Напоминание

"Об интеграции образовательных областей в дошкольном образовании"


Автор: Аничкина Евгения Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Надежда"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Об интеграции образовательных областей в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Об интеграции образовательных областей в дошкольном образовании

Аннотация

В статье рассмотрен один из принципов развития современного дошкольного образования

- принцип интеграции образовательных областей. Он является инновационным для

ступени дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные организации

коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе

синтеза образовательных областей и предполагает получение единого целостного

образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств

личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Ключевые слова: математика, дети дошкольного возраста, непосредственно

образовательная деятельность, интеграция

Основное содержание исследования

Целевая программа Российской Федерации планирования действий социального характера

"Развитие образования" на 2013-2020 гг. [2], являющаяся основой политики государства в

области образования, регулирует функционирование и развитие системы образования в

интересах отдельного человека и общества в целом. Невозможно переоценить значимость

обеспечения условий с целью полноценного формирования интересов, способностей и

возможностей детей дошкольного возраста. Особенно развития, обеспечивающего

приобщение к культуре своего народа и вхождение в общество, решению проблем

одновременного становления различных способностей детей дошкольного возраста, в том

числе и математических. Индивидуальный и дифференцированный подход к образованию

и воспитанию является ориентиром на формирование равных исходных возможностей для

поступления детей в начальную школу.

Система дошкольного образования вступает в эпоху бифуркации - самоорганизующегося

развития. Необходима разработка синергетических модификаций, которые способны

уравновесить систему образования за счет проведения целого ряда междисциплинарных

исследований в области дошкольной педагогики и детской психологии, теории и

методологии воспитания и обучения, психолингвистики, нейрофизиологии, позволяющих

создать лучшие условия для полного развития способностей воспитанников с разными

образовательными потребностями с помощью интегрированной образовательной

деятельности [3].

Одним из основных направлений в совершенствовании современного воспитательно-

образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО) является

интеграция содержания образовательных областей. Интеграция образовательных областей

представляет собой единство взаимодействия различных образовательных областей

дошкольного образования, которое реализуется в различных видах деятельности.

Соединение знаний из разных областей происходит на равноправной основе, дополняя

друг друга.

Основными методами для общего решения проблемы интеграции образовательных

областей выступают реализация федеральных и национально-региональных компонентов

преемственных государственных образовательных стандартов, примерных

образовательных программ на всех уровнях образования, а также разработка и внедрение

стандартов качества образовательного процесса. Современные темпы развития общества

диктуют педагогам необходимость непрерывного образования в течение всей жизни с

целью соответствия изменяющимся требованиям [5].

На данный момент существуют методологические и теоретические основы, заложенные

Б.П. Юсовым и сотрудниками его научной школы, позволяющие разработать

синергетические модели на основе интеграции познавательного и художественно

эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Одной из главных конфигураций

осуществления интегративного подхода в ДОО является непосредственно образовательная

деятельность (НОД) интегрированного типа. На этих видах НОД происходит слияние

знаний из разных образовательных областей на равной основе, которые в свою очередь

дополняют друг друга [8].

НОД интегрированного типа дает возможность сформировать у дошкольников умение

одновременного осмысления и "чувствования" свойств, качеств исследуемых предметов.

Обширный диапазон средств познания в их взаимодействии подразумевает как наличие

эстетического содержания в умственной деятельности, так и присутствие

интеллектуальных компонентов в деятельности художественной. Это важное условие

нормального функционирования познавательной и психоэмоциональной сфер человека в

их целостности и условие осуществления деятельности человека, результатом которого

является продукт [7].

Нами выделены преимущества интеграции содержания образовательных областей. НОД

интегрированного типа способствует:

· повышению мотивации обучения,

· формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и

рассмотрению явления с нескольких сторон;

· развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать

выводы,

· снятию перенапряжения, перегрузки;

· углублению представлений о понятиях, закономерностях, расширению кругозора,

формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

· нахождению новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют

определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах.

Интегрированная НОД имеет следующую примерную структуру:

1. Вводная часть, на которой создается проблемная ситуация, стимулирующая активность

детей к поиску ее решения.

2. Основная часть, на которой даются новые знания, необходимые для решения

проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на

наглядность; а также проводится работа по обогащению и активизации словаря, обучению

связной речи и решению задач из разных областей.

3. Заключительная часть, на которой предлагается практическая работа на закрепление

полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

Для осуществления всестороннего развития личности детей 3 - 6 (7) лет часть НОД по

формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо

сделать интегрированными. Целесообразно объединить познавательное развитие с

физическим. Например, на НОД по физической культуре дети, играя в такие подвижные

игры как "Попади в круг", "Найди себе пару", "Классы", "Сделай фигуру", "Эстафеты

парами", "Чья команда забросит больше мячей в корзину" активно развивают

математические представления. В процессе игровых действий дошкольники сравнивают

предметы по величине и форме; ориентируются в пространстве на своем теле и

относительно своего тела; используют плоские и объемные геометрические фигуры,

цифры, числовые карточки; рассчитываются по порядку; считают количество пойманных

игроков (в подвижных играх), перенесенных предметов (в эстафетах). Важным моментом

является то, что дети, не осознавая интеллектуальной нагрузки, увлеченно, а порой и с

азартом отрабатывают математические понятия.

Можно способствовать интеграции познавательного развития с художественно-

эстетическим. Например, при чтении художественной литературы педагог ДОО

способствует формированию представлений детей о частях суток, днях недели, временах

года, количественных отношениях, величине, ориентировке в пространстве. Как в

народной, так и в авторской сказке присутствует целый ряд математических понятий.

Существует отдельный класс сказок - математические сказки, которые являются

результативным средством развития элементарных математических представлений

дошкольников и поэтому специально разрабатываются [6]. Такие русские народные сказки

как "Репка" и "Теремок" помогут запомнить количественный и порядковый счет, основы

арифметических действий, параметры величины, "Колобок" познакомит с порядковым

счетом [1].

Важнейшей интеграцией, на наш взгляд, является интеграция познавательного и речевого

развития. В процессе обучения элементарным математическим представлениям педагог

дошкольного образования развивает такие умения как: грамматически правильно, связно и

выразительно передавать свои мысли в речи, проявлять положительные эмоции, речевую

культуру, конструировать простые высказывания по выполненному действию, а также

совершенствовать навыки взаимопонимания в общении с взрослыми и сверстниками. В

процессе развития элементарных математических представлений и речи активно

используются литературные средства, дидактические игры и упражнения, то есть

осуществляется интеграция художественного слова и математического содержания. Такие

игры как "Путешествие в утро, день, вечер, ночь", "Дополни предложение", "Когда это

бывает?", "Концовка" в процессе обучения элементарным математическим

представлениям дают возможность проводить полноценную работу, направленную на

развитие всех сторон речи и на этой основе развивать связную речи с учетом возрастных и

индивидуальных возможностей ребенка [4].

Таким образом, интегративный подход, который основывается на полноценном

восприятии ребенком окружающего мира, является ведущим принципом проектирования

содержания образования в области дошкольного обучения и позволяет обеспечить условия

для организации познания в рамках целостного процесса, где ребенок осваивает базовые

категории с различных точек зрения в разных образовательных сферах.



В раздел образования