Автор: Сафронова Татьяна Илларионовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан
Населённый пункт: пос. Эльбан
Наименование материала: статья
Тема: Моё отношение и видение перспектив после внедрениия обновленных ФГОС с 1 сентября 2022 года
Раздел: среднее образование
Моё отношение и видение перспектив после внедрениия ФГОС
с 1 сентября 2022 года
Обновленные ФГОС-2021 (именно обновленные в соответствии с
духом и требованиями времени) вступили в силу с 1 сентября 2022 года.
Пока в обязательном порядке для обучающихся 1 и 5 классов.
В
принятом
образовательном
стандарте
третьего
поколения
достаточно много нововведений. Например, в программу вводится
обязательное патриотическое, экологическое и трудовое воспитание.
Сразу хочется отметить, что это, конечно, не совсем нововведение
для конкретно моей школы, в которой этим направлениям всегда
уделялось большое внимание, и, честно говоря, мне даже показалось, что
на это не обязательно было бы и уделять особое внимание в стандартах,
так как, само собой разумеется, что в школах патриотическому
воспитанию уделяется большое внимание. Но, побеседовав с моими
коллегами, переехавшими в другие регионы и устроившимися на работу
в школу, я поняла, что школа школе рознь. И раз единых требований к
обязательности
патриотического,
экологического
и
трудового
воспитания не было в предыдущих стандартах, то не везде этому
уделялось особое внимание.
Очень важным считаю, что ФГОС утверждает конкретный
знаниевый (!) минимум по каждой изучаемой дисциплине. В разделе
«Литература»,
например,
перечислены
теоретико-литературные
понятия, которыми должен владеть выпускник 9 класса, а также дан
список обязательных к прочтению авторов и произведений. Слишком
большое увлечение универсальными учебными действиями привело, на
мой взгляд, наших школьников к невысокому качеству знаний. Так
сказать, умеют разводить демагогию, а конкретных знаний нет.
При этом очень хорошо, что стандарт основывается на системно-
деятельностном подходе к образованию, ведь знания без практики – это
ничто. Недаром древняя китайская мудрость гласит: «Скажи мне — и я
забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». И
наша роль, роль педагогов – сопровождать учеников в процессе
открытия нового знания. Отмечу, что эта роль возложена на педагогов
еще с введения ФГОС второго поколения, так что это не новая функция,
а уже хорошо отработанная у педагогов, работающих в школе с начала
введения ФГОС.
Остановлюсь
на
цифровизации
образования.
Как
бы
ни
противились этому родители, которые все боятся, что их, как во время
пандемии, посадят дома учиться вместе со своими детьми, но мы живем
в 21 веке. Нынешние ученики рождены практически с электронными
гаджетами в руках, и было бы бессмысленно в школе делать вид, что
книга – единственный источник знаний. Все цифровые нововведения
уже была использованы на практике в 4 четверти 2019-2020 учебного
года, а теперь получили документальное оформление. Школа не должна
отказываться от лучших практик, которые позволяют обучать и
оценивать учащихся, которые по объективным причинам не могут
присутствовать в школе.
Также ФГОС предусматривает возможность разделять учеников
на
группы
с
учетом
их
успеваемости,
потребностей,
интересов,
психического и физического здоровья. И это очень хорошо. Ведь и
ученик, и его родитель очень довольны, когда учителя индивидуально
подходят
к
ребенку.
А
нынешние
ФГОС
делают
упор
на
индивидуальную траекторию обучения.
Можно сказать, что ФГОС-2021 пытаются конкретизировать и
адаптировать современный образовательный процесс под современный
мир, детей, прогресс.
Еще раз вернусь к вопросам воспитания, которому в обновленных
ФГОС отводится, на мой взгляд, ключевая роль, так как стандарт
направлен на воспитание всесторонне развитого индивида, который
обладает базовыми когнитивными, социальными и эмоциональными
компетенциями, адекватно ориентируется в окружающем мире, решает
нетиповые
задачи,
понимает
необходимость
непрерывного
самообразования
и
саморазвития,
-
в
общем,
на
воспитание
современного образованного человека.
Уверена,
что
новые
ФГОС
дадут
позитивные
результаты
воспитания и обучения.