Автор: Досманова Антонина Алексеевна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. Акмуллы
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно – нравственное воспитание в учебно – воспитательном процессе школы
Раздел: начальное образование
Духовно – нравственное воспитание в учебно – воспитательном процессе шко-
лы
Духовно-нравственное воспитание - это процесс формирования:
1.
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданствен-
ности, патриотизма)
2.
нравственного облика (терпение, милосердия, кротость, незлобивость)
3.
нравственной позиции (способность к различению добра и
зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жиз-
ненных испытаний)
4.
нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, прояв-
ления духовной рассудительности)
Актуальность темы:
Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко-нравствен-
ных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами лич-
ности. Поэтому важность этого направления в школе, как никогда необходима
для каждого ребёнка. Он должен понимать что такое зло, и что такое добро.
Как поступать ему в той или иной ситуации.
Цель:
Воспитание, становление высоконравственного ответственного, инициативно-
го и компетентного гражданина России, а так же его развитие.
Показатели духовно- нравственного развития и воспитания.
-Личностная культура: доброта, отзывчивость, честность, милосердие.
-Социальная культура: долг, товарищество, ответственность, трудолюбие, дис-
циплинированность, отношение к учебе.
-Семейная культура: уважение, забота о близких, следование семейным ценно-
стям, авторитет семьи.
Обеспечение духовно- нравственного развития, воспитания:
-образовательное учреждение;
-семья;
-СМИ;
-храм;
-культурно-массовые мероприятия;
-другие виды воспитания.
Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития
и воспитания студентов:
•
1.Гражданско- патриотическое воспитание
•
2.Нравственное и духовное воспитание
•
3.Здоровье сберегающее воспитание
•
4.Интеллектуальное воспитание
•
5.Воспитание семейный ценностей
•
6.Социокультурное и медиакультурное воспитание
•
7.Культуротворческое и эстетическое воспитание
•
8.Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
•
9.Правовое воспитание и культура безопасности
•
10.Формирование коммуникативной культуры
•
11.Экологическое воспитание.
Духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся
должны быть интегрированы во все виды деятельности. Если все будет рабо-
тать в совокупности, то и воспитание пройдёт более эффективно.
Методы духовно- нравственного воспитания:
•
Положительный пример родителей;
•
Упражнение в добрых делах;
•
Ограждение детей от вредных соблазнов;
•
Нужное слово для ребенка;
•
Поощрение, наказание;
•
Традиции;
•
Воспитывающие ситуации.
Портрет ученика:
•
Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважаю-
щий свой народ, его культуру и духовные традиции.
•
Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразова-
ния для жизни и деятельности, способный применять полученные знания
на практике.
•
Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, до-
стигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих ре-
зультатов.
•
Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни семьи, гра-
жданского общества, многонационального российского народа, человече-
ства.
•
Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность тру-
да, науки, творчества.
•
Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий
свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанно-
сти перед семьей, обществом, Отечеством.
•
Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.
В заключении хочу сказать, что постижение духовно-нравственной культуры
возможно только тогда, когда мы собственным примером показываем подраста-
ющему поколению как нужно себя вести. И дети, как правило, ждут, чтобы пре-
подаватели показали им путь, который определит им жизнь. Куда мы больше
склоняемся, к злу или к добру, туда и ученики будут смотреть. Наша самая
главная задача направить их в нужное русло. Помочь протоптать им безлопаст-
ную и верную тропинку жизни.
Используемая литература:
•
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гра-
жданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков- М.Просвещение, 2011г.
•
Духовно- нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:
особенности и соотношения в учебно- воспитательном процессе. Ж.
«Воспитание школьников», № 2, 2012г.
•
Духовно- нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номе-
ра журнала «Начальная школа плюс До и После» № 1, 2012 г.