Автор: Аничкина Евгения Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Надежда"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Об интеграции образовательных областей в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
Об интеграции образовательных областей в дошкольном образовании
Аннотация
В статье рассмотрен один из принципов развития современного дошкольного образования
- принцип интеграции образовательных областей. Он является инновационным для
ступени дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные организации
коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе
синтеза образовательных областей и предполагает получение единого целостного
образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств
личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Ключевые слова: математика, дети дошкольного возраста, непосредственно
образовательная деятельность, интеграция
Основное содержание исследования
Целевая программа Российской Федерации планирования действий социального характера
"Развитие образования" на 2013-2020 гг. [2], являющаяся основой политики государства в
области образования, регулирует функционирование и развитие системы образования в
интересах отдельного человека и общества в целом. Невозможно переоценить значимость
обеспечения условий с целью полноценного формирования интересов, способностей и
возможностей детей дошкольного возраста. Особенно развития, обеспечивающего
приобщение к культуре своего народа и вхождение в общество, решению проблем
одновременного становления различных способностей детей дошкольного возраста, в том
числе и математических. Индивидуальный и дифференцированный подход к образованию
и воспитанию является ориентиром на формирование равных исходных возможностей для
поступления детей в начальную школу.
Система дошкольного образования вступает в эпоху бифуркации - самоорганизующегося
развития. Необходима разработка синергетических модификаций, которые способны
уравновесить систему образования за счет проведения целого ряда междисциплинарных
исследований в области дошкольной педагогики и детской психологии, теории и
методологии воспитания и обучения, психолингвистики, нейрофизиологии, позволяющих
создать лучшие условия для полного развития способностей воспитанников с разными
образовательными потребностями с помощью интегрированной образовательной
деятельности [3].
Одним из основных направлений в совершенствовании современного воспитательно-
образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) является
интеграция содержания образовательных областей. Интеграция образовательных областей
представляет собой единство взаимодействия различных образовательных областей
дошкольного образования, которое реализуется в различных видах деятельности.
Соединение знаний из разных областей происходит на равноправной основе, дополняя
друг друга.
Основными методами для общего решения проблемы интеграции образовательных
областей выступают реализация федеральных и национально-региональных компонентов
преемственных государственных образовательных стандартов, примерных
образовательных программ на всех уровнях образования, а также разработка и внедрение
стандартов качества образовательного процесса. Современные темпы развития общества
диктуют педагогам необходимость непрерывного образования в течение всей жизни с
целью соответствия изменяющимся требованиям [5].
На данный момент существуют методологические и теоретические основы, заложенные
Б.П. Юсовым и сотрудниками его научной школы, позволяющие разработать
синергетические модели на основе интеграции познавательного и художественно
эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Одной из главных конфигураций
осуществления интегративного подхода в ДОО является непосредственно образовательная
деятельность (НОД) интегрированного типа. На этих видах НОД происходит слияние
знаний из разных образовательных областей на равной основе, которые в свою очередь
дополняют друг друга [8].
НОД интегрированного типа дает возможность сформировать у дошкольников умение
одновременного осмысления и "чувствования" свойств, качеств исследуемых предметов.
Обширный диапазон средств познания в их взаимодействии подразумевает как наличие
эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие
интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это важное условие
нормального функционирования познавательной и психоэмоциональной сфер человека в
их целостности и условие осуществления деятельности человека, результатом которого
является продукт [7].
Нами выделены преимущества интеграции содержания образовательных областей. НОД
интегрированного типа способствует:
· повышению мотивации обучения,
· формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и
рассмотрению явления с нескольких сторон;
· развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать
выводы,
· снятию перенапряжения, перегрузки;
· углублению представлений о понятиях, закономерностях, расширению кругозора,
формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
· нахождению новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют
определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах.
Интегрированная НОД имеет следующую примерную структуру:
1. Вводная часть, на которой создается проблемная ситуация, стимулирующая активность
детей к поиску ее решения.
2. Основная часть, на которой даются новые знания, необходимые для решения
проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на
наглядность; а также проводится работа по обогащению и активизации словаря, обучению
связной речи и решению задач из разных областей.
3. Заключительная часть, на которой предлагается практическая работа на закрепление
полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Для осуществления всестороннего развития личности детей 3 - 6 (7) лет часть НОД по
формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо
сделать интегрированными. Целесообразно объединить познавательное развитие с
физическим. Например, на НОД по физической культуре дети, играя в такие подвижные
игры как "Попади в круг", "Найди себе пару", "Классы", "Сделай фигуру", "Эстафеты
парами", "Чья команда забросит больше мячей в корзину" активно развивают
математические представления. В процессе игровых действий дошкольники сравнивают
предметы по величине и форме; ориентируются в пространстве на своем теле и
относительно своего тела; используют плоские и объемные геометрические фигуры,
цифры, числовые карточки; рассчитываются по порядку; считают количество пойманных
игроков (в подвижных играх), перенесенных предметов (в эстафетах). Важным моментом
является то, что дети, не осознавая интеллектуальной нагрузки, увлеченно, а порой и с
азартом отрабатывают математические понятия.
Можно способствовать интеграции познавательного развития с художественно-
эстетическим. Например, при чтении художественной литературы педагог ДОО
способствует формированию представлений детей о частях суток, днях недели, временах
года, количественных отношениях, величине, ориентировке в пространстве. Как в
народной, так и в авторской сказке присутствует целый ряд математических понятий.
Существует отдельный класс сказок - математические сказки, которые являются
результативным средством развития элементарных математических представлений
дошкольников и поэтому специально разрабатываются [6]. Такие русские народные сказки
как "Репка" и "Теремок" помогут запомнить количественный и порядковый счет, основы
арифметических действий, параметры величины, "Колобок" познакомит с порядковым
счетом [1].
Важнейшей интеграцией, на наш взгляд, является интеграция познавательного и речевого
развития. В процессе обучения элементарным математическим представлениям педагог
дошкольного образования развивает такие умения как: грамматически правильно, связно и
выразительно передавать свои мысли в речи, проявлять положительные эмоции, речевую
культуру, конструировать простые высказывания по выполненному действию, а также
совершенствовать навыки взаимопонимания в общении с взрослыми и сверстниками. В
процессе развития элементарных математических представлений и речи активно
используются литературные средства, дидактические игры и упражнения, то есть
осуществляется интеграция художественного слова и математического содержания. Такие
игры как "Путешествие в утро, день, вечер, ночь", "Дополни предложение", "Когда это
бывает?", "Концовка" в процессе обучения элементарным математическим
представлениям дают возможность проводить полноценную работу, направленную на
развитие всех сторон речи и на этой основе развивать связную речи с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей ребенка [4].
Таким образом, интегративный подход, который основывается на полноценном
восприятии ребенком окружающего мира, является ведущим принципом проектирования
содержания образования в области дошкольного обучения и позволяет обеспечить условия
для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые
категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.