Напоминание

Современная методика общения с обучающимися


Автор: Терентьев Александр Николаевич
Должность: преподаватель технических дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ "ДВГГТК"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: Современная методика общения с обучающимися
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1.

Общая информация, наблюдение и личный опыт.

Что значит интересная пара для современного ученика? Даже для таких, казалось бы,

сложных, а для кого-то и вовсе неинтересных предметов, как математика, техническая

механика или, например, управление коллективом исполнителей?

Прежде всего, весь настрой и первое впечатление даёт сам преподаватель, и как он

преподнесёт свою лекцию студенту, так в дальнейшем он и будет видеть данный предмет

весь учебный год (И даже если несколько раз сменится преподаватель).

Почему я затронул именно эту тему? Дело в том, что, будучи учась в колледже и

став частью учебного процесса, но уже с другой стороны, как преподаватель, я в первую

очередь премного благодарен своим наставникам и педагогам, но хотел бы выделить

некоторые аспекты, которые не позволили мне искренне быть заинтересованным в их

предмете и даже, в каком-то роде, в своей специальности. Начнём по порядку.

2.

Современный студент, кто он?

Прежде всего это, в основном, очень коммуникабельная, мобильная (в прямом смысле

слова) и социально-активная личность, которой необходим прямой, понятный контакт с

человеком, который хочет ему что-либо донести, и не просто влить ему информацию, а

сделать это на «его языке».

Что

это

значит?

Современный

человек,

а

конкретно

мы

рассматриваем

среднестатистического студента – это некий бунтарь, это личность, которая «много

знает», начитавшись большое количество «пабликов», он знает свои права и обязанности,

а именно права и обязанности как студента. Он прекрасно осознаёт, что должен учиться,

хотя-бы нормально или, на крайний случай, удовлетворительно для того, чтобы

выпуститься и получить диплом, дабы освободить себя от оков «надоедливых родителей»

и докучающих преподавателей. Но даже этого он не может сделать по одной из главных

причин… «неинтересная пара». Зачем на неё идти, если мне она нигде не пригодиться в

жизни??!!

Такой вопрос задают нам обычно и это в каком-то роде можно объяснить, но если она

и не пригодиться в жизни, так значит эта лекция должна быть интересной, с точки зрения,

даже банального приятного и в то же время полезного времяпрепровождения в кругу

своего

коллектива

и

хорошего

преподавателя-наставника,

которому

есть

чем

заинтересовать студентов, с которым есть о чём поговорить, посоветоваться на перерыве,

а то и вовсе задав вопрос по теме во время пары, уделив этому 5 минут, в рамках учебного

процесса.

Ведь преподаватель – это тоже человек и интересная личность с определённым

опытом, базой знаний, практики. И за спиной у него много историй, которыми он может

поделиться

со

своим

подопечными,

конечно,

соблюдая

рамки

и

социальную

субординацию.

3.

Личный опыт

Я пишу данное обобщение опыта, основываясь на собственных наблюдениях и опыте,

который сложился у меня почти за пять лет работы с детьми дошкольного и школьного

возраста, а также трёхлетнего опыта работы со студентами. Я проводил эксперименты со

«строгим» и «добрым» учителем (преподавателем), наблюдал за реакцией и поведением

учащихся и сделал соответствующие выводы, о которых сейчас повествую в данной

статье.

Современные ученики практически не боятся повышенного тона, угроз плохими

оценками и отчислений, иногда даже перестают уважать и доверять преподавателю, а это

первые звоночки к тому, что ваша пара и работа в целом, превратится для вас в нечто

иное, как говориться в «полный ад». Разве кто-то сможет каждый день быть в подобной

обстановке в хорошем настроении? Мой ответ – нет, поэтому у меня есть небольшие

рекомендации по поводу данной темы.

4.

План решения проблемы!

Если сейчас больше всего распространен объяснительно- иллюстративный метод

работы, когда преподаватель, стоя перед аудиторией, объясняет тему, а потом проводит

выборочный опрос или фронтальный, то в соответствии с изменениями и переходом на

ФГОС, упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и педагога, на тесное

сотрудничество и партнерство, на личностные, и предметные результаты, а также

взаимодействие самих обучающихся. Обучающийся должен стать живым участником

образовательного процесса, который самостоятельно научиться добывать знания, ставить

цель и решать проблемы, осуществлять самостоятельно действия целеполагания,

планирования, программирования, контроля и оценивания. Это урок поиск, развитие,

реализация и т.д.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими критериями:

актуальность,

креативность,

информационность,

действенность,

системность,

интерактивность, комфортность, коммуникативность и т.д.

Главной целью урока является развитие каждой личности ребенка, в процессе

обучения и воспитания. На уроке реализуется личностно- ориентированный подход к

обучению, идеи гуманизации и образования, деятельностный подход к обучению.

Современный урок организован динамично и вариативно. На уроке используются ИКТ и

современные педагогические технологии. Но главнее всего, я полагаю, сами отношения

между педагогом и обучающимися, которые строятся на основе доверия, сотрудничества,

равного партнёрства.

Предложив обучающимся ответить на вопрос: Каким вы видите современный

урок? Обучающиеся высказали свое мнение: «Современный урок - это веселый,

познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором педагог и обучающийся

свободно общаются». «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать

каждый раз одно и то же, это новый и разнообразный урок».

«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение,

урок, где обучающийся учится прежде всего быть человеком».

«Современный урок – это урок без страха, нервов и стрессов. Это урок интересный,

жизненный, добрый и открытый».

«Мне кажется, что современный урок - это урок, который приносит только радость

от встречи с педагогом, а не боязнь. Это урок, который не хочется, чтобы его прерывал

звонок, чтобы он кончался».

«Я думаю, что современный урок - это урок с применением компьютерных

технологий и новых современных различных педагогических приемов и методов».

На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать

решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном

уроке.

«Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!»

Современный урок - это урок, идущий в ногу со временем, а такие уроки

настоящие и жизнью проверены!



В раздел образования