искусство Проблема восприятия красоты. Что такое

истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема

духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь

памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет

на человека? Как влияет телевидение на человека? Влияние сотовой связи на

культуру поведения человека. Какова роль книги в жизни человека? Проблема

выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли

Интернет заменить книгу? Проблема восприятия искусства. Проблема назначения

искусства;

4. Постановка целей

и задач урока.

Цель этапа:

Создание

проблемной

Анализируя формулировку темы, определить, что они должны узнать на уроке (цель

урока), чему научиться (задачи урока)

Обратимся к формулировке задания 27. Обратите внимание на первую фразу:

«Напишите сочинение по прочитанному тексту» и на последующую:«Работа,

написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует,

Осознают важность написания

сочинения –рассуждения на

экзамене.

ситуации. Фиксация

новой учебной

задачи

что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное

понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже путь к

успеху. А правильно понять текст – задача непростая.

5.Моделирование

ситуации.

Цель: подготовка к

обобщенной

деятельности.

Воспроизведение на

новом уровне.

Совместное

исследование

проблемы.

Организует процесс открытия новых знаний и закрепление полученных. Организует

погружение в проблему, создаѐт ситуацию разрыва:

Несколько слов о К.Паустовском - Паустовский Константин Георгиевич (1892–

1968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о

природе, исторических повестей, художественных мемуаров ……….

« В каждом сердце есть струна.

Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного».

К.Г. Паустовский.

Рассказывают о К.Паустовском,

вспоминают прочитанные

произведения.

6. Применение

знаний и умений в

новой ситуации.

Цель этапа:

применение знаний и

умений в новой

ситуации;

конструирование

нового способа

действия.

Организует самостоятельное выполнение учащимися задания. Создаѐт ситуацию успеха

для каждого ученика.

Чтение текста по К.Паустовскому (по рассказу «Струна») Приложение 1

Итак, работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за

конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает

автор особое внимание.

1)

О чем же прочитанный текст ( об искусстве, о творчестве… речь идёт

о музыке , способной влиять на жизнь человека, вызывать глубокие

чувства, преодолевать трудности, время и пространство).

2)

Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает? (о том, как

искусство помогало солдатам воевать, поднимая их боевой дух)

3)

Что хочет автор сказать нам через этот текст? (об огромной силе

искусства, о ее способности влиять на душу человека: зрители на

время как будто забывали о трудностях, вспоминали дом и родных,

что давало им силу бороться с врагом.

Читают текст К.Паустовского,

проводят информационную

обработку текста.

7.Моделирование

Разбор текста. Недлинный, но невероятно трогательный рассказ Константина

дети пишут и зачитывают

ситуации.

Цель: подготовка к

обобщенной

деятельности.

Воспроизведение на

новом уровне.

Совместное

исследование

проблемы.

Паустовского повествует о войне, о том, как приходилось выживать и держаться в

тяжелые времена актерам и музыкантам.

1.

Шел 1941 год, война в разгаре, на острове Эзеле вместе с бойцами оказались

актеры и музыканты.

2.

У скрипача Егорова на скрипке осталась лишь одна струна, остальные

порвались, запасных у него не было.

3.

Актеры и музыканты по ночам умудряются устраивать спектакли, чтобы хоть

как-то отвлекаться от тяжелых мыслей.

4.

Вместо софитов импровизированную сцену и лица актеров освещают лишь

фонарики.

5.

Чаще всего свет падает на актрису Елагину, Егоров же всегда играет в темноте.

6.

Когда он объявил, что не может играть поскольку осталась лишь одна струна,

бойцы ему напомнили о Паганини.

7.

Егоров заиграл на одной струне, очень красиво, но скоро и она оборвалась.

8.

Следом за струной вскоре оборвалась и жизнь скрипача, его убили.

9.

Скрипку Егорова передали в Ленинград в консерваторию, это был очень

хороший итальянский инструмент.

В данном тексте обратим внимание сразу на позицию автора, то есть на то, что

автор считает важным. Чтобы правильно определить главную проблему, надо

начать с авторской позиции.

Главную мысль отражают заключительные слова

«победа придет! (51)Потому что не может не победить наша страна, где люди

идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за

будущее скромные музыканты».

Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над

сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой

проблемой.

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора –

это ответ на данный вопрос.

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание

текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Очень важно

правильно определить одну, главную проблему, ведь все дальнейшее размышления

над текстом должно вытекать именно из нее. Если вы заявили, что в данном тексте

авторскую позицию,

связывают ее с проблемой.

Объясняют , что такое искусство:

Искусство

несет

радость

людям!

Искусство

заставляет

забыть зависть и злобу!

Искусство рождает в душе

человека любовь и радость!

Искусство

позволяет

сопереживать

чувствам

других людей!

автор размышляет о силе искусства, то и комментарии, и позиция автора, и ваша

аргументация должна соответствовать названной проблеме. Если вы «уйдете в

сторону» - 0 баллов. Записываем проблемы, затронутые в данном тексте.

Проблема, которую выбираем, должна быть одна, та, которая больше всего волнует

автора, которую можно заметить в каждом абзаце текста. Проблема нашего текста –

это роль искусства во время войны. Также проблему можно сформулировать в виде

вопроса: В чем сила воздействия искусства на человека во время войны ?

Определив тему будущего сочинения, те проблемы, которые будем рассматривать,

авторскую позицию,

мы можем начать говорить о вступлении к сочинению,

которое должно вводить в тему текста

Вступление может быть написано в форме:

1.

Лирического размышления.

2.

Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).

3.

Диалога с воображаемым собеседником.

4.

Ряда

назывных

предложений,

создающих

образную

картину,

возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.

5.

Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.

6.

Может начинаться с ключевого слова текста и др.

Итак, проблема сформулирована, теперь нужно ее прокомментировать. Что же

такое комментарий? Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по

поводу сформулированной проблемы текста.

Что такое пример-иллюстрация? Типы информации в тексте

• Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях,

процессах, упомянутых в тексте.

• Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание

отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-

следственных связей между событиями.

Подтекстовая информация не обозначена словами, а только

подразумевается.

Искусство

помогает

человеку

совершенствоваться

Искусство помогает жить!

Искусство

может

спасти

мир!

Искусство призвано

сохранять человеческое в

человеке (Ю.Бондарев).

Искусство создает хороших

людей, формирует

человеческую душу (П.

Чайковский)

Озвучивают возможные

варианты вступления

Дают определение:

пример-иллюстрация - это

связанная с поставленной

проблемой информация

текста, которая

сопровождается пояснениями,

интерпретациями учащегося.

Отвечают на вопрос:

Смысловая связь между примерами

Где обозначать связь между примерами?

Указание на связь примеров как зачин в комментарии:

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из

которых воплощает в себе разное отношение к жизни. <…>

Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:

<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>

Указание на связь примеров как итог комментирования:

Формулирование позиции автора

Задачи:

понять мнение автора о выделенной проблеме;

четко сформулировать вывод, к которому приходит автор.

Позицию автора лучше формулировать не цитатой, а своими словами.

Аргументация собственной позиции - сформулировать и обосновать свою

позицию.

Как обосновать собственное мнение?

Что может служить обоснованием?факты (реальное событие, явление, то, что

действительно произошло); Приложение 2.

Можно ли приводить литературный аргумент?

«Можно, если он встраивается в ваше рассуждение, если он действительно

подходит, если он действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы

доказываете».

«Никто не запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет

приведён аргумент, который не соответствует заявленному суждению, ребёнок

в комментарии не должно

быть:

пересказа исходного текста;

рассуждения по поводу всех

проблем текста;

общих рассуждений о тексте.

Подтвердить тезис (привести

аргументы "за")

Опровергнуть тезис

(контраргументация

(аргументы "против»):

доказать тезис, опровергая

противоположный).

иллюстрации (наглядно-

описательная форма): можно

использовать конкретный

пример – сообщение о

событии (в литературе, в

получит 0 баллов за собственную позицию\. получит 0 баллов, если это будет

нарушение логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и

если будет допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому

будьте очень осторожны с приведённой аргументацией» (И.П.Цыбулько)

Заключение.

1.Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим

изложением.

2.Должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое

главное.

3.Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы,

проблем, поставленных автором.

4.Может отражать твое личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.

5.Может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль,

высказанную во вступлении.

Деятели искусства, как и обычные граждане, были вовлечены в дело защиты

страны. Но у творческих людей, помимо непосредственной, физической битвы с

врагом была также не менее важная задача: поддерживать воевавших на фронте

и оставшихся в тылу.

жизни и т.д.) и

предположительный пример –

рассуждение о том, что могло

бы быть при определенных

условиях;

опыт (личный, конкретный,

общечеловеческий,

исторический, научный

эксперимент, исследования и

т.д.);

обращение к традициям,

авторитетным мнениям

(мнения известных ученых,

философов, писателей,

общественных деятелей,

специалистов – экспертов);

цитаты из авторитетных

источников;

обращение к теоретическим

знаниям, терминологии (в

науке, искусстве, культуре и

т.д.);

8

. Рефлексия.

Цель этапа:

Осознание

учащимися своей

учебной

деятельности,

самооценка

результатов

деятельности своей и

всего класса.

Итак работа на сочинением завершена, давайте прочитаем возможный вариант

сочинения– рассуждения по тексту К.Паустовского

Продолжите предложения :

Для меня это важно и интересно …

Я получил конкретные рекомендации…

Мне было трудно (не понравилось)…

Моя оценка психологической атмосферы…

Для меня было недостаточно…

Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, а все

полученные на нем знания и умения вы сможете успешно использовать на ЕГЭ во

время написания сочинения.

Осуществляют оценку урока и

самооценку, продолжают

предложения.

Приложение 1

(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать

их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове в Балтийском море, на небольшом клочке земли, где

советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.

(4)Война застала на Эзеле нескольких советских актеров – мужчин и женщин. (5Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали

немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)А ночью, если не было боя, актеры устраивали концерты и

спектакли на маленьких полянах в лесу.

(7)«Хорошо, – скажете вы, – конечно, в темноте можно слушать пение или музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разыгрывать

спектакли в ночном лесу? (8)Музыканты привыкли играть в темноте, но как же другие актеры?»

(9)А они показывали морякам сцены из Шекспира, Чехова .(10) Как только начинался спектакль, зрители наводили на актеров узкие лучи

карманных электрических фонариков. (11)Лучи эти все время перелетали с одного лица на другое, в зависимости от того, кто из актеров в

это время говорил. (12)Но чаще всего лучи останавливались на лице молоденькой актрисы Елагиной и подолгу замирали на нем, хотя

Елагина и молчала. (13)В ее улыбке, в глазах каждый из моряков находил любимые черты, которые он давно, с первых дней войны, берег в

самом надежном уголке сердца.

(14)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. (15)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, которую он

часто видел перед собой, была большая звезда. (16)Она лежала на краю моря, как забытый маяк.(17 )Ее не могли погасить залпы тяжелых

батарей, не мог задушить желтый дым разрывов. (18 )Она сверкала, как напоминание о победе, неизменности мира, о будущем покое.

(19)Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. (20)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым

зрителям. (21)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

– А Паганини играл и на одной струне…

(22)Паганини! (23)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

(24)Егоров медленно прижал скрипку к плечу. (25)Большая звезда спокойно горела на краю залива. (26)Свет ее не мерцал, не переливался,

как всегда. (27)Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. (28)Егоров поднял смычок. (29)И неожиданно одна струна

запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

(30)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (31)Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (32) Играть было легко,

будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке.

(33)Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла

мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце.

(34)Последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. (35)Она зажужжала, как шмель, и затихла. (36)Сразу же свет

фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. (37)Скрипка замолчала надолго. (38)И свет фонариков погас. (39)Толпа слушателей только

вздохнула.

(40)Я рассказываю подлинный случай.. (41)Егоров был убит через два дня во время ночного боя. (42)Ему не на чем было играть, и он стал

обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

(43)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали летчику, улетавшему в Ленинград. (44)В

Ленинграде летчик отнес скрипку главному дирижеру Консерватории. (45)Тот взял ее двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся, – это

была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

(46)– Я передам ее лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, – сказал летчику дирижер Консерватории.

(47)Где теперь эта скрипка – я не знаю (48)Где теперь эта скрипка – я не знаю. (49)Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии,

заставляя сердца слушателей дрожать от гордости за человека.

(50)Поют сотни струн, поют гобои и трубы, – победа придет! (51)Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося

в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие

мир.

(по К. Паустовскому)

Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский писатель, мастер романтической прозы, автор произведений о природе,

исторических повестей, художественных мемуаров.

Приложение 2

МНЕНИЕ, Я согласна с мнением автора, потому что искусство может оказывать большую моральную поддержку. Любой человек, в чьей

жизни, казалось бы, нет места искусству, под влиянием его непременно почувствует его силу, силу, способную вселить надежду на

будущую спокойную мирную жизнь, приближающую победу и счастье. Сила искусства огромна. Оно может сплотить народ, поднять на

решение общих задач совместно выступить против врага(вспомним роль песни на фронтах войны).

ОБОСНОВАНИЕ;

Особую роль в поднятии настроения, вселения бодрости играет музыка.

Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное

воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста

ковича.которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с

врагом. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок "Ленинградская". Но больше ей подходит название "Легендарная".

Дело в том, что, когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста

-

ковича, которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

Гениальная музыка су

мела передать то

лучшее, что объединяло людей: веру в победу, готовность к подвигу, стойкость духа, безграничную любовь к Ленинграду и стране

"Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!" — эти слова поэта Василия Лебедева-Кумача

очень точно описывают, с каким нетерпением ждали приезда на передовую любимых артистов солдаты Красной армии, защищавшие свою

Родину от фашистов.. Во время Великой Отечественной стали создаваться так называемые передвижные фронтовые театры и концертные

бригады, актеры и музыканты которых выступали перед ранеными солдатами в госпиталях, ездили со спектаклями на фронт и в

прифронтовые зоны. Артисты старались поддерживать в солдатах настрой на победу и выступали в тяжелых и опасных для жизни условиях:

в непосредственной близости к передовым, на палубах военных кораблей, в блиндажах и окопах. В годы ВОВ в репертуаре фронтовых

театров и концертных бригад появились одноактные спектакли, юмористические сценки, цирковые номера, оперные арии. Им не были

страшны обстрелы и бомбёжки, они запросто выступали перед бойцами в перерывах между боями

Лидия Русланова впервые выступила перед бойцами под Ельней. Причём выступление состоялось в такой момент, когда фашисты начали

атаку. Несмотря на это, певица не прервала выступление. Солдаты заслушивались её очаровательным исполнением русских народных песен.

Она стала одной из первых, кто исполнил "Катюшу". 2 мая 1945 года Русланова дала концерт у стен Рейхстага. Он продолжался до ночи,

потому что солдаты, дошедшие до Берлина, всё заказывали и заказывали ей песни. Особенно просили любимую — знаменитые "Валенки".

Самая популярная актриса Советского Союза Любовь Орлова во время Великой Отечественной войны выступала с концертами перед

советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском. За что

удостоилась лютой ненависти. Рассказывают, однажды в отместку Орловой вручили букет роз с отравленными шипами, после чего она

заболела — у неё началось заражение крови. Артистку спасло только вмешательство Сталина, поднявшего на ноги не только советских, но и

зарубежных медиков. Народная артистка СССР Любовь Орлова выступает перед советскими воинами на крыле сбитого фашистского

самолета.

Леонид Утёсов стал известен зрителям в 1934 году, снявшись в главной роли в замечательном фильме-комедии "Весёлые ребята". В годы

войны артист много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал под обстрел

артиллерии, бомбёжки. Интересный факт: оркестр Утёсова подарил 5-му Гвардейскому истребительному авиаполку два истребителя Ла-5Ф.

Самолёты носили название "Весёлые ребята

С тех пор прошло много лет. Но с таким же нетерпением ждут музыку с гражданки в современных горячих точках. Пример тому — недавнее

выступление оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в освобождённом сирийском городе Пальмире. Артисты,

выступавшие с концертами в Афганистане. (Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон)



В раздел образования