Автор: Уразгулова Альфия Флариковна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности организации проектной деятельности в начальных классах
Раздел: начальное образование
Уразгулова А.Ф.,
г.Уфа, Россия
Особенности организации проектной деятельности в начальных
классах
Одним из главных направлений деятельности современной
школы является разностороннее развитие личности ребенка, его
умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к
обучению. Современный образовательный процесс немыслим без
поиска
новых,
более
эффективных
технологий,
призванных
содействовать
развитию
творческих
способностей
детей,
формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим
требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в
учебном
процессе,
исходя
из
реальностей
сегодняшнего
дня,
возросших требований к универсальности знаний учащихся.
Актуальность
данной
темы
заключается
в
значимости
проектного обучения в современной школе, которое обеспечивается,
прежде всего, связью индивидуальным опытом учащихся, развитием
интеллекта в самостоятельной исследовательской деятельности.
Проектная
деятельность
как
источник
развития
сферы
образования
и
разновидность
профессионально-педагогической
активности
в
истории
культуры
формировалась
достаточно
длительный период. Первоначально проектирование тесно вплеталось
в ткань жизнедеятельности, не выделяясь в самостоятельный вид
деятельности. Философы рассматривали проектирование как один из
механизмов культуры, способствующий превращению человека в
свободно творящее существо. Проектирование как деятельность стало
интенсивно
развиваться
в
рамках
инженерно-технической
деятельности, архитектуры, строительства. На философском уровне
проект
рассматривается
как
итог
духовно-преобразовательной
деятельности. На деятельностном — как результат проектирования.
Уже в работах Аристотеля, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна
представлены идеальные образы «новой породы людей». Идеал
выступает в данном случае как род проекта-цели, воплощающей
представление о совершенстве, а проектирование проявлялось на
разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно
вмешиваться в несовершенство окружающего мира.
Метод
проектов
был
разработан
в
начале
XX
века
американским ученым Дж. Дьюи с целью ориентирования обучения на
целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов.
Школы,
организованные
в
соответствии
с
методом
проектов,
предоставляли ученикам право свободного выбора занятий. Учебная
программа
рассматривалась
как
совокупность
взаимосвязанных
опытов. Ученики сами выбирали виды деятельности, посредством
которых
приобретались
новые
знания.
Они
также
определяли
содержание школьной программы. Учитель лишь оказывал им помощь
в исполнении запланированного. В настоящее время метод проектов
все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой
учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и
выполнения
постепенно
и
последовательно
усложняющихся
практических заданий – проектов.
Согласно данному подходу сама программа школы может
быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов
разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения,
полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым
опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с
окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных
детских интересах.
Метод проектов – способ организации самостоятельной
деятельности обучающихся по достижению определенного результата,
ориентированного
на
интерес,
на
творческую
самореализацию
развивающейся личности обучаегося, развитие его интеллектуальных
и
физических
возможностей,
волевых
качеств
и
творческих
способностей в процессе деятельности по решению какой-либо
интересующей его проблемы.
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со
смешанными
типами
проектов,
в
которых
имеются
признаки
исследовательских и творческих (например, одновременно практико-
ориентированных
и
исследовательских).
Каждый
тип
проекта
характеризуется
тем
или
иным
видом
координации,
сроками
исполнения, этапностью, количеством участников.
Метод проектов – это способ организации самостоятельной
деятельности обучающихся по достижению определенного результата,
ориентированный на его интерес, на творческую самореализацию
развивающейся
личности
обучающегося,
развитие
его
интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и
творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-
либо интересующей его проблемы.
Многообразие видов проектной деятельности раскрывает
широкие возможности ее применения в образовательном процессе.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу
учащихся – индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в
течение определенного времени.
Достоинство
проектного
метода
-
высокая
степень
самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной
мотивированности, приобретение детьми опыта исследовательско -
творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений
и навыков. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное
учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в
процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.