Напоминание

Проведение диагностики читательской грамотности обучающихся.


Автор: Дедович Елена Ринатовна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Проведение диагностики читательской грамотности обучающихся.
Раздел: начальное образование





Назад




Проведение диагностики читательской грамотности

обучающихся.

«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать,

оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в

социальной жизни».

Представляется, что в этом определении важен каждый из названных

признаков понятия. Слово «грамотность» подразумевает успешность в

овладении учащимися чтением как средством осуществления своих

дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой

деятельности, участия в жизни общества. Содержание понятия читательская

грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию и использование

информации прочитанного.

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки

функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является

чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и

использованию текстов. В мире и в России к настоящему времени накоплен

значительный опыт оценивания читательской грамотности, однако в связи с

изменением как мира, в котором живет современный учащийся, так и целей и

задач, стоящих перед образованием в аспекте формирования читательской

деятельности, возникла необходимость создания концепции оценки

читательской грамотности на современном этапе развития российского

образования. Предлагаемая концепция опирается прежде всего на «Концепцию

оценки образовательных достижений учащихся PISA 2018»7 , а также на

теоретические положения Г.А. Цукерман, отраженные в документе «Оценка

читательской грамотности. Материалы к обсуждению». При разработке

Концепции учтены факторы, изменившие характер чтения и передачи

информации в современном образовательном пространстве. Среди этих

факторов – появление новых технологий, повлиявших на характер чтения и

передачи информации, потребность читающих быстро адаптироваться в

изменяющемся контексте, обучаться, используя различные источники

информации одномоментно. В Концепции уделено особое внимание

значимости умений, связанных как с пониманием прочитанного, так и с

развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию

в разных ситуациях, в том числе в нестандартных. Для того чтобы человек мог

в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить

в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь

интерпретировать и оценивать прочитанное. Таким образом, с учётом

современного социального запроса расширен спектр оцениваемых умений,

связанных с читательской грамотностью. Кроме умений на осмысление и

оценку информации, в перечень добавлены умения оценивать качество и

надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически

оценивать информацию, применять полученную информацию при решении

широкого круга задач. Сформулированы новые критерии отбора текстов для

чтения (с учётом таких параметров, как формат, вид, тип, объем текста). Это

позволяет оценить такие действия, как интерпретация и обобщение

информации из нескольких отличающихся источников. Уточнена и расширена

тематика текстов с учётом современной информационной среды и

потребностей социума, что позволит оценивать способность учащихся

ориентироваться в современном мире и справляться с вновь появившимися

требованиями. Спецификой отбора текстового материала является постановка в

текстах проблем, с которыми школьник может столкнуться в своей

повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями,

родителями и т.д.

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо

постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые

взаимосвязи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та

же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми

фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный

вывод. С учётом этого фактора усложнена форма представления заданий,

направленных на оценку способности школьника правильно понимать

коммуникативное намерение автора текста, назначение текста, на оценку

умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в

структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы.

В силу этого в Концепции актуализирована значимость оценивания не только

предметных, но и метапредметных интеллектуальных умений.

В конце XX века основным и преобладающим подходом при оценивании

читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений

понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения

по-прежнему имеют важное значение, сегодня при оценивании учитывается

интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь

школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность

чтения». Сегодня это понятие должно отражать широкий спектр новых

навыков, которые требуются в XXI веке. Поскольку источниками, из которых

мы получаем текстовую информацию, наряду с бумажными изданиями

становятся экраны компьютеров и смартфонов, структура и форматы текстов

изменяются. Это, в свою очередь, требует от читателей использования новых

когнитивных и коммуникативных стратегий в процессе целенаправленного

чтения составных текстов разного вида, жанра и формата.

При разработке инструментария будет выдержана следующая идеология:

читательская грамотность, проявляющаяся в осознании непрерывных

(сплошных) текстов – включая литературные тексты – остается ценной. Но при

этом будет сделан акцент на оценивании понимания информации из

многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что

предусматривает сформированность таких умений как анализ, синтез,

интеграция и интерпретация информации, сравнение информации, полученной

из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и

обобщение информации из нескольких отличающихся (а иногда

противоречащих по содержанию) источников. Актуализирована оценка

навыков чтения составных текстов, структура которых специфична по способу

предъявления информации на основе тематического единства текстов разных

видов. Объектом оценивания является также умение осуществлять

эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации,

проводить поиск нужной информации при просмотре множественных

источников; умение использовать при работе с текстом информацию из разных

предметных областей. Более перспективным представляется использование

инструментария с использованием чтения электронных текстов.

Вопросы формирования и оценки функциональной грамотности учащихся

продолжают оставаться в центре внимания научно-педагогической

общественности. При важности каждого компонента функциональной

грамотности уже признано, что читательская грамотность имеет особую

значимость. Сегодня всем очевидно ,что уровень владения читательской

грамотностью во многом определяет успешность современного человека в

социуме, степень самореализации. При этом в общественном сознании

продолжает сохраняться тревожность по поводу того, что современные

школьники недостаточно читают как научные, научно-популярные, так и

художественные, публицистические тексты, важные для приобщения к знаниям

, духовно-нравственным ценностям, языку и культуре, не владеют навыками

смыслового анализа текстов, не используют текстовый потенциал для решения

практических задач. Международное исследования РISА обозначило ряд

проблем, связанных с формированием функциональной читательской

грамотности, в том числе зафиксирован недостаточный уровень в области

понимания тестов и применения информации текста для решения практических

задач. Результаты проведенной в одной из российских регионов

диагностической работы, оценивающей читательскую грамотность,

подтвердили, что у учащихся основной школы в овладении навыками чтения

текстов разных типов, структуры и назначения существуют серьезные

проблемы. Полученные при проведении диагностической работы результаты

позволили не только уточнить перечень дефицитных умений в области

читательской грамотности, но и создать стандартизированные материалы,

применимые в процедурах диагностики читательских умений.

Наиболее значимая и специфичная группа читательских умений –

«Использовать информацию из текста», выявляющая сущность

функциональной читательской грамотности, которая заключается именно в

востребованности всех компонентов читательской грамотности в ситуации

принятия решений, поиска выхода из проблемной ситуации, включает

следующие умения: использовать информацию из текста для решения

практической задачи с привлечением фоновых знаний; формулировать на

основе полученной из текста информации собственную гипотезу,

прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе

информации текста; предлагать интерпретацию нового явления ,

принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте;

выявлять связь между прочитанным и современной реальностью или другой

эпохой.



В раздел образования