Автор: Терентьев Александр Николаевич
Должность: преподаватель технических дисциплин
Учебное заведение: КГА ПОУ "ДВГГТК"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: Статья
Тема: Современная методика общения с обучающимися
Раздел: среднее профессиональное
1.
Общая информация, наблюдение и личный опыт.
Что значит интересная пара для современного ученика? Даже для таких, казалось бы,
сложных, а для кого-то и вовсе неинтересных предметов, как математика, техническая
механика или, например, управление коллективом исполнителей?
Прежде всего, весь настрой и первое впечатление даёт сам преподаватель, и как он
преподнесёт свою лекцию студенту, так в дальнейшем он и будет видеть данный предмет
весь учебный год (И даже если несколько раз сменится преподаватель).
Почему я затронул именно эту тему? Дело в том, что, будучи учась в колледже и
став частью учебного процесса, но уже с другой стороны, как преподаватель, я в первую
очередь премного благодарен своим наставникам и педагогам, но хотел бы выделить
некоторые аспекты, которые не позволили мне искренне быть заинтересованным в их
предмете и даже, в каком-то роде, в своей специальности. Начнём по порядку.
2.
Современный студент, кто он?
Прежде всего это, в основном, очень коммуникабельная, мобильная (в прямом смысле
слова) и социально-активная личность, которой необходим прямой, понятный контакт с
человеком, который хочет ему что-либо донести, и не просто влить ему информацию, а
сделать это на «его языке».
Что
это
значит?
Современный
человек,
а
конкретно
мы
рассматриваем
среднестатистического студента – это некий бунтарь, это личность, которая «много
знает», начитавшись большое количество «пабликов», он знает свои права и обязанности,
а именно права и обязанности как студента. Он прекрасно осознаёт, что должен учиться,
хотя-бы нормально или, на крайний случай, удовлетворительно для того, чтобы
выпуститься и получить диплом, дабы освободить себя от оков «надоедливых родителей»
и докучающих преподавателей. Но даже этого он не может сделать по одной из главных
причин… «неинтересная пара». Зачем на неё идти, если мне она нигде не пригодиться в
жизни??!!
Такой вопрос задают нам обычно и это в каком-то роде можно объяснить, но если она
и не пригодиться в жизни, так значит эта лекция должна быть интересной, с точки зрения,
даже банального приятного и в то же время полезного времяпрепровождения в кругу
своего
коллектива
и
хорошего
преподавателя-наставника,
которому
есть
чем
заинтересовать студентов, с которым есть о чём поговорить, посоветоваться на перерыве,
а то и вовсе задав вопрос по теме во время пары, уделив этому 5 минут, в рамках учебного
процесса.
Ведь преподаватель – это тоже человек и интересная личность с определённым
опытом, базой знаний, практики. И за спиной у него много историй, которыми он может
поделиться
со
своим
подопечными,
конечно,
соблюдая
рамки
и
социальную
субординацию.
3.
Личный опыт
Я пишу данное обобщение опыта, основываясь на собственных наблюдениях и опыте,
который сложился у меня почти за пять лет работы с детьми дошкольного и школьного
возраста, а также трёхлетнего опыта работы со студентами. Я проводил эксперименты со
«строгим» и «добрым» учителем (преподавателем), наблюдал за реакцией и поведением
учащихся и сделал соответствующие выводы, о которых сейчас повествую в данной
статье.
Современные ученики практически не боятся повышенного тона, угроз плохими
оценками и отчислений, иногда даже перестают уважать и доверять преподавателю, а это
первые звоночки к тому, что ваша пара и работа в целом, превратится для вас в нечто
иное, как говориться в «полный ад». Разве кто-то сможет каждый день быть в подобной
обстановке в хорошем настроении? Мой ответ – нет, поэтому у меня есть небольшие
рекомендации по поводу данной темы.
4.
План решения проблемы!
Если сейчас больше всего распространен объяснительно- иллюстративный метод
работы, когда преподаватель, стоя перед аудиторией, объясняет тему, а потом проводит
выборочный опрос или фронтальный, то в соответствии с изменениями и переходом на
ФГОС, упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и педагога, на тесное
сотрудничество и партнерство, на личностные, и предметные результаты, а также
взаимодействие самих обучающихся. Обучающийся должен стать живым участником
образовательного процесса, который самостоятельно научиться добывать знания, ставить
цель и решать проблемы, осуществлять самостоятельно действия целеполагания,
планирования, программирования, контроля и оценивания. Это урок поиск, развитие,
реализация и т.д.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими критериями:
актуальность,
креативность,
информационность,
действенность,
системность,
интерактивность, комфортность, коммуникативность и т.д.
Главной целью урока является развитие каждой личности ребенка, в процессе
обучения и воспитания. На уроке реализуется личностно- ориентированный подход к
обучению, идеи гуманизации и образования, деятельностный подход к обучению.
Современный урок организован динамично и вариативно. На уроке используются ИКТ и
современные педагогические технологии. Но главнее всего, я полагаю, сами отношения
между педагогом и обучающимися, которые строятся на основе доверия, сотрудничества,
равного партнёрства.
Предложив обучающимся ответить на вопрос: Каким вы видите современный
урок? Обучающиеся высказали свое мнение: «Современный урок - это веселый,
познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором педагог и обучающийся
свободно общаются». «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать
каждый раз одно и то же, это новый и разнообразный урок».
«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение,
урок, где обучающийся учится прежде всего быть человеком».
«Современный урок – это урок без страха, нервов и стрессов. Это урок интересный,
жизненный, добрый и открытый».
«Мне кажется, что современный урок - это урок, который приносит только радость
от встречи с педагогом, а не боязнь. Это урок, который не хочется, чтобы его прерывал
звонок, чтобы он кончался».
«Я думаю, что современный урок - это урок с применением компьютерных
технологий и новых современных различных педагогических приемов и методов».
На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать
решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном
уроке.
«Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!»
Современный урок - это урок, идущий в ногу со временем, а такие уроки
настоящие и жизнью проверены!