Напоминание

"Развитие речи слабослышащих дошкольников посредством трудовой деятельности".


Автор: Климова Елена Николаевна
Должность: воспитатель.
Учебное заведение: ГДОУ ТО "Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Населённый пункт: г.Тула, Тульская область.
Наименование материала: Методичекие рекомендации.
Тема: "Развитие речи слабослышащих дошкольников посредством трудовой деятельности".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендация.

«Развитие речи слабослышащих

дошкольников посредством трудовой

деятельности!.

При поступлении в специальное дошкольное учреждение слабослышащие дети нередко

оказываются беспомощными в самообслуживании. Чаще всего это является результатом

семейного воспитания, поскольку у большинства детей с нарушениями слуха наблюдается

физическая ослабленность, моторная неловкость, медлительность в выполнении бытовых

действий. Поэтому окружающие взрослые стараются заменить элементарный доступный

по возрасту труд ребенка своим собственным. Однако при особой организации

педагогического процесса элементарная трудовая деятельность может приобретать

достаточно развитые формы и оказывать коррекционное воздействие на личностное

развитие ребенка.

Среди главных задач трудового воспитания детей с нарушениями слуха следует отметить,

во-первых, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и

практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию

трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи

старшим.

Во-вторых, очень важно развитие трудовых умений детей, овладение элементарной

культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-

гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-

бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по

ручному труду. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной

культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор

материалов и инструментов с умением ими пользоваться, осуществление действий в

определенной последовательности, оценка результатов труда.

В-третьих, большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание

интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов

трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и

характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой

деятельности, умению оценить ее результаты.

Различные формы детского труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в

природе, ручной труд) способствуют решению важных педагогических задач, развитию

предпосылок к овладению простейшей трудовой деятельностью: активизации речевой и

умственной деятельности, формирование интереса к коллективному труду и к

собственным трудовым умениям, уважительного отношения к труду старших.

Трудовое воспитание осуществляется в ходе организации всего воспитательно-

образовательного процесса, что обеспечивает связь образовательной области социально-

коммуникативного развития с другими образовательными областями программы для

глухих и слабослышащих детей.

Образовательная деятельность по труду проводится воспитателем, как с целой группой

детей, так и по подгруппам на фронтальных занятиях, во время дежурств, на прогулке, в

режимные моменты и, кроме того, на экскурсиях, тематических прогулках с целью

подготовки к занятиям.

На первом году обучения трудовое воспитание осуществляется в быту, специальные

занятия не проводятся. На втором году обучения вся непосредственная образовательная

деятельность

направлена

на

привитие

культурно-гигиенических

навыков

и

самообслуживание. За эти два года дети должны научиться:

правильно вести себя за столом, самостоятельно и аккуратно есть разнообразную пищу,

держать ложку в правой руке, пить из чашки, пользоваться салфеткой, выходить из-за

стола только после окончания еды, благодарить взрослых;

снимать и надевать одежду в определенной последовательности, замечать неопрятность в

одежде и устранять ее с помощью взрослых;

самостоятельно засучивать рукава, мыть руки и лицо перед едой, пользоваться

индивидуальным полотенцем, сухо вытирать лицо и руки, вешать полотенце на свое

место;

аккуратно и своевременно совершать свой туалет, пользоваться туалетной бумагой.

У детей 3-4 лет необходимо воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение

поддерживать чистоту в помещении и на улице (не сорить, не ломать и не разбрасывать

игрушки) – при единстве педагогического подхода эти навыки к 4-м годам становятся

стойкими.

Так же необходимо привлекать детей к посильному труду на участке детского сада:

собирать в определенное место листья, поливать из лейки цветы, расчищать дорожки от

снега, листьев.

Детей 3-летнего возраста надо приучать к правильному уходу за полостью рта, поэтому

необходимо провести работу с родителями, чтобы те научили ребенка дома чистить зубы

с помощью зубной щетки и пасты 2 раза в день.

На 3 году обучения глухих детей (4-5 лет) вводятся дежурства по столовой и планируется

непосредственная образовательная деятельность, цель которой:

учить детей накрывать на стол, раздавать ложки, салфетки;

учить детей помогать воспитателю раскладывать материалы к занятиям;

приучать детей убирать постель, участвовать в уборке групповой комнаты, учить

протирать игрушки влажной тряпкой, расставлять их на полках, стирать кукольную

одежду; (ухаживать за комнатными растениями, учить протирать листья растений,

поливать их), вместе с воспитателем производить посадку зеленого лука, овса для птиц.

На

третьем

году

обучения

вводятся

также

непосредственная

образовательная

деятельность по ручному труду с целью: учить детей приемам работы с бумагой,

картоном, природным материалом; пользоваться ножницами, клеем.

На 4-м году обучения (5-6 лет) глухой ребенок должен следить за чистотой своего тела и

одежды, мыть лицо и руки по мере загрязнения, перед едой, после сна и туалета, чистить

зубы на ночь, полоскать рот после еды, пользоваться индивидуальным полотенцем,

расческой, носовым платком, при кашле и чихании отворачиваться, закрывать рот

платком, чистить одежду щеткой.

В этом возрасте совершенствуются навыки дежурства по столовой. Каждый ребенок

должен уметь правильно сервировать стол, знать, что ставится на завтрак, на обед,

полдник, выставлять меню. С 5 лет дети сами могут пользовать вилкой.

Дети должны уметь самостоятельно распределять предстоящую работу по этапам,

подбирать необходимый материал и орудия труда. А поделками, которые они

самостоятельно изготовили на занятиях по ручному труду, должны использовать в играх

или как подарки для взрослых и детей к праздникам, дням рождениям.

С детьми 6-7 лет (5 год обучения глухих детей) закрепляют выработанные за прошлые

годы навыки самообслуживания и навыки культурного поведения за столом. В этом

возрасте необходимо продолжать совершенствовать умения детей в выполнении

отдельных трудовых поручений, дежурств по столовой, по уголку природы, по занятиям.

Также необходимо продолжать формировать у детей интерес к труду взрослых,

стремление трудиться на общую пользу (детей учат правильно пользоваться лопатой,

совком, граблями, лейкой).

Продолжают развиваться у детей и навыки работы с бумагой, картоном, текстилем

(склеивание, вырезание различных геометрических фигур, салфеток, снежинок; домики

для кукол, простейшие кормушки для птиц, закладки, сумочки, елочные украшения).

Поделки детей должны иметь практическое применение в игре, на занятиях, в

повседневной жизни.

Основными методами работы на 1, 2, 3 годах обучения являются расчлененный показ

способов и последовательности выполнения действий, совместные действия, действия по

образцу и по словесной инструкции, объяснение. На более поздних годах обучения особое

место отводится планированию предстоящей работы, распределению обязанностей, а

также оценке результатов труда.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с различными

видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков,

хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) представляет одно из

важнейших направлений трудового воспитания детей с нарушениями слуха.

Климова Е.Н.



В раздел образования