Автор: Климова Елена Николаевна
Должность: воспитатель.
Учебное заведение: ГДОУ ТО "Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Населённый пункт: г.Тула, Тульская область.
Наименование материала: Методичекие рекомендации.
Тема: "Развитие речи слабослышащих дошкольников посредством трудовой деятельности".
Раздел: дошкольное образование
Методические рекомендация.
«Развитие речи слабослышащих
дошкольников посредством трудовой
деятельности!.
При поступлении в специальное дошкольное учреждение слабослышащие дети нередко
оказываются беспомощными в самообслуживании. Чаще всего это является результатом
семейного воспитания, поскольку у большинства детей с нарушениями слуха наблюдается
физическая ослабленность, моторная неловкость, медлительность в выполнении бытовых
действий. Поэтому окружающие взрослые стараются заменить элементарный доступный
по возрасту труд ребенка своим собственным. Однако при особой организации
педагогического процесса элементарная трудовая деятельность может приобретать
достаточно развитые формы и оказывать коррекционное воздействие на личностное
развитие ребенка.
Среди главных задач трудового воспитания детей с нарушениями слуха следует отметить,
во-первых, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и
практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию
трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи
старшим.
Во-вторых, очень важно развитие трудовых умений детей, овладение элементарной
культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-
гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-
бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по
ручному труду. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной
культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор
материалов и инструментов с умением ими пользоваться, осуществление действий в
определенной последовательности, оценка результатов труда.
В-третьих, большое значение имеют ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание
интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов
трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и
характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой
деятельности, умению оценить ее результаты.
Различные формы детского труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в
природе, ручной труд) способствуют решению важных педагогических задач, развитию
предпосылок к овладению простейшей трудовой деятельностью: активизации речевой и
умственной деятельности, формирование интереса к коллективному труду и к
собственным трудовым умениям, уважительного отношения к труду старших.
Трудовое воспитание осуществляется в ходе организации всего воспитательно-
образовательного процесса, что обеспечивает связь образовательной области социально-
коммуникативного развития с другими образовательными областями программы для
глухих и слабослышащих детей.
Образовательная деятельность по труду проводится воспитателем, как с целой группой
детей, так и по подгруппам на фронтальных занятиях, во время дежурств, на прогулке, в
режимные моменты и, кроме того, на экскурсиях, тематических прогулках с целью
подготовки к занятиям.
На первом году обучения трудовое воспитание осуществляется в быту, специальные
занятия не проводятся. На втором году обучения вся непосредственная образовательная
деятельность
направлена
на
привитие
культурно-гигиенических
навыков
и
самообслуживание. За эти два года дети должны научиться:
правильно вести себя за столом, самостоятельно и аккуратно есть разнообразную пищу,
держать ложку в правой руке, пить из чашки, пользоваться салфеткой, выходить из-за
стола только после окончания еды, благодарить взрослых;
снимать и надевать одежду в определенной последовательности, замечать неопрятность в
одежде и устранять ее с помощью взрослых;
самостоятельно засучивать рукава, мыть руки и лицо перед едой, пользоваться
индивидуальным полотенцем, сухо вытирать лицо и руки, вешать полотенце на свое
место;
аккуратно и своевременно совершать свой туалет, пользоваться туалетной бумагой.
У детей 3-4 лет необходимо воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение
поддерживать чистоту в помещении и на улице (не сорить, не ломать и не разбрасывать
игрушки) – при единстве педагогического подхода эти навыки к 4-м годам становятся
стойкими.
Так же необходимо привлекать детей к посильному труду на участке детского сада:
собирать в определенное место листья, поливать из лейки цветы, расчищать дорожки от
снега, листьев.
Детей 3-летнего возраста надо приучать к правильному уходу за полостью рта, поэтому
необходимо провести работу с родителями, чтобы те научили ребенка дома чистить зубы
с помощью зубной щетки и пасты 2 раза в день.
На 3 году обучения глухих детей (4-5 лет) вводятся дежурства по столовой и планируется
непосредственная образовательная деятельность, цель которой:
учить детей накрывать на стол, раздавать ложки, салфетки;
учить детей помогать воспитателю раскладывать материалы к занятиям;
приучать детей убирать постель, участвовать в уборке групповой комнаты, учить
протирать игрушки влажной тряпкой, расставлять их на полках, стирать кукольную
одежду; (ухаживать за комнатными растениями, учить протирать листья растений,
поливать их), вместе с воспитателем производить посадку зеленого лука, овса для птиц.
На
третьем
году
обучения
вводятся
также
непосредственная
образовательная
деятельность по ручному труду с целью: учить детей приемам работы с бумагой,
картоном, природным материалом; пользоваться ножницами, клеем.
На 4-м году обучения (5-6 лет) глухой ребенок должен следить за чистотой своего тела и
одежды, мыть лицо и руки по мере загрязнения, перед едой, после сна и туалета, чистить
зубы на ночь, полоскать рот после еды, пользоваться индивидуальным полотенцем,
расческой, носовым платком, при кашле и чихании отворачиваться, закрывать рот
платком, чистить одежду щеткой.
В этом возрасте совершенствуются навыки дежурства по столовой. Каждый ребенок
должен уметь правильно сервировать стол, знать, что ставится на завтрак, на обед,
полдник, выставлять меню. С 5 лет дети сами могут пользовать вилкой.
Дети должны уметь самостоятельно распределять предстоящую работу по этапам,
подбирать необходимый материал и орудия труда. А поделками, которые они
самостоятельно изготовили на занятиях по ручному труду, должны использовать в играх
или как подарки для взрослых и детей к праздникам, дням рождениям.
С детьми 6-7 лет (5 год обучения глухих детей) закрепляют выработанные за прошлые
годы навыки самообслуживания и навыки культурного поведения за столом. В этом
возрасте необходимо продолжать совершенствовать умения детей в выполнении
отдельных трудовых поручений, дежурств по столовой, по уголку природы, по занятиям.
Также необходимо продолжать формировать у детей интерес к труду взрослых,
стремление трудиться на общую пользу (детей учат правильно пользоваться лопатой,
совком, граблями, лейкой).
Продолжают развиваться у детей и навыки работы с бумагой, картоном, текстилем
(склеивание, вырезание различных геометрических фигур, салфеток, снежинок; домики
для кукол, простейшие кормушки для птиц, закладки, сумочки, елочные украшения).
Поделки детей должны иметь практическое применение в игре, на занятиях, в
повседневной жизни.
Основными методами работы на 1, 2, 3 годах обучения являются расчлененный показ
способов и последовательности выполнения действий, совместные действия, действия по
образцу и по словесной инструкции, объяснение. На более поздних годах обучения особое
место отводится планированию предстоящей работы, распределению обязанностей, а
также оценке результатов труда.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с различными
видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков,
хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) представляет одно из
важнейших направлений трудового воспитания детей с нарушениями слуха.
Климова Е.Н.