Напоминание

"Семья как ценность"


Автор: Перепечкина Татьяна Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №68 "Ромашка"
Населённый пункт: г.о. Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: "Семья как ценность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ.

Cоциально-экономические преобразования, как в России, так и за

рубежом, значительно изменили понимание роли и значения семьи в социуме

среди молодежи, в результате чего стала наблюдаться тенденция разрушения

традиционных семейных устоев. Следствием таких изменений является

столкновение

установленных и утвердившихся традиций с современным

миропониманием. Одним из главных последствий такого отношения является

обострение

социальных

проблем

в

российской

семье.

Современные

представления о семье, её месте и роли в обществе связаны, по мнению ученых,

со следующими причинами:

- свобода сексуальных отношений;

- пропаганда эгоистического и потребительского образа жизни;

- нежелание все большего числа людей вступать в брак по церковному

или светскому обряду;

- молодые люди определяют своими приоритетами обучение, карьеру и

материальное

обеспечение,

а

значимость

института

семьи

подвергают

сомнению [2, с.286]. Таким образом, данные факторы стали основанием к

пересмотрению и переосмыслению системы ценностей человека.

Проблема ценностей человека как одна из важнейших для педагогики и

психологии нашла отражение в исследованиях как зарубежных учёных, так и

отечественных: В. Франкла, Г. Олпорта, А. Маслоу, Э. Фромма, В.А. Ядова,

В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева. Данные учёные внесли серьезный вклад в

понимание категории «ценность» и по-разному рассматривали классификацию

ценностей человека исходя из различных аспектов человеческой деятельности.

Исследователи подчеркивали, что человек как личность представляет собой

систему ценностей, которые в зависимости от внешних факторов и внутренних

переживаний способны меняться. Таким образом, человеческие ценности

определяют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности

и

указывают

направления

развития

личности.

Человечество

не

может

существовать без определенной системы ценностей, так как окружающая его

действительность, формирует у него представления, мировоззрения, принципы,

которые представляют в себе многообразный, необъятный ценностный мир.

Однако

среди

многочисленных

исследований,

посвященных

изучению

проблемы

ценностей

человека,

особо

следует

отметить

труды

В.А.

Караковского, В.Н. Сагатовского, В.А. Ядова, в которых говорилось о

существовании ключевых ценностей, определяющих деятельность в основных

сферах жизни. В большинстве их ценностных классификаций в качестве

ведущего входит понятие «семья».

В традиционной формулировке понятие «семья» рассматривается, как

система

взаимоотношений

между

супругами,

детьми,

родственниками,

объединёнными совместной хозяйственно-бытовой деятельностью, взаимной

моральной

ответственностью,

осуществляющая

физическое

и

духовное

воспроизводство

населения,

преемственность

семейных

поколений

и

социализацию детей [5]. Теоретический анализ трудов философов, социологов,

педагогов,

психологов,

показал,

что

понятие

семьи

многозначное

и

многоплановое. Ученые представляют семью как социальный институт, от

функционирования

которого

зависит

стабильность,

а,

следовательно,

и

безопасность всего социума [5], [6].

Рассматривая семью как базовую ячейку общества ученые (О. Конт, Ф.

Ле Пле, Э. Гидденс, В.Г. Харчева, Д.И. Чеснокова, Н.Д. Шимин, Н.К. Юркевич)

подчёркивали, что, во-первых, семья меняется со временем, в соответствии с

переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных

социальных институтов, а, во-вторых, педагогическая и психологическая

необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении

семьей

репродуктивной

и

воспитательной

функций,

что

гарантирует

продолжение существования самого человечества [5],[6]. На сегодняшний день

реализация функции воспитания вновь вернулась в семью, следовательно,

возросла общественная потребность и социальная необходимость в понимании

и представлении семьи как ценности.

В трудах ученых семья как ценность представляет собой с одной

стороны, как элемент социальной регуляции полоролевых, родственных и

межпоколенческих взаимоотношений, а с другой – как поведенческий стандарт,

разделяемый в обществе и формирующий у человека предпочтительную

ориентацию поведения и деятельности [3]. Характеризуя понятие семьи,

удалось выделить две стороны семьи как ценности:

-

семья

как

объект,

воспитывающий

определенные

ценности

(супружество, родительство, родство, любовь, дружбу и т.д.);

- семья как непосредственно сама ценность, которая имеет существенное

значение в обществе.

Таким

образом,

ценность

семьи

определяется

ее

воспитательной

функцией, так как именно в ней закладываются основы личности ребенка,

элементы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как

первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека,

стимулирует

его

социальную,

творческую

активность,

раскрывает

индивидуальность. Кроме того, ценность семьи заключается в том, что семья –

это важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества.

Литература

1.

Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные

ориентации личности // Социлогия в СССР. М. 1965.

2.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение,

1988. – 208с.

3.

Стюхина Г.А. Близкие люди или роль в развитии ребенка. М. 2014.

4.

Шнейдер Л. Б Основы семейной психологии: Учеб. пособие. —М.:

Издательство Московского психолого-социального института, 2005.

— 928 с.

5.

Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-

еизд.—М.:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,

2006.



В раздел образования