Автор: Перепечкина Татьяна Игоревна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад №68 "Ромашка"
Населённый пункт: г.о. Люберцы
Наименование материала: статья
Тема: "Семья как ценность"
Раздел: дошкольное образование
СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ.
Cоциально-экономические преобразования, как в России, так и за
рубежом, значительно изменили понимание роли и значения семьи в социуме
среди молодежи, в результате чего стала наблюдаться тенденция разрушения
традиционных семейных устоев. Следствием таких изменений является
столкновение
установленных и утвердившихся традиций с современным
миропониманием. Одним из главных последствий такого отношения является
обострение
социальных
проблем
в
российской
семье.
Современные
представления о семье, её месте и роли в обществе связаны, по мнению ученых,
со следующими причинами:
- свобода сексуальных отношений;
- пропаганда эгоистического и потребительского образа жизни;
- нежелание все большего числа людей вступать в брак по церковному
или светскому обряду;
- молодые люди определяют своими приоритетами обучение, карьеру и
материальное
обеспечение,
а
значимость
института
семьи
подвергают
сомнению [2, с.286]. Таким образом, данные факторы стали основанием к
пересмотрению и переосмыслению системы ценностей человека.
Проблема ценностей человека как одна из важнейших для педагогики и
психологии нашла отражение в исследованиях как зарубежных учёных, так и
отечественных: В. Франкла, Г. Олпорта, А. Маслоу, Э. Фромма, В.А. Ядова,
В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева. Данные учёные внесли серьезный вклад в
понимание категории «ценность» и по-разному рассматривали классификацию
ценностей человека исходя из различных аспектов человеческой деятельности.
Исследователи подчеркивали, что человек как личность представляет собой
систему ценностей, которые в зависимости от внешних факторов и внутренних
переживаний способны меняться. Таким образом, человеческие ценности
определяют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности
и
указывают
направления
развития
личности.
Человечество
не
может
существовать без определенной системы ценностей, так как окружающая его
действительность, формирует у него представления, мировоззрения, принципы,
которые представляют в себе многообразный, необъятный ценностный мир.
Однако
среди
многочисленных
исследований,
посвященных
изучению
проблемы
ценностей
человека,
особо
следует
отметить
труды
В.А.
Караковского, В.Н. Сагатовского, В.А. Ядова, в которых говорилось о
существовании ключевых ценностей, определяющих деятельность в основных
сферах жизни. В большинстве их ценностных классификаций в качестве
ведущего входит понятие «семья».
В традиционной формулировке понятие «семья» рассматривается, как
система
взаимоотношений
между
супругами,
детьми,
родственниками,
объединёнными совместной хозяйственно-бытовой деятельностью, взаимной
моральной
ответственностью,
осуществляющая
физическое
и
духовное
воспроизводство
населения,
преемственность
семейных
поколений
и
социализацию детей [5]. Теоретический анализ трудов философов, социологов,
педагогов,
психологов,
показал,
что
понятие
семьи
многозначное
и
многоплановое. Ученые представляют семью как социальный институт, от
функционирования
которого
зависит
стабильность,
а,
следовательно,
и
безопасность всего социума [5], [6].
Рассматривая семью как базовую ячейку общества ученые (О. Конт, Ф.
Ле Пле, Э. Гидденс, В.Г. Харчева, Д.И. Чеснокова, Н.Д. Шимин, Н.К. Юркевич)
подчёркивали, что, во-первых, семья меняется со временем, в соответствии с
переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных
социальных институтов, а, во-вторых, педагогическая и психологическая
необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении
семьей
репродуктивной
и
воспитательной
функций,
что
гарантирует
продолжение существования самого человечества [5],[6]. На сегодняшний день
реализация функции воспитания вновь вернулась в семью, следовательно,
возросла общественная потребность и социальная необходимость в понимании
и представлении семьи как ценности.
В трудах ученых семья как ценность представляет собой с одной
стороны, как элемент социальной регуляции полоролевых, родственных и
межпоколенческих взаимоотношений, а с другой – как поведенческий стандарт,
разделяемый в обществе и формирующий у человека предпочтительную
ориентацию поведения и деятельности [3]. Характеризуя понятие семьи,
удалось выделить две стороны семьи как ценности:
-
семья
как
объект,
воспитывающий
определенные
ценности
(супружество, родительство, родство, любовь, дружбу и т.д.);
- семья как непосредственно сама ценность, которая имеет существенное
значение в обществе.
Таким
образом,
ценность
семьи
определяется
ее
воспитательной
функцией, так как именно в ней закладываются основы личности ребенка,
элементы нравственности, воспитываются привычки поведения. Семья как
первый воспитательный институт способствует самоутверждению человека,
стимулирует
его
социальную,
творческую
активность,
раскрывает
индивидуальность. Кроме того, ценность семьи заключается в том, что семья –
это важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества.
Литература
1.
Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные
ориентации личности // Социлогия в СССР. М. 1965.
2.
Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение,
1988. – 208с.
3.
Стюхина Г.А. Близкие люди или роль в развитии ребенка. М. 2014.
4.
Шнейдер Л. Б Основы семейной психологии: Учеб. пособие. —М.:
Издательство Московского психолого-социального института, 2005.
— 928 с.
5.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-
еизд.—М.:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,
2006.