Автор: Матвеева Алла Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ СО "Дом ребёнка"Самарская обл.,г.Сызрань
Населённый пункт: город Сызрань,Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Значение потешки в развитии детей раннего возрастаиз опыта работы
Раздел: дошкольное образование
Значение потешки в развитии детей раннего возраста (из опыта работы).
Потешка является одним из многочисленных жанров устного народного
творчества. Потешки учат детей раннего возраста пониманию речи, способствуют
активизации активного словаря. В своей работе, в игровой форме, я активно
использую потешки, т.к. они весёлые, лаконичные. Дети с радостью повторяют
движения и жесты, запоминают наизусть слова, фразы потешки. При чтении потешки
у детей развивается речевой слух, дети улавливают интонацию, повышение и
понижение голоса воспитателя, учатся слушать и понимать смысл потешки. Я учу
детей согласовывать движения со словами потешки, многократно повторяя, что
способствует лучшему запоминанию, развиваю мелкую моторику рук, снимая
напряжение, особенно во время адаптации.
Не плач, не плач,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
С детьми раннего возраста я использую короткие песенки, потешки, закрепляя
знание животных, времени года и т.д. В потешке слова имеют тесную связь с
жестами, однако именно слово играет ведущую роль. «Ладушки, ладушки…», «Мы
вот так, тесто разминали…» Потешки содержат много ярких, красивых словесных
картинок. Потешки помогают ребёнку настроиться на нужный лад и сделать в
игровой форме то, что необходимо. Потешка может развеселить, успокоить ребёнка.
Потешки
активизируют
умственное,
познавательное
развитие,
способствуют
ознакомлению
с
окружающим
миром.
Развивают
коммуникативные
чувства,
доброжелательность, сопереживание, сочувствие. Происходит развитие основных
психических процессов: памяти, воображения, мышления, эмоций.
Подбирая потешки, я учитываю возраст детей, индивидуальные особенности
каждого ребёнка.
Потешки, народные песенки я использую при проведении режимных моментов:
кормлении, умывании, укладывании спать, пробуждении.
Укладывание спать:
Тишина у пруда
Не качается вода
Не шумят камыши
Засыпают малыши.
Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.
Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,
Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.
Наши детки будут спать,
Да большие вырастать.
Вот поспят подольше - вырастут побольше.
Одевание на прогулку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять,
Завязала Катеньке,
Шарфик полосатенький,
Наденем на ножки,
Носочки, сапожки,
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
На прогулке:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Встань малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом. Топ-топ!.
Кормление:
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке.
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.
Дети очень эмоционально реагируют, когда при чтении потешки, я использую имя
ребёнка.
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
А вот этот - наш малыш,
А зовут его Артём!
При умывании:
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Оля умывается,
Солнцу улыбается!
Знакомство с частями тела:
Где же наши ручки?
А вот наши ручки!
Где же наши ножки?
А вот наши ножки!
А вот это Мишин носик
А вот это глазки,
А вот это ушки,
А вот это щёчки,
Ну а это что? Живот!
А вот это Мишин рот!
Покажи-ка язычок,
Пощекочу тебе бочок.
При
чтении
потешек
происходит
организация
поведения
детей,
устанавливается эмоциональный контакт, речевое общение между взрослым и
ребёнком. Использую потешки во время игр с предметами, в самостоятельной
деятельности детей. Можно сделать вывод, что потешки расширяют кругозор детей,
обогащают речь, эмоциональную сферу, расширяют словарный запас, стимулируют
творческие проявления, способствуют развитию мелкой моторики.
Использованная литература:
1. Потешки для малышей. Ушкина Н. / Проф-Пресс, 2018 г.
2. Ладушки.Песенки, потешки, прибаутки. Булатов М., Колпакова Н., Карнаухова И.В /
Октопус, 2017 г.
3. Заворохина Л. Н. Роль устного народного творчества в речевом развитии детей
младшего
дошкольного
возраста:
Методическая
разработка
[Электронный
источник]// Метод.портал «Мой детский сад».
4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду// История советской
дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Ред. М. Ф. Шабаева. М. : Просвещение, 1980.
С. 398-403.
5. Финашина Т. А. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в
разных условиях: Калуга, 2000. 24 с.