Автор: Веслополова Татьяна Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СШ" № 44
Населённый пункт: Город Хабаровск
Наименование материала: Программа игры "Тег-регби"
Тема: Использование ИТК
Раздел: среднее образование
Для успешной реализации программы необходимы материально-техническое оснащение
спортивного зала и информационное обеспечение учебного процесса. Занятия проводятся на базе
МБОУ «СОШ №49» Устиновского района в спортивном зале и актовом зале. Спортивный зал
соответствует требованиям противопожарной безопасности, производственной санитарии и
гигиены труда. В спортивном зале есть спортивный инвентарь и спортивное оборудование. Для
проведения занятий в актовом зале в наличии имеется музыкальный центр, колонки,
фотоаппарат. Актовый зал оснащён мультимедийным оборудование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49»
Рекомендовано на заседании методического комиссии Протокол № ___ от ______________ Рук-ль ШМК ________/
Т.А. Скворцова/
Принято на заседании Педагогического совета
Протокол № ___ от _______________ Утверждено
руководителем образовательного учреждения Приказ № ____
от _______________ Подпись _________/М.В. Тихонова/ М.П.
Составлена на основе государственной программы и
требований ФГОС
Ростовская область Куйбышевский район х.Новая Надежда
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясиновская средняя общеобразовательная школа имени 30-й гвардейской
Иркутско-Пинской дивизии
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Ясиновской СОШ
им 30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии
________________
№
Содержание занятий
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Техника безопасности на уроках РЕГБИ, гигиена, форма одежды,
предупреждение травм
0,5
0,5
-
2
Краткий обзор истории развития РЕГБИ
0,5
0,5
-
3
Краткие сведения о влиянии физических нагрузок на организм
0,5
0,5
-
4
Основы техники и тактики РЕГБИ
0,5
0,5
-
5
Строевые упражнения. Общая физическая подготовка, специальные
упражнения
10
-
10
6
Обучение технике РЕГБИ стоя и в движении
13
-
13
7
Совершенствование навыков самостраховки, безопасного движения
2
-
2
по площадке
Соревнования по ТЕГ-РЕГБИ
На усмотрение
преподавателя
8
Контрольные испытания
1
-
1
9
Итого:
30
2
28
Тематический планирование – 3, 4 класс
Тэг – регби.
Тэг-регби - разновидность бесконтактного регби с использованием дополнительного спортивного инвентаря –
2-х ленточек на липучках (тэгов). В тэг-регби играют в основном начинающие, дети и подростки, так как он более
безопасный. Все учителя физкультуры в нашей школе прошли обучение на городском обучающем семинаре и наши
ребята во всех классах успели до пандемии познакомиться с новой игрой. Дети были в восторге. При кажущейся
простоте игра очень интересная, за счет применения тактического мышления игроков, здесь применяется не сила, а
ловкость. Игра помогает детям стать сильнее, ловчее и смелее. Правила просты и дети быстро их усваивают. Чем
больше ребенок двигается на уроке, тем лучше, потому что это способствует его физическому развитию. И уже со
следующего учебного года мы включили в расписание уроков физкультуры бесконтактный регби.
Для игры в тэг – регби подходит стандартная спортивная площадка, отвечающая требованиям безопасности
работы с обучающимися. Размеры площадки зависят от количества участников. Игровое покрытие поля должно быть
безопасным. Игры можно проводить на траве, искусственной траве, песке, снегу, в спортивном зале.
В этой игре нет схваток и вбрасывания из аута, а захваты запрещены. Игра впервые была проведена в Англии
в качестве привлечения молодежи в такую игру, как регби. С того момента популярность Тэг-регби заметно возросла,
и теперь в него играют в разных странах по всему миру. Тэг-регби теперь считается не только способом вовлечения
юных игроков в контактное регби, но и отдельной игрой.
И атакующие и защищающиеся игроки ответственны за избегание контакта друг с другом в любое время.
Игроку с мячом не разрешается бежать прямо на защитников, а защитникам не разрешается блокировать продвижение
игрока с мячом. НЕ допускается использовать руки, локти или мяч для блокировки или защиты своей ленты любым
способом. Не разрешается тянуть за одежду или за мяч, а также выбивать мяч у игрока с мячом. Игрок, который
инициирует контакт, должен быть наказан, и ему необходимо напомнить об этом правиле.
Запомните: «Бегите в пространство, не в игрока»
Целью игры является набор попыток. Цель каждой из команд – положить мяч на или за линию ворот противника,
таким образом, реализовав попытку. Цель команды, не владеющей мячом (команда защиты), предотвратить
продвижение атакующей команды, срывая ленты с игрока, владеющего мячом. Атакующая команда имеет четыре (4)
«захвата» или «розыгрыша» для набора очков. Если совершается пятый (5-й) «захват», то происходит передача мяча,
и защищающая команда получает владение мячом и становится атакующей командой.
Экипировка. Спортивная одежда, подходящая для занятий регби и соответствующая погодным условиям. «Тэг» пояс
надевается на талию игрока, две «тэг» ленты крепятся по бокам к «тэг» поясу при помощи «липучки». «Тэг» пояс
должен надеваться поверх формы, футболки должны быть заправлены, а «тэг» ленты должны располагаться так, чтобы
их можно было беспрепятственно сорвать. Каждую команду можно отличить по цвету «тэг» лент на игроках.
Спортивный инвентарь. Для игры понадобится регбийный мяч (размер 3 и 4). Для разметки игровой площадки, можно
использовать «маркеры» или так называемые фишки.
Продолжительность игры. Продолжительность игры обговаривается предварительно перед началом матча. Игра
делится на два тайма. Каждый тайм длится не более 20 минут с двухминутным интервалом (перерывом) между ними.
На школьном уроке время каждого тайма и всего матча определяет преподаватель. Также продолжительность игры
зависит от количества участников в командах.
Состав команд. В тэг – регби играют команды с равным количеством игроков. В идеале количество игроков должно
быть не больше 7 и не меньше 5, но это количество может варьироваться в зависимости от размеров поля, команды и
количества запасных игроков. В смешанных играх должно быть как минимум три (3) игрока противоположного пола на
поле в любое время игры. Замены разрешаются без ограничений в течение всей игры, но в смешанных играх указанное
число игроков каждого пола должно постоянно поддерживаться.
Возможные составы команд в игре тэг – регби на уроке:
Только мальчики
Только девочки
Смешанный состав (в составе команды и мальчики, и девочки)
Замена: Каждая сторона должна договориться о количестве замен. Замены могут производиться в любое время, когда
мяч находится вне игры или в перерыве. О совершении замен необходимо сообщить судье. Возможны обратные замены.
Преподаватели / Судьи: В течение игры преподаватели обеих команд могут судить и вести игру, находясь на поле.
Каждый преподаватель может судить по одному тайму.
Правила игры:
- Розыгрыш мяча используется для начала игры или ее возобновления в месте, где мяч вышел из игры, или в месте
нарушения, или в месте передачи мяча. Мяч может быть положен на землю или может находиться в руках, и по команде
судьи «ИГРА», но не ранее, атакующий игрок должен коснуться мяча стопой или нижней частью ноги и отдать пас.
- Во время выполнения свободного удара группа противника должна стоять достаточно далеко от игрока с мячом:
дистанция не менее 5 м. Они бегут вперёд только после того, как мяч был разыгран.
- Разрешается делать передачи назад и вбок. Пасы вперёд делать запрещается.
- Нельзя передавать мяч из рук в руки, бить его ногами.
- Игра вперед происходит, когда игрок пытается поймать мяч и роняет его вперед на землю по направлению к зачётной
линии соперника. Игра вперед наказывается назначением розыгрыша мяча невиновной командой
- Нельзя держать мяч одной рукой. Для стимулирования игры в пас и во избежание со стороны игрока с мячом
умышленных или неумышленных попыток защитить свою ленту игрок с мячом ДОЛЖЕН, когда он находится на
расстоянии три (3) метра от защитников, ДЕРЖАТЬ МЯЧ ОБЕИМИ РУКАМИ. Если игрок с мячом нарушает это
правило, судья выкрикивает предупреждение «ДВЕ РУКИ». Если это предупреждение игнорируется, то игрок должен
быть наказан назначением розыгрыша мяча в пользу команды, не виновной в нарушении.
- Чтобы ввести мяч обратно в игру после аута судья объявляет выполнение свободного удара.
- При любом нарушении правил тэг-регби назначается розыгрыш мяча невиновной командой на месте, где произошло
нарушение, и счет захватам возвращается на ноль. Если нарушение происходит за зачётной линией или на расстоянии
до пяти метров (5м) до неё, розыгрыш мяча назначается в пяти метрах (5м) от зачётной линии для создания
достаточного пространства. Когда совершается попытка, команда, не совершившая попытку, возобновляет игру в центре
поля с розыгрыша мяча.
- Игрок с мячом, утративший ленту должен остановиться и немедленно отдать пас. Игроку с мячом разрешается
сделать максимум три (3) шага и ему дается не более трех (3) секунд для того, чтобы отдать пас. Если он не соблюдает
этого, то назначается розыгрыш мяча в пользу невиновной команды в месте нарушения. После этого он получает свою
ленту обратно, закрепляет её снова на поясе и после этого входит снова в игру.
- Участник, который сорвал ленту, тут же должен поднять руку с ней и выкрикнуть «Тэг!». Затем отступить на 1 метр в
сторону от зачётного поля противника, чтобы последний смог передать мяч. Захвативший тэг игрок не может более
продолжать участие в игре, пока не передаст ленту обратно атакующему игроку (но не бросать ленту на пол),
а атакующий игрок не может принимать участие в игре, пока снова не прикрепит ленту к поясу.
Примечание: Если игра происходит с судьёй, то проще, если судья при срывании ленты кричит «ЗАХВАТ ОДИН*,
… ПАС», «ЗАХВАТ ДВА, … ПАС» и так далее.
- Участник возвращает ленту сопернику из рук в руки и возвращается в игру.
- Положение аута возникает в момент срывания тэга. Срывать ленту можно только с участника, владеющего мячом.
- Если атакующий игрок захвачен до того, как он приземлил мяч для совершения попытки, то такая попытка НЕ должна
быть засчитана. Вместо этого должен быть засчитан «захват», и игра будет возобновлена с розыгрыша мяча атакующей
командой в пяти метрах (5м) от зачётной линии. Если этот «захват» стал 5-м, то происходит передача мяча.
Примечание: Когда захват происходит рядом или за зачётной линией, атакующий игрок может отдать пас
партнеру для совершения попытки, но это должно быть сделано в течение 3 секунд.
- Если игрок с мячом «захвачен» одновременно с пасом, то есть мяч одновременно покидает руки игрока с мячом
в момент «захвата», судья всегда должен судить этот момент в пользу атакующей команды и не считать это как «захват»
при подсчёте захватов. Судья должен объявить свое решение игрокам, говоря «МЯЧ УШЕЛ, ИГРАЙТЕ».
Роли игроков:
В каждой команде по 3 нападающих и 4 защитника. Цель первых - бежать с мячом до зачетной линии, чтобы
реализовать попытку и принести команде очки. Задача защиты - препятствовать продвижению мяча к зачетной линии,
т.е. срывать ленту с игрока, владеющего мячом.
Нарушения, при которых назначается ШРАФНОЙ УДАР:
В интересах безопасности и честной игры игрокам необходимо соблюдать следующие правила:
• Не бить ногой — удары ногой запрещены в тэг-регби.
• Не нырять для совершения попытки и не нырять на землю для сохранения мяча, который находится на земле — вместо
этого игроки должны всегда оставаться на ногах, как при совершении попытки, так и играя мячом на земле.
• Не тянуть и не выбивать мяч из рук игрока с мячом — в любое время.
• Не крутиться и не прыгать — игроку с мячом не разрешается умышленно вращаться или прыгать для избегания
«захвата».
• Не принимать участие в игре без прикреплённых, должным образом, на свои места двух лент — по одной с каждой
стороны пояса.
Нарушения при нападении:
Судья назначает штрафной удар, если нарушение правил происходит в следующих обстоятельствах:
игрок с мячом не должен для продвижения вперед входить в контакт с защитником;
игрок с мячом не должен пытаться оттолкнуть или парировать движения защитника в его попытках сорвать
ленту или в погоне за мячом;
игрок с мячом не должен защищать свою ленту руками, локтями, мячом и т.д.;
игрок с мячом не должен прыгать, чтобы избежать срыва ленты;
игрок с мячом не должен сгибаться вперед, чтобы избежать срыва ленты;
игрок с мячом не должен намеренно срывать собственную ленту.
Нарушения со стороны защиты:
Судья назначает штрафной удар, если нарушение правил происходит в следующих обстоятельствах:
защитник удерживал игрока нападения, хватал его за форму в любой момент игры, захватывал игрока,
владеющего мячом;
защитник кричит «тэг», не сорвав ленту на самом деле;
защитник бросил сорванную с противника ленту на землю;
защитник мешает разыграть свободный или штрафной удар и не отошел на расстояние 7 метров от точки
розыгрыша.
Особые нарушения:
Игрок будет наказан удалением на 2 минуты, если он:
не соблюдает правила игры (повторное и систематическое нарушение правил).
ведет грубую игру, проявляя некорректное поведение.
По решению судьи игрок может быть удален до конца матча, без права замены.
Начисление очков
Единственный способ набора очков в тэг-регби — это совершение попытки. Попытка засчитывается атакующей
команде, когда мяч заносится и фиксируется на или за зачётной линией соперника. Попытка оценивается в одно (1)
очко, но для поддержки, более выраженной командной работы в смешанных играх попытка оценивается в два (2) очка,
если совершена девочкой*.
Примечание: Для безопасности, если игра происходит на твердых покрытиях или в ограниченных пространствах,
попытка засчитывается, когда игрок с мячом просто пересекает вертикальную плоскость зачётной линии, ему не
нужно приземлять мяч.
Правила поведения:
Игра в тэг-регби должна приносить удовольствие всем вовлечённым. Чтобы помочь создать атмосферу для этого, очень
важно запомнить несколько базовых принципов спортивной этики:
1. Осознавайте важность удовольствия и наслаждения для всех вовлечённых.
2. Играйте честно и по правилам игры.
3. Будьте позитивны с судьями и развивайте уважение команды к ним. Не спорьте с ними и не спрашивайте постоянно
об их решениях. Запомните, они — неоплачиваемые добровольцы, тратящие свое личное свободное время, и без них не
будет игры!
4. Будьте хорошими спортсменами — аплодируйте хорошей игре, как своих товарищей, так и соперников.
5. Помогайте создавать атмосферу удовольствия, в которой проходят игры.
6. Не подшучивайте и не кричите на игроков, которые имеют меньше возможностей или совершают ошибки.
7. Цените усилия, не результат.
8. Поддерживайте все усилия для удаления любого словесного или физического оскорбления из игры.
Дополнения к правилам, которые используются в Российской Федерации при проведении соревнований на
Всероссийских президентских спортивных играх по тэг-регби.
1. Команды играют 5x5.
2. При розыгрыше мяча игроки защиты отходят назад за линию 5 м от линии розыгрыша. Защитникам не разрешается
двигаться вперед, пока не совершен пас.
3. Счет захватам не ведется. Команда, владеющая мячом, атакует до попытки или пока не потеряет мяч (выход в аут, пас
вперед, игра вперед, перехват паса противником). Это изменение в правилах игры поощряет школьников, не очень
опытных в регби, не выбрасывать, а контролировать мяч, что ведет к непрерывности игры и повышает интерес
у игроков и зрителей к тэг-регби.
4. Порядок начисления очков — 1 очко за попытку.
ВСЕМ УДАЧИ!
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию «Тэг-Регби» составлена в методические рекомендации по
организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, и программы интегративного курса
физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби г. Москва. Кулешов А.В.,
Бесполов Д.В..Москва ,2013г.
Данная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное
представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния
здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Актуальность: реализации программы «Регби» в учреждениях дополнительного образования состоит в том, что она
способствует формированию здорового образа жизни учащихся, знакомит их с новым для многих видом спорта регби в
адаптированном бесконтактном и не травмоопасном варианте и дает возможность ребёнку выбрать для себя путь
развития в командном виде спорта. Полезность программы заключается в том, что её содержание обеспечивает
постоянную двигательную активность учащихся, а это в настоящее время очень востребовано и актуально
Новизна программы «Регби» заключается в новом содержании и правилах обучения тактическим действиям в регби, а
также в том, что занятия проводятся в игровой форме с большим количеством упражнений на координацию движений.
Педагогическая целесообразность программы «Регби» состоит в том, что по ней могут заниматься как мальчики, так и
девочки, с 8 лет, поэтому содержание программы позволяет формировать у детей уже с самых малых лет навыки
здорового образа жизни, так как регби это сплав игр футбола регби. На данном возрастном этапе значение имеет
воспитание интереса детей к командной игре регби, их начальное обучение технике и тактике, правилам игры,
содействие всестороннему развитию физических качеств и воспитанию умений соревноваться индивидуально (на
основе общей физической и технической подготовке) и коллективно (на основе разнообразных подвижных игр и
элементов мини-регби).
Отличительными особенностями программы «Регби» является акцент на создание ситуации успеха, использования
личностно-развивающих технологий в процессе работы с детьми. Так как регби - это не только симбиоз игровых видов
спорта, легкой атлетики, футбола и борьбы, но также это система воспитания, способствующая развитию морально-
волевых качеств человека, патриотизма и гражданственности. Регби - это в своем роде школа жизни. Регби не только
учит самой игре, как таковой, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый характер, стойкость и
выносливость. Регби способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную
личную позицию в достижении жизненных целей. Регби формирует социальную опору общества, людей, способных
постоять за себя, за свою семью, за Родину. Традиции регби почитают во всем мире, так как это игра с определенными
принципами, применимыми и в жизни: движение вперед, поддержка, непрерывность действий и т.д. Дисциплина
является неотъемлемой частью игры, как на поле, так и вне его, и отражается через соблюдение правил, положений и
основных ценностей регби.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры Тэг - регби; Создание оптимальных педагогических
условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и
способностей, мотивации личности к познанию и творчеству
Основными задачами программы являются:
укрепления здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приёмами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по регби);
подготовка учащихся к соревнованиям по регби
воспитание у школьников морально-нравственных качеств;
развитие основных двигательных качеств.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы на основе курса «Тэг -Регби».
В результате изучения программы «Тэг-регби» обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение навыком сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
формирование умения использования знания об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности, в соответствии с их возрастными особенностями и половыми нормативами;
владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения
средствами физической культуры;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и
условиях;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
формирование здорового образа жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий
обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
в разных формах и видах физкультурной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условием её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
оценивать свои действия;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках, во внеурочной
и внешкольной физкультурной деятельности;
Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт обучающихся в физкультурной деятельности,
а именно: формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических
качеств (быстроты, координации, гибкости, выносливости, силы);
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения соревнований по видам регби;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием
средств регби;
изложение фактов истории развития регби, Олимпийских игр современности, характеристика видов регби, влияние
аэробных занятий на организм человека;
развитие основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное
и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками спортивных игр, эстафет, спортивно-оздоровительных мероприятий и
соревнований;
осуществление объективного судейства соревнований своих сверстников;
Место учебного предмета ”Тег-регби” в учебном плане:
Данная рабочая программа в МАОУ, для 2 классов рассчитана на 68 часов в год, 2 час в неделю, продолжительность
занятия 45 минут
Формы занятий: Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.); Конкурсы; Соревнования;
Виды занятий: Фронтальные, Групповые, Индивидуальные.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы;
Результативность участия в мероприятиях всех уровней; Коллективный анализ работ; Отзывы о работе кружка,
объединения, спортивной секции и т.д.
Планируемый результат
В процессе изучения программы курса «Тэг-Регби» обучающиеся должны:
процессе освоения данного курса, а именно:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение навыком сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
формирование умения использования знания об индивидуальных особенностях физического развития и физической
подготовленности, в соответствии с их возрастными особенностями и половыми нормативами;
владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения
средствами физической культуры;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и
условиях;
проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
формирование здорового образа жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять индивидуальные технические действия;
выполнять групповые тактические взаимодействия;
передвигаться с мячом в руках;
передавать мяч на месте и в движении;
выполнять индивидуальные действия против оппонента, противника.
реализовывать численное преимущество посредством паса;
бить по мячу ногой на точность;
применять тактические приемы.
применять самостраховки при неожиданном падении (на улице, катке, дома, в школе);
применять технико-тактических приёмов для участия в школьных и других соревнованиях по регби;
применять приёмы регби для устранения угрозы своей жизни и здоровья.
Содержание рабочей программы
Содержание учебного процесса определяется настоящей программой и учебными планами, в которых определяется
минимум содержания учебного материала.
Ответственность за создание условий учёбы и отдыха обучающихся несет администрация школы. Расписание занятий
утверждается администрацией по представлению учителя - преподавателя, а также с учётом установленных санитарно-
гигиенических норм.
Эффективность учебного процесса определяется чёткой структурой, представляющей собой относительно устойчивый
порядок объединения компонентов учебного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг
с другом.
Основными формами учебных занятий является урок в виде учебно-тренировочных занятий, индивидуальных занятий,
мероприятий восстановительной направленности, участие в спортивных соревнованиях.
Исходя из целей, занятия могут быть учебными, учебно-тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель
обучающих уроков сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идёт не только изучение
нового материала, закрепление пройденного, но и уделяется внимание общей и специальной работоспособности.
Контрольные уроки применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы. На таких уроках
принимаются зачёты по технике, проводится тестирование, что позволяет наглядно представить качество проведённой
работы.
Данные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения урока по физическому воспитанию.
Эффективность урока зависит от степени рациональной организации плотности занятий, оптимальной дозировки
нагрузки, учёта индивидуальных особенностей обучающихся. В зависимости от этих факторов и этапов подготовки,
занятия могут проводиться с помощью различных организационных форм:
- групповая форма обучения создаёт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает
чувство взаимопомощи при выполнении упражнений;
- индивидуальная форма обучения: обучающиеся получают задания и работают самостоятельно, что даёт возможность
воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий,
учитель может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого обучающегося;
- фронтальная форма обучения позволяет учителю одновременно контролировать выполнение задания всеми
обучающимися, так как одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно.
Все занятия, кроме теоретических, состоят из трёх частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
ТЭГ-РЕГБИ (регби с поясами)
1 этап. На данном этапе осуществляется общая физическая подготовка обучающихся с включением элементов ТЭГ-
РЕГБИ. Методический материал данного раздела рассчитан на занятия ГНП-1-3 года обучения, где обучающиеся
занимаются 2 раза в неделю
Задачи 1 этапа:
- научить правилам, технике безопасности на уроках, посвященных занятиям регби;
- привить навыки личной гигиены;
- подготовить детей для занятий РЕГБИ;
- обучить различным играм и эстафетам с элементами игры.
К занятиям допускаются обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. На занятиях осуществляется
физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку
оздоровительной направленности.
Преимущественная направленность образовательного процесса этого этапа:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития;
- приобретение разносторонней физической подготовленности;
- выявление задатков и способностей у детей;
- формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом
Данный раздел включает 2 периода подготовки:
1. Общеподготовительный период. Он рассчитан на изучение истории возникновения и развития РЕГБИ, воспитания
физических качеств, освоение базовых технических и тактических действий. На освоение материала этого периода
запланировано до трёх лет занятий (УТГ1-3).
2. Специально-подготовительный период. Этот временной отрезок предусматривает дальнейшее воспитание физических
качеств, изучение и совершенствование вариантов техники и тактики игры, участие по желанию обучающихся во
внутришкольных, районных. окружных соревнованиях и городских соревнованиях.
Задачи 2 этапа:
- научить соблюдать технику безопасности на уроках, привить навыки личной гигиены, обучить простейшим приемам
закаливания и убедить в необходимости повседневного их применения;
- убедить в необходимости здорового образа жизни и привлечь как можно большее количество детей к занятиям
спортом;
- воспитать силовые качества, координационные навыки, закрепить навыки техники паса и ловли мяча, научить
тактическому мышлению;
- развивать мотивацию к познанию и совершенствованию своего тела, сформировать потребность в регулярных
занятиях спортом;
- обучить базовым приемам, элементам техники и тактики ТЭЧ-РЕГБИ, дать возможность будущим гражданам страны
почувствовать себя уверенней в своих силах и возможностях.
К занятиям допускаются обучающиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. На занятиях осуществляется
физкультурно-оздоровительная, воспитательная работа и изучаются основы техники ТЭГ-РЕГБИ.
Преимущественная направленность образовательного процесса 1 периода (общеподготовительный период):
- повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовки;
- овладение основами техники ТЭГ-РЕГБИ;
- развитие мотивации к познанию и совершенствованию своего тела, формирование потребности к регулярным занятиям
спортом.
Преимущественная направленность образовательного процесса 2 периода (овладение и совершенствование основами
техники ТЭГ-РЕГБИ;
- развитие специальных физических качеств;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда;
- содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
обучающегося.
- повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней
подготовки;
- подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игровой подготовки и
морально-волевыми качествами обучающихся;
- подготовку и выполнение нормативных требований.
В основе планирования на этапе начального обучения лежит игровая деятельность с элементами регби. Занятия
проводятся в форме игровых упражнений, различных эстафет, подвижных игр. Со стороны учителя планирование
процесса обучения предусматривает творческий подход к изучению индивидуальных особенностей детей и создания у
них общего представления о структуре выполнения основных движений и навыков, создающих основу для обучения
игре в регби.
Новизной и актуальностью данной программы является одна из основных задач в подготовке физически крепких, с
гармоничным развитием физических и духовных сил обучающихся, в воспитании социально активной личности,
готовой к трудовой деятельности в будущем. Основным условием выполнения этой задачи является многолетняя и
целенаправленная подготовка обучающихся, которая предусматривает:
- содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
обучающихся;
- повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыками игры в процессе многолетней
подготовки;
- подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем командной игры и морально-
волевыми качествами обучающихся;
- подготовку и выполнение нормативных требований.
Нормативы по физической и технической подготовке игры в регби
Тесты по физической подготовке
1. «Сила пресса». Из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы «уверенно» касаются земли, подъем
туловища до касания плечами колен.
2. Прыжок в длину с места. Фиксировалось расстояние от контрольной линии до следа ближайшей к ней ноги.
Контрольное упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
3. Бег 30 м с низкого старта. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
4. Бег 30 м с ходу. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксировался лучший результат.
5 . Бег 60 м с низкого старта. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
6. Челночный бег (3*10 м). Упражнение выполняется в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
7. Подтягивание в висе. Упражнение выполняется одним подходом. Засчитывается максимальное количество
подтягиваний.
Тесты по технической подготовке
1. Передача мяча на месте способом swing («средняя передача»). Стоя на расстоянии 5 м от штанги ворот. Испытуемый
выполнял десять попыток на точность, по пять вправо и влево. Засчитывалось количество попаданий.
2. Передача мяча в движении способом swing («средняя передача»). Двигаясь со средней скоростью в коридоре,
размеченном фишками, расположенном на расстоянии 5 м от штанги ворот, испытуемый выполнял десять попыток на
точность, по пять вправо и влево. Засчитывалось количество попаданий.
3. Передача мяча на месте способом spin («пас торпедой»). Стоя на расстоянии 10 м от штанги ворот, испытуемый
выполняет десять попыток на точность, по пять вправо и влево. Засчитывается количество попаданий.
4. Передача мяча в движении способом spin («пас торпедой»). Двигаясь со средней скоростью в коридоре,
размеченными фишками расположенного на расстоянии 10 м от штанги ворот, испытуемый выполняет десять попыток
на точность, по пять вправо и влево. Засчитывалось количество попаданий.
5. Ловля мяча после удара ногой. Испытуемый находится в «зоне» ловли, в квадрате 20х20 м. Бьющий от ловящего
находится на расстоянии 15-30 м. Ловля мяча происходит только в отведенном квадрате. Испытуемый выполняет десять
попыток. Засчитывается количество пойманных мячей.
6. Удары ногой по мячу с рук на точность. Испытуемый с расстояния 20-35 м должен попасть в квадрат со сторонами
10х10 м, мяч должен преодолеть все расстояние по воздуху и упасть в квадрате. Испытуемый выполняет десять
попыток. Засчитывается количество попаданий.
\
Список литературы
1.
Иванов В.А. Интегральная подготовка в структуре тренировочного процесса квалифицированных регбистов: дис. канд.
пед. наук. - М., - 2004 г.
2.
Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. - М., Спортакадемпресс, 2000 г
3.
Программа интегративного курса физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на
основе регби. г.Москва. Кулешов А.В., Бесполов Д.В..Москва ,2013г.
Материально-техническое обеспечение :Для успешной деятельности объединений дополнительного образования в
школе имеются:
Актовый зал;
Спортивный зал;
Спортивная площадка;
Компьютерный кабинет;
Школьная
библиотека;
Учебные кабинеты
Ростовская область Куйбышевский район х.Новая Надежда
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясиновская средняя общеобразовательная школа имени 30-й гвардейской Иркутско-Пинской дивизии
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Ясиновской СОШ
им 30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии
_________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ТЕГ-регби»
Начальное общее образование -3,4 класс на 2020-2021 учебный год
Количество часов: 34 часа в год (1часв неделю, 34 учебные недели)
Учитель: Бормотов А.Н.
Программа разработана на основе авторской образовательной программы «ТЕГ - регби», в соответствии с
Федеральным образовательным стандартом начального общего образования.
Пояснительная записка
Образовательное учреждение призвано способствовать формированию здорового образа жизни, развитию
физических, интеллектуальных и нравственных способностей обучающих, их самосовершенствованию, познанию и
творчеству,
достижению
уровня
спортивных
успехов,
двигательным
способностям,
профессиональному
самоопределению. Но только новое вызывает интерес, поэтому мы рассчитываем, что регби, как сплав многих видов
спорта, повысит интерес в целом к занятиям физической культурой.
Программа
интегративного
курса
физического
воспитания
для
обучающихся
общеобразовательных
учреждений на основе регби (далее – программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта общего образования второго поколения и соответствует федеральному компоненту
государственного стандарта общего образования (приказ № 1089 Минобразования Российской Федерации от 5 марта
2004 г.), отвечает положениям Закона «Об образовании», основным положениям Концепции содержания образования
обучающихся в области физической культуры (2001 г.), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4
декабря 2007 г. № 329-Ф3, в котором отмечается, что организация физического воспитания в образовательных
учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных
образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также
дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных
образовательных программ (гл. 3 ст. 28. п. 2.).
Содержание программы основано на положениях следующих нормативных правовых актов Российской
Федерации:
требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего
образования (ГОС и ФГОС);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
Поручение Президента Российской Федерации от 02 октября 2007 г. № ПР-1766 «О развитии физической
культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года в отношении модернизации
системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденная распоряжением Правительства
Российской
Федерации
от
07
августа
2009
г.
№ 1101-ф;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
Играть в регби можно практически целый год на свежем воздухе и летом, и зимой, поэтому обучение должно
способствовать ощущению радости от физической активности и величия природы, от осознания того, что человек живет
в красивой стране, от очертаний ландшафта и смены времен года. А участие обучающихся в разных соревнованиях по
регби как внутри образовательного учреждения, так и между другими командами в своем родном городе и в других
городах своей страны пробудит стремление у обучающегося к путешествиям, изучению других мест культурного
наследия, радости от общения со сверстниками, как следствие решение главных задач: оздоровительных,
образовательных, воспитательных.
Целью программы является формирование потребности в здоровом образе жизни; в разносторонне физически
развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; в
использовании средств регби для укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания ответственности и
профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями.
Реализация цели программы осуществляется через решение следующих задач:
1.
Обучение базовым физическим упражнениям из регби.
2.
Оптимальное
развитие
физических
качеств,
формирование
различных
жизненно
важных
двигательных умений и навыков, формирование спортивных двигательных умений и навыков.
3.
Укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения и гармоничное развитие
физиологических функций, многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.
4.
Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества в
учебной и соревновательной деятельности.
Принципы реализации программы:
Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса
(физической, технико-тактической, интегральной, психологической и теоретической подготовки, воспитательной
работы и восстановительных мероприятий, педагогического контроля).
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам
обучения и его соответствия требованиям подготовки спортивного резерва, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-
тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и
соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает вариативность программного материала для практических занятий,
характеризующуюся
разнообразием
учебно-тренировочных
средств
и нагрузок,
направленных
на
решение
педагогических задач в зависимости от этапа многолетней подготовки и индивидуальных особенностей обучающего.
В соответствии с Государственным стандартом общего образования программы средней (полной) школы
базовый уровень образования ориентирован на формирование общей грамотности обучающих в области физической
культуры, укрепления их здоровья и повышения функциональных возможностей организма. Кроме этого основными
задачами
базового
уровня
является
активное
содействие
процессу
социализации
обучающихся,
включение
их в физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые формы занятий физическими упражнениями, приобщение к
здоровому образу жизни. Регби, являясь одним из разделов программы, позволяет успешно решать весь комплекс
вышеперечисленных задач, являясь действенным средством подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах
страны, создавая предпосылки формирования навыков выживания в экстремальных ситуациях современного
мегаполиса, что подчеркивает ещё и прикладное значение.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебного процесса определяется настоящей программой и учебными планами, в которых
определяется минимум содержания учебного материала.
Ответственность за создание условий учёбы и отдыха обучающихся несет администрация школы. Расписание
занятий утверждается администрацией по представлению преподавателя физической культуры, а также с учётом
установленных санитарно-гигиенических норм.
Эффективность учебного процесса определяется чёткой структурой, представляющей собой относительно
устойчивый порядок объединения компонентов учебного процесса, их общую последовательность и закономерное
соотношение друг с другом.
Основными формами учебных занятий в общеобразовательных учреждениях является урок в виде учебно-
тренировочных занятий, участие в спортивных соревнованиях.
Исходя из целей, занятия могут быть учебными, учебно-тренировочными, контрольными, соревновательными.
Цель обучающих уроков сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идёт не только
изучение
нового
материала,
закрепление
пройденного,
но
и
уделяется
внимание
общей
и
специальной
работоспособности. Контрольные уроки применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы.
На таких уроках принимаются зачёты по технике, проводится тестирование, что позволяет наглядно представить
качество проведённой работы.
Данные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения урока по физическому
воспитанию. Эффективность урока зависит от степени рациональной организации плотности занятий, оптимальной
дозировки нагрузки, учёта индивидуальных особенностей обучающихся. В зависимости от этих факторов и этапов
подготовки, занятия могут проводиться с помощью различных организационных форм:
групповая форма обучения создаёт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а
также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений;
индивидуальная форма обучения: обучающиеся получают задания и работают самостоятельно, что
даёт возможность воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант
ведения занятий, учитель может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого обучающегося;
фронтальная форма обучения позволяет учителю одновременно контролировать выполнение задания
всеми обучающимися, так как одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно.
Все занятия,
кроме теоретических,
состоят из трёх частей:
вводно-подготовительной,
основной
и
заключительной.
ТАГ-РЕГБИ (регби с поясами)
3,-4 классы
К занятиям допускаются все обучающиеся в общеобразовательном учреждении, не имеющие медицинских
противопоказаний. На занятиях осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная
на разностороннюю физическую подготовку оздоровительной направленности.
Преимущественная направленность образовательного процесса этого этапа:
укрепление здоровья, улучшение физического развития;
приобретение разносторонней физической подготовленности;
выявление задатков и способностей у детей;
формирование стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса «Физическая культура на основе регби» обучающимися младшей, средней и
старшей школы должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они
должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение навыком сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование умения использования знания об индивидуальных особенностях физического развития
и физической подготовленности, в соответствии с их возрастными особенностями и половыми нормативами;
владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний
и перенапряжения средствами физической культуры;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление
дисциплинированности,
внимательности,
трудолюбия
и
упорства
в достижении
поставленных целей;
формирование здорового образа жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий
обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств
её осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условием её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно оценивать свои действия;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на
уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
готовность
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством
учёта
интересов
сторон
и сотрудничества, умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить
компромиссы при принятии общих решений;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами;
умение
осуществлять
информационную,
познавательную
и
практическую
деятельность
с использованием различных средств информации и коммуникации;
Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт обучающихся в физкультурной
деятельности, а именно:
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств
(быстроты, координации, гибкости, выносливости, силы);
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения соревнований по видам регби;
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с
использованием средств регби;
изложение фактов истории развития регби, Олимпийских игр современности, характеристика видов
регби, влияние аэробных занятий на организм человека;
развитие основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий,
доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками спортивных игр, эстафет, спортивно-оздоровительных
мероприятий и соревнований;
осуществление объективного судейства соревнований своих сверстников;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их
улучшения;
умение находить отличительные особенности в техническом выполнении упражнений разными
обучающимися;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений разными способами, в различных
условиях.
Содержание учебной программы
1 раздел «Основы знаний по физической культуре и спорту» говорится о:
1. Физическая культура и спорт в России. Задачи физической культуры и спорта, их оздоровительное и
воспитательное значение. Характеристика регби. История регби.
2. Сведения о строении и функциях организма человека. Костная и мышечная система, связочный аппарат,
сердечно-сосудистая и дыхательная системы человека.
3. Влияние физических упражнений на организм человека. Влияние физических упражнений на увеличение
мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов, развитие сердечно- сосудистой и дыхательной
систем.
4. Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к местам физкультурно-
спортивных занятий. Понятие о травмах и их предупреждении. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Общие
гигиенические требования к занимающимся регби. Общий режим дня. Гигиенические требования к инвентарю,
спортивной одежде и обуви.
5. Места занятий и инвентарь. Площадка для игры в регби в спортивном зале, на открытом воздухе.
Оборудование и инвентарь для игры в регби в спортивном зале и на открытом воздухе. Уход за инвентарем.
Оборудование мест занятий в закрытом зале и на открытом воздухе.
2 раздел «Охрана труда и техника безопасности при проведении урока регби» знакомит обучающихся с
основными правилами техники безопасности при организации занятий физической культурой и спортом, формирует
навыки страховки и самостраховки.
3 раздел «Техническая подготовка»
На всех этапах многолетнего образования идет непрерывный процесс обучения технике игры обучающимися,
совершенствование в ней.
Основными задачами технической подготовки являются:
прочное освоение всего многообразия рациональной техники;
обеспечение разносторонним владением техникой и умением сочетать в разной последовательности
технические приемы, способы, разновидности: эффективное и надежное использование технических приемов в сложных
условиях соревновательной деятельности.
К основным средствам решения задач технической подготовки относятся соревновательные и специальные
упражнения. В процессе соревновательной деятельности (официальные, контрольные, товарищеские, двусторонние и
другие
игры)
совершенствуется
совокупность
технических
приемов
в
условиях
комплексного
проявления
(индивидуальные, групповые и игровые упражнения), которые позволяют избирательно решать задачи обучения и
совершенствования в отдельных элементах техники, в выполнении их вариантов, различных связок.
Эффективность средств технической подготовки обучающихся во многом зависит от методов обучения. В
процессе подготовки используют общепринятые методы физического воспитания: практические, словесные, наглядные.
Однако
конкретный
выбор
тех
или
иных
средств
и
методов
технической
подготовки,
их
соотношение,
последовательность, преимущественное использование зависит от целевых установок многолетней подготовки, задач
этапов подготовки возрастных особенностей и уровня подготовленности обучающихся, условий обучения сложности
структуры изучаемых технических приемов и других факторов.
Поскольку техника регби представляет собой совокупность большой группы приемов и способов обращения с
мячом и передвижения, изучение ее превращается в сложный и длительный процесс. Для решения задач обучения с
меньшей затратой времени и усилий большое значение имеет систематизация изучаемого материала и определение
рациональной последовательности обучения технике.
Оптимизация обучения во многом определяется принципом доступности, не сводится только к использованию
методических подходов «от простого к сложному» и «от легкого к сложному». Не менее важно учитывать и то
обстоятельство, что в начале следует освоить основные приемы и способы ведения игры. И, наконец, новые
двигательные навыки быстрее формируются на базе ранее освоенных. Поэтому следует использовать естественную
взаимосвязь и структурную общность различных технических приемов и способов. В конце этапа специализации (в
отдельных случаях несколько раньше или позже) за обучающимся обычно закрепляются игровые амплуа. Поэтому к
совершенствованию приемов техники необходимо подходить дифференцированно и индивидуально.
Современная игра регби предъявляет повышенные требования к быстроте выполнения технических приемов, к
динамичности усилий при высоком темпе исполнения. Эти важные задачи (совершенствование двигательной структуры,
развитие силы и быстродействия) необходимо решать параллельно, поскольку одновременный акцент на разных
сторонах двигательного навыка дает больший эффект, чем акцент на каждой из этих сторон в отдельности.
4 раздел «Общая физическая подготовка»:
Физическая подготовка слагается из общей и специальной подготовки. Между ними существует тесная связь.
Общая физическая подготовка направлена на развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости, ловкости, а также на обогащение обучающихся разнообразными двигательными навыками.
Средства общей физической подготовки подбираются с учетом возраста занимающихся и специфики регби.
5 раздел «Специальная физическая подготовка»
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением обучающихся технике и тактике
регби.
Основным
средством
ее
(кроме
средств
регби)
являются
специальные
упражнения
(специально-
подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения. Подготовительные
упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и
быстроту сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и
ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы,
специальную выносливость (прыжковую, скоростную, скоростно-силовую), прыжковую ловкость и специальную
гибкость.
6 раздел «Контрольные и тестовые упражнения» содержит подбор упражнений, выполнение которых
позволяет
учителю
определить
степень
усвоения
учебного
материала
и
уровень
физического
развития
и
подготовленности обучающихся.
Тесты по физической подготовке
1. «Сила пресса». Из положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы «уверенно» касаются земли,
подъем туловища до касания плечами колен.
2. Прыжок в длину с места. Фиксировалось расстояние от контрольной линии до следа ближайшей к ней ноги.
Контрольное упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
3. Бег 30 м с низкого старта. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
4. Бег 30 м с ходу. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксировался лучший результат.
5 . Бег 60 м с низкого старта. Упражнение выполнялось в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
6. Челночный бег (3*10 м). Упражнение выполняется в двух попытках. Фиксируется лучший результат.
7. Подтягивание в висе. Упражнение выполняется одним подходом. Засчитывается максимальное количество
подтягиваний.
Тесты по технической подготовке (Приложение 1)
1. Передача мяча на месте способом swing («средняя передача»). Стоя на расстоянии 5 м от штанги ворот.
Испытуемый выполнял десять попыток на точность, по пять вправо и влево. Засчитывалось количество попаданий.
2. Передача мяча в движении способом swing («средняя передача»). Двигаясь со средней скоростью в коридоре,
размеченном фишками, расположенном на расстоянии 5 м от штанги ворот, испытуемый выполнял десять попыток на
точность, по пять вправо и влево. Засчитывалось количество попаданий.
3. Передача мяча на месте способом spin («пас торпедой»). Стоя на расстоянии 10 м от штанги ворот,
испытуемый выполняет десять попыток на точность, по пять вправо и влево. Засчитывается количество попаданий.
4. Передача мяча в движении способом spin («пас торпедой»). Двигаясь со средней скоростью в коридоре,
размеченными фишками расположенного на расстоянии 10 м от штанги ворот, испытуемый выполняет десять попыток
на точность, по пять вправо и влево. Засчитывалось количество попаданий.
5. Ловля мяча после удара ногой. Испытуемый находится в «зоне» ловли, в квадрате 20х20 м. Бьющий от
ловящего находится на расстоянии 15-30 м. Ловля мяча происходит только в отведенном квадрате. Испытуемый
выполняет десять попыток. Засчитывается количество пойманных мячей.
6. Удары ногой по мячу с рук на точность. Испытуемый с расстояния 20-35 м должен попасть в квадрат со
сторонами 10х10 м, мяч должен преодолеть все расстояние по воздуху и упасть в квадрате. Испытуемый выполняет
десять попыток. Засчитывается количество попаданий.
7 раздел «Учебно-воспитательная работа»:
Воспитательная работа предполагает тесное единство нравственного, умственного, эстетического и трудового
воспитания
с
учетом
особенностей
физкультурно-спортивной,
соревновательно-тренировочной
деятельности,
особенностей их влияния на личность молодого человека, задач спортивно-оздоровительного этапа, этапа начальной
подготовки и учебно-тренировочного этапа. Воспитательное воздействие органически входит в тренировочно-
соревновательную деятельность и жизнь спортивной школы.
Важнейшим условием успешного осуществления воспитательной работы с обучающимися является единство
воспитательных действий. Направленное формирование личности обучающегося – итог комплексного влияния многих
факторов социальной системы воспитания, в том числе семьи, школы, основного коллектива, членом которого является
обучающийся, педагога, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.
В работе с обучающимися применяется широкий круг средств и методов воспитания. В качестве средств
используются тренировочные занятия, спортивные соревнования, беседы, собрания, кинофильмы, наглядные пособия,
произведения искусства, общественно полезный труд, общественная деятельность. В качестве методов нравственного
воспитания применяются формирование нравственного сознания (нравственное просвещение) и общественного
поведения,
использование
положительного
примера,
стимулирование
положительных
действий
(поощрение),
предупреждение и обсуждение отрицательных действий (наказание), упражнение (практическое научение).
В воспитательной работе преподавателя необходима гибкая и многообразная система воздействий.
Выполнение
требований
должно
правильно
оцениваться
преподавателем
с
учетом
возрастно-половых
и
индивидуальных особенностей обучающихся, поощряться или осуждаться.
Тематический планирование – 3, 4 класс
№
Содержание занятий
Количест
во часов
Всего
Теория
Практика
1
Техника безопасности на уроках РЕГБИ, гигиена, форма
одежды, предупреждение травм
0,5
0,5
-
2
Краткий обзор истории развития РЕГБИ
0,5
0,5
-
3
Краткие сведения о влиянии физических нагрузок на
организм
0,5
0,5
-
4
Основы техники и тактики РЕГБИ
0,5
0,5
-
5
Строевые
упражнения.
Общая
физическая
подготовка,
специальные упражнения
10
-
10
6
Обучение технике РЕГБИ стоя и в движении
13
-
13
7
Совершенствование навыков самостраховки, безопасного
движения по площадке
2
-
2
Соревнования по ТЕГ-РЕГБИ
На
усмотрен
ие
преподав
ателя
8
Контрольные испытания
1
-
1
9
Итого:
30
2
28
Тематическое планирование программы для 3,4 класса
№ Тема
Дата
Содержание курса
Кол-во
Характеристика деятельности обучающихся
п/п
проведения
часов
1
Знания о регби
7.09
14.09
Теоретическая подготовка.
Ведущие команды России по регби.
2
Рассказывать о ведущих командах России.
2
21.09
28.09
5.10
Правила игры в регби.
Упрощенные правила игры в регби,
права и обязанности игроков, состав
команды, замена игроков.
3
Рассказывать и понимать упрощенные правила игры.
3
12.10
19.10
Теория регби.
Расположение игроков в коридоре.
2
Рассказывать и понимать место нахождения игроков на площадке, функции игроков
при построении коридора.
4
5
Способы
двигательной
деятельности
9.11
16.11
23.11
Организация и проведение занятий
по регби.
Подготовка к занятиям выбранным
видом регби.
3
Перечислять основные правила организации места занятий, правильно подбирать
спортивную одежду, руководствоваться
занятий по регби.
6
30.11
7.12
Требования безопасности
2
Соблюдать правила техники безопасности во время физическими упражнениями.
Выявлять факторы нарушения техники безопасности во время занятий регби и
своевременно их устранять.
7
14.12
21.12
28.12
Выполнять
индивидуальные
технические действия:
бить по мячу ногой с рук «торпедой»,
«свечкой».
3
Описывать индивидуальной
Осваивать технику разучиваемых упражнений.
Выявлять ошибки при выполнении упражнения,
их.
Выполнять согласованные сочетания движения руками с выполнением базовых шагов
(элементов).
8
18.01
25.01
Выполнять групповые тактические
взаимодействия:
- в нападении:
кресты, забегания,
смещения;
9- в защите: формировать
линию
защиты.
2
Осваивать технику разучиваемых тактических действий.
Демонстрировать технику выполнения изученных тактических действий в защите и
нападении.
9
1.02
8.02
Выполнять командные тактические
действия в защите и в нападении:
- в нападении уметь выполнять три-
четыре
тактические
схемы
игры
«первым темпом» и две-три схемы
игры «вторым темпом».
- в защите, уметь формировать линию
защиты,
держать
сформированные
порядки защиты при перестроении.
2
Осваивать технику разучиваемых тактических действий.
Демонстрировать технику выполнения изученных тактических действий в защите и
нападении.
10
Физическое
совершенствование
15.02
22.02
Спортивно-оздоровительная
деятельность
с
общеразвивающей
направленностью:
ТЕГ-РЕГБИ
Требования безопасности.
2
Соблюдать правила техники безопасности во время занятий ТЕГ-РЕГБИ.
11
1.03
15.03
29.03
Владеть навыками
игры
в
ТЕГ-
РЕГБИ.
3
Выполнять технические упражнения из спортивной игры тег-регби.
Взаимодействовать в парах, тройках, группах при выполнении упражнений и игровых
действий.
Активно участвовать в играх.
Моделировать технику игровых действий и приемов, в зависимости от игровой
ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.
Соблюдать правила игры.
Общаться и взаимодействовать
Проявлять доброжелательность, взаимопонимание, уважительно относиться к своим
эмоциям.
Использовать игровые действия тег-регби для развития физических качеств, и как
средство активного отдыха.
12
5.04
12.04
Упражнения
общеразвивающей
и
специальной направленности:
Требования безопасности.
2
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений легкой
атлетики.
13
19.04
26.04
Упражнения из легкой атлетики.
2
Выполнять упражнения для развития выносливости, координации, силы и быстроты.
Выявлять возможные отставания в показателях физического развития и физической
подготовленности.
Выполнять нормативы физической подготовки.
Соблюдать правила дыхания при выполнении упражнений.
Контролировать нагрузку по частоте сердечных сокращений.
Организовывать и проводить
планировать в системе занятий физической культурой.
14
17.05
Требования безопасности.
1
Соблюдать правила техники безопасности во время занятий спортивными играми.
15
24.05
Упражнения
из
спортивных
игр
(гандбол)
1
Выполнять технические упражнения из спортивной игры гандбол. Передачи мяча стоя
на месте и в движении.
Взаимодействовать в парах, тройках, группах при выполнении упражнений и игровых
действий.
Активно участвовать в играх и осуществлять судейство.
Моделировать технику игровых действий и приемов, в зависимости от игровой
ситуации и условий, возникающих в процессе игровой деятельности.
Соблюдать правила честной игры.
Общаться и взаимодействовать
Проявлять доброжелательность,
взаимопонимание,
уважительно
относиться
к
сопернику, управлять своими эмоциями.
Использовать игровые действия гандбола для развития физических качеств, и как
средство активного отдыха.
Программа сокращена с 34 ч. до 30 ч. в связи с выпадением данных уроков на выходные, нерабочие и праздничные дни.
Программа выполнена за счет уроков повторений.