Напоминание

Местное самоуправление.


Автор: Скабёлкин Клим Юрьевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№7"
Населённый пункт: Ханты - Мансийский АО - Югра, г. Мегион, пос.Высокий
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Местное самоуправление.
Раздел: полное образование





Назад





Ханты – Мансийский АО – Югра, г. Мегион, пос. Высокий

МБОУ «СОШ №7»

Методическая разработка

урока обществознания в 10 классе.

Тема. Местное самоуправление.

Учебник. Кравченко
Составил. Скабёлкин Клим Юрьевич учитель истории и обществознания.

Цели:
1. Научить разбираться в особенностях местного самоуправления, уметь определять сущность местного самоуправления и его роль в обществе, знать некоторые особенности истории земства и земского движения в России; закреплять знания о роли политических партий в политическом процессе. 2. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умение анализировать и презентовать полученную информацию; совершенствовать навыки использования ИКТ. 3. Повышать правовую и политическую культуру учащихся, формировать активную жизненную позицию.
Оборудование
: ПК, проекторы, «Конституция РФ», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», информационные листы, оценочные листы, карточки с индивидуальными заданиями для групп, «Устав сельского поселения».
Тип урока
: комбинированный.
План урока.
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Переход к теме урока. Целеполагание. 4. Изучение нового материала. 5. Постановка проблемы. 6. Работа в группах по разрешению проблемы. 7. Деловая игра. 8. Обобщение, итог урока. 9. Рефлексия. 10.Домашнее задание. 11.Оценка работы учащихся.
Ход урока.

I.
Организационный момент
. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке много работы. Чтобы всё успеть, усвоить материал, многому научиться предлагаю выбрать каждому «установку на успех» (на доске карточка: БЫТЬ внимательным активным компетентным понять научиться стремиться проявить Работать вы будете в группах. В каждой группе есть староста, он организует, координирует, направляет работу. Фиксирует качество работы каждого в оценочных листах.
II.

Проверка домашнего задания.
Откройте тетради, они вам понадобятся для выполнения первого задания. Я предлагаю вам выполнить тест. СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 (ответы) А теперь оцените свои работы. Критерии оценки есть в оценочных листах, старосты заносят количество набранных баллов в общую таблицу.
III.

Обобщение. Переход к теме урока
.
Целеполагание.
 На прошлом уроке мы говорили о государстве. Государство – это верховная власть.  Ребята, какие вопросы находятся в компетенции верховной власти? (Ответы) Но все эти вопросы решаются в масштабах государства.  А какая власть решает вопросы например ЖКХ, освещение улиц, строительство дет садов, школ? . (Ответы) Верно, кто-то из нас живёт в городе, кто-то в селе, где много вопросов местного значения.  Кто же управляет жизнью этих населённых пунктов? (Ответы, «сами жители») Правильно, самим гражданам городов, районных центров, сёл приходится решать много вопросов исходя из своих интересов.  О чём же мы будем говорить на уроке, какова тема урока? (СЛАЙД 7Тема)
Озвучить цели урока.  Вспомним историю возникновения местного самоуправления, для этого вам понадобятся знания, полученные на уроках истории;  Выявим основные функции органов местного самоуправления и принципы, на основе которых строится их работа;  И узнаем, в чём же польза местного самоуправления для населения. Чтобы успеть выполнить всё необходимое мы будем работать в группах.
IV.

Изучение темы урока.
Как вы понимаете термин САМОУПРАВЛЕНИЕ. Ответы фиксируйте на карточках. Кто готов, пожалуйста, к доске. Учащиеся прикрепляют карточки на доску. Я принимаю ваши ответы, но существует точное толкование этого термина.(СЛАЙД 8) Читаю определение со слайда. И оттого как выбранные люди будут работать в местных органах власти, зависит будущее нашего района, нашего посёлка, нашей школы, каждого из нас в отдельности. Роль органов местного самоуправления в жизни населения страны нисколько не меньше чем органов высшей государственной власти. Ведь в ведении местного самоуправления находится, прежде всего, социальная сфера, решение вопросов которой влияет на стабильность внутренней ситуации в стране, в регионе.  Чем же регулируются основные функции органов местного самоуправления? (Конституция) У вас на столах лежат тексты конституции, зачитайте соответствующие статьи. Каждая группа зачитывает по одной статье. (СЛАЙД 9) Деятельность органов местного самоуправления регламентируется также законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (Брошюра на доску). Он принят Гос Думой 12 августа 1995 г. V.
Постановка проблемы
. Итак ребята, мы подошли к самому важному моменту. Сегодня нам необходимо установить отличия местного самоуправления от государственного. И чтобы разрешить эту проблему мы будем работать в группах. VI.
Работа по разрешению проблемы. Работа в группах
.
1 группа – совершает краткий исторический экскурс 2 группа – работает в режиме онлайн 3 группа – штудирует материал учебника 4 группа – обрабатывает опережающее задание Карточки с заданиями и необходимый информационный материал у вас есть. Время для работы 7 минут, старосты групп не забывают об оценочных листах. (МУЗЫКА)
Представление ответов групп.
1 группа. Строит ответ на фоне слайдов учителя. СЛАЙД 10 Иван 4 СЛАЙД 11 Пётр 1, Екатерина 2 СЛАЙД 12 Александр 2 СЛАЙД 13 Состав и задачи земских учреждений. СЛАЙД 14 ФЗ 1995 г.
Обобщение учителя
. Мне хотелось бы вспомнить слова известного русского ученого, литератора, историка Н.М. Карамзина (СЛАЙД 15 Эпиграф) И это действительно так, ведь «возможности местной власти огромные (СЛАЙД 16 Путин) И именно здесь, на этом уровне как заметил президент мы можем реально привести в порядок страну, сделать власть эффективной. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 3 группа, пожалуйста ,вам слово. Учащиеся выходят к доске прикрепляют карточки. (лучше парой)
Обобщение учителя
. Мы с вами дали определение местному самоуправлению и определили его важнейшие функции. Теперь поговорим конкретно о Москаленском муниципальном районе. Свой ответ представляет 2 группа. Группа говорит с места.
Обобщение учителя
. Вы перечислили ряд принципов, по которым осуществляется местное самоуправление Москаленского муниципального района.  Можно ли определить эти принципы как демократические? (Ответы)  Какой принцип вы считаете более важным? (некорректный вопрос)

Обобщение учителя
. Совершенно верно. Так нельзя ставить вопрос. Поскольку в уставе заложены основные принципы демократического общества и каждый следующий вытекает из предыдущего. Ещё один очень важным принципом демократизации нашего общества является его многопартийность.  Какова роль политических партий в политическом процессе? (Ответы учеников) Свой ответ представляет 4 группа. Учащиеся размещают на доске диаграмму и карточки с названиями партий.
Обобщение учителя
.  4 группа. Вы работали с уставом МО. Скажите, пожалуйста, каков порядок формирования Совета МО? Совершенно верно. Для осуществления управленческих функций путём всеобщего, равного и прямого избирательного права формируется совет МО и каждый из вас, когда вам исполнится 18 лет, сможет принять участие в выборах.  Вернёмся к нашей проблеме, которую мы поставили в начале урока и разрешим её. Ответы учеников. СЛАЙД 17 (Отличия)
Обобщение учителя
. Молодцы! Вот это ближайшее и практическое знакомство с общественными делами мы сейчас осуществим. Предлагаю вам провести деловую игру. (СЛАЙД 18 Смайлс)
VII.

Деловая игра.
Условия игры. Вы все депутатский корпус нашего сельского поселения. 1 и 2 гр составляет план благоустройства села Алексеевка 3 и 4 гр – казначейство. Ваша задача изыскать средства для пополнения местного бюджета. (2 мин) Учащиеся на доске располагают карточки, озвучивая их.

VIII.

Итог урока. Обобщение учителя.
Хорошо, и с этим заданием вы справились.  Как вы считаете, в чём же польза местного самоуправления для граждан?
IX.

Рефлексия.
Ну, что ж, вернёмся к той установке, которую вы выбрали в начале урока, как вы считаете, удалось ли вам достигнуть успеха? А может быть, что- то не получилось? X.
Домашнее задание.
СЛАЙД 19 - параграф 18, разработать цели, задачи, структуру школьного парламента. XI.
Оценивание.
Старосты групп сдают оценочные листы.


В раздел образования