Автор: Ульянкина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 2"
Населённый пункт: г. Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда" из опыта работы
Раздел: дошкольное образование
«Использование нейропсихологических упражнений
в коррекционной работе учителя-логопеда»
(из опыта работы)
Е. А. Ульянкина, учитель-логопед
Красноярский край, г. Минусинск,
МДОБУ «Детский сад № 2»
В современных условиях, для того, чтобы глубже понимать причины речевых
нарушений и повысить эффективность коррекционной работы, я в своей работе на
индивидуальных занятиях использую нейропсихологические упражнения.
Нейропсихология – наука, которая изучает психические процессы: память,
мышление, речь, восприятие, моторику.
Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и
построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые
функции, необходимые для профилактики чтения и письма.
Цель – способствовать развитию речи дошкольников посредством
нейропсихологических упражнений.
Задачи:
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развивать познавательные процессы: внимание, память, речь, мышление.
Нейропсихологические упражнения,
которые я использую в логопедической
работе на индивидуальных занятиях.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
1. Двуручное рисование.
- Ребенок двумя руками одновременно проводит по линиям, произнося звук Ш
(любой автоматизируемый звук). Или проговаривая чистоговорку с автоматизируемым
звуком.
- Ребенок обводит одинаковые фигуры одинаковыми пальцами обеих рук
одновременно и произносит автоматизированный звук.
- Ребенок обводит одинаковые фигуры разными пальцами обеих рук одновременно
и произносит автоматизированный звук.
- Ребенок обводит разные фигуры одинаковыми пальцами обеих рук одновременно
и произносит автоматизированный звук.
- Ребенок обводит разные фигуры разными пальцами обеих рук одновременно и
произносит автоматизированный звук.
- Одновременно вести крышку по круговой дороге.
- Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор.
- Одновременно показать и назвать букву.
- Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук.
2. Упражнения на выкладывание одновременно двумя руками.
- Выкладывание узоров из камней по схеме.
- Выкладывание из камней букв при дифференциации звуков. Одновременно
выкладываем правой рукой – Л, а левой рукой – Р и т.д.
- Выкладывание букв из палочек одновременно двумя руками.
С помощью таких нейропсихологических упражнений ребенок запоминает буквы.
Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять
движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность,
память, внимание, речь.
3. Упражнение «Собери дорожку».
- При дифференциации звуков, например С и З я ставлю перед ребенком задачу:
если он услышит в слове звук С, берет камушек синего цвета левой рукой, если услышит в
слове звук З – зеленый камень правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то
кладет камни двумя руками одновременно.
4. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».
Использую эту игру для дифференциации звуков, слов (если услышишь звук, слово
на звук Ж — ставь ладонь, звук, слово на звук З — ставь кулак; звук, слово на звук Ш —
ребро, звук, слово на звук Ж — ладонь и т.д.).
5. Упражнение «Колечко».
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с
большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от
указательного
пальца
к
мизинцу) и
в
обратном (от
мизинца
к
указательному
пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Это
упражнение
можно
использовать
для
автоматизации
звуков
в
слогах
и
дифференциации звуков в слогах.
Соединить большой пальчик правой руки с остальными, и произнеси цепочку
слогов СА-СО-СУ-СЫ, соединить большой пальчик левой руки с остальными и произнеси
цепочку слогов ША-ШО-ШУ-ШИ, или попеременно правая рука СА, левая рука ША и
т.д.
6. Нейрорифмовка.
Ребенок проговаривает слова в рифму (автоматизация или дифференциация слов),
одновременно переключаясь с одного жеста на другой.
Применение нейропсихологических упражнений способствует:
-
повышению стойкости внимания, качества письма и чтения;
-
улучшению памяти;
-
синхронизации работы полушарий;
-
улучшается умственная деятельность.
Всё это способствует более эффективной коррекции звукопроизношения, развитию
психических функций ребёнка, эмоциональной устойчивости и повышению общего
развития.
Таким образом, использование нейропсихологических упражнений в
логопедической работе с детьми:
•
Способствует формированию речевых функций, совершенствованию
звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического
слуха, чувства ритма;
•
Показывает, что система работы обеспечивает коррекцию всех высших
психических функций
Список литературы
1. Веретенчева М.В. От буквы к предложению с правильным произношением: обучение
грамоте / М.В. Веретенчева, Енина С.М. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 64 с.:
ил. – (Нейрологопедический тренажер).
2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное,
расширенное / Татьяна Григорьевна Визель. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 544
с.: ил. — ( Высший курс).
3.
Волкова
Т.А.
Логонейротренажер.
Увлекательная
техника
автоматизации
изолированных звуков. 5-7 лет. – Спб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2022. – 48 с.
4. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми с 3-12 лет. –
М., 2015.
5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.
6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.