Напоминание

Психолого-педагогические условия развития одаренности детей.


Автор: Ганиева Алина Римовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ с. Нижнетроицкий
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Туймазинский р-он, с. Нижнетроицкий
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-педагогические условия развития одаренности детей.
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 378(045)

Психолого-педагогические условия развития одаренности детей.

А. Р. Ганиева (г. Туймазы).

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме

одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей

и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся

достижениям

в

любой

социально

значимой

сфере

человеческой

деятельности, а не только в академической области. Основными проблемами

из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей,

а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов,

психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

С

психологической

точки

зрения

необходимо

отметить,

что

одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором

неразрывно

переплетены

познавательная,

эмоциональная,

волевая,

мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

Если обращаться к толковым словарям, то можно отметить, что часто

термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как

тождественные и отражают уровень способностей. Важно, что понятие

«талантливый» трактуется как природные показатели человека. Так, в

большом

толковом

словаре

С.А.

Кузнецова

термин

«способный»

определяется как «обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный,

могущий что-нибудь сделать, обладающий каким-либо свойством ». Можно

сказать, что «способный» определяется сопоставлением с успехами в

деятельности.

В Российской педагогической энциклопедии одаренность трактуется

как

системно

развивающееся

в

течение

жизни

свойство

психики,

определяющее возможность достижения человеком наивысших результатов в

одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.

В психолого-педагогических трудах отечественных исследователей

понятия одаренности рассматриваются с разных сторон.

С одной стороны под термином «одаренность» понимается некие

генетически обусловленные исключительные возможности:

А.И.

Савенков

рассматривает

одаренность

как

генетически

обусловленный компонент способностей, которые определяют конечный

результат и темп развития и который развивается в течение жизни.

А.В. Петровский утверждает, что одаренность – это совокупность

задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и

своеобразие природных предпосылок способностей.

А.В. Хуторской вслед за ними определяет одаренность как качественно

своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность

достижения успеха в выполнении какой-либо деятельности.

С другой стороны, одаренность рассматривается как «потенциал».

Н.П. Дубинин считает, что одаренность – это эффективное развитие

человеком имеющихся качеств в сочетании нормального генотипа с

благоприятными условиями его развития.

В свою очередь, Б.М. Теплов понимает под одаренностью синтез

определенных потенциальных качеств личности, развивающихся в процессе

деятельности, которые обеспечивают достижение наивысших результатов.

Равным

образом,

В.Н.

Мясищев

судит об

одаренности как о

соединении взаимоусиливающих друг друга свойств личности, ее активного

и положительного отношения к той или иной деятельности.

Так,

в

западных

психолого-педагогических

трудах

(Г.

Айзек)

исследование одаренности связано прежде всего с высоким уровнем

способностей,

поиском

«субстрата»,

который

определяет

уровень

достижений и количественные различия в уровне способностей.

Таким образом, исследователи данной проблемы Н.С. Лейтес, Б.М.

Теплов, Н.П. Дубинин, Г. Айзенк, В.Н. Мясищев и другие сходятся во

мнении,

что

«одаренность»

обозначает

высокий

уровень

развития

способностей, включающий в себя ряд взаимосвязанных друг с другом

понятий: способности, талант, гениальность.

Младший школьный возраст (6-10 лет) – особый период поглощения,

накопления знаний, период новообразований. Неповторимым своеобразием

данного возраста

является то,

что

успешному

выполнению

главной

жизненной функции способствуют характерные способности детей данного

возраста: доверчивое повиновение авторитету, повышенная сенситивность,

впечатлительность,

эмоциональная

чувствительность,

склонность

к

усвоению, которая характеризует умственные достоинства в будущем.

Каждая из названных способностей выступает, главным образом, своей

положительной стороной и значительно сказываются на познавательных

внутренних резервах детей и определяют дальнейший ход общего развития.

Очень трудно оценить точное значение проявляемых в данном возрасте

признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие.

В связи с этим, нередко обнаруживается, что яркие выражения

способностей ребенка, значительные для начальных успехов в некоторых

занятиях, не находят пути к действительным, социально необходимым

достижениям.

Жизненно важно знать и учитывать возрастные особенности детской

психики при воспитании и развитии детей.

На каждом этапе развития – свои предпосылки умственного роста:

готовность и способность запоминать, впитывать и для этого имеются

действительно необыкновенные данные.

В младшем школьном возрасте сила восприятия, наличие должных

предпосылок словесного мышления, ориентация умственной активности на

повторение и внутреннее принятие, создают подходящие условия для

развития психики.

Специфика детства заключается в том, что появляются своеобразные

состояния

психики,

при

которых

обнаруживаются

необходимые

возможности для выражения и установления различных аспектов интеллекта.

Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные

возрастом предпосылки развития.

Для

младшего

школьного

возраста

характерна

идентификация

различных действий и высказываний, что является важным источником

успехов

в

обучении.

Подражание

проявляется

преимущественно

в

копировании, повторении воспринятого.

Приобщаясь к сфере знаний, дети данного возраста продолжают

играть, тем самым обнаруживая огромные возможности для развития

интеллекта. Младшие школьники очень просто осваивают сложные навыки и

модели поведения.

«Другими словами», – говорит Н.С. Лейтес, – «рассмотренные черты

младших школьников – это факторы их возрастной одаренности», что

значительно отражается на когнитивных возможностях детей и определяют

дальнейший ход развития.

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями

встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному

развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных

учебных программ. Обучение таких детей должно отвечать их существенным

потребностям.

Одаренные

дети

обладают

некоторыми

общими

особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К

таким общим особенностям относятся следующие:

1.

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий

положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

2.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах

проблемы

стремлении

разобраться

в

них.

Эта

потребность

редко

удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в

специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания

открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

3.

Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

Целенаправленное

развитие

высших

познавательных

процессов

в

специальных

учебных

программах

поднимает

эти

способности

на

качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений

очевидного.

4.

Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на

сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента

дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к

принятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые

могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются

специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с

высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной

программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в

класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях

начинает

приспосабливаться,

он

старается

быть

похожим

на

своих

одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на

поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать

выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие

ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой

ребенок может надолго задержаться в развитии.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах

обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить

специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего

нуждаются в «своем» учителе. Неподготовленные учителя часто не могут

выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их

проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по

отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для

одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не

качественное их изменение. Личность учителя является ведущим фактором

любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для

одаренных детей. Наиболее существенным факторам успешности работы

учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов

и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом

себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти

составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Успешный

учитель

для

одаренных

учеников

прежде

всего,

прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой

предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами,

которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Направленность некоторых способностей ребенка может проявляться

ярко уже в раннем, дошкольном возрасте. Одаренность в двигательно-

физической сфере, придающая телу особую пластичность, открывающая

перспективу

занятий

балетом

и

спортом,

подлежит

развитию,

едва

завершится первоначальный этап становления организма. Раннее проявление

талантливости обнаруживается в области теоретико-интеллектуального и

художественного

творчества.

Включение

в

активную

деятельность

соответствующих сущностных сил дошкольников (слуха, зрения, осязания,

психических процессов, нервной системы, дыхания) – решающее условие

приобретения ими специальных навыков, успеха в достижении в будущем

мастерства.

Вместе с тем у многих ребят может и не быть яркого проявления

способностей в раннем возрасте. Их увлечения изменчивы и неустойчивы, ни

достигают средней успешности как в учебе, так и в свободно избранных

занятиях. Однако это не значит, что такие дети вообще бездарны. Одни из

них еще не нашли себя в повседневных обыденных делах, не попадали в

ситуацию, наиболее благоприятную для проявления своих индивидуальных

способностей. Процесс созревания сущностных сил других несколько

замедлен,

требует

значительных

временных

затрат

и

большей

работоспособности в избранном направлении деятельности. У таких ребят, с

виду середнячков, в более поздние возрастные периоды случается бурное

проявление дотоле скрытой, внутренне формировавшейся одаренности,

своеобразного сплава сущностных сил, обретающих, наконец, сферу форму

проявления.

Спонтанный взрыв способностей может направить интересы и

деятельность

ребенка

в

самом

неожиданном

направлении:

в

изобретательство, художественное или научное творчество, в область

организации

общественной

человеческой

деятельности.

Наконец,

одаренность ребенка может не обнаружиться очень долго, либо остаться

нераскрытой вовсе. Чаще всего это зависит от того, что в среде обитания

школьник так и не находит себя, не сталкивается с деятельностью, которая

бы разбудила в нем дремлющие творческие силы, привела их в движение и

образовала талантливую личность.

Таким образом, работа педагога с одаренными детьми – это сложный и

никогда

не

прекращающийся

процесс.

Он

требует

от

учителей

и

воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в

области

психологии

одаренных

и

их

обучения,

а

также

тесного

сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и

обязательно с родителями одаренных.



В раздел образования