Напоминание

"Книга и я - лучшие друзья!"


Автор: Тихомирова Светлана Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27 "Сказка"
Населённый пункт: г. Северодвинск
Наименование материала: Проект
Тема: "Книга и я - лучшие друзья!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тихомирова Светлана Витальевна,

воспитатель,

МБДОУ№27 «Сказка», г. Северодвинск

Проект: «Книга и я – лучшие друзья!»

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Юрий Энтин

2022г.

Автор проекта: Тихомирова Светлана Витальевна, воспитатель МБДОУ

№27«Сказка».

Паспорт проекта:

Название: «Книга и я – лучшие друзья!»

Тип проекта: познавательно-творческий, средней продолжительности с

16.10.2019г.- 18.11.2019г.

I этап – с 16.10. 2019г. по 20.10.2019г.

II этап – с 23.10.2019г. по 18.11.2019г.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Солнышко» МБДОУ

№27 «Сказка», воспитатели, дети, родители.

Проблема - Как помочь ребёнку осознать значение книги в жизни и

развитии человека. Подвести к пониманию, того, что книга является

источником знаний и для создания книги необходим труд многих людей.

Актуальность.

Актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью

книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития

и воспитания.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно

из книг необходимую информацию? Актуальность решения этой проблемы

очевидна. Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей.

Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и

неизведанный

мир

предстает

перед

ним:

сказки,

волшебные

страны,

незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть

вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с

ее героями в путешествие за знаниями. В современном обществе на смену

книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые

носители.

Книги

становятся

невостребованными,

пылятся

на

полках,

простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще

нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему

ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и

развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами

становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие

коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем

состоянии ребенка и на формировании его как личности. Книга постепенно

уходит на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания

собственной души, требующим от человека большой работы ума и сердца,

переживания, осмысления. Чтение развивает интеллект, формирует духовно

зрелую, образованную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Вот

почему так важно прививать детям любовь, к книге начиная с дошкольного

возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о

мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или

иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации,

ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события,

устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение

сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и

радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и

любящее сердце. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к

чтению. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам

проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги,

рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с

малышами и помогать при анализе произведения.

Цель проекта: Воспитание у дошкольников потребности в общении с

книгой, способствовать стремлению получать знания через книгу.

Задачи проекта:

- Привлечь внимание родителей к значению и важности книг в процессе

воспитания и обучения детей;

- Создавать условия для формирования у детей интереса к данной теме;

- Познакомить детей с историей появления и создания книги, с

профессиями людей, работающими над книгой;

- Систематизировать знания детей о том, что книга – основной источник

знаний; учить правилам общения с книгой;

- Способствовать развитию памяти, речи, внимания, коммуникативных

навыков;

- Развивать познавательные, творческие способности у детей через

совместное

чтение,

умение

вести

диалог,

выразительно

рассказывать,

импровизировать сказки;

Формы организации:

НОД;

Беседы;

Литературные минутки;

Экскурсии;

Дидактические, сюжетно-ролевые игры;

Театрализованные игры;

Игры – эксперименты;

Творческая мастерская;

Викторина;

Просмотр презентации.

Виды деятельности по теме проекта:

коммуникативная;

художественно – творческая;

восприятие художественной литературы и фольклора;

трудовая.

Сотрудничество с семьёй:

- Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии

книг в домашней библиотеке;

- Анкетирование родителей: «Организация домашнего чтения в семьях»;

- Фотовыставка: «Папа, мама, я – читающая семья»

- Акция «Подари книгу»;

- Консультация: «Роль детской книги в воспитании дошкольника»;

- Печатная информация для родителей: «Зачем читать книги?», «Сказки на

ночь»;

- Памятка для родителей: «Примерный список художественной литературы

для домашнего чтения»;

- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности:

- выставка рисунков детей «Вернисаж любимых сказок»;

- выставка книг самоделок «Дом, где живет сказка»;

Предполагаемый результат:

Внешние продукты:

- Выставка творческих работ детей (рисунки, поделки, книжки-малышки,

отреставрированные книги).

- Пополнение библиотеки группы.

- Выставки книг.

Внутренние продукты:

- Дети научились давать мотивационную оценку поступкам героев книг,

понимают жанровые особенности книг. Знать о значении книги в жизни

человека.

- Владеть понятием библиотека. Знать о том, что книгу нужно беречь.

Увеличилось количество заученного литературного материала.

- Проявление потребности, читать книги и посещать библиотеку.

Этапы реализации

I этап - (подготовительный)

подбор методической литературы, наглядно – дидактического материала;

разработка конспектов НОД, бесед;

подбор картин разных художников – иллюстраторов, портретов детских

писателей и поэтов.

подбор загадок, пословиц о книге.

подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-

малышки, энциклопедии, детские журналы.

Подготовить дидактические игры:

- «Угадай сказочного персонажа»;

- «Раз, два, три сказку расскажи»

- «Назови произведение»;

- «Найди различия»;

- «Собери картинку»;

- «Герои русских сказок».

создание презентации: «Путешествие в прошлое книги»;

организация развивающей среды в группе (подготовка атрибутов к

сюжетно-ролевым играм) «Библиотека», «Магазин Книги»;

организация выставки книг «Здравствуй, А.С. Пушкин!», книг писателей

земляков (С. Писахов, Б. Шергин);

II этап – основной (реализация проекта)

Для

реализации

поставленных

задач

были

проведены

такие

мероприятия, как:

НОД:

1.Познавательное развитие:

Тема: «Путешествие в прошлое книги».

Задачи: знакомство детей с историей происхождения и изготовления

книги, дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием

творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики,

воспитывать бережное отношение к книге.

Тема: «Производство книг» компьютерная презентация

Цель: знакомство с книгоиздательством

2. Экскурсия в городскую детскую библиотеку – игротеку «Книжкин

дом»,

формировать

у

детей

реалистические

представления

о

труде

библиотекаря, показать значимость библиотеки, обогащение словаря за счёт

новых слов: библиотекарь, стеллаж, книжные полки; активизация словаря:

читатели, книги, журналы, воспитывать интерес к книге, бережное отношение и

уважение к труду библиотекаря;

3. Речевое развитие:

Тема: Пересказ рассказа «Купание медвежат» В. Бианки. Знакомство с

творчеством писателя.

Цель: обогащать литературный багаж, высказывать своё отношение к

произведению, умение слушать, принимать участие в беседе, определять жанр

произведения. Знакомство с творчеством писателя.

4. Художественное творчество

Лепка:

Тема: «Персонаж любимой сказки»;

Аппликация:

Тема: «Царевна-лягушка», «Избушка на курьих ножках»;

Рисование:

Тема: иллюстраций к сказке Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»,

«Сказка о царе Салтане …», «Царевна-лягушка»;

5. Творческая мастерская: «Рукам работа - сердцу радость» (закладка для

книги);

6. Беседы:

- «Зачем нужны книги?», «Берегите книгу» и рассказ воспитателя о

книжных профессиях (писатель, корректор, наборщик, художник, печатник,

переплетчик);

- опрос детей по темам: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный

герой» (метод интервьюирование);

- обсуждение смысла пословицы: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым

молодцам урок».

7.Сюжетно-ролевые игры:

- «Библиотека»

Цель: формирование представлений детей о библиотеке, закрепление

знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитание

бережного отношения к книге.

Подборка

книг

для

библиотеки:

книжки-малышки

и

книги

для

самостоятельного чтения с крупным шрифтом (короткие рассказы, сказки

русские народные и зарубежных авторов в кратком изложении);

- «Книжный магазин».

Цель: развитие речи, внимания, памяти, воображения, формирование

навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого

человека, развитие любви к книге.

8.Игры драматизации:

- «Три товарища» А.Осеева;

- настольный театр «Лиса и журавль», «Лиса и рак» - по желанию детей.

9. Игры – эксперименты: «Из чего можно сделать книгу?», «Из какой

бумаги можно сделать книгу?»

Цель: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества

(цвет, белизна, гладкость);

10. Викторина: «Путешествие в мир сказок»

Цель: обогащать знания о сказках; активизировать и развивать четкую

интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать

интерес к чтению, умение работать в команде.

11. Литературные минутки (ежедневное чтение)

Цель: приобщение к художественной литературе.

Рассматривание портретов детских писателей и поэтов; рассматривание

иллюстраций к произведениям;

12. Организация выставки: «Разнообразный мир книг»

Цель: познакомить с разными жанрами произведений (стихи, рассказы,

сказки),

их

особенности,

учить

определять

жанровую

принадлежность

произведения.

Ушинский «Четыре желания», С. Михалков «Вовка добрая душа»,

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герои», М.Пришвин « Лисичкин хлеб»,

Л.Н. Толстой « Пожарные собаки», «Косточка», «Акула», А.С.Пушкин «Сказка

о рыбаке и рыбке»;

Чтение русских народных сказок и авторских сказок: С. Писахов

«Северное сияние», «Апельсин»; Б. Шергин «Сказки о Шишке»;

Чтение и обсуждение загадок и пословиц о книге.

13.Трудовая деятельность.

«Книжкина больничка» – подклеивание страниц у книг.

Завершающим этапом проекта стало познавательно – развлекательное

мероприятие

«Очень любят праздник книжки и девчонки и мальчишки»-

развлечение для детей. На данном этапе проекта оформлялись итоговые работы

проекта и систематизировались знания у детей.

Вывод: В ходе работы по проекту мы сделали вывод, что подобные

занятия, игры, продуктивная деятельность обогащают литературный опыт,

расширяют

знания

об

окружавшем

мире,

объединяют

детей

общими

впечатлениями,

переживаниями,

эмоциями,

способствуют

формированию

коллективных взаимоотношений. Убедилась, что проводимая работа помогает

детям полюбить книгу, формирует у детей желание читать и беречь книгу.

Список использованной литературы:

1.

Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,

2000г.

2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.:

Просвещение, 1992.

3. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская

школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

4. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку

социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях

детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2000 г.

5. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение

семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой–М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.

7. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.:

Дошкольное образование. 2010. - №6.

8. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» - М.: -2010 г



В раздел образования