Напоминание

Нетрадиционные техники рисования в среднем дошкольном возрасте


Автор: Шилова Александра Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 1 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования в среднем дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники рисования в среднем дошкольном возрасте

В процессе различных нетрадиционных техник рисования можно

развивать творческую личность ребенка – его природные наклонности,

воображение, фантазию. Об этом писали в своих трудах Т. С. Комарова, Т. Г.

Казакова, В. Б. Косминский, Н. П. Саккулина и др.[1].

Ученые

отводили

большое

значение

нетрадиционным

приемам

рисования и указывали на великую роль его в период дошкольного среднего

возраста.

Она

выражается

у

ребенка

тем,

что

совершенствуется

наблюдательность,

эстетическое

восприятие,

художественный

вкус,

творческие способности и воображение [3]. Все дети дошкольного возраста

имеют талант к рисованию разными техниками. А это значит, что в

дошкольном возрасте рисование разными техниками должно быть не

самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Рассмотрим применение техники по мокрому на примере следующего

занятия в средней группе:

Тема НОД: Морская глубина.

Программные цели задачи:

– познакомить детей средней группы с техникой рисования по мокрому

листу;

– совершенствовать умение детей работать с акварельной краской по

мокрому слою листа;

– развивать творческое воображение и самостоятельность.

– развивать более устойчивое и богатое содержание детского рисунка;

– укрепление сознательности в процессе рисования;

– развитие критического отношения к своей работе и работе товарища

(взаимопомощь).

Материалы: листы белой бумаги А4 формата, краска акварельная,

кисти или поролон, вода в ванночке.

Перед началом занятия воспитатель проводит предварительную работу,

читая детям средней группы рассказы о море, показывает им сюжетные

картинки с изображением моря и морских животных, проводит беседу о море

с детьми.

Потом воспитатель выбирает работу в группах, и разделяет детей на 3

подгруппы.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель акцентирует внимание детей средней

группы на том, что они смогут побыть волшебниками и сотворить чудесный

рисунок. Настраивает детей на то, какими материала они смогут это сделать,

чтобы их работы были неотразимые и яркие.

Затем воспитатель непосредственно сосредотачивает внимание на

технике по мокрому, рассказывая, как этим способом можно красиво

изобразить море.

Демонстрирует технический прием рисования данным способом:

1)Лист бумаги полностью погружается в тазик с водой, затем

вынимается. Когда вода с поверхности листа стечёт, он размещается на

клеёнке и на него наносится изображение.

2)Лист бумаги с помощью кусочка поролона или широкой кисти

обильно смачивается водой, а затем по этой поверхности пишут красками.

После показа технического приемы рисования педагог предлагает

детям написать морскую картину данным приемом рисования:

– Ребята, сейчас каждый из вас будет рисовать свое море на листе

бумаги. Но перед этим давайте вспомним, каких морских обитателей вы

знаете? Какие растения можно встретить в море? (ответы детей).

После

небольшой

беседы

и

показанных

технических

способов

рисования, дети начинают рисовать.

В конце занятия дети ставят свои работы на стенд для просушки.

В этот период воспитатель спрашивает о технике, понравилась ли она

детям? Что нового они узнали?

Также воспитатель говорит детям о том, что на следующем занятии они

смогут нарисовать новую картину, но путем складывания мокрого листа

бумаги пополам и при этом расширить круг своей фантазии.

Реализация содержания системы работы по развитию умений владеть

приемами нетрадиционного рисования на занятиях по изобразительной

деятельности в средней группе предусматривает методикой несколько этапов

[4]:

1. Подготовительный (ориентировочный) этап - планирование видов

занятий по развитию умений владеть разными приемами рисования у детей

среднего дошкольного возраста.

2. Основной этап – систематизация знаний и представлений о развитии

навыков рисования у детей среднего дошкольного возраста.

3.

Закрепляющий этап – закрепление представлений о развитии

навыков рисования у детей среднего дошкольного возраста.

Итак, можно увидеть на примере вышеизложенного конспекта, что

методика обучения нетрадиционного рисованию детей средней группы

должна определяться:

1. Программным материалом. Поэтому воспитатель должен исходить

из тех возможностей, которые приобретаются детьми этой группы, при

условии правильного руководства изобразительной деятельности в средней

группе.

2. Перед детьми средней группы воспитатель должен ставить задачи,

способствующие развитию содержания детского рисунка, его формы,

композиции, цвета, воспитатель руководит выполнением поставленных

задач.

3. К детям средней группы предъявляют больше требований, чем к

младшим группам. В отношении технических навыков – смелость линий,

четкость формы, хорошего нажима, осмысленной и тщательной штриховки,

правильного владения карандашом, кистью, красками.

4.

Задания

технического

порядка

включаются

во

все

виды

нетрадиционного рисования. Делать их предметом специального занятия

преждевременно. Изменяя сложность требований и заданий лишает детское

творчество непосредственности и эмоциональности, ведет к не осмыслению

формальному выполнению, снижает их интерес к рисованию и его качеству.

5. Развитие и содержание формы детского рисунка тесно связанно с

развитием наблюдения и впечатлениями с четким руководством детским

«рисованием» на «свободную» тему, и по заданию, а также с развитием

технических умений. Для развития содержания и формы детского рисунка

умение изображать различные предметы, детям предлагается предметно –

тематические задания, фиксируя, таким образом, внимание на рисовании

отдельного предмета [2].

Итак, мы видим, что нетрадиционное рисование раскрывает творческие

возможности ребенка, позволяет почувствовать их характер и настроение.

Ребенок получал удовольствие от общения с разными материалами и

радуется результатам своего труда.

Список использованной литературы:

1.

Великова, С.А. Нетрадиционные техники рисования как способ р

азвития детей с умственной отсталостью / С.А. Великова. – Текст: Семья как

фактор социальной мобильности людей с инвалидностью. 2018: материалы

межрегион. науч.-практ. конф., Владимир, 27–28 сент. 2018 г.

2.

Волков, Б.С. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации,

упражнения, диагностика: Учеб. Пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – 3-е

изд., перераб. и допол. – М.: Изд. «Ось». – 2004 – 192 с.

3.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 томах. Т.5: Основы

дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1982. - 395 с.

4.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском

саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспита( телей и

заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт-Петербург : КАРО,

2016. – 96 с.



В раздел образования