Автор: Шилова Александра Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования в среднем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования в среднем дошкольном возрасте
В процессе различных нетрадиционных техник рисования можно
развивать творческую личность ребенка – его природные наклонности,
воображение, фантазию. Об этом писали в своих трудах Т. С. Комарова, Т. Г.
Казакова, В. Б. Косминский, Н. П. Саккулина и др.[1].
Ученые
отводили
большое
значение
нетрадиционным
приемам
рисования и указывали на великую роль его в период дошкольного среднего
возраста.
Она
выражается
у
ребенка
тем,
что
совершенствуется
наблюдательность,
эстетическое
восприятие,
художественный
вкус,
творческие способности и воображение [3]. Все дети дошкольного возраста
имеют талант к рисованию разными техниками. А это значит, что в
дошкольном возрасте рисование разными техниками должно быть не
самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Рассмотрим применение техники по мокрому на примере следующего
занятия в средней группе:
Тема НОД: Морская глубина.
Программные цели задачи:
– познакомить детей средней группы с техникой рисования по мокрому
листу;
– совершенствовать умение детей работать с акварельной краской по
мокрому слою листа;
– развивать творческое воображение и самостоятельность.
– развивать более устойчивое и богатое содержание детского рисунка;
– укрепление сознательности в процессе рисования;
– развитие критического отношения к своей работе и работе товарища
(взаимопомощь).
Материалы: листы белой бумаги А4 формата, краска акварельная,
кисти или поролон, вода в ванночке.
Перед началом занятия воспитатель проводит предварительную работу,
читая детям средней группы рассказы о море, показывает им сюжетные
картинки с изображением моря и морских животных, проводит беседу о море
с детьми.
Потом воспитатель выбирает работу в группах, и разделяет детей на 3
подгруппы.
Ход занятия
В начале занятия воспитатель акцентирует внимание детей средней
группы на том, что они смогут побыть волшебниками и сотворить чудесный
рисунок. Настраивает детей на то, какими материала они смогут это сделать,
чтобы их работы были неотразимые и яркие.
Затем воспитатель непосредственно сосредотачивает внимание на
технике по мокрому, рассказывая, как этим способом можно красиво
изобразить море.
Демонстрирует технический прием рисования данным способом:
1)Лист бумаги полностью погружается в тазик с водой, затем
вынимается. Когда вода с поверхности листа стечёт, он размещается на
клеёнке и на него наносится изображение.
2)Лист бумаги с помощью кусочка поролона или широкой кисти
обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.
После показа технического приемы рисования педагог предлагает
детям написать морскую картину данным приемом рисования:
– Ребята, сейчас каждый из вас будет рисовать свое море на листе
бумаги. Но перед этим давайте вспомним, каких морских обитателей вы
знаете? Какие растения можно встретить в море? (ответы детей).
После
небольшой
беседы
и
показанных
технических
способов
рисования, дети начинают рисовать.
В конце занятия дети ставят свои работы на стенд для просушки.
В этот период воспитатель спрашивает о технике, понравилась ли она
детям? Что нового они узнали?
Также воспитатель говорит детям о том, что на следующем занятии они
смогут нарисовать новую картину, но путем складывания мокрого листа
бумаги пополам и при этом расширить круг своей фантазии.
Реализация содержания системы работы по развитию умений владеть
приемами нетрадиционного рисования на занятиях по изобразительной
деятельности в средней группе предусматривает методикой несколько этапов
[4]:
1. Подготовительный (ориентировочный) этап - планирование видов
занятий по развитию умений владеть разными приемами рисования у детей
среднего дошкольного возраста.
2. Основной этап – систематизация знаний и представлений о развитии
навыков рисования у детей среднего дошкольного возраста.
3.
Закрепляющий этап – закрепление представлений о развитии
навыков рисования у детей среднего дошкольного возраста.
Итак, можно увидеть на примере вышеизложенного конспекта, что
методика обучения нетрадиционного рисованию детей средней группы
должна определяться:
1. Программным материалом. Поэтому воспитатель должен исходить
из тех возможностей, которые приобретаются детьми этой группы, при
условии правильного руководства изобразительной деятельности в средней
группе.
2. Перед детьми средней группы воспитатель должен ставить задачи,
способствующие развитию содержания детского рисунка, его формы,
композиции, цвета, воспитатель руководит выполнением поставленных
задач.
3. К детям средней группы предъявляют больше требований, чем к
младшим группам. В отношении технических навыков – смелость линий,
четкость формы, хорошего нажима, осмысленной и тщательной штриховки,
правильного владения карандашом, кистью, красками.
4.
Задания
технического
порядка
включаются
во
все
виды
нетрадиционного рисования. Делать их предметом специального занятия
преждевременно. Изменяя сложность требований и заданий лишает детское
творчество непосредственности и эмоциональности, ведет к не осмыслению
формальному выполнению, снижает их интерес к рисованию и его качеству.
5. Развитие и содержание формы детского рисунка тесно связанно с
развитием наблюдения и впечатлениями с четким руководством детским
«рисованием» на «свободную» тему, и по заданию, а также с развитием
технических умений. Для развития содержания и формы детского рисунка
умение изображать различные предметы, детям предлагается предметно –
тематические задания, фиксируя, таким образом, внимание на рисовании
отдельного предмета [2].
Итак, мы видим, что нетрадиционное рисование раскрывает творческие
возможности ребенка, позволяет почувствовать их характер и настроение.
Ребенок получал удовольствие от общения с разными материалами и
радуется результатам своего труда.
Список использованной литературы:
1.
Великова, С.А. Нетрадиционные техники рисования как способ р
азвития детей с умственной отсталостью / С.А. Великова. – Текст: Семья как
фактор социальной мобильности людей с инвалидностью. 2018: материалы
межрегион. науч.-практ. конф., Владимир, 27–28 сент. 2018 г.
2.
Волков, Б.С. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации,
упражнения, диагностика: Учеб. Пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – 3-е
изд., перераб. и допол. – М.: Изд. «Ось». – 2004 – 192 с.
3.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т.5: Основы
дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982. - 395 с.
4.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспита( телей и
заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург : КАРО,
2016. – 96 с.