Автор: Булатова Юлия Анваровна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФБГОУ ВО "БГПУ им.М.Акмуллы"
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Игра как средство нравственного воспитания младшего школьника
Раздел: начальное образование
УДК 378(045)
Булатова Юлия Анваровна
БГПУ им. М Акмуллы (г.Уфа)
ИГРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из
обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка –
та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его
ценностные
ориентации.
Поэтому
важно,
чтобы
нравственная
воспитательная
система
взаимодействовала
со
всеми
компонентами
школьной
жизни:
уроком,
переменой,
внеурочной
деятельностью,
пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки
ответственного
гражданина,
способного
самостоятельно
оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием
устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией
является
формирование
интеллектуальных,
эмоциональных,
деловых,
коммуникативных
готовностей
учащихся
к
активно
–
деятельному
взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми,
самими собой и др.).
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы,
правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и
убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения
.
Основными
средствами
нравственного
воспитания
являются
разнообразные виды деятельности младшего школьника среди которых
важное средство занимает игра.
Поступив в школу и включившись в новую для себя учебную
деятельность, став младшим школьником он не прекращает играть. А игра в
свою очередь оказывает большое влияние на воспитание у ребенка
положительных личностных качеств, содействует организации и сплочению
коллектива, воспитывает чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки.
С помощью игр младший школьник приучается к тем действиям,
которые ложатся в основу его привычек и поведения. Так же в игре
формируется
характер
ребенка
и
его
нравственные,
индивидуальные
качества: доброта, отзывчивость, умение сопереживать и др. Наблюдая за
поведением ребенка в игре можно увидеть наличие как положительных, так и
отрицательных качеств личности.
Вопросу значения игры в воспитании и образовании человека
уделялось большое внимание в педагогических трудах многих выдающихся
мыслителей и педагогов.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский рассматривал игру как
естественное состояние и деятельность здорового развивающегося ребенка.
По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в
известной мере содействуют воспитанию его личности.
На значение игры в жизни ребенка указывал П. Ф. Лесгафт: «Игра есть
упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры
составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он
обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основании его
привычек
и
обычаев».
Он
обратил
внимание
на
то,
что
в
игре
устанавливается характер ребенка и нравственные качества.
На использование игры в целях воспитания обращал внимание и такой
педагог как А. С. Макаренко. Он считал, что нравственная сфера ребенка
может формироваться вследствие сочетания «многоразличных отношений»,
в которые был поставлен играющий ребенок. «Игра имеет важное в жизни
ребенка, имеет тоже значение, что и у взрослого имеет деятельность, работа,
служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,
в игре». А.С. Макаренко понимал игру не только как средство подготовки к
жизни самостоятельной деятельности, но и как саму жизнь и деятельность
детей и стремился к тому, чтобы игра обеспечивала детям радость жизни и
прививала детям любовь и интерес к ней.
Педагоги отмечали, что игра воспитывает наблюдательность, ловкость,
самообладание и многое др. Они придавали особое значение играм, которые
развивают самостоятельность, организаторские навыки. В процессе игры
ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающий мир, ищет
выход из положения. Игры вырабатывают у детей стремление к цели, учат
увлекать за собой других, организовывать их. Целый ряд качеств можно
воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки
зрения.
Отсюда,
что
с
помощью
игры
дети
овладевают
опытом
взаимодействия с окружающим миром, усваивают правила поведения,
способы практической и умственной деятельности.
Игра выступает посредником между ребенком и внешним миром. Она
наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует, регулирует
его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше
шалят, растут более организованными и дисциплинированными. Под
влиянием
увлекательной
игры
ребенок
преображается:
молчаливый
становится разговорчивым, замкнутый – раскрепощённым, дерзкий –
вежливым.
Игра – важнейшее средство воспитания не только моральных чувств и
представлений, но и нравственных поступков. В активной игровой форме
ребенок узнает правила поведения, учится взаимоотношениям, знакомится с
трудом.
Игра
является
школой
воспитания
так
как,
именно
в
игре
первоначально проявляется способность добровольно, по собственной
инициативе подчиняться различным требованиям и правилам.
Преимущество
игры
по
сравнению
с
другими
средствами
нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой
морали в действии, а не только в представлении».
Игра – это ещё и школа социальных отношений. Именно в условиях
игровых
отношений
ребёнок
добровольно
упражняется,
осваивает
нормативное поведение. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни,
ведь здесь малыш может взять на себя роль хорошего ученика или роль
шалуна. При этом он смотрит на себя как бы со стороны – как на
исполнителя роли и человека, который уже знает, как следует себя вести на
самом деле.
В любом возрасте игра для ребёнка – способ принять участие во
взрослой жизни. В игре ребёнок бывает папой, мамой, космонавтом,
полицейским, спасателем… Здесь, в игре он полноправный гражданин,
участник настоящей большой жизни. Как ни фантастичен на первый взгляд
мир, в который вступает ребёнок в игре, он всё же не является миром
абсолютной свободы и произвольности. В своих играх дети отражают то, что
происходит вокруг них.
Нравственный облик ребёнка зависит от того, будут его повседневные
отношения
с
окружающими
складывать
на
основе
уважения,
доброжелательности, умения входить в положение другого человека,
товарищеской
помощи.
Представление
о
товариществе,
добре,
справедливости, которые дети получают на уроках и в этических беседах, не
всегда и не сразу становятся действенным регулятором их поведения и
взаимоотношений. Дети знают, что надо быть добрым, справедливым, и не
знают, как поступить когда велико желание самому получить интересную
игрушку. Поэтому для детей необходимы конкретные правила, касающиеся
ситуаций,
где
чаще
возможно
возникновение
неправильных
взаимоотношений. Это ситуации связанные с распределением поручений,
оказанием помощи.
Игра тогда становится важным средством нравственного воспитания,
когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь
поражений. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых
рождаются товарищество, дружба, взаимопомощь, сопереживание.
Литература:
1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.А. Каурова, О.С.
Богдановой. – М., Просвещение, 1996.
2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка//
Вопросы психологии. – 1966; № 6.
3. Глушкова А. И. Игры на уроках; М.: «Просвещение», Начальная
школа, 1986г.; №5.
4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические произведения: 5 т. –
Киев 1979г.