Напоминание

Игра как средство нравственного воспитания младшего школьника


Автор: Булатова Юлия Анваровна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФБГОУ ВО "БГПУ им.М.Акмуллы"
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Игра как средство нравственного воспитания младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




УДК 378(045)

Булатова Юлия Анваровна

БГПУ им. М Акмуллы (г.Уфа)

ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из

обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка –

та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его

ценностные

ориентации.

Поэтому

важно,

чтобы

нравственная

воспитательная

система

взаимодействовала

со

всеми

компонентами

школьной

жизни:

уроком,

переменой,

внеурочной

деятельностью,

пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки

ответственного

гражданина,

способного

самостоятельно

оценивать

происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами

окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием

устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией

является

формирование

интеллектуальных,

эмоциональных,

деловых,

коммуникативных

готовностей

учащихся

к

активно

деятельному

взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми,

самими собой и др.).

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы,

правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и

убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения

.

Основными

средствами

нравственного

воспитания

являются

разнообразные виды деятельности младшего школьника среди которых

важное средство занимает игра.

Поступив в школу и включившись в новую для себя учебную

деятельность, став младшим школьником он не прекращает играть. А игра в

свою очередь оказывает большое влияние на воспитание у ребенка

положительных личностных качеств, содействует организации и сплочению

коллектива, воспитывает чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки.

С помощью игр младший школьник приучается к тем действиям,

которые ложатся в основу его привычек и поведения. Так же в игре

формируется

характер

ребенка

и

его

нравственные,

индивидуальные

качества: доброта, отзывчивость, умение сопереживать и др. Наблюдая за

поведением ребенка в игре можно увидеть наличие как положительных, так и

отрицательных качеств личности.

Вопросу значения игры в воспитании и образовании человека

уделялось большое внимание в педагогических трудах многих выдающихся

мыслителей и педагогов.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский рассматривал игру как

естественное состояние и деятельность здорового развивающегося ребенка.

По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в

известной мере содействуют воспитанию его личности.

На значение игры в жизни ребенка указывал П. Ф. Лесгафт: «Игра есть

упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры

составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он

обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основании его

привычек

и

обычаев».

Он

обратил

внимание

на

то,

что

в

игре

устанавливается характер ребенка и нравственные качества.

На использование игры в целях воспитания обращал внимание и такой

педагог как А. С. Макаренко. Он считал, что нравственная сфера ребенка

может формироваться вследствие сочетания «многоразличных отношений»,

в которые был поставлен играющий ребенок. «Игра имеет важное в жизни

ребенка, имеет тоже значение, что и у взрослого имеет деятельность, работа,

служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда

вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,

в игре». А.С. Макаренко понимал игру не только как средство подготовки к

жизни самостоятельной деятельности, но и как саму жизнь и деятельность

детей и стремился к тому, чтобы игра обеспечивала детям радость жизни и

прививала детям любовь и интерес к ней.

Педагоги отмечали, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость,

самообладание и многое др. Они придавали особое значение играм, которые

развивают самостоятельность, организаторские навыки. В процессе игры

ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающий мир, ищет

выход из положения. Игры вырабатывают у детей стремление к цели, учат

увлекать за собой других, организовывать их. Целый ряд качеств можно

воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки

зрения.

Отсюда,

что

с

помощью

игры

дети

овладевают

опытом

взаимодействия с окружающим миром, усваивают правила поведения,

способы практической и умственной деятельности.

Игра выступает посредником между ребенком и внешним миром. Она

наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует, регулирует

его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше

шалят, растут более организованными и дисциплинированными. Под

влиянием

увлекательной

игры

ребенок

преображается:

молчаливый

становится разговорчивым, замкнутый – раскрепощённым, дерзкий –

вежливым.

Игра – важнейшее средство воспитания не только моральных чувств и

представлений, но и нравственных поступков. В активной игровой форме

ребенок узнает правила поведения, учится взаимоотношениям, знакомится с

трудом.

Игра

является

школой

воспитания

так

как,

именно

в

игре

первоначально проявляется способность добровольно, по собственной

инициативе подчиняться различным требованиям и правилам.

Преимущество

игры

по

сравнению

с

другими

средствами

нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой

морали в действии, а не только в представлении».

Игра – это ещё и школа социальных отношений. Именно в условиях

игровых

отношений

ребёнок

добровольно

упражняется,

осваивает

нормативное поведение. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни,

ведь здесь малыш может взять на себя роль хорошего ученика или роль

шалуна. При этом он смотрит на себя как бы со стороны – как на

исполнителя роли и человека, который уже знает, как следует себя вести на

самом деле.

В любом возрасте игра для ребёнка – способ принять участие во

взрослой жизни. В игре ребёнок бывает папой, мамой, космонавтом,

полицейским, спасателем… Здесь, в игре он полноправный гражданин,

участник настоящей большой жизни. Как ни фантастичен на первый взгляд

мир, в который вступает ребёнок в игре, он всё же не является миром

абсолютной свободы и произвольности. В своих играх дети отражают то, что

происходит вокруг них.

Нравственный облик ребёнка зависит от того, будут его повседневные

отношения

с

окружающими

складывать

на

основе

уважения,

доброжелательности, умения входить в положение другого человека,

товарищеской

помощи.

Представление

о

товариществе,

добре,

справедливости, которые дети получают на уроках и в этических беседах, не

всегда и не сразу становятся действенным регулятором их поведения и

взаимоотношений. Дети знают, что надо быть добрым, справедливым, и не

знают, как поступить когда велико желание самому получить интересную

игрушку. Поэтому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся

ситуаций,

где

чаще

возможно

возникновение

неправильных

взаимоотношений. Это ситуации связанные с распределением поручений,

оказанием помощи.

Игра тогда становится важным средством нравственного воспитания,

когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь

поражений. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых

рождаются товарищество, дружба, взаимопомощь, сопереживание.

Литература:

1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каурова, О.С.

Богдановой. – М., Просвещение, 1996.

2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка//

Вопросы психологии. – 1966; № 6.

3. Глушкова А. И. Игры на уроках; М.: «Просвещение», Начальная

школа, 1986г.; №5.

4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические произведения: 5 т. –

Киев 1979г.



В раздел образования