Напоминание

"Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда" из опыта работы


Автор: Ульянкина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "Детский сад № 2"
Населённый пункт: г. Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда" из опыта работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование нейропсихологических упражнений

в коррекционной работе учителя-логопеда»

(из опыта работы)

Е. А. Ульянкина, учитель-логопед

Красноярский край, г. Минусинск,

МДОБУ «Детский сад № 2»

В современных условиях, для того, чтобы глубже понимать причины речевых

нарушений и повысить эффективность коррекционной работы, я в своей работе на

индивидуальных занятиях использую нейропсихологические упражнения.

Нейропсихология – наука, которая изучает психические процессы: память,

мышление, речь, восприятие, моторику.

Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и

построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые

функции, необходимые для профилактики чтения и письма.

Цель – способствовать развитию речи дошкольников посредством

нейропсихологических упражнений.

Задачи:

- Развивать слухоречевое внимание детей;

- Развивать познавательные процессы: внимание, память, речь, мышление.

Нейропсихологические упражнения,

которые я использую в логопедической

работе на индивидуальных занятиях.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

1. Двуручное рисование.

- Ребенок двумя руками одновременно проводит по линиям, произнося звук Ш

(любой автоматизируемый звук). Или проговаривая чистоговорку с автоматизируемым

звуком.

- Ребенок обводит одинаковые фигуры одинаковыми пальцами обеих рук

одновременно и произносит автоматизированный звук.

- Ребенок обводит одинаковые фигуры разными пальцами обеих рук одновременно

и произносит автоматизированный звук.

- Ребенок обводит разные фигуры одинаковыми пальцами обеих рук одновременно

и произносит автоматизированный звук.

- Ребенок обводит разные фигуры разными пальцами обеих рук одновременно и

произносит автоматизированный звук.

- Одновременно вести крышку по круговой дороге.

- Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор.

- Одновременно показать и назвать букву.

- Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук.

2. Упражнения на выкладывание одновременно двумя руками.

- Выкладывание узоров из камней по схеме.

- Выкладывание из камней букв при дифференциации звуков. Одновременно

выкладываем правой рукой – Л, а левой рукой – Р и т.д.

- Выкладывание букв из палочек одновременно двумя руками.

С помощью таких нейропсихологических упражнений ребенок запоминает буквы.

Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять

движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность,

память, внимание, речь.

3. Упражнение «Собери дорожку».

- При дифференциации звуков, например С и З я ставлю перед ребенком задачу:

если он услышит в слове звук С, берет камушек синего цвета левой рукой, если услышит в

слове звук З – зеленый камень правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то

кладет камни двумя руками одновременно.

4. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Использую эту игру для дифференциации звуков, слов (если услышишь звук, слово

на звук Ж — ставь ладонь, звук, слово на звук З — ставь кулак; звук, слово на звук Ш —

ребро, звук, слово на звук Ж — ладонь и т.д.).

5. Упражнение «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с

большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от

указательного

пальца

к

мизинцу) и

в

обратном (от

мизинца

к

указательному

пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Это

упражнение

можно

использовать

для

автоматизации

звуков

в

слогах

и

дифференциации звуков в слогах.

Соединить большой пальчик правой руки с остальными, и произнеси цепочку

слогов СА-СО-СУ-СЫ, соединить большой пальчик левой руки с остальными и произнеси

цепочку слогов ША-ШО-ШУ-ШИ, или попеременно правая рука СА, левая рука ША и

т.д.

6. Нейрорифмовка.

Ребенок проговаривает слова в рифму (автоматизация или дифференциация слов),

одновременно переключаясь с одного жеста на другой.

Применение нейропсихологических упражнений способствует:

-

повышению стойкости внимания, качества письма и чтения;

-

улучшению памяти;

-

синхронизации работы полушарий;

-

улучшается умственная деятельность.

Всё это способствует более эффективной коррекции звукопроизношения, развитию

психических функций ребёнка, эмоциональной устойчивости и повышению общего

развития.

Таким образом, использование нейропсихологических упражнений в

логопедической работе с детьми:

Способствует формированию речевых функций, совершенствованию

звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического

слуха, чувства ритма;

Показывает, что система работы обеспечивает коррекцию всех высших

психических функций

Список литературы

1. Веретенчева М.В. От буквы к предложению с правильным произношением: обучение

грамоте / М.В. Веретенчева, Енина С.М. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 64 с.:

ил. – (Нейрологопедический тренажер).

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное,

расширенное / Татьяна Григорьевна Визель. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 544

с.: ил. — ( Высший курс).

3.

Волкова

Т.А.

Логонейротренажер.

Увлекательная

техника

автоматизации

изолированных звуков. 5-7 лет. – Спб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,

2022. – 48 с.

4. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми с 3-12 лет. –

М., 2015.

5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.



В раздел образования