Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с тяжёлой умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната для детей "Журавлик"
Автор: Быстроумова Оксана Геннадьевна Должность: учитель - дефектолог Учебное заведение: КГБОУ "Красноярская общеобразовательная школа №5" Населённый пункт: город Красноярск Наименование материала: статья Тема: Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с тяжёлой умственной отсталостью в условиях психоневрологического интерната для детей "Журавлик" Раздел: среднее профессиональное
РРАЗВИТИЕ
СЕНСОМОТОРИКИ
У
ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ
ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЖУРАВЛИК»
Бы с т р оумо ва
О кс а на
Ге нна д ье в на
(К ГБОУ
« К р а с н о я р с к а я
общеобразовательная школа №5», учитель – дефектолог);
В
статье
представлена
программа
для
детей
с
тяжёлой
умственной
отсталостью психоневрологического интерната «Все мы на свете солнышка
дети»,
направленная
на
сенсомоторное
развитие
ребенка
с
особыми
потребностями по методике М.Монтессори.
Ключевые слова: сенсомоторика, дети с тяжёлой умственной отсталости,
социализация, адаптация, интеграция, педагогика Марии Монтессори.
Развитие сенсомоторики у детей с тяжёлой умственной отсталостью в
условиях психоневрологического интерната для детей «Журавлик»
Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии
здоровья
человека
по
социальным
последствиям
умственная
отсталость
является
наиболее
распространенным
и
тяжелым
дефектом
развития.
Современные
требования
общества
к
развитию
личности
детей,
имеющих
особые
образовательные
потребности,
диктуют
необходимость
более
полно
реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести
их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Речь
идет
о
необходимости
оказания
комплексной
дифференцированной
помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения трудовыми
и социальными навыками, что в конечном итоге будет способствовать более
успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Цель работы: представить программу «Все мы на свете солнышка дети»,
направленную
на
сенсомоторное
развитие
ребенка
с
тяжёлой
степенью
умственной отсталости по методике М.Монтессори.
У многих детей с особыми образовательными потребностями отмечается
недостаточность двигательных навыков: 1) скованность, плохая координация,
неполный
объём
движений,
нарушение
их
произвольности;
2)
грубое
нарушение
мелкой
моторики
и
зрительной
координации:
неловкость,
несогласованность
движений
рук.
Несовершенство
тонкой
двигательной
координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение трудовых навыков,
отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребёнка
[2,с. 26].
Поэтому, одним из наиболее значимых направлений в работе с детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья
является
развитие
сенсомоторики,
поскольку
она
влияет
на
успешный
синтез
зрительной,
слуховой
и
кинестетической
информации [11,
с.
119].
Развитие
двигательной
функции
активизирует развитие центров памяти и речи [16, с. 38].
Большое количество ученых занимались изучением проблемы развития
сенсомоторики у детей с особыми образовательными потребностями, в том
числе Э.Сеген, С.Я.Рубинштейн, Ж.И.Шиф и др. Они отмечали, что дефектное
развитие ощущения и восприятия у детей с тяжёлой умственной отсталостью
оказываются ядерными симптомами нарушения развития, которые затрудняют
формирование
представлений
об
окружающем
мире,
тормозят
развитие
психических процессов. Также исследованиями ученых Института физиологии
детей и подростков М.М.Кольцовой, Е.И.Исениной [5, с. 87], Л.В.Антоновой-
Фоминой была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой
моторики. В мировой педагогической культуре можно насчитать множество
ярких, необычных подходов к изучению развития сенсомоторики.
Среди наиболее самобытных – система итальянского педагога и психолога
Марии Монтессори [1, с. 40]. Она начинала с наблюдения за детьми и свою
теорию
построила
на
идее
детского
впитывающего
сознания.
Монтессори
считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает все,
что его окружает. Сенсомоторика – зрение, слух, осязание, обоняние – является
своеобразным впитывающим устройством, посредством которого и происходит
становление человеческого разума [15, с. 44]. Стоит соответственно обустроить
окружающее ребенка культурное пространство и профессионально поддержать
его, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы [9, с. 136].
В связи с этим, мы поставили перед собой цель: разработать и внедрить
общеразвивающую
программу
«Все
мы
на
свете
солнышка
дети»,
которая
основана на концепции Марии Монтессори.
Для детей с тяжёлой умственной отсталостью мы создали такую среду,
которая помогает ребенку упорядочить и систематизировать представления об
окружающем
мире
в
соответствии
с
задачами
и
возможностями
каждого
ребенка
индивидуально. Роль педагога в концепции Монтессори как раз и
заключается в создании так называемой «специальной подготовленной среды»,
которая
«вызывает
наружу
духовные
ценности,
находящиеся
у
ребенка
в
свернутом виде» [19, с. 63]. Таким образом, функция педагогической среды –
предоставление
условий
для
раскрытия
потенциала
ребенка
по
таким
направлениям: сенсорного и психомоторного.
Целевая группа программы «Все мы на свете солнышка дети» – дети в
возрасте 7-11 лет с тяжёлой умственной отсталостью. Занятия проводятся как в
малой подгрупповой форме (2 – 3 человека), так и в индивидуальной, два раза в
неделю.
Длительность
одного
занятия
15
-
20
минут.
Занятия
проходят
в
игровой комнате.
Цель
занятий
–
развитие
и
коррекция
сенсомоторных
навыков,
применимых в практической жизни и ведущих к развитию самостоятельности в
пределах,
соответствующих
психофизическим
силам
ребенка
с
особыми
образовательными потребностями.
Основные задачи занятий:
1.
систематическое
и
целенаправленное
формирование
сенсорных
эталонов
величины,
формы,
цвета
предметов,
их
положения
в
пространстве;
2.
развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений
(точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие
статической
и
динамической
координации
движений
пальцев
рук,
ритмической организации и переключаемости движений рук;
3.
формирование общей моторной координации ребёнка;
4.
обогащение
представлений
детей
об
окружающих
предметах
и
явлениях;
5.
во спит ание
у
детей
терпеливо сти,
р а б о т о с п о с о б н о с т и ,
самостоятельности, доводить начатое дело до завершения;
6.
формирование интересов к работе с различными материалами.
Исходя из опыта работы по программе «Все мы на свете солнышка дети»,
специалисты нашего учреждения заметили, что хорошее занятие, преподанное в
нужное
время,
дает
ребенку
новые
умения,
расширяет
представления
об
окружающем мире. Занятие дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает
для
себя
новые
грани
и
измерения.
Знания,
приобретенные
с
помощью
материала, будут применены и испытаны ребенком в его окружении.
В
основу
обучения
детей
с
тяжёлой
умственной
отсталостью
лежит
наглядно действенный характер. При этом педагог на первом этапе проявляет
максимальную
активность,
демонстрируя
ребёнку
игрушки
и
пособия,
показывая способ действия с ними, оречевляя свои действия. Затем действия
осуществляются совместно.
В данной программе выделен пропедевтический период. В начале занятий
обязательно педагогом вводятся основные правила работы в группе, которые
должны соблюдать все дети (вместе с взрослым):
1.
Каждой вещи – своё место. «Всё на место уберём, а потом играть
пойдём».
Ребёнок
не
может
уйти,
бросив
материал,
или
взять
следующий. Нужно напомнить, ему убрать за собой или помочь ему в
этом.
2.
Не отнимать вещи у других. «Все мы очень твёрдо знаем: мы друзей
не обижаем». Нельзя отнимать материал, отталкивать и прогонять от
него других детей. Детей учат терпеть, ждать своей очереди, а главное
– уважать друг друга.
3.
Не мешать другому человеку в его занятии. «Не мешаем, не шумим,
тишина
нужна
самим».
Педагог
находиться
на
уровне
детей:
присаживается на корточки, садится на коврик или на стул.
Существуют основные принципы построения занятий:
системность и последовательность подачи материала;
наглядность обучения;
цикличность построения занятий;
доступность;
развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
Особенности
детей
с
особыми
образовательными
потребностями,
в
частности
быстрая
утомляемость,
отвлекаемость,
затруднения
при
необходимости
прилагать
умственные
усилия,
требуют
внесение
в
занятия
игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме
того,
постепенного
вовлечения
с
постоянным
учетом
индивидуальных
особенностей каждого ребенка [17, с. 35].
С учетом вышесказанного каждое занятие состоит из 5 частей.
Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития
мелкой моторики.
Целью
упражнений
для
развития
мелкой
моторики
является
развитие
мышц
кисти
руки,
для
совершенствования
хватательных
функций
и
формирование
более
точных
движений
руки [3, с. 61]. Также благоприятно
сказывается на развитии внимания, речи.
Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность
физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить
детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям.
Разминка
состоит
из
упражнений,
направленных
на
развитие
внимания,
восприятия [7, с. 31].
Основная часть занятия (третья) состоит из презентации Монтессори –
материала. Презентация – это показ педагогом способа работы с тем или иным
материалом, взятым из «специально подготовленной среды» [19, с. 51].
Очень
многие
Монтессори-материалы
можно
и
нужно
применять
при
работе с детьми, имеющими тяжёлую степень умственной отсталости. Система
Монтессори включает в себя целый комплекс развивающих материалов для
занятий.
Четвертая часть. Здесь проводятся игры и упражнения на развитие
восприятия и ощущений. В составе этой части проводятся подвижные игры
малой активности, так как у детей с особыми образовательными потребностями
снижена
работоспособность
и
отмечается
низкий
уровень
концентрации
внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать
общую
моторику,
координацию
движений,
деятельности
зрительного
и
слухового анализаторов [6, с. 80].
Пятая часть занятия – упражнения на релаксацию, сопровождающиеся
расслабляющейся
музыкой
и
позволяющие
успокаивать
ребят,
снимать
мышечное
и
эмоциональное
напряжение [14, с. 66]. Заканчивается занятие
ритуалом прощанием педагога с детьми.
Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Все мы на
свете солнышка дети» является перспективной, работа по ней будет продолжена
не только специалистом по Монтессори - педагогике, но и педагогами.
Программа позволяет ненасильственными способами продвигать ребенка в
развитии, корректировать и частично компенсировать ограничения в развитии
его личности.
Успешность
сенсомоторного
развития
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
зависит
от
четкого
определения
основных
направлений работы, содержания, условий реализации задач.
Очевидно,
что
используемая
нами
дополнительная
общеразвивающая
программа «Все мы на свете солнышка дети» дает позитивные результаты.
Поставленные
задачи
реализуются
в
полном
объеме.
Ребятишки
радуются
своим успехам и готовы к новым победам.
Список используемой литературы
1.
Белоусова
Л.
Е.
Использование
Монтессори-терапии
в
сенсомоторном
развитии
дошкольников
со
сложной
структурой
нарушения // Дошкольная педагогика. — 2002. — No 2. — С. 38–43.
2.
Войлокова
Е.
Ф.,
Андрухович
Ю.
В.,
Ковалева
Л.
Ю.
С енсорное
во спитание
дошкольников
с
и н т е л л е к т у а л ь н о й
недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб : КАРО, 2005
— 304 с.
3.
Гурова Е. М. Подготовка руки ребенка к письму // Начальная
школа 2000. — No 5. — С. 61–62.
4.
Загвоздкин
В.,
Хилтунен
Е.
Монтессори
и
Вальдорф
//Загвоздкин, Е. Хилтунен. – Спб.: КАРО, 1999 – 126 с.
5.
Исенина
Е.
И.
Психолингвистические
закономерности
речевого онтогенеза: (Дословесный период): Учебное пособие. – Москва:
Просвещение, 1983 – 160 с..
6.
Катаева
А.
А.,
Стребелева
Е.
А.
Дидактические
игры
и
упражнения
в
обучении
умственно
отсталых
дошкольников:
Кн.
для
учителя — М. : Просвещение, 1990. — 191 с.
7.
Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные
игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР):
Пособие
для
практических
работников
детских
садов
—
СПб
:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 144 с.
8.
Моисеева Л. Г. Готовим руку к письму — СПб : Речь, 2004 —
80 с.
9.
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому //М.: Карапуз.
– 2000 – 272 с.
10.
Пиаже
Ж.,
Рубинштейн
С.Я.
“Стартовое
развитие”
социокультурных двигательных действий ребенка в процессе обучения. –
2009 – 347 с.
11.
Пиаже Ж. Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные
психологические
труды:
пер.
с
англ.
и
фр.
—
М.
:
Международная
педагогическая академия, 1994 — 680 с.
12.
Пименова
Е.
П.
Пальчиковые
игры
/
Е.
П.
Пименова.
—
Ростов н/Д : Феникс, 2007 — 221 с.
13.
Сеген
Э.
Воспитание,
гигиена
и
нравственное
лечение
умственно ненормальных детей //СПб, 1903–87 с.
14.
Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей:
методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2003 — 128 с.
15.
Степанова О. А., Рыдзе О. А. Дидактические игры на уроках в
начальной школе: методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2005 — 96 с.
16.
Удалова
Э.
Я.,
Матвеева
Л.
А.
Формирование
тактильно-
двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта //
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006 — № 3.
— С. 37–41.
17.
Фуряева
Т.
В.,
Старосветская
Н.
А.
Теория
и
практика
психолого-педагогического
сопровождения
и
интеграции
детей
в
общество //Краснояр. гос. пед. ун-т. им. ВП Астафьева. – 2005 – 44 с.
18.
Фуряева
Т.
В.
Интегрированный
подход
в
организации
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста
с
проблемами
в
развитии (зарубежный опыт) //Дефектология. – 1999. – №. 1. – С. 64-71.
19.
Хилтунен
Е.
Дети
Монтессори
//Книга
для
педагогов
и
родителей. – 2008 – 138 с.
20.
Шиф
Ж.
И.
(ред.).
Особенности
умственного
развития
учащихся вспомогательной школы: АПН РСФСР; Под ред. ЖИ Шиф. –
М: Просвещение. – 1965 – 307 с.